Какое метро самое красивое в мире?

Università

Вторая не менее знаменитая станция Неаполя. Ее можно перевести, как – Университет. И занимался ее дизайном знаменитый англо-египетский дизайнер и архитектор по имени карим Рашид. Рашид решил покорить сердца людей яркими красками и современным дизайном. В первую очередь тут надо отметить флуоресцентный розовый и ярко-зеленый. А вот большая скульптура из стали Синапсы, напоминает о самом названии станции. Скульптура стилизована изображением синапсиса головного мозга. Тут же имеется и еще одно неожиданное и необычное решение – на ступенях лестницы вы увидите изображение популярного итальянского поэта Данте Алигьери, а также его возлюбленную Беатриче.


Станция «Славянский бульвар», Москва, Россия

Станция «Славянский бульвар» по счету — 177-я станция московского метрополитена, расположена на Арбатско-Покровской линии. Она была открыта 7 сентября 2008 года и названа по расположенному рядом одноимённому бульвару. Строительство длилось два года, и со времени своего открытия станция превратилась в настоящую жемчужину московского метрополитена. Дизайн выполнен в стиле модерн, металлические деревья и орнаменты из листьев украшают углубления свода станции. На станции установлены три скамьи в форме ладьи, над которыми витиеватым шрифтом нанесено название станции. На платформе установлены металлические «деревья» для придания станции сходства с настоящим бульваром. На вершинах «деревьев» размещены фонари. Стены облицованы темно-зеленым мрамором, а пол выполнен из черного гранита. Несмотря на «королевский» вид станции, проезд в метро Москвы стоит всего около 1 доллара.

Станция «Золотые ворота», Киев, Украина

Станция «Золотые ворота» Киевского метрополитена является излюбленным местом киевлян и гостей города. Попадая сюда, вы как будто переноситесь в эпоху Киевской Руси: мраморные колонны, тяжелые канделябры с лампами в форме свечей, мозаика напоминают роскошные княжеские палаты. Станция была открыта в 1989 году, а свое название получила по основной достопримечательности города Киева — памятнику зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Первоначальный проект предполагал оформление станции в достаточно сдержанной и практичной манере, однако сегодня «Золотые ворота» поражают воображение. Главными архитекторами выступили Борис Жежерин и его сын Вадим. Своды проходов на платформы подчеркнуты кирпичной окантовкой, между которой — мозаичные изображения князей Киевской Руси, церквей Киева и сложных орнаментов. Ни одна из этих смальтовых мозаик не повторяется. Если следовать от арки до арки, можно проследить, кто был правителем Киева от XI до XIII века.

Последняя работа признанного мастера

Последняя работа А. Н. Душкина — станция «Новослободская», открытая в 1952 году, — почти всегда входит в пятерку перечня под названием «Самые красивые станции метро Москвы». Фото, приведенное ниже, полностью подтверждает ее право на место в этом списке. Кроме того, ее единственный вестибюль, находящийся на одноименной улице, внешне напоминает собой античный храм, портик перед фасадом которого имеет 6 каннелированных (с вертикальными желобками) колонн. Не менее величественны и красивы аван- и эскалаторный залы. Конструкция этой станции – пилонная глубокого заложения. Ее «фишкой», или самым ярким элементом оформления, являются искусно подсвеченные 32 витража. Их изготовили латвийские художники из стекол, отливаемых для витражей костелов. Оригинальны и подвесные люстры. Нужно добавить, что о каждой из станций Московского метрополитена, особенно о тех, которые являются объектами культурного наследия, в широком доступе имеется подробнейшая, с инженерными выкладками, информация.

Парижский метрополитен (303 станции)

Шестое место среди самых больших метро в мире занимает парижский метрополитен. Это еще одна из старейших подземок мира. Работает с 1900 года и в настоящее время простилается по все Парижу и за его пределами на 220 км. Такая транспортная система объединяет 303 станции и 16 линий. С пересадочными узлами количество платформ увеличивается, что дает «Столичной железной дороге» возможность перевозить около 1,5 млрд. пассажиров в год.

Примечательно, что отдельные станции парижского метрополитена унаследовали имена городов воинов-героев СССР – «Сталинград», «Севастополь». Среди линий подземки туристы и эксперты выделяют №14. Дело в том, что она имеет высочайший уровень автоматизации. В длину здешние перроны составляют 120 м. Что касается рекордной загруженности, то это «золото» достается линии №1: старая парижская ветка обслуживает более 160 млн. пассажиров в год.

