12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции

Происхождение

В русском языке когда-то были такие слова, как «усад», «усадище». Уже позже появилось существительное «усадьба». Что значит это слово? Имеет ли оно что-то общее с «усадом» или «усадищем»? Существует предположение, что все эти слова произошли от единого корня — «сад». Ведь что такое усадьба? Это не просто господский дом. Это целый комплекс построек и, кроме того, земли, на которых произрастают фруктовые деревья. О том, что такое усадьба, знали ещё жители средневековой Руси. Правда, называли они боярское поместье усадищем. В словаре Даля сказано, что «усадьба» — слово, возникшее в западных регионах страны. «Усадище» же характерно для центральных русских земель. Для того чтобы разобраться в значении слова «усадьба», следует сделать небольшой экскурс в историю.


Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области

1 / 8

Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons

2 / 8

Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

3 / 8

Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

4 / 8

Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея

5 / 8

Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

6 / 8

Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

7 / 8

Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея

8 / 8

Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons

Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «луче­зарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянто­вый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.

Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».

1 / 5

Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

2 / 5

Внутренний фасад усадьбы. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

3 / 5

Боковые ворота. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

4 / 5

Руины внутренностей усадьбы. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0

5 / 5

Руины фасада. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0

После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневро­логический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова). 

БЕЗ ПОЛЬЗЫ ГОСУДАРСТВУ

Усадьбы представляли собой не только барский дом, они включали в себя инфраструктуру, заботливо созданную для уютной и комфортной жизни, с конным двором, мельницей, мастерскими. Владельцы организовывали даже небольшие «мануфактурные затеи», такие как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.


Однако отчеты проверяющих комиссий 1924 года говорят о том, что некогда полноценные хозяйства после преобразования в совхозы практически переставали функционировать. Так, комиссия отмечает, что в Абрамцеве бывший управляющий усадьбой, а ныне руководитель совхоза Федор Епифанский на работе не бывает, за него исполняет обязанности жена. Плуги, молотилки валяются под открытым небом, постройки ветшают, и ничего не делается для их ремонта.

В совхозе Мураново тоже отмечен непорядок. Крестьяне к совхозу относятся враждебно, так как были заинтересованы в передаче земли в свое распоряжение, и совхоз теперь никакой пользы государству не приносит.

Совхоз Назарьево в Звенигородском уезде тоже в плачевном состоянии. Часть урожая осенью убрана не была, инвентарь находился без надзора. Совхоз доведен до разорения.

Литература

  • Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: Утраченный и обретенный рай. — М.: ОГИ, 2008. — 528 с. — ISBN 978-5-94282-466-2.
  • М. Харит «Новый век российской усадьбы». Популярная энциклопедия архитектуры. 2001-2015 г.г. Изд. Аст-Астрель. Москва ISBN 5-17-008120-0 , ISBN 5-271-02021-8, ISBN 5-271-02107-6, ISBN 5-17-008121-9
  • Евангулова О. С. Художественная «Вселенная» русской усадьбы. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 304 с. — ISBN 5-89826-140-0
  • Михайлова М. Б. Национальное и художественное своеобразие русских и британских усадеб в системе города классицизма // Архитектура русской усадьбы / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Наука, 1998. — ISBN 5-02-011685-8 — Гл. 9. — С. 213—225.
  • Михайлова М. Б. Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII — первая треть XIX века) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. № 2(18) / Науч. ред. Л. В. Иванова. — М.: «АИРО—ХХ», 1996. — С. 28—35.
  • Полякова М. А., Савинова Е. Н. Русская провинциальная усадьба. XVII — начало XX века. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 264 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-91678-046-8. (в пер.)
  • Новиков В. Русская литературная усадьба. — М.: Ломоносовъ, 2012. — ISBN 978-5-91678-136-6.
  •  (недоступная ссылка)
  • Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Усадьба // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971.

