Площадь красные ворота

Пятая высотка — здание МИДа

В 1953 году на Смоленской-Сенной площади (дом 32) сдается в эксплуатацию еще одна высотка – 27-этажное здание, в котором располагаются три министерства – иностранных дел, торговли и внешних экономических связей. Высота строения составляет 172 м, площадь помещений 65 тыс. м2. Постоянно функционируют 28 лифтов, 18 из которых являются скоростными.


Спроектированное архитекторами Гельфрейхом В. Г. и Минкусом М. А. здание МИДа – единственное из высоток, которое не имеет пятиконечной звезды на шпиле, а изначально в плане не было и его. Так случилось потому, что в возведении был применен необычный метод сооружения каркаса здания на полную высоту. Историки свидетельствуют, что на таком башенном стиле настоял Сталин, но по расчетам специалистов установка шпиля создала бы нагрузку, которую здание выдержать не могло. Впоследствии был установлен облегченный шпиль. Еще одна достопримечательность на фасаде дома – герб СССР, установленный на 114-метровой высоте и остающийся там и по сей день.

Непростые жильцы

Здание у Красных Ворот должно было стать центром нового архитектурного ансамбля и вместе с высоткой на Комсомольской площади (гостиницей «Ленинградская») образовать этакий «парадный вестибюль столицы». Центральная часть здания изначально проектировалась для правительственных учреждений (в частности, там разместилось Министерство транспортного строительства) и только в боковых крыльях предусматривались жилые квартиры (в каждой – от двух комнат и больше).

Причем эти квартиры предназначались явно не для простых смертных. Согласно постановлению Совмина СССР, при проектировании зданий высоток архитекторы и инженеры должны были изначально предусмотреть оснащение их самыми современными техническими средствами, включая лифты, водопровод, дневное освещение, телефонизацию, отопление, систему кондиционирования воздуха и пылеудаления. У каждого подъезда дома у Красных Ворот было оборудовано свое бомбоубежище.

В пятикомнатных квартирах, словно в дореволюционных богатых доходных домах, рядом с каждой кухней была предусмотрена комнатушка для домработницы. Кроме того, в кухнях уже изначально имелись холодильники и встроенная мебель.

Под домом размещался гараж, рассчитанный на три десятка автомобилей. В одном из жилых корпусов высотки работал детский садик. Основную часть жильцов составляли сотрудники Министерства путей сообщения и прочих ведомств, а также заслуженные деятели образования и медицины. В пятикомнатные квартиры селили в основном министров и их замов. Среди наиболее известных жильцов дома на Садовой-Спасской были президент АН СССР Мстислав Келдыш, актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков.

Архитектура и оформление

Станция

Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша. Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам. В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты чёрным с ультрамариновыми вкраплениями украинским лабрадоритом. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз. Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников. Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой — квадратной метлахской плиткой красного цвета и шестиугольной кремовой).

Искусствовед Игорь Грабарь писал о станции:

Уже в проекте замысел автора поражал своей внушительной простотой, найденной лаконичностью архитектурного языка, классического по внутреннему смыслу, по логической оправданности, но осовремененного, приближенного к нашим дням. Фомин совершенно обошёлся без колонн, загружающих большинство подземных станций, и мощными низкими гранитными пилонами охарактеризовал подземность пространства. С большим вкусом он придал им нарядность при помощи остроумно и уместно применённых тяг и ниш. Дань классицизму, принесённая в кессонах свода, здесь очень уместна, как противовес грузному низу. Фоминская станция, бесспорно, самая удачная из всех подземных станций первой очереди.

Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Театральная».

Южный вестибюль

Южный вход

Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину. Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём. Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница. Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору типа ЭТ-3М. Он имеет высоту 28,4 м и был установлен в 1994 году взамен старого.

Северный вестибюль

Северный вход

Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. До реконструкции 2016—2017 годов из вестибюля с кассовым залом в круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, вёл трёхленточный эскалатор ЭМ-1М высотой 11,5 м. Стены зала отделаны красным мрамором, на них установлены двухрожковые светильники-бра. Из круглого зала вниз к станции вёл эскалатор типа ЭМ-4 высотой 18,9 м.

