Многоугольный срубный аил теленгитов

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.


Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

Их летом накрывают мешковиной, зимой — шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

Балаган.

Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.

Иглу.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

Валкаран.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний — через многометровый подземный коридор, летний — через крышу.


Яранга.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Хата – традиционное жилище южнославянских народов

В какой-то степени хата является сродни избе с тем отличием, что более основательные и утепленные избы строились преимущественно в северных регионах славянских поселений, в то время как в южных областях (в Украине, Белоруссии и частично в Польше) преобладали хаты – более облегченные типы . Хаты могли быть плетневыми, срубными, глинобитными и др. Внутри и снаружи их, как правило, обмазывали глиной и белили. Как и изба, хата обычно имела жилое помещение с печью, сени и хозяйственный блок.

Основное отличие хаты от избы заключается в том, что она строится не из целых, а из половинных или других пиломатериалов, которые затем обмазываются саманом – смесью соломы, конского навоза и глины. Здесь следует отметить, что саман вовсе не является обязательным элементом хаты: в более зажиточных селениях и в более поздние времена хаты могли быть обиты кровельным железом и покрашены в яркие цвета (чаще всего сочетание голубого и белого). Традиционная же саманная хата обмазывалась белой глиной или белилась мелом снаружи и изнутри.

Любопытно, что под словом «хата» славяне подразумевали не только само , но и его части – существовали такие понятия как задняя и передняя хата . Задняя хата представляла собой половину дома, окна которой выходили во внутренний двор. У передней хаты окна выходили на улицу. Задняя и передняя хаты обычно были разделены между собой при помощи или более простой и грубой украинской печки, которая стояла посередине помещения, и/или стенной перегородкой в виде плетеного или деревянного каркаса, обмазанного глиной. При этом передняя хата играла роль парадной комнаты, предназначенной для встречи гостей, отдыха и размещения икон, а задняя несла на себе хозяйственную нагрузку – здесь готовили пищу, а в сильные морозы могли отогревать молодняк скота. В некоторых случаях часть задней хаты, примыкающую к печи, отгораживали отдельной перегородкой и получали нечто похожее на отдельную кухню.

Обычно хата оснащалась соломенной , которая защищала жилище от снега и дождя, но при этом обеспечивала естественную вентиляцию помещения. Непременным элементом всех хат были ставни, которые можно было закрыть в жаркую и солнечную погоду. В богатых жилищах пол был дощатым (с высоким подпольем), в более бедных – земляным. Что касается материалов для строительства стен, то их выбор во многом зависел от природных условий той или иной местности. Например, в Украине запасы леса достаточно скудны, поэтому при строительстве домов (чаще всего мазанок) здесь старались использовать меньшее количество древесины.

Главный вопрос для молодых семей — квартирный. Если подойти к этому делу с фантазией, то ипотеку брать будет совсем необязательно. Вот как решают свой жилищный вопрос разные народы мира.

Чум

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Такое жилище можно построить в любом месте.

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.

— Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум; — летний чум – таны мя. Он отличается покрытием — мюйко — старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья. В чуме большое значение имеет очаг — печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.

После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.

Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги. В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

Культура

Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:

  • легендарные
  • о животных
  • бытовые
  • волшебные

В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.

Краткая аннотация проекта

Представленный проект направлен на исследование влияния различных климатических условий, а так же образа жизни населения и его традиционных занятий, на тип жилища. Работа так же обращена на выявление схожих характерных особенностей жилых построек у разных народов, проживающих на разных континентах, но находящихся в одном климатическом поясе. Исследование ведётся по группам, каждая из которых отслеживает закономерности в отдельных поясах Земли. В ходе работы учащиеся закрепят знания о расположении и отличительных особенностях климатических поясов на земном шаре, разнообразии и распределении растительности по природным зонам мира. Работа с различными источниками информации — сетью Интернет, СМИ, дополнительной литературой, поможет выяснить: из чего строятся дома в разных частях света; как климат определяет архитектуру строения; влияют ли образ жизни и традиционные занятия населения на тип жилья.