Усадьба Большие Вязёмы

Большие Вязёмы в Подмосковье известны, прежде всего, как место, где провел свое детство А. С. Пушкин. Кроме того, эта усадьба успела побывать и резиденцией российских царей. Сейчас тут организован музей имени Пушкина, в пределах которого расположены памятники архитектуры XVI-XIX веков: особняки, хозяйственные постройки, парк и церковь.

Центральную часть комплекса занимает Преображенская церковь конца XVI столетия. Здание выстроено в камне, а его архитектурный стиль был для своего времени настолько новым, что даже дал название направлению сакрального зодчества (храмы в этом стиле стали называться «годуновские»). Рядом с церковью находится парк и небольшое озеро, в котором можно прокатиться на лодке (150 рублей в час). Главный дом, особняк Голицына, сейчас занимает музей. В нем посетители могут узнать об истории усадьбы и ее знаменитых обитателях.

История усадьбы

На сомом деле, на территории современного Нескучного сада сохранились парковые аллеи и здания, принадлежавшие трем дворянским усадьбам. Хозяином одной из них был Прокофий Акинфиевич Демидов, который, как и его знаменитый отец владел крупными горнопромышленными предприятиями. П.А. Демидов слыл страстным садоводом, любителем птиц и пчел. На территории усадьбы он выстроил для себя богатый дворец и поместил в него множество клеток с певчими птицами.

Ботанический сад Демидова появился в усадьбе в 1756 году и имел форму амфитеатра. Помимо необычных декоративных кустарников и плодовых деревьев здесь можно было увидеть экзотические для россиян пальмы. А первые растения – отростки и семена попали в московское имение из ботанического сада в Соликамске. В 1781 году академик Петер Симон Паллас целый месяц жил в усадьбе Демидова и составил по его просьбе подробнейший каталог деревьев, кустарников и трав, растущих в вокруг дома горнопромышленника.

Чудаковатость хозяина проявлялось по-разному. Он распорядился одевать сторожей ботанического сада в белые костюмы и заставлял их гримироваться под парковые скульптуры. Сторожа стояли неподвижно и «оживали» только тогда, когда кто-то из посетителей пытался сломать ветку дерева или срывал с клумбы красивые цветы. Из-за этого москвичи стали называть сад «Нескучным». Но это только одна из версий происхождения необычного названия.

Фрейлинский корпус

После смерти Демидова земли выкупила Елена Никитична Вяземская, а вслед за ней–граф Федор Григорьевич Орлов. При новом хозяине в 1806-1808 годах на территории усадьбы построили большой манеж.

С юга к демидовским владениям прилегала усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого, который приобрел эти земли в 1728 году. В середине XVIII века здесь появился красивый двухэтажный дом. Его возвел для княжеской семьи архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, известный мастер елизаветинского барокко. Потомки князя по-своему переделали усадьбу. Они устроили в ней «версальский сад», зверинец и птичник, деревянные галереи и каменный грот.

После Трубецких Нескучное сменило нескольких хозяев. Одни владельцы пытались наладить в имении производство железных и медных изделий. Другие, гонясь за прибылью, открыли на берегу Москвы первую в городе лечебницу с искусственными минеральными водами. Однако, все попытки получить доход от усадьбы терпели крах. Нескучное продолжало оставаться местом массовых гуляний и увеселений, и приходящая сюда публика развлекалась, как умела. В начале XIX века очень популярны были редкие в те времена полеты на воздушных шарах.

Летний (Чайный) домик

В самом начале царствования императора Николая I обширные земли на правобережье Москвы выкупило дворцовое ведомство, чтобы создать здесь новую летнюю царскую резиденцию. Южный участок приобретенных казной земель занимало бывшее имение Н.Ю. Трубецкого Нескучное. Оно то, как считают, и дало название всему построенному позднее дворцово-парковому ансамблю. Рядом находилась усадьба Голицыных. Север новой царской резиденции ранее принадлежал графам Орловым и состоял из нескольких участков. А в центре обширного дворцового владения оказалось старинное имение Демидова с хорошо известным москвичам ботаническим садом.