Со 2 января года по 1 июня года северный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. В ходе неё все эскалаторы были заменены на современные, также были заменены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновлены системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Кассовый зал был отремонтирован, установлены современные турникеты.

Архитектура

Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым, предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов.

Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттене, Вулворт-билдинга и самого высокого на то время небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Высотка на Котельнической набережной

Строительство высотного дома на Котельнической набережной началось еще в 1938 году, но в 1940 году строительство было прекращено. Возобновилось оно лишь после окончания Великой Отечественной войны в 1948 году. Высота многоэтажного жилого дома в устье реки Яуза — 176 метров, а этажей всего 26 (если считать еще и технические, то 32). Если сделать простые арифметические действия, то становится понятно, что высота потолков в квартирах на Котельнической более 4 метров.

Конечно же, 26 этажей в центральной башне, а в боковых частях дома их гораздо меньше. В доме 540 квартир, из них однокомнатных всего 13, остальные имеют от двух до четырех комнат. Ну это по официальной информации, а на самом деле, с такими потолками кто-то с легкостью мог сделать себе двухэтажные апартаменты.

Если смотреть со стороны Москва-реки, то можно обратить внимание, что вплотную к дому примыкает еще один 9-этажный, он был построен как раз в 1938-1940 годах. В нем еще 160 квартир, так что Сталинская высотка на Котельнической не только многоэтажный, но и очень многоквартирный дом

Помимо жилых квартир, здесь расположен также знаменитый кинотеатр Иллюзион, одни из немногих, где можно смотреть старые иностранные фильмы на языке оригинала. Мы, когда были молодыми, нередко ходили смотреть туда французское кино.

В советские времена, да и сейчас тоже, такой известный дом не может обойтись без знаменитых жильцов. В разное время в нем жили: писатель Константин Паустовский, известная советская актриса Фаина Раневская, писатель и поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова (в 2004 году в ее бывшей квартире открыли дом-музей Улановой), театральный режиссер Юрий Любимов, киноактриса Клара Лучко, певица Людмила Зыкина и многие другие.

Из современных знаменитостей, по слухам, квартиры в доме на Котельнической имеет Дмитрий Нагиев, Ефим Шифрин, Александр Ширвиндт, Вилли Токарев, Рената Литвинова, Александр Песков и другие. В общем, если у вас много денег и вы купите квартиру в этом доме, то соседи у вас будут уважаемые люди. Кстати, если верить сайтам агентств недвижимости, квартиры в этом доме продают довольно регулярно, правда и цены на них космические. Ну а что вы хотели — центр Москвы и вид на Кремль.

Любители советского кино знают высотку на Котельнической по фильму «Москва слезам не верит». Несмотря на то, что «квартира профессора Тихомирова» находилась на Кудринской площади (в другой высотке, о которой чуть ниже), все подъездные сцены снимались именно здесь. Ну и в завершение рассказа об этом небоскребе хочется привести пару «высотных» рекордов: с 1952 по 1964 год жилой дом на Котельнической набережной считался самым высоким жилым домом в мире, а с 1952 по 2004 года — самым высоким жилым зданием в России.

Гостиница «Украина» — Radisson Royal Hotel, Moscow

Вторая гостиница расположена в 206-метровой Сталинской высотке на Кутузовском проспекте. Большинству москвичей она известна под названием Гостиница «Украина», хотя последние 5 лет (с 2010 года) носит гордое название международной сети отелей «Рэдиссон Ройал, Москва». Как и гостиница Ленинградская, это пятизвездочный отель практически в самом центре столицы, напротив Белого дома. Виды с верхних этажей открываются невероятные — пожалуй, это один из самых красивых «гостиничных» видов Москвы.

