15 средневековых замков, будто из сказки

Замковая архитектура, которая покоряет

Романский стиль. В Средние века наличие замка демонстрировало не только знатное иерархическое положение своих владельцев, но и было обязательным условием безопасности. Именно тогда, практически одновременно, в Англии зародился нормандский, а в Европе романский стили, которые были идентичны в своих архитектурных особенностях. Крепости строились с большими нишами в форме арок, которые напоминают отголоски римской архитектуры, узкими окнами-бойницами, зубчатыми внутренними галереями. Англосаксонские замки были абсолютно лишены декора, не отличались изяществом, зато их неоспоримым преимуществом было удобство защиты семьи феодалов. Подъемные мосты, рвы с острым частоколом, амбразуры в мощных стенах и минимальные внутренние удобства.


Яркие примеры того времени: замок Хендингхем в Эсексе, Белая башня Тауэра.

Эпоха готики. Просуществовав до конца XII века, романский стиль уступил место готике. В основе готических замков – каркасные конструкции со стрельчатыми сводами, многообразие вытянутых заостренных арок, взлетающие ввысь шпили. Все элементы подчинены вертикали. В это время замки начали постепенно преображаться, превращаясь в великолепные дворцы. Фасад готических замков богато украшен вимпергами, тимпанами, архивольтами, а солнечный свет попадает во внутренние помещения через витражные окна.

Примеры готической архитектуры: замок аббатства Мон Сен-Мишель во Франции, замок Левенберг в Германии, замок Бран в Румынии.

Ренессанс. В начале XV века в Италии зарождается стиль Ренессанс, который лишь спустя столетие придет в Европу. Междоусобные войны практически закончились, а значит, исчезла и необходимость в строительстве замков-крепостей. На смену оборонительным сооружениям пришла мода на изящные сооружения. Вместо изломанных и устремленных по вертикали готических замков появились лаконичные замки-дворцы, вытянутые по горизонтали.

Архитекторы Ренессанса черпают вдохновение в античной эпохе, придавая большое значение симметрии и декоративной отделке фасадов. В оформлении активно используется лепнина, сграффито (декоративная штукатурка), четко прослеживается деление здания на этажи, непременным условием является ордерная система, наличие монументальных колонн, пилястр. Проектированием и строительством замков в эпоху Возрождения занимаются известные скульпторы и архитекторы: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Гийом Сено, Жан Фуке, Колен Биар, Пьер Делорм, Бертран де Мейналь.

Замки Ренессанса отличаются утонченной архитектурой и многообразием авторских решений. Среди наиболее известных — замок Гайон в Нормандии, замок Шамбор во Франции, замок Чески Крумлов в Южной Чехии, Палаццо Питти в Италии.

Эпоха Ренессанса завершилась к концу XVII в., уступив пышному великолепию барокко. Замки превратились достояние истории, окончательно растворившись в дворцовой архитектуре.

Красивейшие замки и дворцово-парковые ансамбли России разных времен

К уважаемым и относительно мало постаревшим долгожителям в этом семействе относят красавцы-ансамбли Петербурга и ближайших к нему городов-спутников.

Михайловский (он же – Инженерный) замок

Этот восхитительный образчик псевдоготики был построен по заказу Павла І на рубеже XVIII-ХІХ веков. Он резко «выпал» из общей стилистики Северной Пальмиры по причине сходства с крепостью позднего средневековья, что для элегантных питерских дворцов нетипично.

С высоты птичьего полета почти симметричный дворец-крепость выглядит этаким игрушечно-мозаичным чудом, собранным из рыжих кубиков под мудрено изогнутой «крышечкой» изумрудного цвета.

Царя-хозяина «замка-на-воде», омываемого Фонтанкой, Мойкой да двумя каналами, через сорок дней после вселения в апартаменты убили – и дворец Романовы поспешили покинуть навсегда.

Вскоре здесь расположилось Главное инженерное училище. Каналы засыпали, а подъемные мосты демонтировали. Все это заметно видоизменило первоначальный облик дворца-романтика. В 1994 году квадратный в плане полузамок-полукрепость передали Русскому Музею. После реставрации интерьерам вернули исходный вид – и они вновь стали отрадой для глаза местных жителей и гостей.