С этого момента территорию Нескучного сада стали обустраивать, как единый архитектурно-парковый комплекс. Регулярные парки отдельных дворянских усадеб постепенно засадили новыми деревьями и кустарниками и превратили в пейзажные. Известный архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин пышно декорировал двухэтажное здание орловского манежа и придал ему торжественный вид.

Демидовский или как его стали называть Александрийский дворец также переделали в традициях позднего ампира и оборудовали в нем покои для императора и просторные залы для приема гостей. Тогда же по проекту Е.Д. Тюрина к главному дворцу достроили два больших корпуса – Фрейлинский и Кавалерийский, а также небольшое здание гауптвахты. От Калужской улицы к главному входу во дворец вела парадная подъездная дорога. Она брала начало от красивых ворот, которые украшала аллегорическая скульптура «Изобилие».

Охотничий домик. Здесь проводятся съемки передачи «Что? Где? Когда?»

В 1917 году царскую усадьбу национализировали. Потом Нескучный сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Год за годом здесь возводили много новых построек и павильонов, а также меняли ландшафт- разбивали аллеи, укрепляли берег реки и делали новые насаждения. Поэтому современный парк очень сильно отличается от того, каким он был 100 лет назад.

Краткая справка

ООО НПО «ММК» зарегистрирована 14 января 2008 г. регистратором Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга. Руководитель организации: ликвидатор Гусева Инесса Витальевна. Юридический адрес ООО НПО «ММК» — 620041, Свердловская область, город Екатеринбург, Уральская улица, дом 57 корпус 2, квартира 41.

Основным видом деятельности является «Производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки», зарегистрировано 15 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МЕТМАШКОМ» присвоены ИНН 1222398117, ОГРН 3273383369108, ОКПО 25164177.

Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МЕТМАШКОМ» ликвидирована 12 октября 2017 г. Причина: Ликвидация юридического лица.

Определение слова «Усадьба» по БСЭ:

Усадьба — в русской архитектуре, комплекс жилых, хозяйственых, парковых и др. построек, составляющих единое архитектурное целое. Классический тип помещичьей У. 18-1-й четверти 19 вв. обычно включал украшенный портиком каменный или деревянный, часто оштукатуренный барский дом с одним или несколькими флигелями, оранжерею и парк, хозяйственный двор. в больших У. — также церковь. В конце 18 — начале 19 вв. сложился тип городской У., состоявшей из дома-особняка,«служб» (конюшня, каретный сарай и пр.) и двора или небольшого сада. В строительстве У. принимали участие крупные зодчие рус. классицизма (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Н. А. Львов, И. Е. Старов, Д. И. Жилярди и др., в том числе крепостные архитекторы). В У. (особенно в крупных, имевших характер обширных дворцово-парковых ансамблей) нередко сосредоточивались значительные собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У. меценатов иногда становились важными центрами художественой жизни (например, Абрамцево, Талашкино). В сов. время в ряде выдающихся в историческом и художественном отношении У. созданы музеи (например, Архангельское, Кусково, Останкино — в Подмосковье и Москве), в том числе мемориальные(«Ясная Поляна» в Тульской обл., Пушкинский заповедник и др.). Многие У. находятся под государственной охраной как памятники архитектуры и садово-паркового искусства.Лит.: Тихомиров Н. Я., Архитектура подмосковных усадеб, М., 1955. Ильин М. А., Архитектура русской усадьбы, в кн.: История русского искусства, т. 6, 8, кн. 1, М., 1961-63.Л. Ю. Беккер.