Этапы строительства метро:

Выбор места расположения

В первую очередь метро прокладывают в отдаленные районы столицы. При этом учитывается, сколько там проживает людей и сколько жилья построят в будущем, а также есть ли в районе промышленные предприятия, бизнес-кластеры и большие офисные центры, в которые ежедневно люди приезжают на работу. На выбор места для новой станции влияет и такой фактор, как заселенность соседних районов и даже Подмосковья. Зачастую станцию решают строить там, где движение автомобилей наиболее плотное.

Инженерные изыскания

На этом этапе происходит сбор сведений, необходимых для дальнейшей разработки технико-экономического обоснования проекта и рабочей документации на строительство. В состав инженерных изысканий для строительства метро должны входить геологические, геодезические, экологические и другие виды изысканий по необходимости.

Проектирование

На этом этапе определяются глубина заложения, типы конструкций и способ проходки подземных тоннелей, составляется проектно-сметная документация. Проще говоря, проектировщики определяют оптимальный «маршрут» подземной дороги и место заложения станции.

Проект готовится таким образом, чтобы строительство не повредило архитектурные памятники, здания на поверхности, парки и скверы и при этом стоило бюджету как можно меньше затрат. Если трасса тоннеля проходит вблизи уже существующих объектов, то при необходимости разрабатываются методы инженерной защиты этих сооружений от шума, вибраций и блуждающих токов, возникающих при строительстве и эксплуатации линий метрополитена.

Строительство

От того, какие объекты расположены на поверхности, главным образом зависит, как глубоко уйдет новая станция. Под уличными магистралями метро может «спрятаться » совсем на небольшой глубине — менее 20 метров. Это самый экономичный вариант, который выбран для большинства новых станций. Если сверху — жилые дома, то «спускаться» придется глубже.

Различают закрытый способ строительства, без вскрытия поверхности, и открытый способ, при котором тоннели и станции строятся, соответственно, в разрытых траншеях и котлованах и после засыпаются грунтом.

Закрытый способ применяется при строительстве линий глубокого заложения, станции мелкого заложения строятся преимущественно открытым способом.

 

Строительство «глубокого» метро начинается с прокладки шахтного ствола для клети (лифта), который будет доставлять метростроевцев и необходимое оборудование «на рабочее место». Площадку, которая вырывается вокруг ствола, можно сравнить с огромной лестничной клеткой. Отсюда начинается прокладка тоннеля. На той же клети после бурения ежедневно на поверхность вывозятся десятки тонн грунта.

Чем глубже станция, тем она дороже и требует больше ресурсов. В 2011 году в Москве было решено большинство новых станций прокладывать открытым способом. Достаточно выкопать котлован, установить бетонные конструкции, выполнить обратную засыпку и уже внутри полученного коридора укладывать пути. Это не только дешевле, но и гораздо быстрее, чем строить станции глубокого заложения.

 

Проходка и укрепление тоннелей осуществляется чугунными тюбингами или водонепроницаемыми железобетонными блоками обделки.

Монтаж эскалаторов

Параллельно с прокладкой тоннеля строится сама станция и система переходов, затем в метро прокладываются коммуникации и монтируются эскалаторы.

На станциях метро глубокого залегания эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надежности тормозов.

При мелком заложении используются поэтажные эскалаторы

Что важно — все новые станции также оборудуются лифтами для людей с ограниченными физическими возможностями

 

Внутреннее оформление

Столичный метрополитен по праву считается красивейшим в мире. В большинстве стран станции утилитарны и неотличимы одна от другой. Несмотря на то что теперь станции Московского метрополитена строятся по типовым проектам, для каждой из них разрабатывается свое, особенное архитектурное и дизайнерское решение.

Проекты дизайна строящихся станций московского метрополитена можно посмотреть здесь.