Зимний (Петров) дворец

Произнося «Зимний», многие подразумевают всю парадную царскую резиденцию, выходящую на набережную Невы. Строительство этой величественной центральной части города активно развернулось в середине XVIII века, уже при Елизавете, и отвечал за него гениальный итальянский архитектор Растрелли. Истинный же Зимний (малый) дворец Петра І постарше: трудился над ним Доменико Трезини еще в 1719-1722 годах. Некрупный, но уютный комплекс покоев строился-перестраивался трижды и отличался наличием массы технических новшеств типа канализации-отопления-водопровода. Царь-реформатор в нем и скончался в итоге.

Вернуть перестроенным покоям их первоначальный вид удалось лишь в конце прошлого века. Помогли старинные архивы с отчетами, накладными и чертежами. С 1992 года здесь работает интереснейший музей. Туристам предоставили наконец шанс увидеть кабинет Петра с высокой конторкой и камином, а также фрагмент его двора, с мостовыми и арочными проездами. Любопытна государева токарня с рабочим станком, столовая с низенькими подоконниками, шторками и настенными часами в простенке.

Екатерининский дворец

Эта анфилада музейно-дворцовых помещений в Пушкине (бывшее Царское Село) – в бирюзово-белых тонах, с позолотой снаружи и внутри, удивительной Янтарной комнатой, просторными залами, гостиными, столовыми-буфетными и лестницами – шедевр барочной стилистики с 300-летней историей.

Шеренга корпусов-звеньев, создававшихся поколениями зодчих (в том числе и бессмертным Растрелли), неотделима от великолепного Екатерининского парка. Дворец-доминанта с золоченой резьбой будто парит над роскошным парком-сказкой.

Дорога на машине до всей этой прелести в 25 км от Санкт-Петербурга (южное направление) займет не более часа.

Монплезир – идеальное удовольствие

Самый живописный и по-домашнему милый дворец-мечта в Петергофе – сплошное обаяние с мимишным именем-характеристикой «Мое удовольствие» (дословный перевод). Чего только не увидишь в этом «сердце Петергофа»!

Разноцветные клумбочки-завитушки на игривых газончиках, пирамидальная восточная крыша в несколько ярусов, просвечивающиеся насквозь галереи-переходы-залы… А в серединке – удобнейшая мебель, картины признанных живописцев, панно, фарфор-фаянс-стекло, кухонная утварь и статуэтки. Блаженнейшая услада для глаз и души…

Майендорф – украшение Подмосковья

Бежево-серый дворец-усадьба московской баронессы (урожденной россиянки) в подмосковном селении Барвиха Одинцовского района – миленькая стилизация под провинциальный французский замок-шато. Автором проекта стал русский архитектор П. Бойцов.

Шато «а-ля рыцарский замок» построен около 130 лет назад, хозяева же его эмигрировали накануне Октябрьской революции и назад не вернулись. Тут успел пожить Ленин, затем участок был передан интернату, еще позже – санаторию Совнаркома. Сегодня это президентская резиденция.

Устройство средневекового замка

В целом каждый порядочный средневековый замок должен был соответствовать таким базовым требованиям:

  • находится в малодоступной для неприятеля и возвышенной местности, чтобы можно было с высоты обозревать значительные расстояния и издали видеть приближение потенциального врага (за это время успеть подготовится к обороне, закрыть ворота, нагреть смолу для незваных гостей и так далее),
  • иметь внутри источник воды – на случай возможной длительной осады,
  • выполнять репрезентативные функции, то есть всячески подчеркивать богатство и власть хозяина замка, будь-то граф, барон, князь или даже король.

Схема средневекового замка.

Одной из важных деталей средневекового замка является глубокий ров, вырытый по его периметру, а перед ним – вал вытянутой земли. В идеале, когда ров опоясывает стены замка полностью, но часто это не позволяет ландшафт и форма почвы. Если почва вокруг замка скалистая, то ров или не роют вовсе, или делают его не большим, способным задержать, лишь продвижение вражеской пехоты. Некоторые историки классифицируют виды средневековых замков, в зависимости от наличия у них рва, или наоборот его отсутствия.


