Замоскворечье (административный район)

Территория и границы

Район расположен в центральной части Москвы, в составе Центрального административного округа.

Контуры муниципалитета проходят по осям следующих географических объектов (по часовой стрелке): по оси Кожевнической улицы, Летниковской улицы, Жукова проезда, Дубининской улицы, 4-го и 1-го Щипковских переулка, улицы Павла Андреева, Мытной улицы, 4-го и 1-го Добрынинских переулков, улицы Коровий Вал, западной и северной границам Серпуховской площади, улицы Большая Ордынка и Кадашёвской набережной, Чугунного моста, улицы Балчуг, русла Москвы-реки, Новоспасского моста до Кожевнической улицы.

Замоскворечье граничит с муниципальными округами Якиманка, Даниловский, Таганский и Тверской.

Примечания

  1. . Дата обращения 4 апреля 2013.
  2. ↑ . Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Дата обращения 16 октября 2010.
  3. ↑ . Дата обращения 24 апреля 2020.
  4.  .
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2017.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2017.
  7. .
  8. . Дата обращения 16 августа 2014.
  9. . Дата обращения 31 мая 2014.
  10. . Дата обращения 16 ноября 2013.
  11. . Дата обращения 2 августа 2014.
  12. . Дата обращения 6 августа 2015.
  13. (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017.
  14. . Дата обращения 25 июля 2018.
  15. . Дата обращения 31 июля 2019.
  16.  .
  17.  .
  18. . cao.mos.ru. Дата обращения 17 июля 2020.
  19. . moscowseasons.com. Дата обращения 17 июля 2020.
  20. . um.mos.ru. Дата обращения 17 июля 2020.
  21. . www.sobyanin.ru. Дата обращения 17 июля 2020.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2017.

История

Основная статья:

Первое документальное упоминание о московской местности под названием Заречье относится к 1365 году[источник не указан 3725 дней]. Впоследствии здесь располагались слободы стрельцов, овчинников, кузнецов, кожевников, толмачей, что отразилось в топонимике района (Новокузнецкая улица, Кожевническая улица, Старый Толмачёвский переулок). В период доминирования Золотой Орды собранную в Москве дань везли из Кремля в Орду по дороге, которая в настоящее время носит название «улица Большая Ордынка».

В Замоскворечье располагалась Татарская слобода, что нашло своё отражение в названиях улиц.

Жизнь Замоскворечья существенно изменилась в царствование Петра I: в районе поселились купеческие семьи, такие как Шмелёвы, образовались большие дворянские усадьбы. А. Н. Островский — «певец Замоскворечья».

Литература

  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астрель, 2004. — Т. 2. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Паламарчук П. Г. Москва в границах 1917 года // Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. — Москва: Астрель, 2004. — Т. 3. — 696 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-X.
  • Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1994. — ISBN 5-210-02548-9.
  • Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  • Москва. Памятники архитектуры 1830—1910-х годов / текст И. Е. Кириченко. — М.: Искусство, 1977. — 378 с. — 50 000 экз.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — Москва: издательство Московской Городской думы, 1884. — Т. 1.
  • Краткое историческое описание храма Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве / Составитель Дружина Н. Л.. — Москва: Печатня Снегиревой, 1911. — 57 с.
  • Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. — М.: издательство братства Святителя Тихона, 1999.
  • Николаева Т. Е., Судариков А. В., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. — М.: издательство братства Святителя Тихона, 2001.
  • Сытин П.В. Из истории московских улиц. — М.: Московский рабочий, 1958. — 843 с.

Социальная сфера

Культура

В Замоскворечье сегодня находятся многие из важнейших культурных и исторических памятников, музеев и других достопримечательностей Москвы, в частности, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Дом-музей А. Н. Островского, Дом-музей С. А. Есенина. На улице Большая Ордынка расположен филиал Малого театра. Государственная Третьяковская галерея располагается в соседнем районе «Якиманка», в двух кварталах от границы двух районов.

Религия

На территории района находятся православные храмы Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви.

Деловая жизнь


Дом музыки

Здесь находятся здания головных офисов крупнейших российских компаний и банков — Роснефть, Тюменская нефтяная компания, Московский Правозащитный Центр, Мосэнерго, РОСНО, Транснефть, Алроса, а также деловой центр «Павелецкая Плаза» (компания Nestle и др.) и деловой комплекс «Риверсайд Тауэрс», расположенный на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала и включающий в себя Московский международный Дом музыки, пятизвездочный отель-башню «Swissotel Красные Холмы», бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс».