Станция Bockenheimer Warte, Франкфурт, Германия

Станция «Bockenheimer Warte» — центральная и самая главная станция во всем Франкфурте. Попав сюда, у вас будет возможность пересесть на любую другую линию метро, перейти на станции автобусов или трамваев. Но кроме этого, вы также сможете насладиться здесь грандиозностью пространства, напоминающего космический корабль. Плавные линии, специальное освещение, элементы металлической конструкции станции добавляют ощущения нереальности происходящего. Проект станции создавал архитектор Петр Збижинев Пинински (Peter Zbiginiew Pininski), на необычный дизайн его вдохновили работы художника-сюрреалиста Рене Магритта (René Magritte). Строительство станции началось еще в 1986 году, а закончилось лишь в 2001. Зато теперь станция «Bockenheimer Warte» действительно поражает воображение. Особенно интересно выглядит и наземный вход в подземку. Одноразовый проезд в метро Франкфурта стоит около 3 евро.

Мехико (Sistema de Transporte Colectivo Metro)

Первая линия метрополитена Мехико была открыта в 1969 году, и состояло всего из нескольких станций. Сегодня же это метро самое большое в странах латинской Америки, а на Североамериканском континенте по размерам уступает только Нью-Йоркскому.

Мексиканское метро насчитывает 195 станций, которые объединены в 12 линий. Ежегодно метро Мехико перевозит 1,5 млрд человек.

Уникальность этого метро в том, что передвижной состав в основном на шинном ходу. Оригинальна структура метро, связанная с тем, что город находится в горах. 115 станций расположены под землёй, 55 — на уровне земной поверхности и 25 станций построены над землёй.

На многих станциях наряду с надписями символы людей, животных, стрелки. Образами продублированы и названия станций. Всё это сделано для удобства ориентации в огромном метрополитене неграмотных жителей Мехико.

Одна из станций метрополитена мексиканской столицы посвящена метро разных стран мира. На одной из фотографий на фоне Собора Василия Блаженного изображена схема Московского метрополитена.

Метрополитен Мехико выше других расположен над уровнем моря, его высота 2 340 метров.

При постройке метрополитена в Мехико в 1967 году был обнаружен храм ацтеков в честь Эекатля-Кецалькоатля. Теперь пассажиры станции «Пино Суарес» могут видеть этот древний храм в виде пирамиды.

9

«НОВОПЕРЕДЕЛКИНО»

В 2014 году за проект латвийского архитектурного бюро United Riga Architects проголосовали триста тысяч москвичей. По ­задумке ­авторов дизайн станции олицетворяет русский народный стиль в эпоху хай-тека. Алюминиевые конструкции в подземке напоминают московские боярские палаты, а в вестибюле – убранство Теремного дворца Кремля. Резьба в металлических световых панелях выполнена в виде стволов деревьев, ветвей берез или сосен; а по вечерам и в праздничные дни светодиоды мерцают разными цветами.

Вероятно, вам также будет интересно:

Самые крутые поезда, из которых не захочется выходить

15 народных блюд, которые стоит попробовать

8 вокзалов, на которых стоит побывать

Фото: Getty Images; LEGION-MEDIA; Александр Попов; ТАСС; Vostock Photo; Дмитрий Чистопрудов/Vostock; Дмитрий Иванов (пресс-служба московского метрополитена)

Мадридский метрополитен (289 станций)

Подземная железнодорожная сеть Мадрида имеет 293-километровую протяженность и вьется на 16 веток и 326 остановочных узлов. Мадридская подземка является одной из первых, которая стала располагать парой кольцевых линий. Также одна из здешних станций открывает дорогу в музей «Чамбери». Испанцы прозвали это место «станцией-призраком».

В остальном плане подземка Мадрида ничуть не отличается от аналогов других столиц мира – приветливая атмосфера, развитая инфраструктура, высокий уровень безопасности. В год тематическая железнодорожная сеть обслуживает до 560 млн. пассажиров.

Шанхай (Shànghǎi Dìtiě)

Шанхайское метро занимает первое место по протяжённости линий. Вся система метрополитена составляет расстояние более 500 км. Шанхайский метрополитен также занимает ведущее место в мире, как самое быстроразвивающаяся транспортная система.

Открывшееся совсем недавно в 1993 году, сегодня метро Шанхая насчитывает 16 линий и ещё 5 строятся, что увеличит протяжённость примерно на 220 км.

Отличительной чертой метро является нефиксированная плата за проезд, а в зависимости от расстояния. Ток подаётся через верхний токосъём, а не нижний, как в большинстве метрополитенов мира.

