Строгино (москва)

Развитие деревни

  В 1861 году произошло великое событие: отмена крепостного права. Четверть века спустя, в 1887 году, в Строгине была построена новая часовня Александра Невского, в память об освобождении крестьян при царе Александре II.

  По данным местного обследования, проводимого статистическим отделением Московской губернской управы за 1898-1900 годы, деревня уже находится в дворцовом владении, и в 328 избах проживает 864 человека (из них 353 мужского и 511 женского пола). Строгино отделилось от прежнего помещичьего владения. Многие крестьяне, получив вольную, устремились на заработки в Москву и другие места. В том же статистическом обследовании записаны отсутствующими в деревне 28 семей — 48 человек мужского и 45 женского пола.


  Статистические сведения, казалось бы, дают картину процветающей деревни. Здесь отмечены 3 торговых и 5 промышленных крестьянских заведений. На 176 наличествующих и 28 отлучившихся семей приходилось в общей сложности 328 изб средним размером 55 квадратных аршин — намного больше, чем в Троицком-Лыкове. Но 1893 год потряс деревню огромной бедой: от эпизоотии пало более сотни лошадей. Хотя даже после этого у крестьян осталось 142 рабочие и молодые лошади да 285 голов крупного рогатого скота.

  Однако за средними цифрами скрывались далеко не равные условия жизни крестьян. Так, 93 хозяйства были безлошадными, а 45 семей не имели даже коров. Неравноценными были и промыслы, с которыми была связана каждая крестьянская семья. Из женщин 203 работали в своей деревне, занимаясь главным образом старинным и малоприбыльным промыслом — вязанием чулок и перчаток из шерсти, да еще 19 женщин уходили на заработки в другие места. Из мужчин 122 человека работали на стороне. Владельцы лошадей получали хороший доход от ломового извоза. Другие занимались продажей молока и молочных продуктов, различной мелкой торговлей. Среди поступавших на промышленные предприятия преобладали литографщики. В своей собственной деревне промыслами занимались 145 мужчин, из них самую многочисленную группу (46 человек) составляли корзинщики.

  И все же деревня выделялась в лучшую сторону среди окружающих селений. Накануне первой мировой войны в ней были и торговые лавки, и трактир, и двухэтажная чайная, которую держал крестьянин Ширяев, и постоялый двор. Имелась даже своя пожарная дружина, которая получала пособие от земства.

Строгино в 60-80-е годы

  Шли годы. В соответствии с Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающей к Строгину, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. Земснаряды стали вгрызаться в берег, и к середине 1960-х годов появилось огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения Москвы-реки. Заодно немало отличного песка было доставлено отсюда на стройки города, на бетонные заводы и домостроительные комбинаты.

  Однако разраставшейся столице нужны были земли для нового жилищного строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена дополнительная станция в центре этой территории. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, защищающей аэродром от вешних паводков, что связано с очень большими расходами.

  Пришлось изменить прежние планы и избрать для застройки район деревни Строгино. Решением Мосгорисполкома от 1 декабря 1975 года ГлавУКСу Москвы был отведен земельный участок в районе Строгина под жилищное и культурно-бытовое строительство. Проектные работы начались в 1976 году мастерской N16 Моспроекта ГлавАПУ.

  Авторы проекта: архитекторы А. М. Половников, Б. В. Воде, Ю. В. Громченко, Г. П. Карибов и другие. Перед организацией ГлавАПУ стояла задача в короткие сроки создать жилой район, рассчитанный на 140 тысяч жителей.

  В огромном объеме московского строительства тех лет жилой массив Строгино выделялся тем, что он складывался на совершенно неосвоенной ранее территории. Ничто не ограничивало здесь композиционный поиск архитекторов. А в основу этого поиска были положены природные условия, которые почти уникальны. Именно здесь, в окружении водных и лесных просторов, было естественно строительство высоких домов и максимальная плотность застройки. Планировка района хорошо вписалась в рельеф холма, а дома — бело-голубые, под цвет неба и реки, и бело-зеленые, под цвет окружающих зеленых массивов — ярусами поднимались на холм, где вдоль центральной улицы — Строгинского бульвара — выросли наиболее высокие здания.