Новое Болвановье

Современные 1-й и 2-й Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Ордынская слобода


Большая и Малая Ордынка, Большой и Малый Ордынские переулки, Ордынский тупик расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, упоминающиеся в княжеских договорах еще с XIV в. В литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники. Однако в последнее время выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Если представить себе ту огромную массу возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, становится понятным, что для ее перевозки требовалось немало рабочих рук. Неудивительно, что Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве. В 1632 г. в ней значится 107 дворов, а к 1653 г. — 273 двора. Об этом свидетельствует наличие в ней сразу нескольких храмов. Возможно, главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича. В 1657 г. храм значится уже каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок. Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 г. и был перестроен в камне в 1683—1685 гг. К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г. Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Вопрос этот требует еще своего объяснения.

Кузнецкая слобода

Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода, имевшая в 1638 г. 72 двора, а в 1658 г. — уже 185 дворов. О ней сейчас напоминают Новокузнецкая улица и переулки. Ее приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне. Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.

В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. При этом первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и «немецкое» железо: доски белого железа, железная проволока. В 80-х годах XVI в. в Москве прут русского железа стоил от 75 до 80 денег, лист «немецкого» железа — 60 денег. Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Но крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели в своей округе запасы сырья. Так, в 1630—1631 гг. в Устюжну-Железопольскую был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решеток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. тамошние кузнецы делали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.

Интересные факты

  • В 1921—1923 годах секретарём Замоскворецкого районного комитета РКП(б) являлась Розалия Землячка.
  • Согласно Постановлению МГК КПСС от 25 июня 1972 г. «О застройке центральной части города Москвы», Замоскворечье полностью планировалось расчистить от старой застройки, заменив её стандартными новостройками. От Большого Каменного до Москворецкого моста планировалось объединить Москву-реку и Обводной канал, соорудив озеро. План подвергся критике со стороны нескольких советских академиков. Лев Арцимович, Борис Рыбаков и Петр Капица в ноябре 1972 года написали письмо в газету «Правда», после чего Генеральный Секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев распорядился пересмотреть план застройки.
  • Район является родиной российского рэп-исполнителя Gufа, в его песнях в большинстве случаев упоминается сокращённо — ZM.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия Овчинниковской набережной и переулков — Большого и Среднего (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего Руновского. Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.


Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Герб и флаг

Герб района Замоскворечье

Герб и флаг района утверждены и внесены в Геральдический реестр города Москвы с присвоением регистрационного номера 25 декабря 2003 года.

Герб района представляет из себя зелёный щит московской формы с золотой волнистой главой с двумя голубыми волнистыми поясами, в центре которого изображены перекрещенные золотые бердыш и жезл Меркурия. Волнистые пояса символизируют Водоотводный канал и Москву-реку, проходящие через муниципалитет. Бердыш символизирует славу бывшей территории района в военное и мирное время. Жезл Меркурия указывает на расцвет купечества и торговли в XVIII—XIX веках в пределах нынешнего муниципалитета.

Парки, зоны отдыха, общественные пространства

В районе Замоскворечье нет крупных парков, но обустроено несколько небольших скверов и зон отдыха.

Сквер Ополченцев Замоскворечья был разбит на озелененной территории вблизи дома 33 по улице Новокузнецкая в 2014 году, а годом позже здесь был установлен памятник дивизиям народного ополчения, сформированным на территории района в годы Великой Отечественной войны. Свое современное название сквер официально получил в 2018 году.

Сквер у станции метро «Новокузнецкая» разбит вокруг фонтана «Адам и Ева», который был построен в 2007 году, к 860-летию Москвы.

Сквер в Климентовском переулке был обустроен на месте неорганизованной парковки в 2016 году. В результате работ в зоне отдыха появились парковые качели, зона воркаут, детская площадка. Проведено озеленение.


Михайловский сад – бывший частный сад в купеческом владении. Был основан в XVIII веке. Сегодня является публичным, здесь часто проводятся районные праздники.

Овчинниковская и Озерковская набережные были реконструированы и превращены в общественные пространства в 2019 году. Набережные расширили для пешеходов, организовав зоны отдыха у воды – для этого здесь поставили несколько видов скамеек и парковых стульев и провели озеленение. В рамках работ были также благоустроены два сквера – на пересечении Овчинниковской набережной с Садовническим проездом и между Садовническим мостом и Средним Овчинниковским переулком.

