Гибкая архитектура. теперь в екатеринбурге

Международный центр культуры и искусства в городе Чанша, Китай

Заха Хадид во главе своей компании выиграла тендер на строительство центра культуры на берегу озера Мэйсиху. Комплекс будет включать в себя три основных здания: большой и малый театры и музей искусства. В плане также предусмотрено создание магазинов и ресторанов на предлагаемой для строительства территории, которые будут выполнены в «тандеме» с новыми сооружениями. Большой театр будет вмещать до 1800 человек, и в нем будут проходить представления мирового уровня. Для этого сцена будет оснащена современным техническим оборудованием. Во втором театре, вместительностью 500 человек, будут проводить показы, презентации и малые формы театральных представлений. Центр будет работать в режиме 24/7.


Великий архитектор Заха Хадид умерла в Майами 31 марта 2016. В Москве были построены две работы её компании: особняк олигарха Доронина и большое офисное здание Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице.

Заха Хадид была одним из величайших архитекторов современности. Первая в истории женщина, получившая Притцкеровскую премию (архитектурный аналог Нобеля), построила идеальную карьеру: от образования, полученного в старейшей архитектурной школе Великобритании, до архитектурного бюро своего имени на 400 человек с более чем сотней проектов в архиве. Уроженка Ирака стала для общественности лицом параметрической архитектуры. Это течение — обывательское название проектирования с использованием математики и скульптуры, когда кривые линии и поверхности обсчитываются на компьютере при помощи алгоритмов, которые и задаёт архитектор.

Работы Хадид — это всегда инопланетные сооружения неожиданной формы, отвергающие гравитацию. С 2000-х здания стали текучими: плавные линии и космические конструкции. В строительстве использовались инновационные материалы.

В России компании Захи работала над тремя проектами. Один из них, жилой дом «Живописная Тауэр», так и не был построен, а девелопер продал участок. Другое строение находится в Барвихе и придумано для Владислава Доронина, который хотел подарить его возлюбленной, модели Наоми Кэмпбелл.

Но одно здание из наследия прославленного архитектора всё-таки доступно для осмотра всем москвичам. Это офисная башня Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, рядом с метро Дубровка. И оно, наверное, самое скучное из всего портфолио Хадид.

Как выглядит Dominion Tower

Небольшой в сравнении с другими работами архитектора семиэтажный офисный центр открылся для арендаторов 25 сентября 2015. Район Южнопортовый, средней депрессивности. Здесь располагались два завода, Московский шинный и Шарикоподшипниковский, который и дал название улице.

В интервью исполнительный директор бюро Кристос Пассас заявлял:

«Идея этого проекта — летящее здание. Мы хотели создать ощущение полёта»

Полет заложен в форме башни: этажи сдвинуты друг относительно друга, будто они скользят. Эффект должен был быть сильнее: разлёт этажей в проекте достигал 20 метров, но был уменьшен в силу российской действительности до 5 метров. 

Человек, отвечающий за техническую поддержку здания, в разговоре отказался называть своё имя. Он работает в компании-подрядчике, которую наняли после въезда в офис в августе 2015 пока что единственного арендатора, государственного Фонда содействию реформирования ЖКХ. В том числе эта государственная корпорация занимается финансовым обеспечением переселения граждан из ветхого жилья.

«Я не видел изначальный проект Хадид, но эти вылетные панели — не для нашей широты», — уверяет управляющий. На консолях зимой скапливается снег, и это довольно опасно: при падении они начнут выламывать стекла. Уборщикам приходится ежечасно обходить все здание и стряхивать снег. По правилам его не должно скопиться больше 20 сантиметров.

Мы стоим на первом этаже у монументальной стойки ресепшена. Вокруг великолепный интерьер, точно в космическом корабле: причудливые чёрные полосы, ведущие к лифтам; хитросплетение лестниц над головой. Людей совсем немного, ведь занято только два этажа из семи. На последнем этаже даже не закончен ремонт.

Завхоз рассказывает, что, только въехав, государственная контора сразу стала переделывать арендованную площадь. Дело в том, что по проекту планировалось организовывать офисы по принципу open space. То есть всем работникам предлагалось сидеть в одном просторном помещении без перегородок. Но госработникам это не подошло, и они по советской традиции начали перестраивать площадь под кабинеты, строить перегородки. Теперь обслуживать проект сложно: арендаторы переделали под себя и отопление с вентиляцией, отойдя от изначального инженерного замысла.