  Деревня Строгино с ее добротными домами, садами и огородами была снесена полностью, а на ее месте проложена эспланада — площадка для обозрения ближайших городских окрестностей и Тушинского аэродрома.

  Работы начались в 1977 году, и буквально за год на возвышении позади деревни выросли первые ряды многоэтажной застройки нового городского массива. Всего через два с половиной года после начала строительства, 29 сентября 1979 года, был выдан первый ордер на въезд в новый дом по улице Катукова, 2. Строительство шло комплексно. Одновременно с жилыми корпусами вводили в строй магазины, школы, детские сады, поликлиники — словом, все, что было необходимо для жизни москвичей. К январю 1980 года открылся первый детский сад на 250 малышей, к июню 1980 года сдана первая школа -учебное и зальное здания, соединенные крытым переходом, в ноябре 1980 года открылся первый двухэтажный универсам на улице Катукова.

  Почти одновременно с жилищными строителями Главмосстроя сюда пришли и мостовики Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени Мостотреста. Здесь, неподалеку от восьмого шлюза канала имени Москвы, выросла вскоре железобетонная дуга нового (Щукинского) моста, переброшенная через воды Москвы-реки на огромных опорах. 5 ноября 1981 года мост, связавший новостройки Строгина с «большой землей» столицы, торжественно открылся. Тем самым была решена важнейшая транспортная проблема для многих тысяч строгин-цев, которые ездят на работу в другие районы Москвы.

  Строгино — экологически чистый район. Кроме радиозавода «Орбита», в нем практически нет промышленных предприятий. С одной стороны, это хорошо: чистый воздух, никаких промышленных отходов. Но одновременно стоит большая проблема: почти все трудоспособное население вынуждено ездить на работу в разные концы Москвы. Предполагавшееся проектом строительство на территории огромного песчаного карьера в южной части микрорайона промышленнокоммунальной зоны пока осталось на бумаге.

История

Строительство начато около 1991 года. Тогда планировалось включить её в состав хордовой линии Митино-Бутово с пересадкой на Калининскую линию. Однако успели возвести лишь две «стены в грунте», ограждающие будущий котлован станции, и пройти несколько сотен метров перегонных тоннелей в сторону станции «Волоколамская». После начала экономического кризиса строительство заморозили, к проекту вернулись только через десятилетие. В 1993—2005 годах строительство не велось. Всё это время «Строгино» (наряду с «Волоколамской» и «Митиным») обозначалась на схемах как строящаяся станция Филёвской линии.


12 октября 2006 года была закончена проходка тоннелей под Серебряным Бором (см.: Северо-Западный тоннель).

Изначально в планах Московского метрополитена открытие было запланировано на декабрь 2007 года

Но в связи с тем, что открытие планировалось одновременным с открытием участка Арбатско-Покровской линии от «Парка Победы» до «Кунцевской» и передачей к ней участка «Кунцевская» — «Крылатское» от Филёвской линии (для перевода большого пассажиропотока из Строгина на более приспособленную линию), а реконструкция путевого развития на «Кунцевской» требовала нескольких дней с закрытием важного участка от «Пионерской» до «Крылатского», было решено сделать это в выходные дни — новогодние праздники в начале января 2008 года

29 декабря 2007 года прошёл первый пробный поезд (проследовавший через Филёвскую линию: движение на участке «Парк Победы» — «Кунцевская» Арбатско-Покровской линии ещё не было открыто).

Станция открылась 7 января 2008 года при продлении Арбатско-Покровской линии на один перегон от перешедшего из Филёвской линии участка «Кунцевская» — «Крылатское», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 176 станций. Из-за задержки поставки эскалаторов западный вестибюль станции был открыт только 22 января. С момента открытия и до продления линии до «Митина» в декабре 2009 года станция была конечной.

В 2008 году проект станции стал дипломантом архитектурной премии «Хрустальный Дедал», хотя многими было замечено, что свод «Строгина» схож с валенсийской станцией метро «Аламеда» (Alameda), спроектированной известным архитектором Сантьяго Калатравой.

