Что такое тко и какие отходы относятся к тко?

ТКО в квитанции тариф

Государственное регулирование тарифов обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тарифы ТКО, по мнению законодателя,

До начала мусорной реформы вопрос о цене вывоза ТБО решался предоставляющей эту услугу организацией в соответствии с договором, заключенным с УК, ТСЖ или ЖСК (плата составляла в среднем 60-80 рублей с квартиры). Теперь же Тарифы на вывоз ТКО устанавливаются региональными властями единые для всех собственников жилых помещений и по количеству прописанных в квартире граждан (удорожание происходит в 1,5-2 раза).


Связано это на сегодняшний день с:

  • переходом на новую систему обращения ТКО;
  • необходимостью финансирования процессов переработки мусора и строительства новых специализированных заводов по переработке мусора;
  • минимизацией захоронения и мусора;
  • и ликвидацией существующих полигонов.

В то время как раньше мусор из придомовых контейнеров просто забирался и вывозился на полигон. То есть, усложнение процесса очевидно.

Вместе с тем региональные власти большого количества субъектов пересматривают вопрос формирования тарифа и склоняются оставить для жителей многоквартирных домов существовавшую до 2019 года схему – из расчета за квадратный метр жилья.

Тариф ТКО 2019

2019 год – фактически первый год перехода на новое регулирование процессов, связанных с обращением отходов, и установлением тарифов.

Именно с 2019 года стал скорректирован порядок учета в тарифах обращения с ТКО расходов самих региональных операторов ТКО:

Так, например:

  • устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расчетной предпринимательской прибыли для ряда предприятий;
  • определен порядок установления предельных тарифов на захоронение ТКО с учетом расходов на обработку ТКО в случае, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании;
  • устанавливаются особенности учета в составе регулируемых тарифов расходов на капитальные вложения (инвестиции) и расходов на возврат займов и кредитов, включая проценты по ним, произведенные до начала осуществления регулируемой деятельности в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой;
  • устанавливаются особенности расчета размера расчетной предпринимательской прибыли для регионального оператора по обращению с ТКО;
  • устанавливается ограничение необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО прогнозной необходимой валовой выручкой регионального оператора по обращению с ТКО, содержащейся в заявке победителя конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на каждый год действия соглашения.

Единый тариф ТКО

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включается в плату за коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии одновременного соблюдения 2-х условий:

  • заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО;
  • и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.

В состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО включены расходы на обработку ТКО. При этом установление единого тарифа на услугу регионального оператора не предполагает учета его затрат на утилизацию твердых коммунальных отходов. Единый тариф ТКО формировался на основании предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации – в орган местного самоуправления.

Тариф ТКО по областям

Сравнить между собой и ознакомиться с утвержденными для каждого региона тарифами ТКО вы можете по  на страницы, посвященные деятельности конкретных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбранных по конкурсам в каждом субъекте РФ.

Как считается тариф?

Раньше вывоз мусора был заложен в коммунальный расчет и зависел от площади жилья. С 1 января 2019 года новое законодательство устанавливает иную методологию расчета ТКО.

Оплата может формироваться:

  • с учетом количества граждан, прописанных на жилой площади;
  • количества пощади жилья.

По умолчанию предполагается использовать первый вариант. Однако, региональным властям дано право выбора и второго варианта применения тарифов в отношении вывоза мусора. Решение может приниматься в отношении всех или отдельных муниципалитетов, расположенных на территории субъекта.

Для частных домов или собственников многоквартирных домов с установленным порядком применения тарифа по количеству прописанных следует понимать, что расчет будет производиться для постоянно и временно зарегистрированных граждан. Если на жилплощади никто не прописан и соответственно в нем никто не живет, то применяется тариф исходя из количества собственников помещения.

Для нежилых помещений могут устанавливаться иные единицы расчета, которые будут зависеть от вида их использования. Например, от количества сотрудников, одного квадратного метра площади или количества посетителей.

В соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, норматив накопления ТБО рассчитывается на календарный год.

Таким образом, для определения платы за обращения с ТКО необходимо воспользоваться следующими формулами:

P = Kгр(Sоб) × (Nн / 12) × Tотх, где

Kгр (Sоб) — количество граждан, зарегистрированных в квартире (общая площадь жилого помещения); Nн — норматив накопления отходов; Tотх — тариф, регулируется региональным оператором.

