Подземный город раменки-43 под москвой оказался вымыслом

Трактор ТЭТ-1000


Пожалуй, это самый большой советский трактор. /Фото: drive2.ru

Как показывает история, не только грузовики в Советском Союзе могут попасть под определение «монструозный». Ярким примером такого исключения является турбоэлектротрактор ТЭТ-1000. Этот проект предполагал создание трактора для рекультивации почв с повышенным содержанием соли в СССР.

Одни только гусеницы выглядят впечатляюще. /Фото: yaplakal.com

За разработкой ТЭТ-1000 принялись специалисты Научно-автотракторного института в начале семидесятых годов прошлого века. Среди ряда конструктивных особенностей отдельно стоит упомянуть особое строение гусениц — они опускались перпендикулярно колесам. Кроме того, трактор обладал электрической трансмиссией. Вес гигантского агрегата составлял больше 32,5 тонн, номинальное тягловое усилие — 18 тонн.

ТЭТ-1000 во время испытаний с с\х орудиями. /Фото: drive2.ru

Испытания проводились в соответствующих условиях — на солончаковых землях, и для этой цели отлично подошли степи Казахстана. В частности, турбоэлектротрактор проверялся в связке с сельскохозяйственными орудиями. Однако в массовое производство монструозный ТЭТ-1000 так и не был запущен.

Тропа Гиляровского

А где же знаменитая тропа Гиляровского? Корреспондентам «РГ» в сопровождении Даниила Давыдова удалось спуститься туда недалеко от здания цирка. Лаз не самый широкий, зато внутри можно довольно свободно разместиться. Это старое русло Неглинки, сейчас этот коллектор не действует. Собственно, переделывать его начали как раз после статей Гиляровского, где он рассказывал об ужасном состоянии коллектора. В том месте, где гулял знаменитый литератор и публицист, можно заметить парапет из песчаника — это как раз часть набережной Неглинки, которую благоустраивали еще в конце XVIII века. Под землей можно также увидеть карликовые сталактиты — это соляные отложения, которые смываются с дорог. Москва подземная — это не только Неглинка. Сотрудники отдела подземных исследований ВООПИК рассказали в своем паблике о необычном ручейке в районе Киевского вокзала — это река Буданка, которая протекает по трубе. Сам коллектор здесь яйцевидной формы, высотой с человека среднего роста. Недалеко от Москвы-реки эта труба засыпана грунтом, а речка уходит в ответвление, рядом с причалом «Киевский вокзал». В ВООПИК отмечают, что это один из очень немногих исторических водостоков, подходящих к Москве-реке справа. Интересна и река Черногрязка, правый приток Яузы. Ее начали убирать под землю в конце XIX века. В ее коллекторе эксперты встретили и более ранний участок — кирпичную галерею, которая служила для отвода стоков с завода «Арма». Дела давно минувших дней — примерно 1860-х годов.

Прямая речь

Никита Дубас, подземный гид

— На все экскурсии стоит брать с собой старую одежду и хлопчатобумажные строительные перчатки. Резиновые сапоги не потребуются. Никаких серьезных требований по физподготовке к экскурсантам у нас нет, достаточно возможности и желания идти по подземельям.

Впечатления

Один из экскурсантов, побывавших с Даниилом Давыдовым в коллекторе реки Чуры (это правый приток Москвы-реки, который берет начало в районе улицы Гарибальди), Андрей Морозов развеял основные мифы, которые существуют у нас относительно подземелий.

Миф N 1: подземелья — это грязь и вонь. На самом деле, коллектор реки — это не канализация и даже не помойка. Там не грязнее, чем на самой обычной реке или в городе после дождя. Там туман и пахнет как в погребе или пещере: воздух сырой, прохладный, но совершенно не затхлый.

На стенах коллекторов иногда видны мини-сталактиты и грибы

Миф N 2: в подземельях тесно и страшно. В коллекторах высота потолка оказалась метра три, не меньше! Оказаться там одному и без фонаря было бы, конечно, страшно. Но с компанией — совершенно комфортно.

Миф N 3: всякие диггеры — это необразованные маргиналы, которые в подземельях призывают демонов. Даниил Давыдов провел интереснейшую экскурсию и рассказал и про историю, и про географию этих мест, и про технические особенности подземных сооружений. Мне, уже почти 15 лет как москвичу, 95 процентов из этого рассказа были совершенно в новинку!

Конкретно

Места на подземных экскурсиях можно забронировать на подземный-гид.рф или podzemly.ru. Стоимость прогулки по Неглинке — от 2,5 до 3,5 тыс. руб.

Главная река под Москвой

Неглинная, самая известная подземная река столицы, протянулась более чем на семь километров. Это первая река, которую спрятали под землю. Сегодня она полностью заключена в коллектор и протекает через весь центр столицы — Цветной бульвар, Трубную площадь, Неглинную улицу, Манежную и Театральную площади — и впадает в Москву-реку.

Первые упоминания о Неглинке, как ее называют в народе, относятся к началу XV века. Существуют две самые распространенные версии происхождения названия: от слова «неглинок», означающего «болотце», или от балтского слова glim — «глубина».