Станция метро «Аламеда» в 2005 году

Инфраструктура

Общественные культурные и спортивные сооружения

Спорткомплекс «Янтарь»

  • Культурно-досуговый центр, повторивший образ снесённого в 2015 году кинотеатра «Таджикистан» и построенный на его месте.
  • Стадион «Янтарь».
  • Спортивный центр «Комета».
  • Спортивный центр «САМБО-70».
  • Спорткомплекс «Янтарь».
  • Водно-лыжный стадион.
  • Яхтенный порт «Строгино» (не функционирует).

Супермаркеты

  • «Азбука вкуса» (улица Исаковского, 33).
  • «Алые паруса», адреса магазинов: улица Кулакова, 14 и улица Маршала Катукова, 11/1.
  • «Billa» (улица Исаковского, 6/2).
  • «Магнит» (улица Исаковского, 33/3).
  • «Перекрёсток», адреса магазинов: 1) Строгинский бульвар, 1/2; 2) Улица Маршала Катукова, 25; 3) Улица Таллинская, д.7; 4) Улица Маршала Катукова 18.
  • «Пятёрочка»: 5 магазинов — Неманский проезд, 1; улица Исаковского, 33; Строгинский бульвар, 1/1; Строгинский бульвар, 9; улица Таллинская, 26.
  • «ЕвроСпар» (улица Таллинская, 18) (Раньше Седьмой континент)
  • «Лента» (улица Твардовского, 2).

Учреждения здравоохранения

  • Детская городская поликлиника № 58
  • Городская поликлиника № 96
  • Травмпункт при поликлинике № 96
  • Детская городская поликлиника № 109
  • Городская поликлиника № 181
  • Женская консультация при поликлинике № 181

Школы

  • Школа здоровья № 69 им. Б.Ш. Окуджавы
  • Школа № 85
  • Младшая школа № 86 им. М. Е. Катукова
  • Школа № 89 им. А. П. Маресьева
  • Средняя школа № 86 им. М. Е. Катукова (раньше была 129)
  • Школа № 705
  • Школа № 1136
  • Школа № 1155
  • Школа № 1295 с углубленным изучением иностранных языков
  • Школа № 1302 с углубленным изучением английского языка
  • Гимназия № 1519
  • Прогимназия № 1622
  • ГБОУ Гимназия № 1619 им. М. И. Цветаевой
  • Московский объединенный морской корпус героев Севастополя, Кадетская школа № 1700
  • Кадетская школа № 1721
  • Гимназия при Храме Успения Пресвятой Богородицы.
  • Международная школа «Интеграция XXI век»
  • Частная школа «Феникс»
  • Вальдорфская школа «Семейный лад»
  • Центр детского творчества Строгино

Муниципалитет внутригородского муниципального образования Строгино

Органом местного самоуправления, который осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования Строгино, является муниципалитет внутригородского муниципального образования. Это группа избранных лиц, в компетенцию которых входит решение проблем района.

Функции

Муниципалитет решает вопросы местного значения:

  • формирование и исполнение бюджета;
  • распоряжение имуществом муниципалитета;
  • организация и проведение зрелищных мероприятий.

Муниципалитет Строгино осуществляет отдельные полномочия г. Москвы в части образования, опеки и попечительства, защиты прав несовершеннолетних детей, защиты бездомных животных, а также в области досуга и организации спортивно-массовых и социально-воспитательных мероприятий.

Обратите внимание! Муниципалитет по законодательству обладает большими правами, чем районная управа. Муниципалитет может распоряжаться своим бюджетом самостоятельно, приняв решение на совете депутатов, а управам разрешено использовать деньги только на целевые программы, по указанию правительства Москвы

Муниципалитет может распоряжаться своим бюджетом самостоятельно, приняв решение на совете депутатов, а управам разрешено использовать деньги только на целевые программы, по указанию правительства Москвы.


Контактная информация:

Телефон 8 (499) 740 11 90

График работы:

  • Понедельник-четверг с 9.00 до 18.00.
  • Пятница с 9.00 до 16.45.
  • Перерыв с 13.00 до 14:00.
  • Выходной суббота, воскресенье.

Отчет руководства района перед населением

Как росло население деревни Острогино

  Сама деревня в это время невелика. В писцовой книге содержится ссылка, видимо, на сведения предыдущей переписи: в 1644 году в ней числится только 7 крестьянских дворов, из которых 6 явно новопоселенных, так как не успели перевезти к себе свои семьи. В следующем году записаны 9 дворов. Но в 1646 году вместе с прежними поселенцами записаны их дети — не только новорожденные, но и взрослые, многие уже женатые. Кроме того, добавляется еще 12 крестьянских дворов и один двор бобыльский, а все мужское население в 22 дворах вместе с детьми и братьями домохозяев составило 46 человек.