Как мы уже сказали, высота советского небоскреба — 206 метров, из которых 73 метра — это башня-шпиль. Центральная башня насчитывает 34 этажа. Это здание было построено в 1953-1957 годах, в сталинское время ее рабочее название было «Гостиничный комплекс в Дорогомилово», а уже при Хрущеве она стала известной на весь мир «Украиной».


В гостинице Radisson Royal Hotel 497 номеров, и сразу стоит сказать, что бюджетных и дешевых здесь нет. Здесь все сделано для дорогого и роскошного отдыха. Стоимость номера в сутки за двоих составляет не меньше 10 000 рублей ($200). Конечно же, на всей территории отеля бесплатный WiFi, есть бассейн, сауна, тренажерный зал и прочие блага.

От гостиничных высоток мы перейдем к «самой умной» и «самой высокой» — главному зданию Московского Государственного Университета.

Общественный транспорт

Список маршрутов наземного общественного транспорта
Номер Маршрут Пересадки на метро и МЦК
Регулярные автобусные маршруты
А
Стадион «Лужники» (южн.)  Комсомольская  Фрунзенская,  Парк культуры,  Кропоткинская,  Арбатская,  Арбатская,  Пушкинская  Тверская,  Чеховская,  Трубная,  Цветной бульвар,  Сухаревская,  Комсомольская
Б
Садовое кольцо Кольцевой  Павелецкая,  Таганская,  Курская,  Сухаревская,  Смоленская,  Смоленская (закрыта),  Парк культуры,  Октябрьская,  Добрынинская,  Маяковская
т24
 Красные Ворота Авиамоторная улица  Авиамоторная
122
 Сокольники  Лубянка  Сокольники,  Красносельская,  Комсомольская,  Чистые пруды,  Лубянка,  Китай-город
Регулярные электробусные маршруты
Н3
Уссурийская улица  Китай-город  Щёлковская,  Первомайская,  Партизанская,  Измайлово,  Семёновская,  Электрозаводская,  Бауманская,  Красносельская,  Комсомольская,  Лубянка,  Китай-город

История площади

В прошлом, вплоть до начала 18 века, в окрестностях современной площади внутри и снаружи Земляного вала располагались огородные слободы: внутри — дворцовая, на внешней стороне — принадлежащая Вознесенскому монастырю. Однако, сообщения между ними не было — ближайшими воротами были Покровские в районе современной площади Земляной Вал и Басманной улицы.

Отсутствие ворот доставляло местным жителям неудобства, поэтому в валу появились проломные ворота, а в 1709 году на их месте воздвигли деревянную Триумфальную арку в честь победы в Полтавской битве, которая стала переломным моментом в Северной войне. В конце 18 века, когда Земляной вал потерял актуальность и был окончательно срыт по приказу главнокомандующего Москвы графа Захария Чернышёва, вокруг арки фактически образовалась обширная площадь. Кроме самих ворот, довольно значительной постройкой на площади была церковь Трёх Святителей (в Огородниках).

Деревянные ворота не отличались надёжностью и часто горели, после чего их приходилось перестраивать. В 1742 году они были возведены ещё раз — по проекту архитектора Михаила Земцова, однако, спустя несколько лет они вновь сгорели, и в 1757 году императрица Елизавета Петровна повелела построить их из камня в стиле барокко по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. Высота новых ворот составила 26 метров — гораздо выше, чем предыдущие; их украсили лепниной и росписями, а сверху установили 8 скульптур, изображающих благодетели, и бронзовую статую Фамы (богиня молвы) с пальмовой ветвью и трубой. Впоследствии декоративное оформление ворот неоднократно претерпевало изменения, хотя капитально их больше не перестраивали.

Красные ворота и церковь Трёх Святителей в 1890-х годах

В начале 20 века, когда в Москве развивалась трамвайная сеть, одна из линий прошла прямо через арку Красных ворот.

К сожалению, в 1927 году ворота и расположенная вблизи них церковь Трёх Святителей были снесены, поскольку они, по мнению городских властей, мешали проезду городского транспорта. Однако, память о них частично сохранилась: в 1935 году на площади открылась станция метро «Красные Ворота», южный вестибюль которой, построенный по проекту архитектора Николая Ладовского, был выполнен в виде арки Триумфальных ворот.