Если глубокий ров таки имеет место быть, то вход в средневековый замок осуществляется через специальный подъемный мост, который обычно приводился в движение механизмами, спрятанными в здании над ним. Также в европейских замках часто встречались подъемные мосты, работающие по принципу качелей – одна их половина находилась внутри замка, другая снаружи. При нападение на замок, внутренняя часть моста поднималась, опуская внешнюю, тем самым, сбрасывая нападающих, которые успели на нее залезть, в спрятанную во рву «волчью яму». Также при закрытых воротах попасть в замок можно было через боковую калитку, которая имела также свой маленький подъемный мостик.

Чешский замок Тальмберг, скриншот взят из недавно вышедшей отличной исторической компьютерной игры Kingdom come Deliverance, сделанной Пражской студией Warhorse (о ней еще вспомним).

Ворота средневекового замка – наиболее уязвимая его часть, поэтому нападающие на замок, основные свои усилия направляли на то, чтобы первым делом выбить ворота специальным осадным тараном и ворваться в сам замок. Защитники же замка со всех сил пытались этого не допустить, и именно у ворот во время осады происходили самые яростные сражения. Сами ворота дополнительно укрепляли металлическими решетками, опускающимися за ними и стальными, железными засовами. Сверху же надворотная башня была оборудована так зваными «смоляными носами», через которые на штурмующих ворота, лилась раскаленная смола. (К слову очень действенное средство защиты от врагов в средневековье).

Так выглядят смоляные носы.

Васильевский замок

Второе название – Герценовский или Щербатовский. Расположен в поселке имени Герцена в Одинцовском районе МО. Здание было возведено в 1881 году в викторианском стиле по проекту архитектора Петра Бойцова, первым владельцем замка был князь Александр Щербатов. Кроме необыкновенного экстерьера, уникальностью отличалась прилагающая территория, на которой была разбита оранжерея с экзотическими растениями, псарня и зверинец с сернами, косулями. После революции от этой красоты ничего не осталось – все было разграблено местным населением, а внутренние помещения были отданы под санаторий. В годы Великой Отечественной войны в замке располагался госпиталь для раненых бойцов Красной армии. С 2010 года здесь началась реконструкция, а здание используется в качестве Герценского санатория.

Белорусский флаг — наследие Средних веков

Впервые бело-красно-белый поднялся на флагштоке весной 1917 года, в марте — над зданием белорусского Общества помощи пострадавшим в войне в Петрограде. Его повесил архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский, сотрудник Общества. Он и был, как считается, автором первого белорусского национального флага. Национально ориентированные белорусы надеялись тогда на обретение в новой России права на свободное государственное самоопределение народов и искали свои оригинальные символы — для «будущей независимой Беларуси».

Белый и красный цвета — это не только основные цвета народного белорусского искусства. Белый интерпретируется как символ Белой Руси и чистоты, красный — как восходящее солнце. Однако самое главное, что эти цвета присутствовали на гербе белорусов «Погоня». Дуж-Душевский создавал свой флаг по принятому тогда в Европе правилу: флаг зависит от герба и заимствует его основные цвета.

Серебристый всадник на червлёном поле — древний герб Гедиминовичей и Великого княжества Литовского. Он использовался со второй половины XIII в. Подавляющее население княжества составляли православные восточные славяне, которые уже в Новое время сформировали белорусскую народность, и потому на «Погоню» Беларусь имеет моральных прав не меньше, чем Литва. Со временем Московское царство усилилось и стало теснить Великое княжество Литовское. Древние западные земли Руси (белорусские) вернула окончательно уже Российская империя во второй половине XVIII в., когда вместе с Пруссией и Австрией разделила на кусочки Речь Посполитую.

Старый литовский рыцарь на красном фоне все же остался на белорусской земле, когда она попала «под высокую царскую руку». «Погоня» стала гербом Витебской и Виленской губерний, а также более двадцати городов и ряда знатных родов, и воспринималась как национальный символ белорусов. Вместе с новым флагом этот герб официально приняла Белорусская народная республика в 1918 г. — национальное государство, возникшее в условиях оккупации республики немецкими войсками. Просуществовало оно всего несколько месяцев. Немцы вскоре ушли, и в начале 1919 г. пришли красные. Коммунистов национальный флаг (символ независимости) устроить не мог, его запретили и заменили потом советскими гербом и флагом социалистической Белоруссии.