  Ускоренное заселение деревни было связано с наличием свободных земель для распашки и особенно обширных заливных лугов, необходимых для выпаса скота и заготовки сена. В дальнейшем Острогино быстро разрослось и по количеству жителей превзошло окрестные селения. Содействовала этому и близость к оживленной Волоцкой дороге, что давало возможность дополнительного заработка за счет продажи сена и перевозки различных грузов. Москва-река представляла препятствие для переправы только во время весенних разливов; летом ее легко переходили или переезжали на телегах благодаря мелководным бродам, которые обеспечивали полную безопасность и при переезде по зимнему льду.

  Не приходится удивляться, что Мартемьян Кириллович Нарышкин, получивший село Троицкое с деревнями, через два года расширил свои владения, присоединив к ним и дворцовой конюшенной волости деревни Острогино и Мякинино. К этому времени в Острогине уже насчитывалось 26 крестьянских дворов, «людей в них 32 человека, да двор бобыль Ивашко Мелентьев слеп, кормится христовым подаянием».

  Характерно, что крестьяне сохранили память о бывшей церкви и сберегли святыни. С ростом деревни появляется часовня, упомянутая в 1692 году в описи вновь приобретенной вотчины Нарышкина: «Деревня, что было село Острогино на реке на Москве, а в ней место церковное, что бывала церковь Параскевеи нарицаемые Пятницы, а на том (месте) часовня деревянна, перед ней крыльцо, а в часовне меж образов: образ Параскевеи, нарицаемый Пятницы, в киоте… образ Параскевеи, нарицаемые Пятницы, в окладе. Да в той же часовне перед образами два подсвешника, один железный, другой деревянный».

  В дальнейшем деревня вместе с селом Троицким принадлежала Л. К. Нарышкину, затем И. Л. Нарышкину, его дочери Е. И. Нарышкиной и, наконец, ее мужу К. Г. Разумовскому. В 1760-х годах в ней числилось 56 дворов, 187 жителей мужского и 164 женского пола. Уже в это время, раньше, чем в большинстве окружающих селений, крестьяне были переведены на оброк, который составлял 2 рубля с каждой ревизской души (т. е. трудоспособного мужского населения). Теперь крестьяне сами выбирали наиболее выгодные для себя занятия. Например, заливные луга давали много сена, которое шло на продажу и позволяло содержать большое количество скота — и лошадей для извозного промысла, и коров для торговли молоком и молочными продуктами в Москве.

  В 1794 году в Острогине уже 238 «душ мужеска пола», а в 1811 году, при Е. П. Бутурлиной — 260 человек. При этом большая семья из четырех братьев — Якова, Павла, Петра и Ивана Семеновых с сыновьями, всего 12 человек мужчин, была в 1801 году отпущена на волю, что отмечено в ревизской сказке.

  В 1812 году многие крестьяне были взяты ратниками в ополчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. Французские захватчики разграбили имущество, хлеб, весь крестьянский скот. И все-таки деревне «повезло», здесь были сожжены неприятелем только 6 домов.

  В XIX веке по численности населения деревня Острогино превышала соседние Троицкое-Лыково и Хорошево. Уже с начала этого века название ее упрощается — во всех официальных документах она теперь числится как Строгино.

Район был назван по деревне Строгино, которая ранее располагалась на этой территории. Поскольку первое время она называлась Острогино, название связывают либо с орудиями труда острогами, либо с личным именем Острога.

Деревня Строгино

Первое упоминание о селе, на месте которого находится Строгино, относится к и 1573 годам. С XIX века деревня получила своё привычное название. Вошла в территориальный состав Москвы в 1960 году.

Троице-Лыково


В XVI веке —  дворцовое село Троицкое. В  1610 году имение было пожаловано князю Борису Лыкову  царём Василием Шуйским, тогда же установилось название нового села: Троицкое, Лыково тож.