Фасад облицован специальными плитами Alucobond, материалом, который при определённом угле зрения и при нужной освещённости меняет окраску. В реальности оказалось, что увидеть эффект чрезвычайно сложно: собеседник Лайфа признался, что видел небольшое позеленение лишь пару раз за почти год работы над зданием. 

Проект не получается вписать в современное портфолио Хадид. Острые углы и изломанные плоскости скорее напоминают о раннем творчестве. Дело в том, что первые переговоры прошли еще в 2008 году, а строительство началось лишь в 2012.

О здании после смерти Хадид прознали местные жители. Студенты с телефонами просят охранника их пропустить, но никого из них не пускают дальше турникетов.

Инвестиции в проект Dominion Tower составили 2,3 млрд рублей. При полной загрузке ожидаемый ежемесячный доход — 27 млн рублей. Сейчас в здании занято 2 этажа из 7.

Культурный центр Гейдара Алиева, Баку (2012)

Этот комплекс площадью 57 500 квадратных метров в столице Азербайджана получил награду Лондонского музея дизайна в 2014 году. Один из членов комиссии назвал его «таким чистым и сексуальным, как вздёрнутая юбка Мэрилин Монро». Мягко сложенная крыша укрывает музей, состоящий из двух залов — выставочного и многоцелевого. Согласно отчётам, стоимость объекта составляет 250 млн долл. США. Правозащитные группы критиковали проект за то, что во время расчистки площадки застройки насильственно выселяли семьи из их домов.

Примечательно то, что изображение этого здания было использовано в качестве заставки при загрузки одной из версий профессионального ПО для архитекторов под названием ArchiCad. Компания Graphisoft тщательно выбирает лучшие фото проектов для заставок к своему продукту.

10

Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид»

Начинается следующий этап в её карьере. Заха Хадид отходит от «классического» деконструктивизма, в её работах появляются плавные линии и органические формы. Её творчество уже не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

Центральное здание BMW, Лейпциг, Германия (2005).

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, (2005).

 Мэгги Центр Киркалди (2006)

фото Hélène Бине

Хадид не любила работать на компьютере, но быстро поняла преимущества 3-D моделирования. Она переходит работать на компьютер и архитектура её зданий меняется. Плавные формы заменили острые углы.

Станция Hungerburg, Инсбрук, Австрия (2007).

www.urbanarchnow.com

Выставочный павильон Channel Mobile Art в Гонконге (2008).

Виктор Фрайле / Reuters

MAXXI- музей искусства XXI века, Рим (2009).

 Оперный театр Гуанчжоу, Китай (2010).


Академия Эвелин Грейс, Лондон (2010).

Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (2010).

www.arhinovosti.ru

В 2011 году построен Транспортный Музей Риверсайд в Глазго (Шотландия, Великобритания).

www.oldtimer.ru

В 2012 году завершено строительство Галереи современного искусства при Университете Мичигана.

Угловой фасад выполнен из стекла и складок нержавеющей стали.

Торгово — развлекательный центр Galaxy Soho, Пекин (2012).

Галерея Serpentine Sackle, Лондон (2013)

 Jockey club здание гонконгского политехнического университета (2013).

 Культурный Центр Гейдара Алиева в Баку (2013).

fly2baku.comfly2baku.comwww.buro247.ru

Центр дизайна DDP, Сеул (2014).

 Горный музей Месснера, Италия. (2015)

Горный музей Месснера

Жилой комплекс в Нью-Йорке (строительство завершится в 2017 г.)

В 2016 году Хадид стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Бренды и знаменитости выстраиваются в очередь, чтобы поработать с Хадид. Она сотрудничает с известными брендами одежды, обуви, ювелирных украшений, предметов мебели и декора, создаёт концепции яхт и автомобилей.

Вазы.

Смеситель Triflow Faucet — дизайн Заха Хадид.

asmasdesignjournal.wordpress.com

Шахматы от Заха Хадид.

Скульптура.

www.etoday.ru

Одежда, обувь и аксессуары.

1 из 10

image viviona swimwear Ювелирные соты.совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita, коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen.

Светильники

1 из 7

museum-design.ru Световуая скульптуруа Vortexx для Zumtobel Светильник Maxxi-коллекция от Kundalini.lightcontract.ru Торшер Genesy для Artemide. lightcontract.ru Spock настенный светильник Люстра Transparent для Slamp. www.archiproducts.com

Мебель

1 из 13

Zephyr Sofa. www.designboom.com Диванчик. Вдохновила форма скатов. archinect.com Стул Z-Chair Кресла Array Новая система для итальянского бренда Poltrona Frau Кухня Z-Island kitchen, Dupont Corian Павильон www.luxxu.net Обеденный столик Стул KUKI Стеллаж jacopo spilimbergo Софа ‘Moraine’ Стол Aqua для Established & Sons,

Дизайн транспортных средств

1 из 4

Z.Car by Zaha Hadid (2005) элеектромобиль Концепт выставлялся в музее Гуггенгейма в Нью-Йорке.