В 1925 году площадь получила официальное название — Красноворотская, но в 1941 году её вновь переименовали: теперь она стала Лермонтовской — к 100-летию со дня смерти поэта Михаила Лермонтова, который родился в доме генерал-майора Карла фон Толля напротив Красных ворот и был крещён в церкви Трёх Святителей. К сожалению до наших дней дом Лермонтова не сохранился — как и Красные ворота, и церковь, он был снесён в 1927 году.

После распада СССР площади решили вернуть историческое название, но при этом оставить на карте города и Лермонтовскую площадь тоже. Для этого большую площадь разделили на две поменьше: в 1993 году та её часть, что расположена внутри Садового кольца, стала площадью Красные Ворота, а та, что за его пределами — осталась Лермонтовской площадью.

Долгое время площадь представляла собой асфальтовое поле с парковкой, но в 2020 году её реконструировали и благоустроили: у станции метро организовали пешеходную зону, насыпали небольшие искусственные холмы, высадили деревья и кустарники.

Как добраться до Покровки

В настоящее время существует очень много способов добраться до знаменитых Покровских Ворот в Москве. Добраться можно на маршрутке, метро, автобусе или трамвае.


На сегодняшний день поездки по главным достопримечательностям довольно комфортные и удобные. Для туристов и гостей города существует специальное мобильное приложение Мувит, которое создает маршрут поездки и дает пошаговые подсказки, как быстрее добраться до знаменитых мест, площадей, улиц.

Также приложение позволяет просматривать подробности о маршрутах на карте, проверить расписание электричек, автобусов, трамваев, узнать время прибытия общественного транспорта и прочую информацию, позволяющую добраться до Покровских Ворот. Если маршрут пеший, то Мувит также станет полезным и подскажет, как сделать путь наиболее коротким и удобным, к тому же сообщит, на какой именно остановке нужно выйти. Это позволит не быть привязанным к карте и все время с ней сверяться.

Чем отличается небоскреб на Красных воротах от своих «сестер»?

Садовая-Спасская 21/1 – это адрес одного из сталинских небоскребов, известного больше как дом на Красных воротах. Стоит заметить, что данная высотка отличается по многим параметрам от других шести зданий. Данный небоскреб является самым низким среди 7 «сестер». Но благодаря выгодному местоположению дома, эта разница визуально не заметна.

Сталинская высотка на Красных воротах не может похвастаться богатым внутренним убранством. В ее вестибюлях нет театральных люстр и мозаик. Все достаточно просто для дома такого масштаба, но со вкусом и умеренным лоском. Квартиры преимущественно двух- и трехкомнатные, отличающиеся небольшим количеством квадратных метров и неудобной планировкой. Зато счастливые новоселы могли наслаждаться высокими потолками, деревянным паркетом и типовой мебелью, идеально подходящей для размеров помещения.

Что примечательно, в большинстве квартир было предусмотрено специальное помещение для домработницы. Есть в знаменитой высотке и небольшое количество шикарных пятикомнатных апартаментов. Когда-то их занимали министры и прочие высокие чиновники.

Здание МГУ на Воробьевых горах

Центральное здание Московского Государственного Университета — одно из красивейших в Москве, прибавить к этому еще смотровую площадку, расположенную рядом с ним, и получается одна из самых посещаемых достопримечательностей столицы. Эта Сталинская высотка является самой высокой из семи, ее высота 240 метров. Стоит отметить, что до недавнего времени это было самое высокое здание города, но после строительства Москва-Сити, дома на Набережной и высотки «Триумф-палас» на Соколе переместилось в списке великанов ниже первой тройки.

Как и 50 лет назад, в этой высотке размещаются факультеты МГУ: географический, геологический и механико-математический, а также музей, библиотека, административные помещения, актовый зал. Опрос наших знакомых показал, что далеко не все знают, что в боковых корпусах главного здания расположены общежития для студентов и квартиры профессоров, так что, если хотите пожить в Сталинской высотке, не платя $200 в сутки, добро пожаловать в студенты! Правда, чтобы получить общежитие, придется потрудится — мест-то на всех не хватает.