Размер единого тарифа на услуги регионального оператора определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Рассмотрим пример расчета платы за обращение с ТКО в Самаре. Единым будет установленный региональными тариф – 619,32 руб. за куб. метр отходов.

  1. Плата установлена, исходя из количества прописанных в помещении людей. Годовой норматив установлен в размере 2,35 куб. м на человека. В квартире зарегистрировано 2 человека. Ежемесячный размер платы составит:

    2 × (2,35 / 12) × 619,32 = 242,57 руб.

  2. Плата установлена в соответствии с площадью квартиры. Годовой норматив составляет 0,091 куб. м. Площадь квартиры – 63 кв. м. Ежемесячный размер платы за ТКО:

    63 × (0,091 / 12) × 619,32 = 295,88 руб.

В чем суть реформы?

  • Появляется институт региональных операторов
  • Утилизация ТКО больше не является регулируемым видом деятельности
  • Услуга была жилищной (считали по квадратным метрам жилища), сейчас она коммунальная (расчет нормативов производства мусора по количеству жильцов)
  • Тарифы определяются оператором, но не выше установленного предела. Предел устанавливает уполномоченный госорган региона

Регулирует сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов Федеральный Закон ФЗ-89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», редакция от 29.07.2018. Есть еще несколько Постановлений Правительства РФ и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Что еще за оператор?


Отвечает за обращение с ТКО в каждом регионе один (или несколько), выбранный по конкурсу сроком на 10 лет, региональный оператор. Он занимается сбором, транспортировкой и размещением ТКО на полигоне. Платит за вред, нанесенный окружающей среде при хранении отходов.

Такая монополия обоснована тем, что его будет легче контролировать, и уменьшится количество несанкционированных свалок, но с другой стороны, у потребителей нет выбора. Хотят они или нет, договор с этой организацией заключить обязаны. И договор в силе, даже если лично вы ничего не подписывали. Публичная оферта появляется на сайте регионального оператора, и через 16 рабочих дней договор считается заключенным. А далее этот мусорный монополист может поднимать тарифы хоть каждые полгода.

Затраты, включенные в тариф:

  • транспортные, в том числе, и на вывоз строительного мусора
  • обработка и захоронение ТКО
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • заключение и ведение договоров с собственниками отходов

На начало 2019 года определены региональные операторы по обращению с ТКО в 59 регионах РФ. Еще 26 должны определиться в течение года.

Что изменилось?

За содержание и оборудование контейнерных площадок отвечает ТСЖ или УК (управляющая компания). В каждом муниципалитете появился список площадок по сбору мусора. Муниципалитет контролирует их наличие и состояние. Сознание граждан растет, и мы сортируем свои отходы еще дома. В больших городах уже давно появились специальные контейнеры для сбора пластика, стекла, бумаги.

Население ощутило, что реформа началась, когда выросла плата за услугу. Причем от региона к региону тарифы на вывоз мусора в 2019 году очень разные. К примеру, в Свердловской области стоимость услуги для жильцов многоквартирных домов — 117,4 руб., а жителей частного сектора — 132,1 руб. А в соседней Челябинской области жители многоэтажек платят 67,59 руб., частные домовладельцы — 52,18 руб.

В некоторых регионах оставили старые нормативы расчета, но повысили цены. Выходит, что где-то мусорят люди, а где-то – квадратные метры. И оплата производится по количеству кв.метров жилплощади, а не по количеству прописанных в квартире или в доме людей.

Отчего такой разброс цен?

Расчеты делают региональные министерства природных ресурсов с управлениями ЖКХ и тарифными регуляторами. Затем на заседании правительства цифры утверждаются, и назначается предельный тариф. Оператор предоставляет свои расчеты, их могут одобрить или урезать. По закону тарифы не должны превышать предельных. Понятно, что все расчеты приблизительны, ведь никто не измерял в кубических метрах, сколько отходов производит среднестатистическая семья, а сколько одинокая бабушка, например. А платят все по единым региональным тарифам. И с 1 июля эти тарифы во многих областях нашей страны вырастут.