Жилой район

В 1977 году  началось строительство многоэтажных жилых домов. По административно-территориальному делению Москвы, до 991 года микрорайоны Строгино входили в состав Хорошёвского (до конца 1980-х — Ворошиловского) района. В 991 году после ввода в Москве нового административного деления жилой массив Строгино и село Троице-Лыково образовали один муниципальный район, вошедший в состав Северо-Западного административного округа города Москвы.

Численность населения
Численность населения
2002 2010 2012 2013 2014 2015 2016
124 149 155 450 156 473 156 917 157 994 158 223 158 802
2017 2018 2019
159 168 159 973 160 791

Общественный транспорт

Метрополитен

Станция «Строгино»

Из Строгино с помощью наземного общественного транспорта можно также добраться до станций метро: «Войковская», «Волоколамская», «Митино», «Молодёжная», «Сокол», «Тушинская», «Щукинская», а также до станций Московского центрального кольца (МЦК) «Стрешнево» и «Коптево».

Автобусы

№ маршрута Следует к станциям метро Конечный пункт — 1 Конечный пункт — 2
137 «Щукинская», «Строгино» Метро «Щукинская» Троице-Лыково
277 «Щукинская» Метро «Щукинская» 3-й микрорайон Строгина
310 «Щукинская» Метро «Щукинская» ТЦ «Метро»
626 «Молодёжная» Метро «Молодёжная» Метро «Строгино»
631 «Тушинская», «Строгино» Метро «Тушинская» 3-й микрорайон Строгина
638 «Щукинская» Метро «Щукинская» Мякинино
640 «Щукинская», «Строгино», «Тушинская», Метро «Щукинская» Метро «Тушинская»
652 «Строгино» 3-й микрорайон Строгина 13-й микрорайон Строгина
654 «Строгино» Улица Маршала Прошлякова 3-й микрорайон Строгина
687 «Щукинская» Метро «Щукинская» Мякинино
743 «Строгино», 13-й микрорайон Строгина Мякинино
782 «Строгино» 2-я Лыковская улица Таллинская улица
798 «Щукинская» Метро «Щукинская» ВКНЦ
С11 «Строгино», «Волоколамская», «Митино» Таллинская улица 8-й микрорайон Митина

Трамваи

Первая в районе трамвайная линия построена в 1981 году по улицам Маршала Катукова и Кулакова, и 6 ноября 1981 года по ней было открыто движение трамваев маршрута № 21. Вторая линия построена в 1982 году по Таллинской улице, движение трамваев маршрута № 10 открыто по ней 28 сентября 1982 года. На данный момент по территории района курсируют 4 трамвайных маршрута. На территории района, в промышленной зоне «Строгино», расположено Краснопресненское трамвайное депо, построенное в 2002 году .

Таблица: Трамвайные маршруты (данные на февраль 2020 года).

№ маршрута Следует к станциям метро Конечный пункт — 1 Конечный пункт — 2
10 «Щукинская», «Строгино» Метро «Щукинская» Улица Кулакова
15 «Сокол», «Щукинская» Метро «Сокол» Таллинская улица
21 «Щукинская» Метро «Щукинская» Таллинская улица
30 «Войковская», «Щукинская», «Строгино», Стрешнево (МЦК), Коптево (МЦК) Михалково Улица Кулакова

Краснопресненское трамвайное депо в Строгино

Речной транспорт

С конца 40-х годов существовал маршрут теплохода от нынешней улицы Исаковского (пристань «Строгино») через Щукино и Серебряный бор в Троице-Лыково и далее в Крылатское. Изначально маршрут имел серьёзное транспортное значение для жителей Строгина и Троице-Лыкова, последняя дотационная переправа Троице-Лыково — Серебряный бор-2 работала до 2004 года. С 2005 по 2008 годы выполнялись только прогулочные рейсы на теплоходах «Москва» и «Москвич». С весны 2009 года рейсы отменены. Возобновление навигации произошло 25 июля того же года по маршруту «Троице-Лыково — Строгино — Троице-Лыково» (теплоход «Москва-170»). Количество пассажиров оказывается достаточным для поддержания прогулочной линии, и теплоходы компании начинают работать в Строгино каждые выходные вплоть до конца сентября. А уже в августе открывается второй маршрут — рейс вокруг Серебряного бора с заходом к Карамышевской плотине и 9-му шлюзу Канала им. Москвы.