Архангельское

В Московской области, в окрестностях города Красногорска расположена усадьба Архангельское, которую заслуженно называют подмосковным Версалем. На её территории с 1919 года находится историко-художественный музей. Усадьба представляет собой удивительно живописную территорию, впечатляющую разнообразием дворцово-паркового ансамбля: весь комплекс включает в себя Большой дворец, Малый дворец, Святые ворота, театр Гонзаго, чайный домик, несколько храмов, фонтанов и памятников. За века существования Архангельское сменило несколько владельцев, среди которых были князья Одоевские, весь род Голицыных и князь Н. Б. Юсупов.

Строительство дворца и других парковых ансамблей в усадебном комплексе началось по заказу Николая Алексевича Голицына при участии архитекторов Джованни Петонди и Джакомо Тромбара. Особенность комплекса заключалась в необычном интерьере манежа, украшенного садом со скульптурой Амура. В 19 веке князь Юсупов размещал в Архангельском свои скульптурные коллекции, но после войны с Наполеоном усадьбу разграбили, а отдельные элементы пострадали от пожара. Долгое время усадьба реставрировалась, и в её восстановлении принимали участие лучшие архитекторы. Гостями усадебного комплекса были императоры, известные писатели, поэты. В настоящее время усадьба служит площадкой для культурных мероприятий и концертов. Среди них – крупный ежегодный фестиваль «Усадьба Jazz». Ознакомиться с анонсом мероприятий можно на сайте.

Парк открыт ежедневно с 10:00 до 21:00 и до 20:00 в праздничные дни. Дворец и колоннада работают со среды по пятницу с 10:00 до 17:00, а по выходным до 18:00. Понедельник и вторник – выходные.

Как добраться?

Усадьба Архангельское находится на территории Красногорского района Московской области. Из Красногорска туда можно доехать на 520 и 824 автобусах, из Москвы от станции Тушинская отправляются автобусы 541 и 549. Если едете на автомобиле, следует ориентироваться на пятый километр Ильинского шоссе.

Позднее барокко в Ступино


1 / 8

Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей

2 / 8

Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы

3 / 8

Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы

4 / 8

Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons

5 / 8

Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы

6 / 8

Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru

7 / 8

Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com

8 / 8

План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы

Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 кило­метрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатери­нинского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воро­тами, украшен­ными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.

Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами  Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.

1 / 7

Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons

2 / 7

Главный дом усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

3 / 7

Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

4 / 7

Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы

5 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

6 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0

7 / 7

Интерьер главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов

После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добро­совестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневе­лыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.

Музей-усадьба Фряново


Адрес: Московская обл. Щелковский р-он, г.п. Фряново, пл.Ленина, 2.Телефон: 8(496)563 53 40Группа Вконтакте: https://vk.com/fryanovo_museumРежим работы: вторник-пятница с 9 до 17.30, суббота-воскресенье-с 10 до 17.00, выходной-понедельник.Стоимость: Посещение музея без экскурсии бесплатно, экскурсии проводятся для групп до 25 человек (2900руб. для всей группы, для льготных категорий граждан — 1450 руб.). Продолжительность экскурсии 1 ч 30 мин. Существуют сборные экскурсионные группы в каждую субботу и воскресенье. Предварительная запись по тф:8(496)563 53 40 в течение всей недели.Как добраться из Москвы: От метро «Щелковская» с автостанции автобусом №335 можно доехать без пересадок до конечной станции «Фряново. Гора». Или от Ярославского вокзала до станции «Щелково» на электричке и сразу пересесть на автобус № 35 до конечной станции «Фряново. Гора».

Музей расположен в деревянном здании старинной усадьбы в стиле «классицизм», построенном на рубеже XVIII-XIX вв. И.Л. Лазаревым — графом и видным сановником времен Екатерины Великой. Ему принадлежала знаменитая Фряновская шелкоткацкая фабрика, на которой произведена была ткань до сих пор украшающая стены Царскосельского дворца. Имя Ивана Лазаревича связано с историей появления в сокровищнице России алмаза «граф Орлов».