Она в своих работах опередила время и технические возможности, получила признание и любовь при жизни, но не смогла убежать от смерти, которая стала неожиданностью для всех.

Осталось большое количество нереализованных проектов, воплощение которых Заха Хадид уже увы не увидит. Как мы воспользуемся плодами её творчества и сможем ли мы оценить их значение  для современной архитектуры покажет время.

Национальный стадион Японии к Олимпиаде 2020 года (Япония отказалась от проекта).

Стадион в Катаре к Чемпионату мира по футболу  2022 года.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.

saudi-arabia-ru.livejournal.com40-этажный отель в Макао, Китай


40-этажный отель в Макао, Китай

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Танцующие башни в Дубаи.

 Проект жилого комплекса — Grace on Coronation ( Австралия).

www.novate.ru

Пожарное депо на мебельной фабрике Vitra

Первый сольный проект Хадид, первый заказ, который реализовало ее бюро Zaha Hadid Architects — спустя 13 лет после основания. После того как на мебельной фабрике Vitra в немецком городе Вайль-на-Рейне случился пожар, владельцы решили обзавестись собственной командой огнеборцев. В наличии имелся свободный небольшой гараж, который было предложено превратить в депо. Хадид соорудила нечто конструктивистское, похожее на картины Малевича. Проект удался, заставил говорить об архитекторе и сильно двинул ее карьеру вперед. Правда, по назначению здание использовали недолго и вскоре открыли там Музей стула. Заха была от этого решения не в восторге, судя по некоторым интервью.

Кто такая Заха Мохаммад Хадид

Заха Хадид (в ориг.араб. زها حديد‎, англ. Dame Zaha Mohammad Hadid) – известная во всем мире, выдающаяся женщина-архитектор, проекты которой поражают неординарностью задумок и воплощением самых смелых идей современной архитектуры в стиле изысканной абстракции.

За свою жизнь она стала автором многих шедевров — потрясающих зданий в разных странах мира. Среди них, как крупные объекты, как небоскребы, филармония, аэропорт или футбольный стадион, а так же небольшие, такие как отели, музеи и культурные центры.

Юная Хадид заинтересовалась профессией архитектора с 11 лет, так как частые семейные путешествия наполняли ее внутренний мир культурой и религией разных стран. А в 22 года девушка покинула родной Багдад и переехала в Лондон, где вскоре познакомилась с известным голландским архитектором – Ремом Колхасом.

Талант девушки заинтересовал уже известного на то время конструктора, и он предложил ей стать наставником. В период обучения Хадид всё чаще привлекала в свои проекты русский авангард, который нравился ей с самого детства. Дипломная работа девушки, созданная под руководством Колхаса, называлась «Тектоник Малевича» и содержала оригинальный проект отеля на мосту.

По окончании академии наставник позвал работать свою ученицу в собственное бюро в Роттердаме, но спустя несколько лет девушка приняла решение открыть собственное дело в Лондоне.

Становление новой компании давалось девушке нелегко. Долгих 17 лет амбициозные проекты женщины-архитектора не принимались из-за сложности реализации и её упрямого характера, не желающего идти на компромиссы. И по стоимости её проекты были на порядок дороже аналогов.

Поэтому поначалу архитектурному бюро с амбициозным создателем-женщиной приходилось заниматься небольшими проектами:

  • интерьеры квартир;
  • выставочные пространства;
  • продумывание и реализация театральных декораций;
  • создание коллекций мебели и даже обуви.

Череда неудач женщины прекратилась в 1993 году, когда первым реализованным, хоть и не большим, проектом Хадид стало здание пожарной части для немецкой компании Vitra.

Но настоящую известность принес проект Центра современного искусства Розенталя в США. Это здание в Цинциннати, штат Огайо, стало первой работой известного будущего мастера в Америке, а критики назвали работу «Параметрическая архитектура будущего».

Триумфальным для Хадид стало получение Притцкеровской премии. А все, потому что Заха стала первой женщиной, получившей такую награду за выдающиеся достижения в архитектуре.