Железнодорожный транспорт

Непосредственно в районе Строгино железной дороги нет. Ближайшая к району железнодорожная платформа — Трикотажная Рижского направления Московской железной дороги. Район связан с платформой автобусными маршрутами № 640 (Метро «Щукинская» — Метро «Тушинская») и № 631 (3-й микрорайон Строгино — Метро «Тушинская»).

Строительство канала

  Весной 1934 года забурлила жизнь в Строгине. Началось строительство канала Москва-Волга. Было выстроено у реки множество бараков, поставили заборы с колючей проволокой и привезли сюда огромное количество людей для выполнения задуманных работ. Между строгинским и щукинским берегом построили временный мост, и по нему проложили узкоколейку для вывоза добываемого со дна котлована гравия. Так образовался затон (где уже несколько последних лет стоят на приколе «грустные» корабли). Для переправы жителей деревень и строителей через реку летом ходил к тушинскому берегу паром, а зимой строили наплавной мост.

  После окончания стройки канала заключенных увезли, но многие вольнонаемные рабочие, приехавшие на стройку из разных мест страны, осели в Строгине, обосновавшись в отремонтированных и приспособленных под жилье бараках. Эту территорию строгинцы долго называли «Поселок МВД», или просто Поселок. В Поселке был свой магазин и даже клуб. Просуществовал он до 1948 года, когда в один из страшных весенних паводков был просто сметен разбушевавшейся рекой. Но и сегодня там ровными рядками растут березы, посаженные когда-то руками канал армейцев между бараками, как живой памятник тех страшных и героических лет. Сегодня каждый, кто переезжает Щукинский мост в направлении Строгина, может видеть их справа от дороги.

  А жизнь колхозного Строгина шла своим чередом. Колхоз носил имя К. В. Уханова. Открыли в колхозе ясли и детский сад, которые, впрочем, работали только летом. Зимой в них не было необходимости, а посему эти учреждения располагались в одном здании со школой: летом детский сад, а зимой ученики.

  Деревня была просторной, вольной, дома друг друга не стесняли, рядами поднимаясь от реки в горку (к нынешней улице Исаковского). У каждого дома был свой огород, палисадник, хозяйственные пристройки. В деревне было три улицы: Набережная — вдоль реки, Центральная и Колхозная. А последний ряд домов располагался примерно там, где сейчас улица Катукова.

  Здание старой часовни использовали для маленького заводика — хладокомбината, где делали мороженое, которое увозили в Москву. Потом и этого заводика не стало: после пожара, когда сгорела изба у семьи Романовых, часовню решили разобрать. Половину кирпича использовали для строительства Романовым нового дома, а из другой половины построили в деревне магазин.

  За последними деревенскими избами до самого Троицкого-Лыкова шли колхозные поля. Да и до леса было рукой подать: окружной дороги тогда не было, и лес почти к домам подходил. Детишки очень любили в него по грибы и ягоды бегать. Жаль, лес почти весь вырубили. За малиной же ходили к «Синему камню» — там теперь улица Кулакова. Почему его так называли — никто не помнит, но это был огромный валун, поросший серым мхом. А куда он потом подевался -никто не заметил. Видимо, вывезли или взорвали недавно, во время строительства микрорайона.

  За сегодняшним Строгинским бульваром начинался кустарник, а дальше, на месте сегодняшнего Художественного салона, рос густой орешник. Маленькое воспоминание о бывших лесных угодьях сохранилось до сих пор: березнячок на трамвайном кругу у Таллинской улицы. Когда-то туда бегали за чернушками.

  К 1934 г. в колхозе оставалось только 45 лошадей. Занимался колхоз в основном овощеводством, но и молочная ферма тоже давала доходы. К 1950-м годам развели птичник и разбили большие яблоневые сады. Они располагались справа от старой дороги на Троицкое-Лыково — там, где теперь самоходка на постаменте на улице Катукова. А слева от этой дороги были большие поля помидоров.

  В 1954 году по решению исполкома Мособлсовета N 539 от 14 июля Троице-Лыковский, Щукинский, Мякининский и Строгинский колхозы были объединены в один огромный колхоз, получивший имя С. М. Кирова, с центром в Троицком-Лыкове.


С этим читают