Как по всем платежам ЖКХ, предусмотрены льготы. За вывоз отходов платят меньше ветераны ВОВ, инвалиды, ликвидаторы радиационных аварий, многодетные семьи. В разных регионах добавляются и другие категории граждан, например, в Нижегородской области право на льготы имеют одинокие пенсионеры с доходом менее 21 000 руб. в месяц.

Хочется думать, что все средства, таким образом получаемые от населения и юрлиц, пойдут не только в прибыль операторам, но и на строительство мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов. И мусора на родных просторах станет меньше. Надежда есть, как считаете?

Новая система обращения с ТКО (Мусорная реформа) не будет работать до 1 января 2022 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Оцените страницу

Рейтинг: 2/5 — 20 голосов

Захоронение

Это самая распространенная методика утилизации бытового мусора. Только она актуальна для тех отходов, которые не сгорают либо выделяют токсичные вещества в процессе сжигания.

Современные полигоны захоронения ТБО отличаются своей необычностью, поскольку оснащаются инженерными коммуникациями, которые изолируют все вредные вещества отходов от контакта с землей и, соответственно, с подземными водами. То же самое можно сказать и в отношении атмосферы – отсутствует утечка любых токсичных и химических элементов. В этом и заключается главная цель таких сооружений.

Но при всем при этом у захоронения ТБО есть один недостаток, который заключается в выделении газа в ходе хранения отходов (об этом было сказано выше). По этой причине некоторые полигоны оснащаются специальным оборудованием, которое выкачивает вредный воздух. В последнее время этот газ стал служить на пользу дела – с его помощью получают электроэнергию. К сожалению, таких полезных площадок на территории Российской Федерации маловато.

Но даже при наличии специальных установок полностью защитить экологическую обстановку не удается, поскольку захороненные ТБО исчезают полностью за довольно большой промежуток времени – десятки, а то и сотни лет! Поэтому необходимо разрабатывать способы, которые позволят полностью избавиться от груд мусора.

Как обстоят дела в регионах?

В большинстве регионов страны тарифы были приняты, а региональный оператор определен непосредственно перед введением реформы в действие. Законодательно права и полномочия местных структур достаточно широкие – они вправе самостоятельно разрабатывать алгоритм действий, принципы работы с бытовыми отходами, с определением способов вывоза и мест захоронения. Именно местные органы самоуправления должны рассчитывать актуальные нормативы, тарифы и выбирать компании, которые могут выполнять данную услугу.

Каким будет тариф – это основной момент споров и разногласий. Те граждане, которые проживают в высотных домах, определяют нормативы на порядок ниже, чем собственники частных строений.

Новая реформа предполагает грамотное распределение обязанностей и полномочий для всех субъектов хозяйствования. Нормативы устанавливаются не только собственникам квартир, но и частным компаниям, государственным предприятиям и учреждениям. Все они в полной мере обязаны обеспечивать реализацию этих показателей утилизации в соответствии с действующим федеральным классификатором.

В Москве


Что касается столичного региона, то здесь местные власти продемонстрировали наиболее грамотный и ответственный подход в обращении с бытовыми отходами. Применяется нетиповой стандарт, предполагающий сортировку мусора по нескольким контейнерам:

  • окрашенные в синий цвет – для металлов, стекла, бумаги и пластика;
  • серый – для отходов смешанного типа, преимущественно пищевых продуктов.

После сортировки содержимого часть его уходит на утилизацию, остальное — на дальнейшую переработку.

Изменения в законе

До принятия этого закона, а также до вступления его в силу плата за вывоз и утилизацию бытового мусора напрямую зависела от назначения помещения, его размера. То есть раньше тариф рассчитывался исходя из того, какого вида было помещение: жилое или нежилое, какую площадь оно занимало.

Сейчас же стоимость услуги будет зависеть от того, какой статус имеет потребитель: частное ли он лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо. В зависимости от этого установлены определенные нормативы накопления мусора. В свою очередь, нормативы, по которым будет производиться расчет, теперь зависят и от отдельных видов потребителей:

  1. Для жителей многоквартирных домов.
  2. Жителям частных домов.
  3. Владельцам офисов и промышленных зданий.

Для чего это было сделано: предполагается, что у жильцов многоквартирных домов мусора может накопиться значительно меньше, нежели у собственников офиса, в котором ежедневно находится большое количество сотрудников. Поэтому и тариф для них будет различным.