Заха Хадид дважды получала премию Стирлинга – одну из самых известных в мире архитектуры и проектирования награду. Кроме этого, за свои необычайно впечатляющие шедевры архитектор множество раз удостаивалась премий от разнообразных мировых государств. В 2012 году она стала дамой – командором ордена Британской империи.

«Планиты для землянитов» Малевича в исполнении Аджайе

Что: кампус Московской школы управления «Сколково»

Кто: Дэвид Аджайе

Когда: 2006–2010

Где: Московская область, 1-й километр Сколковского шоссе

Один из самых востребованных архитекторов современности Дэвид Аджайе родился в 1966 году в Танзании в семье ганского дипломата. В 1975-м семья переехала в Лондон, в 1994-м Дэвид окончил Королевский колледж искусств, основал собственное бюро и достаточно быстро стал молодой звездой в мире архитектуры.

Как все это связано с Россией и проектом кампуса для бизнес-школы? Оказывается, еще во время учебы Аджайе влюбился в русский авангард вообще и работы Кандинского и Малевича в частности.

Организаторы конкурса на разработку концепции Московской школы управления «Сколково» хотели, чтобы она наиболее точно выражала прогрессивный характер учебного заведения и в то же время была основана на идеях, возникших в России и получивших всемирное признание. Здесь и сошлись звезды Малевича и Аджайе. Первый мечтал о домах для людей будущего — «планитах для землянитов», второй такой дом построил.

В плане школа управления выглядит как одна из супрематических работ Казимира Малевича. Фактически архитектор воссоздал шедевр своего кумира в объеме. Круг стал четырехэтажным диском-основанием, а прямоугольники превратились в расположенные на нем корпуса кампуса. Гигантские консоли выходят за пределы круглого основания более чем на 20 метров — такому размаху позавидовал бы каждый авангардист! За счет стекол ромбовидной формы плоский фасад здания выглядит объемным.

Сэр Дэвид Аджайе (в 2017-м был посвящен в рыцари за заслуги в области архитектуры) был автором многих известных проектов, таких как Музей современного искусства в Денвере, библиотека Idea Store в Лондоне, Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне. Но к кампусу школы «Сколково» у Аджайе особое отношение, он называет проект своим любимым, а если точнее — воплощением утопии. И это неудивительно: грандиозный масштаб (площадь кампуса — 65 тысяч квадратных метров), ничем не ограниченное пространство под строительство (26 гектаров) и возможность превратить утопию в реальность.

Музей транспорта Риверсайда, Глазго (2011)

Первое крупное здание Хадида в Британии, получившее название «Гуггенхайм Глазго» и лауреат премии Европейского музея года 2013 года. Под потрясающей зигзагообразной крышей с цинковым покрытием b застеклённой внешней поверхностью, высотой 36 м, открывается шикарный вид на реку Клайд. В стальном каркасном сооружении, построенном на месте старой верфи, располагается выставочное пространство без колонн площадью 7 000 квадратных метров. Сложное строение было высоко оценено экспертами и любителями архитектуры. Уже в первый год после открытия музей привлёк почти полмиллиона посетителей.

Список самых странных и необычных музеев мира.

8

Шедевры архитектуры, созданные непревзойденной Захи Хадид

Заха Хадид является ярким представителем постмодернизма в архитектуре, максимально приближенный к деконструктивизму. Она родилась в Багдаде 31 декабря 1950 года, а ушла из жизни 31 марта 2016 года, оставив на Земле огромный след в истории развития архитектуры Европы. За 65 лет своей жизни Хадид не раз приходилось доказывать, что «женщина может построить дом».

«Мир изменился — 30 лет назад люди думали, что женщины не могут построить здание. Теперь эта идея канула в лету».


За свою позицию и смелые работы женщина-архитектор была удостоена следующих наград: рыцарский орден Британской империи, Королевская золотая медаль, императорская премия. А в 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной, которая была награждена Притцкеровской премией. Здесь собраны самые грандиозные проекты легендарного архитектора, над созданием которых Хадид старательно трудилась.

От мукомольного склада до музея

Что: Музей русского импрессионизма

Кто: Джон МакАслан

Когда: 2012–2016

Где: Ленинградский проспект, дом 15, строение 11

Музей русского импрессионизма располагается на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», а сейчас — одноименного культурно-делового комплекса. Основную часть зданий возвели в конце XIX века по проекту французского архитектора. Цилиндрическая постройка с параллелепипедом на крыше для хранения муки и сахара появилась намного позже — в 60-е годы ХХ века — и сильно выделялась на фоне ансамбля.