Дом из дёрна

Народ – исландцы Материал: дерево, камни, дёрн

Конструкция исландских домов из дёрна напоминала землянку. Они веками строились на этом острове с суровым климатом, на котором было мало древесины, хорошо защищавшей от холода. В таких домах исландцы жили с IX до середины прошлого века. Строились они так: на ровной площадке из больших плоских камней выкладывался пол, на котором возводился деревянный каркас, способный выдержать вес дёрна. В каркасе были предусмотрены оконные и дверные проёмы, а снаружи его в несколько слоёв обкладывали дёрном. Дом делился на несколько помещений, в самом большом из которых был очаг. Помещение для скота располагалось чуть ниже, благодаря чему его тепло также участвовало в обогреве дома. С XIV века вместо больших домов из дёрна стали строить несколько меньшего размера, но связанных между собой. Их наполовину углубляли в землю. К сожалению, в них присутствовала избыточная влажность.

3.

Добо Кто: Жители Индонезии Материал: Дерево, листья В свое время представители племени короваев, как и многие другие жители Индонезии и Полинезии, были успешными охотниками за головами. И жертвами тоже были, вполне вероятно. Оттого и начали строить свои дома на высоте 30–50 м, спасаясь от соседей-каннибалов, хищных животных и «призрачных демонов» (белых людей с огненными палками). Говорят, что до 1970-х годов, когда короваев посетили первые научные экспедиции, эти люди ничего не знали о существовании всего остального мира, да и сегодня лишь единицы из них умеют читать и писать. Короваи называют свои жилища добо и возводят их высоко над землей, в качестве «свай» используя тонкие стволы деревьев. На них строится квадратная площадка из еще более тонких жердей и листьев — с такими же стенами. Крышу покрывают листьями. Чтобы посетить дом короваев, придется взобраться по лестнице, состоящей из единственного ствола дерева, что, впрочем, не мешает делать это ни беременным женщинам, ни мамашам с детьми на руках. В такой хижине короваи даже умудряются разводить огонь.

Жилища народов Азии

Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии — минка, в Корее — ханок.

Дяолоу.

Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.

Тулоу.


Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.

Минка.

Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.

Ханок.

Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

Трулло.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

Пальясо.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

Бордей.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

Клочан.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

Вежа.


Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

Конак.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

Кула.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

Шале.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Изба – первое наземное жилище северных славян

Первые наземные у славян появились приблизительно в IX-X веке, а само название «изба» зафиксировано в древних русских летописях, датированных X веком. Изначально срубные избы появились в северных районах славянских поселений, где земля была очень сырой, болотистой или глубоко промерзшей. Все эти факторы не давали возможности обустраивать теплые полуподземные и подземные .

Первые славянские избы, как правило, представляли собой одну утепленную комнату-клеть, к которой в некоторых случаях примыкали сени. Деревянная изба была оснащена дверью и маленьким оконцем размером до 40 см, которое закрывалось деревянной дощечкой и использовалось чаще всего для .

Зимой в избе проходила основная часть жизни семьи, тут же держали молодой скот. Если в печь не имела трубы, то его называли «курная изба» , а дом с трубной печью носил название «белая изба» . Изба могла иметь нижний этаж (подклет) или обходиться без него. Внутренняя планировка помещения зависела от положения печи: по диагонали от нее был «красный» или передний угол, внизу находился ящик-голбец из дерева, а сбоку под потолком настилались полати.

Преимущественно стены избы строились из бревен, крыша могла быть соломенной или деревянной, окна — косящатыми (с рамами) или волоковыми (прорубленными в бревнах). Для обычно использовали охлупень (резной конек); фасад украшали наличниками окон, полотенцами и причелинами; стены, двери, потолок и печи – характерными славянскими орнаментами в виде зверей, птиц, растений и геометрических узоров.

Кстати сказать, резной конек на крыше использовался славянами отнюдь не для красоты. Дело в том, что, таким образом, славяне приносили Богам «строительную жертву» в виде избы, имеющей форму лошади: четыре угла – ноги, дом – тело, конек – голова. Такая жертва символизировала создание из первобытного хаоса (дерева) нечто разумно организованное (). Нередко к задней части конька привязывался еще и хвост из мочала – в этом случае жилище, по мнению славян, полностью уподоблялось коню. Кроме того, археологические раскопки показали, что самых первых изб украшались вовсе не резными коньками, а настоящими лошадиными черепами.