После вступивших в силу изменений вывоз бытового мусора из юрисдикции управляющих компаний, которые раньше и устанавливали тариф для жильцов и собственников помещений, стал обязанностью региональных операторов. Была утверждена и схема вывоза мусора: он вывозится на ближайший полигон ТКО для последующей утилизации.

Обращение с ТКО в квитанции – тарифы

Показатель, используемый в качестве базового при расчете размера оплаты за обращение с ТКО, определяется региональными властями. Разберемся, как рассчитывают обращение с ТКО и сколько придется заплатить.

Выделяют два основных способа исчисления суммы платежа:

  1. Исходя из количества людей, проживающих в жилом помещении. В этом случае расчет ведется по формуле 9.1, приведенной в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ “О предоставлении…” от 06.05.2011 № 354, имеющей следующий вид:

Пу = Ж × Но / 12 × Т,

где Пу – размер платы за услугу;

Ж – число жильцов, проживающих в квартире (доме, комнате);

Но – норматив накопления отходов;

Т – размер тарифа, устанавливаемый региональным оператором.

2. Исходя из площади жилого помещения. В этом случае для расчета используется формула 9.2 из приложения № 2 к постановлению № 354, которая имеет следующий вид:

Пу = Пп × Но / 12 × Т,

где Пп – площадь жилого помещения.

Одни субъекты Федерации применяют первый способ расчета, другие – второй. В среднем сумма составляет около 100 руб. на человека, но конкретные показатели в регионах порой сильно разнятся, что вызвало волну возмущений граждан в начале 2019 года.


Размер устанавливаемого региональным оператором тарифа может изменяться в зависимости от категории потребителей (граждане или организации), а также корректироваться с течением времени. Основанием для применения определенного порядка расчетов, а также установления и изменения тарифов являются приказы, издаваемые региональными министерствами тарифной политики. Кроме того, регионы самостоятельно определяют норматив накопления отходов, подлежащих утилизации.

Плата за ТКО, если никто не прописан

Положения п. 148(36) постановления Правительства РФ “О предоставлении…” от 06.05.2011 № 354 устанавливают, что если в квартире (доме, комнате) никто не живет, то расчет размера обязательного платежа ведется на основании количества собственников жилья.

ВАЖНО! Уклониться от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО на том основании, что жильцы не зарегистрированы (постоянно или временно) по месту своего проживания, не получится. Согласно п. 148(35) того же постановления, региональный оператор, который занимается сбором и утилизацией отходов, может составить акт, содержащий сведения о количестве лиц, фактически проживающих в помещении

На основании этого документа он вправе ежемесячно начислять плату за услугу по обращению с ТКО и включать ее в платежную квитанцию, представляемую собственнику жилья.

Перерасчет при временном отсутствии жильцов

Перерасчет за ТКО при временном отсутствии жильцов возможен. Согласно п. 148(44) постановления № 354, потребитель, отсутствовавший в жилом помещении на протяжении 5 и более дней подряд, вправе обратиться к региональному оператору с заявлением о перерасчете размера оплаты, взимаемой с него за вывоз и утилизацию ТКО. Порядок такого перерасчета определен разделом VIII Правил, установленных тем же постановлением.

Основанием для проведения перерасчета является письменное заявление потребителя (п. 91 постановления № 354). К нему должны быть приложены документы, подтверждающие факт отсутствия в жилье в течение определенного периода времени (билеты, путевки, копия командировочного удостоверения, выписка из карты пациента стационара и пр. – полный их перечень приведен в п. 93 постановления).

При отсутствии таких документов региональный оператор вправе отказать заявителю в перерасчете и продолжить расчет и начисление обязательных платежей в общем порядке. Если потребитель не будет оплачивать выставленные счета в заданные сроки, оператор может применить штрафные санкции и начислить пени, предусмотренные жилищным законодательством (абз. 3 п. 91 постановления № 354).

Если заявление о перерасчете подается до начала поездки, оператор применяет льготу в течение 5 дней с момента его получения. При этом новая сумма будет отражена уже в текущих платежных документах.

Если же заявление подается жильцом после приезда, перерасчет производится в течение 30 дней с момента окончания поездки (абз. 1 п. 91 постановления № 354). В этом случае платежки, формируемые во время отсутствия жильцов, будут содержать стандартный расчет, а результаты проведенного впоследствии перерасчета будут отражены в первом же документе, сформированном после получения заявления (п. 97 постановления № 354).