Долгое время «Погоню» и бело-красно-белый использовали лишь белорусы в эмиграции да белорусские коллаборационисты во время Второй мировой войны. Эти символы тогда наделялись антисоветским содержанием. Многие до сих пор недолюбливают за это бело-красно-белый, что, конечно, несправедливо. Например, не станет же Россия отказываться от своего триколора только потому, что его использовали и власовцы, а американцы не откажутся от звёзд на флаге на том основании, что звёзды красовались на флаге Конфедерации.

«Погоня» и бело-красно-белый вновь получили официальный статус только в конце 1991 г., когда их принял в качестве государственных символов белорусский парламент. Однако и на этот раз они недолго «продержались».

Материалы для строительства дома с башней

Построить замок можно из разных материалов. Одним из материалов для строительства дома является кирпич, который считается самым прочным и выносливым. Кроме того, на рынке строительных материалов можно приобрести специальный кирпич, применяемый именно для создания округлых форм. Построить дом из кирпича не составит особых проблем, был бы качественный проект. Кирпичный дом с башней, проект которого можно приобрести в готовом виде, станет надежной крепостью для всех членов семьи.

Роскошный особняк с башней из камня

Каркасный дом, обшитый сайдингом, с башней

На сегодня самым востребованным вариантом возведения замка является каркасное строительство. Данная технология много десятилетий используется на Западе, да и у нас она широко применяется уже не одно десятилетие. Каркас для дома может быть как металлический, так и деревянный

Но особое внимание отдается именно выбору облицовочного материала. Как правило, это декоративный или натуральный камень

При таком решении дом смотрится как настоящий замок уменьшенных размеров.

Еще одним интересным вариантом является проект дома с башней и гаражом. Такое комплексное строительство не только повышает комфортабельность (кому же хочется в зимнее время добираться к отдельно стоящему гаражу), но и снижает затраты на строительство (сэкономить получится на заливке единого фундамента, совместной стене, монтаже системы отопления).

Большой деревянный дом с высокой башней


Современный большой дом из кирпича с башней

Симпатичный дом из крашеного бруса с квадратной башней

Проекты домов с балконами и башнями, планы строительства одноэтажных и двухэтажных зданий любых форм и направленностей позволяют возвести стильный замок. Такая конструкция дома станет гордостью своего владельца, подчеркнет его отменный вкус и, несомненно, укажет на высокий статус.


Определяющие характеристики

Замок Химэдзи («Замок Белой Цапли») — один из самых популярных среди туристов замков в Японии

В отличие от крепостей, кремлей или окруженных стенами городов Константинополя и Антиохии, замки не являлись общественным защитным сооружением, а были построены и принадлежали местным феодалам. Соответственно, замки были предназначены для феодала и его сюзеренов. Ленно-вассальная система основана на взаимосвязи между сюзереном и его вассалами, где в обмен на военную службу вассала сюзерен предоставлял ему свои суверенные земли и ожидал лояльности.

Во время первого крестового похода западные армии встречали города-крепости и форты, которые они назвали замками, но они не будут рассматриваться в качестве таковых в условиях современного определения. Следует понимать разницу между крепостью и замком. Если замок — это, фактически, одно строение (здание), в котором в единое целое соединены и стены, и мосты, и жилые помещения, и башни, и рвы, и другие сооружения, то крепость — это, по сути, участок земли, обнесённый стеной с башнями.

При этом территория может быть как плотно застроена (домами, церквями, складами и т. п.), так и пуста — в этом случае можно говорить о крепостном дворе. Кроме того, крепость, как правило, имеет намного большую площадь, чем замок, что и позволяло застраивать внуреннее пространство крепостей различными строениями.

Термин «замок» также неправильно используется для обозначения зданий, укреплений железного века, например, Замок Девы в Дорсете

Замок использовался не только как крепость и тюрьма, но, что не менее важно, как место, где рыцари могли пировать вместе со своими товарищами. Хотя замок долгое время служил для защиты от вражеских сил, со временем эстетическая составляющая берёт верх в архитектуре замков, потому как внешний вид и размер являются отражением престижа и власти владельца.

Существует ложное представление о том, что замки существовали только в Европе, где они возникли, и на Ближнем Востоке, куда их перенесли крестоносцы. Вопреки этой точке зрения в Японии XVI и XVII века появляются аналогичные структуры, где они развиваются без прямого контакта и влияния из Европы и обладают совершенно другой историей развития, строятся отлично от европейских замков и разработаны, чтобы противостоять атакам совершенно иного характера.