Со временем размеры избы увеличивались: кроме самой избы-клети появилась еще горница, которая отделялась от основного жилья стеной. Такие получили название «пятистена». В северных районах начали появляться шестистенки и избы-двойники, представляющие собой два самостоятельных сруба-клети, имеющих общие сени и перекрытых общей крышей. Нередко к избам примыкали легкие галереи, которые соединяли между собой жилые постройки, кладовые и мастерские, что давало возможность, не выходя на улицу, переходить из одного помещения в другое.

У славянских домов могло быть несколько вариантов блокировки хозяйственной части от . Это могла быть однорядная связь, которую называли «под один конь» (то есть хозчасть и жилое помещение находились под одной крышей); двурядная связь — «в два коня» (хоздвор и изба были перекрыты отдельными крышами с параллельными коньками); трехрядная связь — «на три коня» (изба, хозблок и двор стояли рядом и перекрывались отдельными крышами с тремя параллельными коньками). чаще всего были двускатными, однако можно было встретить и четырехскатные крыши вальмовой или шатровой формы.

Подписи к слайдам:

СакляКаменное жилище кавказских горцев. Строится из глины и керамического кирпича, крыша плоская, узкие окна, похожие на бойницы. Это было и жилище и своего рода крепость. Оно могло быть и многоэтажным, а могло строиться из глины и не иметь окон. Земляной пол и очаг посередине – вот скромное убранство такого дома.РондавельСакляВигвамЭто название знакомо каждому любителю фильмов про индейцев. Шалаш конусной или пирамидальной формы, основа которого – тонкие стволы деревьев. Покрыт корой вяза или березы, а иногда тростником. Это дом индейца Северной Америки. Жилище не было предназначено для переноса, однако, при необходимости, легко собиралось и возводилось потом на новом месте.ИзбаПальясоЭти жилища принадлежали раньше испанским крестьянам. Сейчас в таких домах люди практически не живут, но они остались в виде исторических памятников в испанской деревне Пьорнедо. Строения выглядели неуютно, почти вросшие в землю, словно состояли из одной крыши. Окон не было и, как правило, жилище разделялось на два помещения: в одном жили люди, в другом скот.ИзбаБревенчатый дом, постройка славян. Изба собиралась из бревен (так называемый сруб), бревна укладывались по определенному принципу. В доме выкладывалась печь. Топилась изба по-черному. Трубу на крыше стали ставить позже, и тогда уже дым выводился из дома через нее. Срубы можно было разбирать, продавать и выкладывать вторично, возводя новый дом из старого сруба. До сих пор этот метод используется дачниками.Жилища народов мираВыполнила ученица 5 класса Бабаева Эльвира.ВигвамИглу МинкаЭто жилище японских крестьян. Высокие соломенные крыши, стены из бамбука, травы и соломы, смешанных с глиной. Так как многие японцы простого происхождения занимались выращиванием шелкопряда, при постройке жилища учитывалось, что основное место в помещении выделялось для шелкопрядения. Внутри дома не было перекрытий, стены заменяли раздвижные бумажные панели, которые позволяли изменять форму комнат.Юрта Жилище для кочевников – монголов, казахов, киргизов. Чем удобно оно в условиях степей и пустынь? Собрать и разобрать такой дом – дело пары часов. Основа строится из жердей, сверху покрывается циновками. До сих пор пастухи пользуются такими строениями. Наверное, многолетний опыт подсказывает, что от добра добра не ищут.ПальясоЮрта Иглу Поистине потрясающее изобретение. Придумали его эскимосы Аляски. Сами понимаете, на Аляске со стройматериалами не все хорошо, но люди всегда использовали то, что есть под руками и в большом количестве. А на Аляске всегда под руками лед.  И они стали строить дома из плит льда. Чтобы внутри было тепло всё обвешивали шкурами. Эта идея очень понравилась Финляндии и они стали строить такие дома. ТруллоТипиЖилища коренных жителей Америки. Это строение было переносным и возводилось из жердей, которые покрывались сверху оленьими шкурами. В центре располагался очаг, вокруг которого сосредотачивались спальные места. В крыше обязательно оставлялось отверстие для дыма. Трудно поверить, но и сейчас люди, поддерживающие традиции коренного населения Америки и по сей день живут в таких шалашах. РондавельТрадиционный круглый дом народов Южной Африки. Строительный материал самый, что ни на есть дешевый: песок, навоз, трава, конусная крыша делается из тростника. Чтобы сохранить некоторую этническую традиционность, такую форму зданий используют при строительстве гостиниц в ЮАР. Только, конечно, при постройке обходятся без навоза.ТруллоИтальянское жилище, причисленное в наше время к разряду памятников. Дом примечателен тем, что возводился по методу «сухой кладки», то есть просто из камней. Это делалось не случайно. Такая постройка была не слишком надежной. Если вытаскивался один камень, она могла полностью развалиться