Сколько надо платить за обращение с ТКО в квартире, где никто не прописан?

Так называемая «мусорная реформа», проведенная в 2019 году, вызвала волну возмущений у плательщиков. Теперь им приходится оплачивать услугу даже в том случае, если на определенном объекте никто не проживает и не прописан. Итоговая стоимость будет формироваться на основании количества собственников жилого помещения – даже если они там не проживают и квартира пустует, начисления будут производиться и квитанцию придется оплатить.

При отказе от оплаты у вашего оператора есть право посетить конкретную жилплощадь и составить нормативный акт о количестве проживающих – а затем вести учет стоимости вывоза ТКО на основании этих данных.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО?

Для решения проблемы вывоза и последующей утилизации ТКО был составлен Федеральный классификационный каталог (ФККО), который позволяет начать решать проблему сортировки мусора на этапе его накопления в местах, отведенных для этого в городской черте.

Опыт европейских стран показывает, что вторичная переработка ТКО может стать одной из важных отраслей экономики, сократив расходы на добычу и производство первичного сырья, а также сократив до минимума объемы площадей свалок вокруг населенных пунктов. Так, в Швеции на свалки вывозится всего 2% от общего объема ТКО. В переработку идет все.

По действующему классификатору биоорганические отходы относятся к ТКО. Они могли бы стать сырьем для выработки дешевого биогаза, который можно было бы использовать для отопления различных городских объектов, снижая при этом тарифы на тепло и освобождая территории от свалок.

Вывозимый за город снег мог бы стать источником дешевой технической воды, из твердого мусора синтетического происхождения можно было бы получать дешевые полимеры. Такой же подход возможен ко всем другим видам ТКО, которые пока либо сжигаются, либо закапываются в землю.

Кто предоставляет услугу «обращение с ТКО»

Законодательно это закреплено за региональным оператором. Его обязанности закрепляются Федеральным законом, регулируются органами надзора региональной власти.

Обязанности регионального оператора

Обязанности регионального оператора закреплены законодательными и нормативно-правовыми документами. К ним относят:

  • Заключение соглашения на оказание услуг с жильцами домов. Региональный оператор обязуется это сделать в течение месяца после вступления приказа о назначении на должность.
  • Оповестить жителей о необходимости заключения договора, разослать типовые договора по адресам.
  • Производить сбор твердых коммунальных отходов. С 2017 года действуют территориальные схемы размещения, где закреплены все площадки для хранения, захоронения, утилизации. Все действия регионального оператора осуществляются согласно им.
  • Осуществлять транспортировку. Оператор обязуется закупить качественную технику. Требования к ней описаны в нормативной документации. Она должна быть оснащена системой спутниковой навигации.
  • Своевременно обрабатывать, утилизировать, обеззараживать мусор. На каждом этапе обращения оператор несет ответственность, обязуется соблюдать установленные нормы, правила. Способы переработки закреплены Постановлением Правительства №1156 от 12 ноября 2016 года.
  • Соблюдать установленные нормы, правила при работе с опасными видами отходов.
  • Осуществлять внедрение современных мусоросортировочных комплексов на придомовых технических площадках.
  • Применение новых технологий ликвидации несанкционированных мусорных свалок. Сейчас действует система штрафов для собственников земель, на которых они были обнаружены.

Операторы осуществляют деятельность в соответствии с региональными программами, утвержденными на законодательном уровне. Они создаются по требованиям Федерального закона, их содержание соответствует техническим, санитарно-гигиеническим и природоохранным нормам. При нарушении оператором установленных норм и правил, собственники вправе обратиться с заявлением о возвращении денег за последний период.

Остается вопрос – как подписать договор с оператором? Особенности заключения соглашения закреплены законодательно Постановлением Правительства №1156. В течение 30 дней с момента назначения регионального оператора на должность, он обязан разослать уведомления жильцам, которым потребуется подготовить пакет документов.

Он включает в себя:

  • свидетельство о регистрации собственности,
  • копию домовой книги с указанием числа прописанных граждан,
  • технический паспорт с отметкой об общей жилой площади.

Оператор должен проверить документы в течение 15 рабочих дней, подготовить соглашение.


С этим читают