1Замок Шаакен (поселок Некрасово, Калининградская область)

Впервые Шаакен упоминается в хронике Тевтонского ордена за 1258 год, когда по договору о разделе территорий между Орденом и Замландским епископом Хайнрихом фон Стриттбергом местность вокруг Шаакена осталась за Орденом. Деревянная крепость начала строиться в 1261 году, примерно в 4 км от Куршского залива. Для строительства была запружена река Шаакен (теперь Большая Моряна), и на топком болотистом грунте было построено оборонительное укрепление. Замок использовался во время походов Ордена вглубь прусских территорий в Надравию, Судавию и далее в Шалавию. Он также предназначался для обороны побережья Куршского залива, по льду которого часто совершали свои набеги прусские племена скаловов, а позднее литвинов.

Строительство каменного замка началось в 1328 году. К тому времени в Ордене сложилась своя традиция постройки замков. Как правило, это были четырехугольные замки, имеющие от одного до четырех флигелей с бергфридом и высокими оборонительными стенами. Эти замки в обязательном порядке имели предзамковые укрепления (форбурги). Замок Шаакен, в отличие от большинства замков Ордена, имел почти круглый периметр, так как из-за срочности возведение каменной крепостной стены велось по старому периметру окружавших ее валов. После секуляризации Тевтонского ордена в 1525 году замок Шаакен на короткое время оказался в руках восставших крестьян. С 1526 года в замке располагалась герцогская судебная палата, с середины XVI века — Земельное управление Замланда. Древняя крепость в 1606 году была разрушена сильным пожаром. В 1684 году замок начали восстанавливать, за время этих работ во внешний вид внутренней части замка были внесены серьезные архитектурные изменения.

В 1697 году в Шаакен прибыла часть Великого посольства Российского, следовавшего в Западную Европу. А 11 ноября 1711 года в Шаакене по пути в Россию останавливался на ночевку Петр I с Екатериной. В 1815—1819 гг. Шаакен был резиденцией сельской администрации. Вероятно, в этот период было перестроено главное здание, через которое в орденское время проходили ворота. После перестройки, ворота были заложены и с западной стороны в древней стене были устроены новые ворота.

Во время боевых действий в 1945 году замок не пострадал. На его территории расположилась колхозная конюшня, которая просуществовала до начала 1960-х годов. Затем замок было отдан под жилье, а подсобные помещения использовались под хозяйственные нужды. В 1980-х годах в замке жила только одна семья, которая использовала еще пригодные для жилья комнаты. Отсутствие своевременного ремонта привело к разрушению потолка и стен. Сейчас здание замка и сохранившиеся постройки превратились в руины. На территории замка Шаакен организован частный музей.

Бледский замок (Словения)

Возле словенского города Блед на возвышающемся над Бледским озером 130-метровом утёсе высится Бледский замок. Впервые о нём упомянуто в документе 1004 года, сообщающем о передаче замка Фельдес (тогдашнее немецкое название) императором Генрихом II в пользование епископа Бриксена Альбуина. Самой старой его постройкой является романского стиля донжон, использовавшийся для обороны, житья и обозревания окрестностей. В средневековый период на утёсе прилепились и другие постройки, а на самой его вершине построили каменные оборонительные стены с башнями. В 1947 году замок горел, но спустя несколько лет его отреставрировали и устроили там исторический музей, где представлены оружие, одежда и предметы быта того времени.

Декор в стиле средневекового замка

Среди голых каменных стен и пола неуютно и веет холодом. Домашнюю обстановку помогут создать правильно подобранные предметы для декора.

Стены в замках украшают картинами, коврами и гобеленами. На сундуках и диванах – мягкие шкуры. У камина так же рекомендуется постелить шкуру животного. Гостиную украсить оружием и охотничьими трофеями, которые разместить на полках и крючьях.

При слове «Средневековье» первая ассоциация – рыцари, поэтому стоит приобрести доспехи, повесить герб, стяг, расположить геральдический узор. Изображения или фигурки драконов и лошадей тоже подойдут.