Последние владельцы усадьбы — купцы Залогины — перепрофилировали фабрику на шерстопрядение и основали одно из первых Товариществ, куда входили купцы: Алексеев (Станиславский), Арманд и Кнопп. В музее открыты 10 залов, экскурсанты могут посетить весь хорошо сохранившийся усадебный ансамбль, состоящий из деревянного дома с флигелями и анфиладами, храма Иоанна Предтечи и регулярного парка с системой прудов.

Усадьба, является памятником архитектуры и истории федерального значения. Музей находится в 60 км от МКАД.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

Усадьба при заводе в Калужской области

1 / 7

Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

2 / 7

Демидовские палаты в усадьбе Брынь, Калужская область. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 7

Усадьба Брынь. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

4 / 7

Лепнина в усадьбе. 1973 годarch-heritage.livejournal.com

5 / 7

Руины главного усадебного дома. 2011 год gorod.kaluga.ru

6 / 7

Руины главного усадебного дома и парусиновой фабрики. 2011 год gorod.kaluga.ru

7 / 7

Руины усадьбы. 2011 год Kalugafoto.net

Самые ранние примеры каменных усадебных домов относятся в основном к позднепетровскому или анненскому времени, то есть к концу 1720-х — 1730-м годам. Усадьба Брынь в Думиничском районе Калужской области уникальна не только своей ранней датировкой (не позже 1730-х), но и редкой специализа­цией. Это не обычное загородное владение, а усадебно-производственный комплекс, сродни знаменитым промышленным усадьбам XVIII века: Полотня­ному заводу Гончаровых под Калугой, Выксе Баташевых под Нижним Новго­родом, Усолью Строгановых на Каме, Невьянску Демидовых под Екатерин­бургом, где огромные по тем временам заводы сочетались с богатыми палатами владельцев.

С 1722 года железоделательным заводом на реке Брынь владел Никита Никитич Демидов — младший сын того самого невьянского горнозаводчика, основателя знаменитой династии Демидовых. Отец полагал, что горного дела Никите «снесть не уметь», но после смерти отца сын запустил целый ряд металлургических предприятий на Урале и в Центральной России. Кирпичные палаты, выстроенные им при Брынском заводе, вероятно, были и резиденцией, и хранилищем. Своды и стены парадных комнат второго этажа украшала богатая барочная лепнина.

В 1820 году Брынский завод был перепрофилирован в суконную мануфактуру купца Александрова. Занятно, что из-под «архаичных» арочных окон на фаса­дах палат проглядывают более ранние барочные наличники: видимо, кто-то из владельцев XIX века переделал дом в соответствии со своими романти­ческими представлениями о старинных демидовских палатах.

В советскую пору дом использовался под колхозные нужды и до середины восьмидесятых был в неплохом состоянии, сохранялась даже лепнина. Сейчас усадьба представляет собой заросшую развалину из нескольких полуобрушен­ных стен с обломками сводов. Однако уникальность этой постройки требует ее консервации даже в виде романтической руины. От властей внимания к подобному объекту ждать не приходится, и остается уповать на помощь внезапных волонтеров.

Последние изменения

10.01.2018

Организация исключена из Реестра малого и среднего предпринимательства

13.10.2017

Статус организации изменен с «в процессе ликвидации» на «ликвидирована».

31.05.2017

Гусева Инесса Витальевна: должность изменена с Директор на Ликвидатор

Статус организации изменен с «действующая» на «в процессе ликвидации».

16.05.2017

Статус организации изменен с «в процессе реорганизации» на «действующая».

01.08.2016

Организация включена в Реестр малого и среднего предпринимательства, категория: микропредприятие

21.07.2016

Добавлены сведения о дополнительном виде деятельности: Производство крепежных изделий (33526)

Удалены сведения о дополнительном виде деятельности: Производство изделий из проволоки и пружин (25.93.1)


С этим читают