Китайские города перенаселены, поэтому метро ощущает большую загруженность. В часы пик пассажиропоток Шанхайского метро достигает 7 млн. человек. В такие периоды перенимают опыт токийских «толкателей», чтобы поезда не выбивались из графика из-за долгой посадки людей в вагоны.


Управляется метро четырьмя частными компаниями, но принадлежит одному собственнику. Шанхайское метро просторное и чистое. При строительстве использован опыт российских и японских метростроевцев.

Самые большие города Китая.

2

Нью-Йорк (New York City Subway)

Вот мы и добрались по подземке к самому большому метрополитену в мире. Сложно представить, но метрополитен Нью-Йорка включает в свою систему 468 платформ, объединённых в 34 линии. Суммарное расстояние метро складывается в 1355 километров.

Свою историю Нью-йоркская подземка начинает в далёком 1868 году, когда на канатах над городом стали передвигаться одиночные вагоны на эстакадах. В 1890 году вагоны стали передвигаться с помощью электрического тока.

Несмотря на самый большой показатель по количеству автомобилей на душу населения, метро этого американского города довольно популярно. В день метрополитеном пользуются приметно 4 млн человек.

Для лёгкой ориентации пассажиров станции названы строго по объектам, находящимся на земле. Но в Нью-Йорке много улиц с одинаковым названием, поэтому к названию станции добавляют номер линии.

Есть в метрополитене уникальная станция «Эссекс-стрит». Она вплотную прилегает к заброшенному трамвайному депо. На платформе установили скульптуры, в виде мальчишек собирающих упавшие жетоны или мелочь, животных, лазающих по колонам или выпрашивающих еду.

Нью-Йоркское метро рекордсмен ещё по одному показателю. Станция «Девятая улица» размещается на высоте 27 метров над поверхностью земли. Для неё сделана уникальная эстакада с двумя платформами и эскалаторами, выходящими в город.

Буквально метрополитен переводится как «столичная железная дорога». Но подземка давно вышла за рамки столиц. В Советском Союзе, например, была программа по постройке метро в городах, население которых превысит 1 млн человек.

Станция Changi Airport MRT, Сингапур

Станция метро «Аэропорт Чанги» в Сингапуре служит своеобразным соединительным пешеходным звеном между терминалами аэропорта. Отсюда также можно легко и быстро добраться на метро в центр города, однако большинство прилетевших в Сингапур на самолете все же предпочитают пользоваться услугами такси или маршрутных такси — из-за возможности удобно перевезти багаж, в то время как на метро это делать не слишком комфортно. Станция «Changi Airport MRT» была открыта в 2002 году, ее площадь занимает более 100 тысяч квадратных метров. Здесь находятся самые крупные в Сингапуре выставочный зал и конференц-холл. Сам дизайн станции поражает неповторимой игрой света и тени, основной акцент в оформлении сделан именно на освещение. В дизайне использовали множество стекла, что задействует свет в невероятную игру. В любом случае, прилетев в Сингапур, стоит оставить багаж в камере хранения и просто полюбоваться станцией метро аэропорта.

Нью-Йоркский метрополитен (472 станции)

Сабвей Нью-Йорка – самое большое метро в мире. Подземная железнодорожная магистраль Нью-Йорка – уже не просто метрополитен, а настоящий многоуровневый сабвей. Количество его платформ – 472. Каждый раз этот объем увеличивается, что требует увеличения линий. В данный момент последних у сабвея Нью-Йорка 36 линий, а их общая протяженность составляет 1370 км. Причем для пассажирского потока выделено только 1056 км. Пока этого достаточно, чтобы метро справлялось с 1,7-миллиардным потоком пассажиров в год.

Метрополитен Нью-Йорка располагает отдельными примечательными платформами – погрузившаяся на 50-метровую глубину «191 улица», а также «Девятая улица», которая работает на 27-метровой высоте.

Здания и сооружения Общество

Токио (Тикатэцу)

Метро японской столицы, пожалуй, известно на весь мир по существующей в нём должности «осия». Это люди, которые дежурят на платформе и помогают пассажирам зайти в вагон, откровенно заталкивая их в людскую толпу.

