Вместо вывода в деревню, в глушь, в саратов

Незаметный

Алексей Трубецков, художник


Художник начинает свой рассказ с середины 19 века. В тот момент, когда Саратов становится бурноразвивающимся заводским центром. Продолжается активное строительство секретных заводов, фабрик, и город потихоньку становится особенно значимым.

В городе не проводится масштабных культурных событий и фестивалей. Он остаётся скрытым от всеобщего внимания.

С тех пор прошло достаточно времени, но ощущение некоторой отстраненности осталось. Лектор уверен, что городская пыль и отсутствие дорог — это маскировочная сетка от излишней заинтересованности.

«Конечно, уже всё прошло и скрылось, и этого не существуют, но ощущение того, что мы самые важные, на нас по-прежнему нацелены ракеты, остаётся. История о том, что происходило в некоторых старых секретных заводах Саратова, всегда присутствует в ощущениях каждого. Я не знаю, как это используют в качестве гордости, и каким образом взять и перевоплотить это в некую привлекательность для туристов. Давайте придумывать вместе. Саратов должен быть раскрыт».

Особенный

Александр Башкатов, исследователь, преподаватель СГУ им. Чернышевского

«Саратов – особенный город» — утверждает лектор. Его географические особенности это неиссякаемый природный ресурс, который необходимо использовать рационально. Это ресурс развития и функционирования города.

Саратов родился и развивался как портовый город. Один главных символов города — герб доказывает это. На нем изображены стерляди. Это говорит о колоссальном рыбном богатстве.


Если отойти от реки и посмотреть на всю ландшафтную ситуацию, Александр говорит ещё и о пограничном положении города. Саратов находится на границе между степью и лесом, на границе Азии и Европы. Волга – рубеж.

Не стоит выпускать из виду Кумысную поляну — ещё один важный элемент пространственной структуры города. Огромный зеленый оазис со своим микроклиматом и целой родниковой системой, которая напитывает весь город.

Исследователь приводит пример использования родниковой воды в 19 веке. Оказывается, в Саратове был родниковый водопровод. Он бесплатно снабжал жителей города качественной питьевой водой.

Культурный

Алексей Чиркин, яхтсмен, инструктор

Яхтсмен позиционирует город, как часть речной культуры.

Алексей рассказал не о городских конструкциях, а том, что придумали люди, для того, чтобы использовать водную дорогу: о первых деревянных лодках, об их огромном количестве и разнообразии, о появлении первого паруса из-за необходимости большей скорости доставки товаров, о торговых волжских судах и бурлаках.

Спикер отметил, что у города есть своя история не только как у поселения на земле, но и как части речной судовой культуры.


Как оказалось, в 1875 году в Саратове появился первый яхт клуб. Он был вторым в России. Так и возникла еще одна культурная среда Саратова — парусная. Она до сих пор существует.

Многоликий

Виталий Кудрявцев, Архитектор

Архитектор поделился своим взглядом на Саратов с точки зрения своеобразия городской архитектуры.

История города начинается еще в 16 веке, с этого момента и начинается вся городская архитектура. Естественно, в течение пяти столетий стилистическое зонирование меняется от классицизма до модерна. Цветовая палитра города тоже разная. Каждая эпоха имеет свой цвет и декор.

Исследователь рассказал об изменениях масштабов городской территории, о цикличности развития городской среды, тех процессах, что незаметны для повседневности, но постепенно меняют облик города в целом.

Подготовила: Татьяна Королева

Кинематографичный

Татьяна Зорина, директор международного кинофестиваля «Саратовские страдания»

Появление фестиваля Татьяна Зорина напрямую связывает с жизнью города. Его уникальные люди, постройки и даты и есть сам фестиваль.


В Саратове, несмотря на его некую закрытость, всегда существовало огромное количество творческих объединений. Они и пытались изменить атмосферу закрытости. Была разработана концепция фестиваля «Саратов – открытый город». Она актуальна уже на протяжении 13 лет.

Программа фестиваля это тоже сам город. Это приглашенных люди, которые хотят открыть город, это актуальные процессы и явления, которые происходят. Это всё, чем живёт Саратов сегодня.

Стереотипный

Игорь Пугин, географ

«В деревню, в глушь, в Саратов». Именно в таком виде знаменитое выражение из произведения А.С Грибоедова «Горе от ума» доходит до наших дней. Насколько оно стереотипно — разбирался Игорь Пугин. Географ развеял миф о Саратове – деревне. По его мнению, дошедшая до нас фраза слишком искажена.

Такой стереотип о нашем городе сложился у многих поколений. Лектор считает, что это выражение вырвано из контекста. Он переносит аудиторию в начало 19 века, во времена написания самого произведения. Игорь Пугин говорит, что «Саратов» лишь поэтический приём. В начале 19 века существовало 50 губернских центров. Одним из них был Саратов. Грибоедову была необходима нужная рифма и единственный город, который рифмовался, был именно Саратов.

Если раскладывать фразу на смысловые составляющие, выходит, что Фамусов (герой произведения –прим.ред.) говорил о городе, как о комфортной зоне отдыха достаточно высокого уровня, ведь Саратов в то время был купеческим городом со своими мукомольными королями и отставными генералами.

Сюда даже отправляли пленных французов. По словам лектора, наш город назвали Волжскими Афинами за мягкий климат, достаточно высокое экономическое положение и уровень городской культуры.


С этим читают