Все архитектурные стили от а до я, список с фото

Содержание

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:


  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

4. Храм Истины в Паттайе

Это самый большой и красивый храм из дерева в мире. Красивое здание, построенное из древесины редких и драгоценных пород без использования гвоздей, изобилует резными орнаментами религиозной тематики и мифическими образами, которые олицетворяют все существующие восточные религии. Внутренняя отделка святыни насыщена статуями и фигурами, каждая из которых имеет свою легенду и олицетворяет некое божество в индуизме и буддизме. Легенды гласят, что храм Истины способен творить чудеса — сюда приходят просить о здоровье, возможности родить ребенка, улучшить благосостояние и просто отмолить грехи. Строительство здания началось еще в 1981 году, а окончание работ запланировано аж на 2025 год. Но несмотря на это, красивый архитектурный объект уже входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

7. Храм Лотоса

Седьмое место в нашем рейтинге получает индийский храм Лотоса в Нью-Дели — религиозный центр проповедующих бахаизм. Неординарное архитектурное решение было использовано при возведении здания в форме не распустившего цветка лотоса с 27 лепестками, облицованными мрамором белого цвета. Девять внешних лепестков высотой в 34 метра — девять входов в здание, что отождествляет открытость всем вероисповеданиям и всему человечеству. Огромный центральный купол красивого сооружения, означающий единство народов, является местом для богослужения и молитв. Храм Лотоса, построенный в 1986 году, попал в список ЮНЕСКО и представляет огромный интерес для туристов всего мира.

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Экспериментальный дом Алвара Аалто

Годы постройки: 1952—1954 Место: остров Мууратсало, Финляндия Материалы: кирпич, дерево, керамика


Летний дом — это своеобразная лаборатория архитектора, его испытательный полигон для проведения опытов. Дом находится в живописном месте на скалистом берегу озера, укрытом прибрежным лесом. Именно здесь финский модернист находит свободу для архитектурных экспериментов с материалами, строительными техниками и архитектурными формами.

Дом состоит из двух крыльев, в меньшем из которых расположена гостиная, а в главном находятся три спальни, кухня и столовая. Главной особенностью архитектурной композиции является двор с оборудованным местом для разведения огня. Две высокие белые кирпичные стены, напоминающие античные руины, дополняют картину. Вместе с крыльями дома эти стены окружают двор, делая пространство похожим на древнеримский атриум. Алвар Аалто вдохновлялся итальянской архитектурой. Он любил говорить, что каждый его проект начинался с путешествия в эту страну.

В своей творческой лаборатории Алвар Аалто экспериментировал с материалами, фундаментом и системой солнечного отопления. Архитектор поделил стены и пол двора на 50 фрагментов, различающихся типом кирпичей, способом их укладки и наличием керамических вставок. Это позволило Аалто проанализировать долговечность материалов и их реакцию на суровый климат.

Интерьер дома оформлен в типичном для Аалто стиле: белые оштукатуренные стены, обилие дерева в отделке, мебель из гнутой фанеры, яркий контрастный текстиль. Помимо основного строения, архитектурный ансамбль также включает в себя сарай, финскую баню и причал для катера, спроектированного лично архитектором.

Основные области архитектуры

Архитектура основывается на трёх началах:прочность (лат. firmitas),польза (лат. utilitas) икрасота (лат. venustas).

Марк Витрувий ПоллионДесять книг об архитектуре; кн.I

Проектирование зданий и сооружений

См. также: Архитектурный проект и Архитектурная графика

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

  • творческий процесс создания архитектурного проекта,
  • координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции,
  • авторский надзор за строительством архитектурного объекта.

Градостроительство

Основная статья: Градостроительство

Новый город (англ. Tseung Kwan O; Гонконг)

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические особенности.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом. Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 3380 дней].

Ландшафтная архитектура

парк Версальского дворца — образец ландшафтной архитектуры

Основная статья: Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Основная статья: Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Основная статья: Малые архитектурные формы

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

Не следует путать с бумажной архитектурой — концептуальным направлением в архитектуре 80-х годов.

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. История «бумажной архитектуры» как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези. Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

28 мая — Стили современной архитектуры

С архитектурными стилями многие из нас знакомились на уроках истории. Из области древней средневековой архитектуры выделяются готический и романский стили, а также более поздние барокко, ренессанс и классицизм. К сожалению, о современных течениях в архитектуре говорят очень мало – а жаль. Современная архитектура динамично развивается во всей своей многогранности, изменяются стили, охватывая все больше областей человеческой жизнедеятельности. Это приводит к тому, что здания перестают рассматриваться как обычный объект, а становятся важным элементом культуры, экосистемы и всего социума в целом. Среди всех течений в истории современного строительного дизайна мы выделили самые важные и привели несколько интересных примеров. Оглянувшись вокруг, вы будете удивлены как много зданий, построенных в различных стилях и концепциях, вас окружают.

Модернизм

Осевое значение в мировой архитектуре модернизм занимал с 1918 по 1975 год. Стиль нашел отражение в урбанистических тенденциях по всему миру. Основное положение модернизма – это акцент на функциональность. Девизом модерна были слова известного архитектора из Чикаго Л. Салливана – «форма всегда следует за функцией». Здание в модерн рассматривается как абстрактное произведение, а всевозможные элементы декора считаются функционально не обоснованными и отклоняются.

Постмодернизм

Эпоха постмодернизма берет начало во второй половине 90-х гг. XX столетия и является ответом на сформировавшееся десятилетиями влияние модернизма. Стиль характеризуется сложностью и плюрализмом форм. Архитектура преобразует личные предпочтения, основанные на субъективизме архитектурных взглядов.

