Перезвоним за 30 секунд

Предыстория проекта

Отец Олега, большой любитель автомобилей марки «Волга», приобрел по низкой цене простоявший 25 лет на приколе разбитый ГАЗ-21 с весьма незначительным пробегом для такой машины – 15 000 км. Так как запчастей к этой машине было в достатке, то автомобиль 1967 года выпуска был реставрирован и подарен автору проекта на 18-летие. Надо сказать, что в технической части автомобиль был хорош для своего времени, но безнадежно устарел за 40 лет. Нынешнего хозяина вполне устраивал внешний облик автомобиля, но настало время кардинально менять его технические качества.


Финансов на серьезные конструктивные изменения не было. За первые несколько лет была осуществлена только покраска автомобиля, но Олег мечтал сделать из машины нечто особенное, что было бы только у него.

Испытание пикапа ГАЗ-21 на бездорожье


15 июля 1937 года для проведения испытаний по дорогам села Великий Враг на берегу Оки под городом Горьким был построен опытный образец пикапа ГАЗ-21. На данном экземпляре стояли оригинальный бензобак (первый образец пикапа имел бензобак от ГАЗ-М1) и импортные шарниры «спейсер» (на первом образце стояли шарниры от грузового автомобиля ГАЗ-ААА), а также были изменены крепления двигателя и привод к тормозам задних колес. В течение первых пяти дней пикап проходил обкатку на маршруте протяженностью 400 км. После обкатки были проведены контрольный обмеры деталей мостов и пикап отправили на испытания в Великий Враг, где планировалось в условиях бездорожья пройти 10 тысяч км: первую 1000 км порожняком, а остальном маршрут с 800-килограммовым грузом в кузове.

В сентябре 1937 года, когда пробег пикапа составлял около 5000 км, автомобиль пришлось отправить на ремонт для полной замены рамы, которая не выдержала нагрузок. Мастера выпрямили перекошенные лонжероны и приварили лопнувшие косынки, но вскоре рама вновь потребовала ремонта. После этого было принято решение оснастить пикап рамой с более мощными косынками, усилителями и балкой балансирной подвески. Однако, принятых мер оказалось недостаточно и впоследствии раму еще дважды пришлось усиливать.

Пробег выявил ряд конструкторских недостатков трехосного пикапа:

  • непригодность для использования на машинах такого типа силовых элементов балансирной подвески;
  • не выдерживают нагрузок все элементы крепления силового агрегата к раме;
  • затруднен монтаж и демонтаж двигателя;
  • при буксировке бронеавтомобиля БА-20 массой чуть выше тонн вышло из строя легковое сцепление, которое было заменено на сцепление от ГАЗ-АА;
  • ненадежность сварных швов между оригинальными чулками полуосей и серийными фланцами от ГАЗ-М1.

Пикап ГАЗ-21 также показал неудовлетворительные результаты и на бездорожье: из-за недостаточного дорожного просвета и отсутствия передних ведущих колес мог безнадежно застрять, при преодолении горок с резким изломом у основания автомобиль цеплялся передним бампером, а в рыхлом песке передний мост увязал по самые ступицы, при этом задние ведущие колеса беспомощно буксовали. При движении по грязи пикап игнорировал поворот передних колес и продолжал движение по прямой, а если сопротивление вывернутых колес оказывалось слишком сильным, то автомобиль просто застревал. Во время преодоления ям с крутыми склонами в точке излома передние колеса непроизвольно выворачивались и автомобиль уходил в сторону.


В 1938 году продолжились работы по устранению выявленных в ходе испытаний недостатков трехосного пикапа и модернизировалась грузовая платформа. В том же году автомобиль военными специалистами был признан соответствующим требованиям технического задания и рекомендован к постановке на вооружение Красной Армии.

Однако в конце 1938 года Виталий Грачев получил в свое распоряжение надежные ШРУСы, что позволило ему заняться разработкой полноприводных трансмиссий, в том числе и для армейского многоцелевого внедорожника. Тогда конструктор обратился к руководству Горьковского автозавода с просьбой не спешить с постановкой на серийное производство ГАЗ-21, так как к тому времени разрабатывался новый полноприводный внедорожник ГАЗ-61-40, который по всем показателям превосходили трехосный пикап. Сложность ситуации еще заключалась в том, что на заводе на рубеже 1938—1939 годов уже началась подготовка к выпуску трехосного пикапа ГАЗ-21, шасси которого также предназначалось под новый бронеавтомобиль. По некоторым данным к этому времени даже успели изготовить около ста комплектов деталей. Однако, руководством завода и отрасли все же было принято решение о прекращении работ по подготовке к производству нового пикапа.