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной Садовнической улицы, на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Комментарии

  1. Церковь Великомученика Георгия на Болвановке с 1625 года, Церковь Преображения Господня да Великомученика Георгия, на Болвановке — с 1635 года .
  2. Церковь Преображения Спасово в Ордынцах — с 1632 года, Церковь Преподобного Варлаама в Ордынцах — с 1635 года, Церковь Преподобного Варлаама в Кадашове — с 1677 года.
  3. По другим данным
  4. Церковь Воскресения Христова в Кадашове — с 1632 года, Церковь Воскресения Христова, что на Грязи — с 1677 года.
  5. Церковь Григория Богослова, за Москвой рекой — с 1632 года, Церковь Григория Неокесарийского, за Москвой рекой, на Полянке — с 1635 года.
  6. Церковь Великого Мученика Георгия, на Всполье — с 1625 года, Церковь Великого Мученика Георгия, в Ордынцах на Всполье — с 1635 года.
  7. Большинство исследователей традиционно считает Еготова автором. Пётр Сытин и Юрий Федосюк определённо говорят, что храм построен по проекту Еготова.
  8. Церковь Пресвятой Троицы, что за Москвой рекой, в Берсеневке, в Верхних Садовниках — с 1682 года, Церковь Живоначальной Троицы, что за Москвой рекой, в Берсеневских Садовниках — с 1686 года и 1715 год, Церковь Николая Чудотворца, что за Москвой рекой в Берсеньевке — с 1696 года.
  9. Церковь Живоначальной Троицы за Москвой рекой, в Алексееве Приказе Мещеринова — с 1657 года, Церковь Живоначальной Троицы у Серпуховских ворот в Иванове Приказе Монастырева — с 1657 года, Церковь Живоначальной Троицы в Стрелецкой Слободе — с 1677 года.
  10. Построена в несколько этапов
  11. По другим данным
  12. Церковь Троицы Живоначальныя, за Калужскими воротами, в новой селебной слободе Шаболовке — с 1699 года.
  13. Строительство было прервано в 1714 году и возобновилась в 1756.
  14. «Московские церковные ведомости» за 1901 год определяют стиль постройки как «русско-византийский».
  15. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы у Крымского двора — с 1642 года, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Иноземной слободе — с 1645 года, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что за Москвой рекой в Панех — с 1727 года.
  16. Первое упоминание — 1551 год; Собор Архангела Михаила в Овчинниках — с 1625 года, Церковь Архангела Михаила, что в Конюшенной Овчинной слободе — с 1657 года, Церковь Архангела Михаила за Болотом — с 1677 года.
  17. Церковь Святого Мученика Иванна, у Крымскаго двора — с 1625 года, Церковь Святого Мученика Иванна, в Лужниках — с 1639 года, Церковь Святого Мученика Иванна, в Конюшенной слободе — с 1642 года, Церковь Иоанна Воинственника у Крымского двора — с 1677 года.
  18. Церковь Святых Великомучеников Фрола и Лавра, по Коломенской дороге, в Гонной слободе — с 1625 года, Церковь Апостолов Петра и Павла, с приделом Фрола и Лавра, в Ямской Коломенской слободе — с 1628 года, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, да Мучеников Флора и Лавра, что в Старой Коломенском, в Ямской слободе — с 1642 года.
  19. Усекновения главы, что под Бором с 1625 года, Церковь Иоанна Предтечи в Пятницкой — с 1699 года.
  20. Церковь Сретения князя Михаила Черниговского, под Бором — с 1628 года, Церковь Сретения князя Михаила, в Пятницкой — с 1699 года.
  21. По некоторым данным, заложен 17 мая 1695, освящён 25 октября 1695.
  22. Церковь Великомученика Чудотворца Николы, да в пределе Иванн Предтеча, за Москвой рекой в Толмачех — с 1627 года, Церковь Великомученика Чудотворца Николы, в Ясовой — с 1680 года.
  23. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Голутвинской слободе — с 1625 года.
  24. По некоторым источникам, храм который начали возводить в 1741 году, развалился из-за ошибок в проектировании, и существующее сооружение начали строить заново в 1754 году..
  25. Церковь Слова Божьего, за Москвой рекой, в Садовниках с 1653 года, Церковь Софии Премудрости, в Садовниках — с 1737 года.

С этим читают