Введение такой должности вполне оправдано, ведь Токийское метро занимает первое место в мире по пассажиропотоку, перевозя в год 3,218 млрд людей в год. Одной из самых загруженных и больших станций метрополитена в мире является станция Токийского метро «Синдзюку».

Первая ветка метро города Токио открылась в предпоследний день 1927 года и связала всего две станции.

Сегодня метрополитен — это система 285 станций, разделённых между государством и частной компанией. 179 станций на 9 линиях контролирует частная компания, 106 станций на 4 линиях принадлежат государству. Интересно, что разница в билетах минимальна, у «частника» на иену больше.

Токийское метро отличается от других метро мира тем, что в нём используют колеи трёх различных параметров. Ни на одной станции нет жёлоба безопасности.

6

Москва (Московский метрополитен)

Возможно, Московское метро войдёт в мировую историю по продолжительности реализации проекта, ведь от идеи до запуска первой линии метрополитена прошло 60 лет. Первая идея строительства была предложена в 1875 году, но бурные события российской истории конца XIX — начала ХХ века не давали воплотить проект в жизнь. Только 15 мая 1935 года была открыта первая линия метро, включающая 13 станций и 12 подвижных составов.

Сегодня московский метрополитен, состоящий из 230 станций и 15 линий, охватывает не только российский мегаполис, но и часть Московской области. Ежегодно поезда метро перевозят 2,5 млрд пассажиров. В последние годы метро разрастается, открываются все новые станции и платформы. В сентябре 2016 года запустили движение по Московскому Центральному кольцу, которое, как и кольцевая ветка, связало радиальные линии, но на большем радиусе.

В системе Московского метрополитена сооружено 5 метромостов. По этому показателю Москва уступает только Парижу. По архитектуре в Москве один из красивейших метрополитенов в мире.

Московский метрополитен продолжает официально носить имя Владимира Ленина. Никаких решений по переименованию с конца советской эпохи принято не было.


8

Московский метрополитен (222 станции)

Московский метрополитен занимает девятое место в рейтинге самых больших метро в мире. Подземка сердца России связывает между собой 222 станции. Железнодорожная магистраль «Государственного унитарного предприятия города Москва» представлена 14 линиями. Все они простилаются по российской столице на 381 км. На пересечении Арбатско-Покровской и Солнцевской линий находится пролет «Парк Победы», который примечателен 84-метровой глубиной. Другой узел «Печатники», что в «Воробьевых горах», славится 5-метровым углублением относительно поверхности мегаполиса. Эта же станция наличествует наиболее протяженной 282-метровой платформой.

Вопреки своему солидному 80-летнему возрасту московская подземка готова ежегодно обслуживать до 2,5 миллиардов пассажиров. Более того, ближайшие пять лет метро пополнится 78 станциями и станет длиннее на 160 км.

Красивые станции в московском метро

  Многие станции московского метро сравнимы с «подземными дворцами». Такое сравнение возможно благодаря великолепному декору, украшению статуями, мозаикой, рельефами и витражами. Среди наиболее красивых – станция «Площадь Революции». В зале много скульптур: матросов, рабочих, шахтёров, солдат, студентов. Они кажутся громоздкими и тяжёлыми. Тем ни менее станция своим видом приводит пассажиров в восторг.     Станция «Площадь Революции одна из самых красивых и легендарных в Московском метро   Из всего многообразия станций московской подземки выделяется станция «Маяковского». Особая её гордость – это тридцать четыре мозаики, которые уложены в нишах, находящихся под потолком. Эскизы для них выполнил Александр Дайнека. Для украшения станции использовали фрагменты дирижабля, который в своё время был сооружён по проекту Циолковского и пластины орлеца (редкая разновидность полудрагоценного родонита). Эта станция получила в 1980-ом году статус памятника архитектуры. Станция «Новокузнецкая» похожа на музей русской боевой славы – барельефы с изображением боевых действий, щиты с профилями русских полководцев на пилонах, панно на потолке перронного зала, мраморные скамейки.     Прекрасные мозаики на станции Новокузнецкая в московском метро Апофеозом сталинского ампира можно назвать станцию «Комсомольская».   Её потолки украшены огромными панно, на которых изображено то, как русский народ боролся за независимость. Одной из красивейших признана станция «Театральная». Её потолок украшают керамические позолоченные барельефы из майолики, которые изображают музыкантов народов СССР.     Станция Театральная в московском метрополитене считается одной из самых красивых   «Подземной сказкой» и «Каменным цветком» нередко называют станцию «Новослободская». Её украшают тридцать два стеклянных витража, которые обрамляет золочёная латунь чеканной работы. Все изображения посвящены интеллигенции. Необыкновенно красивая станция «Таганская». Её главные украшения – стреловидные керамические панно, напоминающие русские народные кокошники. В центре на барельефах — портреты представителей разнообразных родов войск.     Уникальные панно на станции «Таганская» Ещё одна из красивых станций – «Славянский бульвар».   Она была открыта в наше время – осенью 2008-го года.  