Трехосный пикап ГАЗ-21 послужил базой для создания целого ряда модификаций и спецавтомобилей:

  • ГАЗ-22 – укороченное шасси для бронеавтомобиля (1938 год);
  • ГАЗ-25 – легковой автомобиль с закрытым кузовом (1938 год);
  • БА-21 – пулеметный бронеавтомобиль (январь 1938 года).

поздняя версия трехосного пикапа ГАЗ-21

Химический состав

Стандарт C S P Mn Cr Si Ni Fe Cu
ГОСТ 1435-99 0.8-0.9 ≤0.018 ≤0.025 0.33-0.58 ≤0.2 0.17-0.33 ≤0.25 Остаток ≤0.25

Fe — основа. По ГОСТ 1435-99 массовая доля хрома, никеля и меди указана для 1 группы металлопродукции. Массовая доля серы в стали, полученной методом электрошлакового переплава, не должна превышать 0,013 %. В металлопродукции 2-й группы массовая доля Cr ≤ 0,12 %, Ni ≤ 0,12 %, Cu ≤0,20 % а их суммарная массовая доля ≤ 0,40 %. В металлопродукции 3-й группы массовая доля Cr ≤ 0,20-0,40 %, Ni ≤ 0,25 %, Cu ≤0,25 %. В металлопродукции 1-й и 3-й групп, изготовленной из стали, полученной скрап-процессом, допускаются повышенные по сравнению с указанными в таблице массовые доли никеля, меди и хрома на 0,05 % каждого элемента. В металле, предназначенном для изготовления холоднокатаной ленты, увеличение массовой доли никеля, меди и хрома не допускается.

Дизайн салона


Сиденья от Волги не были рассчитаны на те маневры и ускорения, которыми стала обладать машина после модернизации. Они были заменены современными сиденьями от Mazda CX-7. В качестве передней панели Олег встроил решение 2008 года от производителей Mazda 6. Таким образом, в машине появился круиз-контроль, двузонный климат-контроль и возможности управлять эргономикой салона с помощью кнопок, располагающихся на руле.

Этот проект по модернизации ГАЗ-21 привлекает внимание оригинальными технологическими решениями. Сохранив почти полностью внешний облик машины, автор получил вполне конкурентоспособный на дороге автомобиль

Согласитесь, что не многие став обладателем старинной Волги решились бы на такую модернизацию. Пожелаем Олегу удачи в дальнейших подобных экспериментах.

ГАЗ М21 трёхосный пикап (опытный) 1936 год

фотография ГАЗ-21 трехоска

Опытный трехосный пикап на специальном шасси, создан В.А.Грачевым в рамках дальнейших испытаний опытных машин повышенной проходимости. Колесная формула — 6х4, КПП от ГАЗ АА, двигатель и передний мост от ГАЗ М1, ведущие мосты на балансирной подвеске по типу ГАЗ ААА. На раме установлены два пневмотичиских катка для преодоления неровностей. ГАЗ М21 прошел заводские испытания летом 1937 года и в 1938 году формально был принят на вооружение. Но вскоре от запуска в производство машин, подобных ГАЗ 21, отказался сам Грачев, т.к им были разработаны новые прототипы полноприводных машин 4х4 под общим индексом ГАЗ 61.

В качестве силового агрегата использовался проверенный на ГАЗ М1 4-х цилиндровый мотор мощностью 50 лошадиных сил. На первом построенном образце карданные шарниры были позаимствованы у ГАЗ ААА, а бензобак, установленный прямо на раме за кабиной водителя у ГАЗ-М1. После первых государственных испытаний в сентябре-декабре 1936-го года конструкция ГАЗ-21 была доработана: в частности отечественные карданные шарниры были заменены на импортные «Спайсер», изменилось крепление двигателя, модернизирована тормозная система, установлен специальный бензобак, проведён ряд других небольших доработок.

Второй тур государственных испытаний завершился в конце 1937 — начале 1938 года, оба образца показали отличные результаты, прекрасно справлялись с бездорожьем, куда лучше обычных М-1. По результатам тестов, пикап был рекомендован в серийное производство, по некоторым данным было изготовлено порядка 100 комплектов деталей для сборки машин. Интересно, что существовало ещё два варианта ГАЗ-М21 — с лыжами вместо передних управляемых колёс и с закрытым пассажирским пятиместным кузовом от ГАЗ М1. Кроме того шасси опытной машины предлагалось использовать и для броневика БА-21, который был в результате выпущен в единственном экземпляре.


С этим читают