Заключение

Классические черты средневекового стиля

Это направление в оформлении помещений берет свои истоки из средневековой Англии, с их величественными замками и крестовыми походами. Высокие своды фасадов замков со смотровыми башнями, словно уносящими вверх взгляд смотрящего на них. Витражные стекла, создающие особое видение внутреннего пространства, в сочетании с большими оконными проемами поистине завораживают.

Даже современные строения в замковом стиле выглядят намного привлекательнее однообразных коттеджей и каркасных домов

Средневековый стиль в интерьере – яркий, роскошный и эксклюзивный

Интерьере тех лет отличаются насыщенной и богатой цветовой палитрой

Кроме внешних архитектурных особенностей замков, эти рыцарские покои отличает от обыкновенного жилища и внутреннее убранство комнат. К особым чертам помещения в средневековом стиле можно отнести следующие:

  1. Грубые поверхности интерьера. Это проявляется во всех элементах, начиная от отделки пола и заканчивая внутренней мебелью.
  2. Массивные элементы дизайна. Потолочный брус в качестве межэтажных перекрытий, каменные колонны, архитектурные элементы арок, камины, сундуки – все это подчеркивает средневековый интерьер.
  3. Особый акцент делается на освещение в замке. Медные трех зубные подсвечники или даже факельные огни придадут атмосфере интерьера помещения таинственности и загадочности.
  4. Витражное стекло. Изображения и силуэты, вымощенные из разноцветных стеклышек – прекрасный подарок из прошлого Романским стилем.

Неизменный атрибут гостиной – настоящий дровяной камин

В качестве декора подходят статуи рыцарей, драконов или коней

Общая атмосфера в помещении должна быть такой, чтобы вы ощущали себя как за каменной стеной неприступной крепости

Лучшим материалом для отделки дверных проемов будет дуб или панели на его основе

6Выборгский замок (Выборг, Ленинградская область)

Выборгский замок был основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Шведы высадились на побережье Финского залива в районе нынешнего Выборга и разорили поселение карел и карельский сторожевой пункт на небольшом острове. Шведы заложили на острове замок и назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). Вокруг центральной возвышенной части острова была сооружена каменная стена. А в центре острова — возведена четырехугольная каменная башня-донжон. Шведы назвали ее башней Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдссона, утвердившего христианство в Норвегии.

Замок стал резиденцией наместника шведского короля. Долгие годы Выборгский замок был основной пограничной крепостью Швеции на востоке и административным центром Выборгского лена. Наивысшего расцвета Выборгский замок достиг в середине XV века, в годы наместничества Карла Кнутссона Бунде, ставшего впоследствии королем Швеции Карлом VIII. В это время был перестроен главный корпус, где располагались покои наместника и апартаменты, в которых во время визитов в Выборг останавливались короли и высокопоставленные чиновники. Перед главным корпусом и башней Святого Олафа построили южную оборонительную стену с четырьмя башнями: Новой, Караульной, Пожарной и Тюремной. На северо-восточной стороне острова возвели башню Сапожника, на юго-востоке — Райскую башню. Главные ворота устроили в проездной арке Пожарной башни.

В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший королевские замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны. Работы начались в 1559 году. На Замковом острове сооружались новые опорные стены, перестраивались башни замка и его главный корпус. Реконструкция замкового донжона началась в 1561 году и длилась четыре года. Башню Святого Олафа разобрали до уровня второго яруса, а затем надстроили кирпичом: третий и четвертый ярусы — четырехгранные, три верхних получили восьмигранную форму. Высота башни (без кровли) составила 38 метров. У бойниц верхних этажей установили пушки крупного калибра. В 1580-е годы реконструкции подверглась южная оборонительная стена. В 1582 году началось возведение каменной наружной стены, дугой охватившей остров с запада и с севера. В 1606—1608 годах Пожарная башня и привратный дом при въезде на остров были перестроены и объединены в одно здание — Дом наместника, ставший позднее резиденцией выборгского губернатора. В 1710 году, в период осады Выборга войсками Петра I, стены и постройки крепости ощутимо пострадали от российской артиллерии. На протяжении всего XVIII столетия замковые сооружения многократно ремонтировались и перестраивались. В этот период появились сооружения Казарменного корпуса и арсеналов. В 1834 и в 1856 годах в Выборгском замке случились два разрушительных пожара. В 1891—1894 годах замок был восстановлен силами Выборгского крепостного военно-инженерного управления.