Говорят, что согласно первоначальному плану, как и здание МИД, МГУ не должно было иметь шпиля, а вместо него вершину альма-матера должна была венчать статуя Михаила Ломоносова, но Сталин, взглянув на чертежи, приказал строить шпиль, как и у всех остальных высоток.

Работы над строительством ГЗ МГУ начались в 1948 году, весной следующего года был торжественно заложен первый камень, а уже 1 сентября 1953 года в университете начались первые занятия. Построить такое здание на таком сложном ландшафте всего за 4.5 года казалось невозможным, но советские инженеры и строители смогли. Если верить википедии, то в строительстве принимали участие не только рабочие со всей страны, но даже заключенные, причем их было несколько тысяч. При отделке главного здания на 22 этаже был организовал лагерный пункт, в котором было 700 заключенных.

Хотя наша сегодняшняя статья о Сталинских высотках, а не об МГУ, но пройти мимо смотровой площадки, мы, конечно же, не смогли. Отсюда открываются потрясающие виды.

Кстати, если приглядеться ко второй фотографии (она как раз над этими словами), то можно увидеть шпили трех других высоток, и на самом деле, если знать куда смотреть, то можно увидеть все шесть.

Вот теперь точно «конец»

Москва — очень красивый город, здесь всегда можно найти что посмотреть: многочисленные музеи и парки, памятники архитектуры и искусства. Жители города давно не замечают этого, для них это будничные картинки, но если заглянуть в историю и побольше узнать о родном городе, можно найти для себя что-то интересное.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Мы обязательно продолжим писать о Москве, рассказывать не только о самых известных местах столицы, но и прогуляемся по ее тихим старым дворикам, в которых можно найти много интересного и необычного, так что не переключайтесь!

Непостроенные высотки

Дворец Советов

Проект Дворца Советов


Основная статья: Дворец Советов

В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Первый проект (Дворец Труда) к реализации принят не был. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932–1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Административное здание в Зарядье

Проект высотки в Зарядье

Основная статья: Административное здание в Зарядье

275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядье было последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства, которые в виде сталинских высоток были отменены как «архитектурные излишества». В 1964–1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».

Прочие

По архитектуре к духу Дворца Советов и сталинских высоток были близки нереализованные проекты 1934 года здания Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (вместо ГУМа) и Дома Аэрофлота архитектора Чечулина, а также первоначальный проект 1947 года архитекторов Олтаржевского и Кузнецова жилого дома на площади Восстания.

Помимо построенных в упрощенном виде зданий в Киеве, Челябинске и Воронеже, подобные высотки также планировались, но не были реализованы в других столицах союзных республик и крупных областных центрах СССР. Например, сталинские высотки проектировались (а в случае реализации позже были заменены более простыми проектами) для зданий Харьковского университета, Домов Советов в Казани, Сталинграде, Челябинске, Свердловске, Новосибирске, Барнауле, Каменск-Уральском, гидропроекта и «Куйбышевэнерго» в Куйбышеве, двух жилых домов у парка Победы в Ленинграде и т.д.

Площадь Тверская Застава

В 1834 году на площади Тверская Застава появилась величественная Триумфальная арка — она была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей, которой правила богиня победы Ника.

Прежде на этом месте стояли деревянные ворота, которые построили в 1814 году к возвращению русских войск из Парижа. Новый проект был создан по указу императора Николая I архитектором Осипом Бове. На воротах разместили надпись, сообщающую, что воздвигли их в честь «спасителя Отечества» Александра I.

Арка успела застать и XX столетие: на рубеже веков под ее сводом проходил электрический трамвай. В 1936 году арку разобрали, а в середине 1960-х решили восстановить на новом месте, на Кутузовском проспекте. Элементы убранства воссоздавали по старым фотографиям и чертежам. Помогла реконструкторам и авторская копия арки, которая хранилась в Музее архитектуры. Через несколько десятилетий во время реставрации вокруг ворот разбили цветник и установили художественную подсветку.