В начале 2000-х производство вывели за пределы города, а в 2012 году началась реконструкция бывшей промзоны под руководством именитого британского архитектора Джона МакАслана. Больше всего он известен проектом реконструкции лондонского вокзала Кингс-Кросс.

Необычную форму бывшего склада решили сохранить, но в то же время необходимо было придать зданию современный вид, соответствующий новому музею. Кирпичное здание одели в перфорированный металл, а параллелепипед остеклили, создав внутри галерею. Внутреннее пространство поделили на несколько этажей, вставив туда бетонный модуль и изящную винтовую лестницу.

Весь интерьер оформлен в светло-серых тонах, так что зрителей ничто не отвлекает от шедевров импрессионизма. Помимо трех выставочных залов, в музее есть кафе, учебная студия, книжный магазинчик, зона интерактивных инсталляций и летние террасы.

«Москвариум»

Проспект Мира, дом 119, строение 23

Над головой тонны воды, вокруг — сотни обитателей рек, озер и морей: от скатов и акул до осьминогов и каймановых крокодилов. Это «Москвариум», один из крупнейших в Европе океанариумов, в 80 бассейнах и аквариумах которого собрана морская и пресноводная фауна почти всех регионов планеты. Поход сюда — настоящее кругосветное путешествие: от Байкала до Галапагосских островов, от исландских фьордов до Большого Барьерного рифа, от Гренландии до Камчатки.

Вообще прогулка по ВДНХ, где расположен океанариум, сама по себе путешествие, только не по странам и континентам, а во времени. В ее отреставрированных павильонах сплелись история и современность: в зданиях в стиле ар-деко открыты зоны виртуальной реальности, сталинский ампир соседствует с кинотехникой, а точная копия кремлевской звезды 1930-х — с макетом орбитальной станции «Мир». Когда масштабная реставрация закончится, здесь будет более 10 новых музеев, ландшафтный парк, десятки мастерских и даже парк аттракционов с самым высоким в Европе 140-метровым колесом обозрения.

Инопланетный объект на Ленинградском шоссе

Что: стадион «Динамо»

Кто: Дэвид Манике, Эрик ван Эгераат

Когда: 2008–2018

Где: Ленинградский проспект, владение 36

Стадион «Динамо» был построен в 1928 году и пережил не только десятки напряженных матчей, побед и поражений, но и две реконструкции. Первая проходила в конце 1970-х, вторая — с 2008-го по 2018-й.

В 2010 году провели международный конкурс и выбрали концепцию, предложенную голландским архитектором Эриком ван Эгераатом и институтом «Моспроект-2». Этот проект предполагал восстановить исторические фасады и дополнить их новыми конструкциями. То есть поместить в существующую чашу стадиона футуристическую постройку, напоминающую то ли приплюснутый пузырь, то ли космический корабль с отверстием наверху.

Впоследствии доработку концепции поручили бюро американского архитектора Дэвида Манике, которое специализируется на спортивных объектах. Он изменил достаточно много, но внешний вид стадиона оставил примерно таким же, как в первоначальном варианте. Стадион действительно выглядит как космический корабль, приземлившийся на здание советской архитектуры. Это впечатление усиливается ночью, когда купол подсвечивается и превращается в гигантский медиафасад.

К сожалению, сохранить всю историческую чашу не удалось, подлинной осталась лишь западная трибуна вдоль Ленинградского проспекта

Особое внимание уделили барельефам Сергея Меркурова — их сняли с портиков южного и северного фасадов и отреставрировали

Изначально планировалось, что домашний стадион футбольного клуба «Динамо» примет несколько матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, но, поскольку строительство стадиона «Спартак» закончили намного раньше, игры мундиаля было решено провести на нем и в «Лужниках». Необходимость строго соблюдать требования ФИФА отпала, и авторы сократили количество мест на стадионе, а вместо одной арены сделали две.

Теперь под одной крышей располагаются стадион, который вмещает до 26 тысяч человек, и малая арена на 14 тысяч зрителей. Последняя трансформируется и может принимать баскетбольные и хоккейные матчи, ледовые шоу и концерты. Кресла при необходимости заезжают в трибуны, благодаря чему площадка увеличивается на 15 метров.

Интерьеры

— С точки зрения внутренней атмосферы тут комфортно. К чёрно-белому дизайну здания мы тоже не сразу привыкли. Чтобы оценить этот нарочитый минимализм, в него надо погрузиться, — говорит Ольга Ерёменко. — Здесь всё очень выверено. Арендаторы тоже не сразу поняли это здание. Теперь уже прошло время. И только ленивый не выставил селфи в этих интерьерах.  