Конструктивизм

Формула конструктивизма в своей основе содержит основные положения модернизма, при этом стремясь согласовать современные инженерные конструкции с классической архитектурой. Конструктивизм в строительстве ярко проявлялся в 20-е – 30-е годы XX века. Как следует из названия, главный акцент уделялся конструктивным элементам здания, имеющим четкую структуру, а также их логическому применению.

Деконструктивизм

Направление рассматривается как продолжение постмодернистской архитектуры, а его корни уходят в 80-е года прошлого века. Стиль отличается фрагментацией отдельных элементов, игрой форм, стремящихся выйти за рамки стандартных решений. Деконструктивизм в строительстве характеризуется непредсказуемостью и часто производит впечатление «управляемого хаоса».

Метаболизм

Экзотический стиль от японской дизайн-группы с преобладанием нетривиальных фрактальных форм выражает утопическое видение общества. Архитектурное направление развивалось с 1950 по 1970 год. Представленные архитектурные дизайны на выставке в Осаке отличались природными формами, напоминающими дерево. Многие критики описывают архитектурный метаболизм как нечто из области научной фантастики.

LINKEDIN или брутализм


Еще одно ответвление позднего модернизма послевоенного времени конца 1940-х годов. Главной чертой брутализма стала массивность и пространственность конструкции, а также интерес к остро выраженным фактурам и рельефам материала, из которого построено здание. В стиле преобладают неоштукатуренные стены, голый кирпич или массивные каменные блоки. Данное архитектурное направление формировалось под влиянием минимализма, в результате чего сформировался интернациональный стиль, ведущим архитектором которого стал Людвиг Мис ван дер Роэ. Этот стилевое направление было принято в большинстве городов Европы, а ярким памятником архитектуры стало здание посольства Великобритании в Риме.

HI-TECH (Хай-тек)

Развитие данного направления берет начало в 1965 году и становится новым витком постмодернизма. Стиль сориентирован на применение современных и наиболее прогрессивных технологий. Это не только использование последних строительных достижений, но и технического оснащения: солнечных батарей, приводных механизмов и других инженерных конструкций. Применяемые устройства становятся не только функциональным элементом, но также гармонично вписываются в эстетическую концепцию здания.

Занятие 3. Трансформация комнаты

Задача занятия: занятие показывает, что пространство, в котором мы живем, может изменяться, когда мы этого хотим, отражая изменения в наших нуждах, запросах.

Домашнее задание: нет.

1. Начало занятия. Кто где живет — 3 (15 мин.)

Занятие начинается с домашнего задания — рассказа о чужом жилом пространстве. После каждого рассказа и после всех рассказов, спросите рассказчиков и слушателей — чем этот дом (квартира, комната) отличается от тех, что они видели в кинофильмах на прошлых занятиях? Чем она отличается?

2. Проектирование новой комнаты (15 мин.)

Напомните детям о том, что было на предыдущих занятиях:

  • в каких разных местах они живут, как по-разному могут о них рассказать;
  • как по-разному живут сказочные герои, в том числе дети;
  • как по-разному живут и жили люди в разных странах и эпохах;
  • что пространства, в которых живут они и их друзья сегодня, и те, где жили их старшие родственники в прежние времена, тоже отличаются друг от друга.

Почему так происходит? Потому что человеку нужно, чтобы его место обитания отвечало его потребностям, размерам семьи, образу жизни, интересам, вкусам. Даже в одинаковых домах, с одинаковыми планировками квартир, в каждой квартире будет что-то особенное, уникальное.

  • Раздайте детям их работы с прошлого занятия и новые материалы. В этот раз можно выдать бумагу большего размера — A3, A2.
  • Предложите им представить себе, что они должны или могут что-то изменить в своих комнатах, квартирах, домах:
    • эти изменения могут быть вынужденными, например, может ожидаться еще один ребенок;
    • они могут быть связаны с интересами самого ребенка (хотелось бы больше места для игр, для книг);
    • могут быть связаны с представлениями о будущем (как учащийся будет жить через пять лет);
    • могут быть связаны даже с фантастическими сценариями (наступило вечное лето).
  • Детям нужно помочь самостоятельно поставить себе задачу: какое изменение они выбирают, что должно произойти в их пространстве (комнате, квартире, доме). Они должны представить себе конкретные последствия такого изменения для того пространства, которое они изучали. Например, если ожидается появление еще одного ребенка — надо будет найти место для кроватки, для чего потребуется передвинуть мебель, может быть, что-то выкинуть и т.д. Если всегда будет лето, то не нужны будут теплые вещи, шкафы могут стать меньше, освободившееся пространство можно использовать для чего-то и т.д.
  • На основе размышлений об этих изменениях дети должны предложить новое устное и визуальное описание пространства — нарисовать новый план комнаты, квартиры, дома, а также объяснить, что изменилось и почему.

3. Завершение занятия (10 мин.)

В завершение этого занятия дети представляют свой проект: старое пространство и измененное. Они должны выстроить рассказ об этом изменении — как было, почему должно стать иначе, что изменится

Важно постараться сделать так, чтобы дети не потеряли связь между двумя описаниями, чтобы новое пространство не было придуманным заново полностью

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе

Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Голландский стиль

Если вы знакомы с особенностями архитектуры голландских городков, вы точно знаете, как выглядит проект в голландском стиле. Обычно это двухэтажный особняк с узким фронтоном и остроугольной скатной крышей. В качестве материала стен раньше в голландских домах использовался только красный кирпич. Сегодня возможны варианты из других материалов с облицовкой кирпичом и белоснежными элементами отделки. Ещё одна характерная черта таких домов — большие прямоугольные окна, разделённые на небольшие квадраты шпроссом. Это сдержанный и изысканный стиль, который сочетает в себе красоту и надёжность.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания


С этим читают