Гостиница «Ленинградская»

Величественное здание находится на Каланчевской улице, д. 21/40, рядом с тремя столичными вокзалами. Это самая низкая из семи высоток Москвы. Она имеет 21 этаж и возвышается на 136 м. Новостройка была возведена в 1954 г. над местом, где протекают две подземные реки. Для формирования надежной опоры было установлено 1400 десятиметровых свай, на которых и возвели строение.

Гостиница «Ленинградская». Каланчевская улица, дом 21/40.

Внешнее оформление было выполнено под влиянием средневекового русского зодчества, а внутреннее убранство напоминало готический собор. Пышность гостиничных интерьеров и вестибюлей поражала воображение. В дизайне использовались скульптуры, лепнина, ценные породы дерева, самоцветы, золотая смальта. Бронзовая люстра-гирлянда даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Не удивительно, что во времена Н. С. Хрущева в архитектуре здания были обнаружены «черты фальшивой, буржуазной помпезности и необузданного украшательства». Архитекторы А. Б. Борецкий и Л. М. Поляков стали первыми жертвами борьбы с архитектурными излишествами: их лишили звания лауреатов Сталинской премии. Недавно гостиница вошла в сеть Hilton, и после проведения капитального ремонта для гостей открыл двери роскошный пятизвездочный отель Hilton Moscow Leningradskaya.

Примечания

  1. ↑ , с. 397.
  2. ↑ . RetroMoscow. Дата обращения 15 мая 2018.
  3. .
  4. Юлия Мезенцева. . Узнай Москву. Дата обращения 15 мая 2018.
  5. shellbars. . Достопримечательности Москвы (6 января 2013). Дата обращения 15 мая 2018.
  6. Александр Успенский. . Эхо Москвы (31 июля 2015). Дата обращения 15 мая 2018.
  7. ↑ , с. 38, 45.
  8. , с. 381.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Историческая Правда (3 июня 2013). Дата обращения 15 мая 2018.
  10. , с. 584–588.
  11. ↑ .
  12. Елена Лебедева. . Православие.ru (11 мая 2005). Дата обращения 15 мая 2018.
  13. ↑ . Прогулки по Москве. Дата обращения 15 мая 2018.
  14. , с. 148.
  15. Наталия Душкина. . Архнадзор (12 сентября 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  16. Анна Сердюкова. . Марфино. Районная интернет-газета (10 сентября 2017). Дата обращения 15 мая 2018.
  17. .
  18. .
  19. Анна Сердюкова. . Культура.РФ (10 сентября 2017). Дата обращения 15 мая 2018.

История

По предложению И. В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», где были описаны планы по строительству восьми высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно символизировать 800-летие Москвы, отмечаемое в 1947 году, и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, центрального и самого высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. На стилобате этого здания позже к 1967 году возвели гостиницу «Россия», которую в XXI веке снесли, а место отдали под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток представляли собой лишь начало грандиозного архитектурного проекта, цель которого состояла в том, чтобы застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки.

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты того времени, например В. А. Сапрыкин.

Красные ворота

Исторические Красные ворота в Москве были возведены по приказу Петра I по случаю победы в Полтавской битве. Несколько раз они горели, но их восстанавливали к торжественным событиям — например, к коронации императрицы Елизаветы Петровны. Существуют несколько версий происхождения названия ворот: они могли получить его после реконструкции, когда вновь стали красными, то есть красивыми, а также из-за того, что были выкрашены красной краской, а может, просто потому, что вели в Красное село.

В 1750-е годы ворота были воссозданы в камне архитектором Дмитрием Ухтомским. А в 1927-м их решили снести, поскольку они затрудняли движение городского транспорта.

Узнать больше о столичных достопримечательностях, истории памятников и культурных площадках можно на медиаплатформе #Москвастобой.


С этим читают