«Кристос Пассас говорит, что эта лестница атриума — как лестница в небеса. Сама Заха Хадид, мы знаем, тоже была довольна результатом. Хотела посмотреть на готовое здание лично, но, к сожалению, так и не получилось»

Не получилось пока сделать один любопытный элемент интерьера, задуманный бюро Захи Хадид: трёхмерную «розу» (именно так её назвали в бюро), которая должна расположиться на стене седьмого этажа под стеклянной крышей здания. Представители «Доминион-М» рассказали нам, что в России пока не удалось найти подрядчика, который бы смог претворить эту идею в жизнь. Девелоперы поделились с Лайфом эскизом. 

Экстерьеры

Фантазиям Хадид о монолитной облицовке фасадов, как и о «космически» открытых офисах, не суждено было сбыться. Это оказалось не под силу нашим строителям из-за климата и разброса температур: материалы зимой сжимаются, а летом разбухают. А скруглённые линии на облицовке фасадов пришли в голову Хадид уже в процессе стройки (на первых эскизах видно, что изломы линий изначально задумывались более чёткими), и с этим справились на ура. Правда, вместе с гнутыми стёклами (к тому же «просветлёнными») это серьёзно удорожило объект.

Кстати сказать, девелоперам здание в итоге обошлось в 2,3 млрд рублей, хотя изначально планировали на 25% меньше, порядка 1,7 млрд.

Человек, отвечающий за техническую поддержку здания, высказал мнение, что вылетные консоли здания не для нашей широты:

— На консолях зимой скапливается снег, и это довольно опасно: при падении они начнут выламывать стёкла. Во время снегопада уборщикам приходится ежечасно обходить все здание и стряхивать снег. По правилам его не должно скопиться больше 20 сантиметров. 

И даже в тёплое время года в здании ни на минуту не заканчивается процесс мытья и чистки — блестящие поверхности пола после прохождения каждого человека нуждаются в «освежении». Взад-вперёд по зданию постоянно ходят уборщицы, которые на вопрос, каково им работать в здании, тяжело закатывают глаза и отмахиваются: «Моем полы, не покладая швабр». 

Представители фонда содействия ЖКХ в неофициальной беседе говорят, что чувствуют себя комфортно в таком современном здании, но с нетерпением ждут, когда же оно заполнится арендаторами: будет не так пустынно и должна заработать столовая.

Ольга Ерёменко рассказала, что одним из обязательств компании было обустройство территории вокруг здания для общественного пользования. Насыпные дорожки, скамейки, ландшафтный дизайн делали по проекту Хадид, и они доступны теперь всем жителям города. Из заросшего бурьяном участка развалин больницы получился компактный, но приятный сквер.

Девелоперы говорят: несмотря на то что проект «Доминион тауэр» как инвестиционный пока никак себя не окупает, компания им очень гордится: 

— Нам было важно оставить яркий след, оживить визуально район. Нам будет грустно расставаться со зданием, мы много сюда вложили труда и любви

— Но мысль о том, что мы первые смогли не просто взяться на проект Захи Хадид, но и достроить его, греет. Многие начинали, потом бросали — «дорого», «не реализуемо». А мы просто взяли и сделали. Критика журналистов и архитекторов? Встаньте внизу у здания или в атриуме под лестницами и задайтесь вопросом: а вы смогли бы так сделать? Когда всё готово, кажется: чего тут такого.

Приемники

В возрасте 65 лет легендарная женщина-архитектор умерла от острого сердечного приступа. Заха Хадид, проекты которой до сих пор обсуждаются критиками, не смыслила своей жизни без архитектуры, которая заменила женщине семейные узы. Поэтому после смерти Захи Хадид ее приемником стал известный архитектор – Патрик Шумахер.

Патрик и Заха работали практически три десятка лет вместе, он полностью поддерживает взгляды Хадид. Работы Патрика выполняются в характерной для фирмы Хадид архитектурной манере. К наиболее известным проектам, созданным после смерти Хадид, относятся постройки в Китае: Международный центр культуры и искусства «Мэйсиху» и крупнейший аэропорт «Дасин».

Аэропорт Дасин

В настоящий момент фирма Захи Хадид реализует порядка 30 проектов, контракты по которым были заключены еще при жизни женщины-архитектора, а так же берутся в разработку уже новые проекты.


С этим читают