И все потому, что в определенных местностях дома строились незаконно и при любых претензиях со стороны властей, могли легко ликвидироваться.Проверим себя!МинкаТипиСпасибо за внимание!!!

Кавказская провинция

Эта провинция находится между Каспийским и Черным морями в южной части Восточно-Европейской равнины. Она охватывает различные ландшафты горных систем Кавказа, горных равнин и предгорий, делится на 2 области: кавказскую и северо-кавказскую. Такие жилища народов мира, картинки с изображениями которых можно увидеть в этой статье, очень разнообразны – от каменных крепостей и домов-башен до турлучных (плетневых) полуземлянок и сооружений; в Азербайджане – саманные одноэтажные жилища с абсолютно плоской крышей, входом и окнами во внутренний двор; в Восточной части Грузии – это 2-этажные дома из дерева и камня с балконами, двускатной или плоской крышей.

Внешность

Одежда

Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного

Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета

Одежду украшают вышивкой и орнаментом.

Мужчины носят малицу с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо согревает голову и тело. Шьют и надевают малицу мехом внутрь, украшают вышивкой, подпоясывают поясом из кожи, обшитым красным сукном, с двумя или тремя рядами медных пуговиц. На цепочке к поясу прикрепляют нож в ножнах. Летом носят старые малицы с откинутым капюшоном, зимой надевают новые. Если очень холодно и предстоит дальняя поездка, поверх малицы надевают совик из меха с капюшоном, обрамленным опушкой из хвостов песца.

Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.

Юрта

Народ – монгольские и тюркские кочевники Материал: жерди и войлок

Самому старому изображению юрты примерно полторы тысячи лет, но считается, что их массовое строительство началось в XIII веке. Юрту можно назвать большой, удобной складной палаткой, где в центре устраивается очаг, а дым выходит через отверстие в крыше, которое также служит для освещения. В плохую погоду или просто на ночь это отверстие прикрывали куском войлока, просто потянув за аркан. Деревянный каркас юрты делали из решёток, складывающихся на манер гармошки, осями которых были длинные жерди, сходящиеся куполом. Поверх каркас полностью обтягивался войлочной кошмой, благодаря этому в юрте всегда было тепло и отсутствовали сквозняки, а в жару снималась боковая кошма. Пол в юрте застилался коврами. Помещение делилось на большую по размеру мужскую половину, расположенную на восточной стороне и на меньшую женскую, которые разделялись занавесью. В мужской части стены украшали талисманы, оружие и конская упряжь. В женской части можно было увидеть утварь, запасы провизии, постельное белье и одежду женщин и детей. У входа ставили шкаф для посуды и ступу, в которой взбивали кумыс, всё это символизировало достаток семьи. Многие монголы живут в юртах и сейчас, а в соседнем Казахстане их устанавливают к национальным праздникам или специально для туристов.

Юрта

Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком.

Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг.

Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской — утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей.

У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, (хакасы, западные тувинцы, западные буряты) получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.


С этим читают