Париж (Metro de Paris)

Благодаря Парижской подземной железной дороге весь мир узнал слова «метрополитен» и сокращённое от него «метро».

Парижская система метрополитена раскинула свою сеть на весь Париж и пригороды европейского мегаполиса. На строительство Парижского метро большое влияние оказала структура города. Один из старейших городов Европы имел множество подземных коммуникаций, подвалов, складов. Поэтому первые ветки строились строго под городскими дорогами и платформы были узкими.

Метро в Париже было открыто в 1900 году. Уже по сложившейся традиции, как это было с открытием Эйфелевой башни, метро открыли ко Всемирной выставке.

Сейчас Парижский метрополитен — это 14 линий и две короткие тупиковые. Протяжённость дорог 220 км, на них уместилось 303 станции, 62 из которых пересадочные.

Примечательно, что многие названия станций метро Парижа связаны с Россией или Советским Союзом. Есть станция «Сталинград», «Севастополь», а вот станция «Крым» скорее всего, названа в честь коммуны в годы революции, и не связана с известным полуостровом.

Самые большие полуострова планеты Земля.

5

Станция «Новослободская» — храм интеллигенции

«Новослободская» почти сразу получила среди жителей столицы два прозвища — «Подземная сказка» и «Каменный цветок». Согласитесь, нужно было произвести невероятное сильное впечатление, чтобы заслужить такие прозвища.

Архитектура станции изысканно проста, но простота эта настолько продумана, что стала эталоном. Главное же украшение «Новослободской» — 32 витража потрясающей красоты.

Интересно, что стёкла витражей взяли из кафедрального собора Риги (они там просто хранились), орнаменты были позаимствованы из книг православных священников и даже главное панно — «Мир во всём мире» — иконописец Корин создал по образцу икон Богоматери. С учётом того, что станция была посвящена интеллигенции, получился этакий храм знаний с массой интереснейших замаскированных посланий.

Метро сегодня

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Строительство метро продолжалось и после войны. В 50–60-е годы было проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция. С кольцом связали новые линии в районах Кунцево, Черемушки, Кузьминки, появились оранжевая и фиолетовая ветки. В 1983 году была введена в эксплуатацию новая Серпуховская линия.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

В сложные 90-е строительство затормозилось, завершались проекты, начатые еще в СССР. В 1992 году в метро были введены металлические жетоны, через полгода – пластиковые. Привычные нам проездные билеты с магнитной полосой ввели в 1999 году, в связи с этим турникеты полностью переоборудовали.

Фото: Москва 24/Антон Великжанин

За последние 10 лет Московский метрополитен расширил свои границы почти в два раза. Открылась 151 новая станция, включая 56 станций метро, 6 станций ММТС, 31 станцию МЦК и 58 станций МЦД. Столичная подземка занимает первое место в Европе по пассажиропотоку и по интенсивности движения среди неавтоматизированных метрополитенов. Входит в топ-10 самых протяженных метрополитенов по всему миру и является первым по соблюдению расписания движения поездов (99,98%).

T-Centralen

Эту необычную станцию метрополитена в Стокгольме вы можете увидеть в самом центре города. Каждый день ее посещает большое количество человек. Если говорить о всем метрополитене столицы, то он собой представляет большую подземную картинную галерею. Так что и наша станция была оформлена творчески и оригинально. Станция была построена и открыта во второй половине 20 века. Тут же строители на стенах решили не делать выравнивания, потому что так было дешевле строить. А чтобы станция не выглядела как мрачная пещера, свод и стены покрасили в синий и белый цвета, а потом украсили их растительными узорами и мотивами.


С этим читают