С 1944 по 1964 год Выборгский замок использовался советскими военными. В замке были размещены 71-й отдельный гвардейский батальон связи и 49-й отдельный гвардейский саперный батальон 45-й гвардейской дивизии. В помещениях замка жили семьи военнослужащих. В 1964 году Министерство обороны СССР передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников. В 1970 году здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея.

Особые виды замков[править]

Обычно замки выполняли роль резиденций феодалов и служили для их защиты и демонстрации их места в иерархии. Но в военное время строились и другие замки, по сути — крепости, а не замки, не несшие никакой статусной нагрузки и возводившиеся исключительно в тактических целях. Впрочем, после окончания войны эти крепости могли стать чьими-то резиденциями, как обыкновенные замки.

  • Контрзамок. Крепость, возводившаяся в краткие сроки во время осады неприятельского замка. Контрзамок служил казармами и гарнизоном для осаждающей армии, а его местоположение выбиралось так, чтобы насолить защитникам: например, он сидел прямо на единственной дороге в замок и перегораживал её, или втыкался на соседнем, более высоком холме, и позволял обстреливать замок из катапульт или пушек. От контрзамка требовалась в первую очередь быстрота возведения, поэтому, даже если он строился из камня, для него использовался разбодяженный глиной раствор и абы какой камень. Поэтому долговечных резиденций из контрзамков практически никогда не получалось. Так, замок Эльц в Германии до сих пор жилой и обитаем его наследными владельцами, а построенный рядом в XIV веке контрзамок Трутц-Эльц очень быстро обветшал и превратился в живописные руины.
  • Гарнизонный замок. В Средние века редко собирались большие армии, поэтому от обыкновенных замков не требовалась вместимость. Но вот когда всё же собирались… Например, во времена Крестовых походов на вновь завоеванных землях Ближнего Востока пришлось возводить огромные замки, могущие вместить все сводные армии западных королей. Гарнизонный замок — это замок, увеличенный в размерах и предназначенный для размещения в нём большой сводной армии. Типичный гарнизонный замок требует 1000—1500 человек, чтобы занять все оборонительные позиции, и постоянное население из слуг хотя бы в половину этой численности, чтобы он тупо протапливался и не сыпался; на пределе же вместимости в него может влезть и 10-20 тысяч «штыков». После окончания военных действий такой замок мог оказаться в руках вновь основанного рыцарского ордена (достаточно большого, чтобы громада пришлась ему по размеру), достаться местным (если европейцы теряли территорию) или, если гарнизонный замок возводился в Европе, быть отданным в руки обычному феодалу, которому он оказывался безнадежно великоватым и неуютным чемоданом без ручки (как Харренхолл из ПЛиО).

9. ЦИТАДЕЛЬ АЛЕППО

Где: Сирия, Алеппо

Общая площадь: 39 804 кв. м

Цитадель Алеппо считается одной из самых древних крепостей-замков и внесенав список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположенная в центре сирийского города Алеппо, цитадель возвышается на холме высотой 50 метров.

Первые сооружения крепости были воздвигнуты в 944 году по приказу Сайф-аль-Даула — правителя династии Хамданидов. В ходе многочисленных войн цитадель переходила в руки ассирийцев, македонцев, римлян, арабов и турок.

В 13 веке цитадель являла собой богатейший город с развитой инфраструктурой. На территории крепости располагались дворцы, мечети, бани и усыпальницы. Для солдат соорудили площадки для тренировок. Огромные амбары для хранения зерна и цистерны с водой позволяли держать долгую оборону в случае нападения противника.

В 2000 году на территории цитадели начались реставрационные работы и раскопки, прерванные гражданской войной в Сирии. Внутри цитадели расположены две мечети — Малая Мечеть и Великая Мечеть аль-Гази, а в археологическом музее были представлены сотни уникальных находок из раскопок древних городов.

На сегодняшний день крепость Алеппо из-за войны в Сирии серьезно разрушена закрыта для посещения туристов. По сути, этот  памятник архитектуры требует новой и очень глобальной реставрации и восстановительных работ. Однако войны не вечны – и мы уверены, что туристы уже в ближайшем будущем смогут сделать селфи на фоне Цитадели в мирном Алеппо.


С этим читают