Когда-то воды Неглинки были чистыми, но к концу XVIII века из-за мусора, который скидывали в реку, она стала опасной. Впервые Неглинку убрали в коллектор в 1817–1819 годах во время реконструкции Москвы после войны с Наполеоном. Но реку продолжили загрязнять и дальше. На рубеже XIX–XX веков появилась городская система канализации, и проблема со сбросом мусора практически решилась. Правда, оставалась еще одна: во время сильных и продолжительных дождей коллектор не справлялся с наплывом воды, речка затапливала близлежащие территории. Шли годы, но ситуация не менялась. Например, 25 июня 1965 года Неглинка вновь вышла из берегов и затопила Москву от стен Кремля до Самотечной улицы. Не помог даже новый коллектор, который вел от Театральной площади до Москвы-реки.

В 1970-е построили еще одну подземную трубу, которая начиналась почти от Суворовской площади и заканчивалась около Театральной. Это решило проблему — серьезных наводнений на Неглинке больше не происходило.


В конце XIX века в Александровском саду появилась имитация открытого русла Неглинки — фонтаны, расположенные на местах, где когда-то река выходила на поверхность.

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно

Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Армейский вездеход ГАЗ-69

Вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах. /Фото: ide.ru

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в СССР разрабатывался целый ряд засекреченных проектов автомобилей на снегоходных движителях фрезерного типа с дополнительными опорными лыжами. Среди этих вариантов были такие, которые по своими конструкциями и техническими характеристиками не имели аналогов за рубежом.

Прототип ГАЗ-69 с передними лыжами. /Фото: ide.ru

Последние имели узкие металлические колеса большого диаметра с острыми кромками по окружности — такая конструкция во время движения по снежной целине или ледяному насту позволяла прорезать их на глубину до полуметра, то есть, нередко они достигали замерзшего твердого грунта. Колеса опирались на монолитную земляную поверхность и, отталкиваясь от нее — благо, их твердость позволяла — были способны продвинуть вездеходы по местности, где могла забуксовать даже гусеничная техника.

Вариант ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах. /Фото: kolesa.ru

Ярким примером такого типа вездеходов и стал ГАЗ-69 — автомобиль повышенной проходимости, который выпускался в 1956-1973 годах. Спроектированная, что называется, «с нуля» машина в результате стала первой в огромном семействе модификаций, которые поражали своим разнообразием, ведь от армейского вездехода «шестьдесят девятый» умудрились переработать до милицейских и почтово-сельских автомобилей, и даже детского пожарного автонасоса.

Чужие гены

В 2016 году специалисты из Университета Техаса (США) на ежегодном собрании Американского общества генетики человека заявили: в ДНК меланезийцев, живущих на островах Тихого океана, найдены следы неизвестных науке гоминид. К такому выводу привело сравнение их генома с ДНК неандертальцев, денисовцев и африканцев.

Исследователи собирались выяснить, какой процент генов мы унаследовали от вымерших Homo. И неожиданно открыли, что значительная часть древних генов, считавшихся денисовскими, на самом деле принадлежит другому виду человека.

В том же году похожие выводы — независимо от американцев — сделали датские ученые. Проанализировав около сотни геномов жителей Папуа — Новой Гвинеи и австралийских аборигенов, они заметили примесь архаичной ДНК. На первый взгляд она напоминала денисовскую, но, судя по некоторым отличиям, речь шла об ином виде гоминид.

В 2016 году ученые обнаружили в ДНК меланезийцев следы вымершего предка, который мог относиться к неописанному пока виду гоминид

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.


Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.

Экскурсии

Отправляться в подземный коллектор одному — огромный риск. В интернет-среде диггеры предлагают экскурсионные услуги по подземным рекам. Не стоит забывать об инструкциях по безопасности, экипировке и особенностях похода.

Перечислим некоторые правила.

  • На путешественниках должна быть специальная форма.
  • Обязательно берут водонепроницаемый фонарик и запасной фонарь, никакого другого освещения там нет.
  • Лучше использовать рюкзаки, а не сумки.
  • Обычно, в тур собирают команду из 2-3 человек.
  • В дождь находиться в коллекторах опасно, экскурсии в дождь не проводят.
  • Температура в коллекторах подземных речек даже летом не превышает 12-15 градусов.
  • Мобильная связь там недоступна.
  • Температура воды подземных рек зимой, чуть выше нуля, обычные резиновые сапоги не помогут, можно получить обморожение.

Какие еще вещи стоит брать с собой и как подготовиться, лучше предварительно узнать у опытных диггеров.

Подземная речная сеть — это загадочный мир. Созданные руками человека русла водоемов выполняют важные урбанистические задачи. Однако этим нарушается естественный водный баланс, что отрицательно сказывается на поверхностном стоке.

Как попасть в город-бункер?

Город-бункер относится к первой линии, которую сдали в эксплуатацию в 1967 году. Начинается ветка в Кремле, заканчивается в аэропорте Внуково-2. Раменки находится в центральной части линии.

Город соединён с Ленинской библиотекой, резиденцией Президента СССР на Воробьёвых горах, Академией ФСБ и Академией Генштаба. Кроме того, Раменки связан с МГУ просторным пешеходным тоннелем. Попасть в бункер из обычного метро можно только одним путём.

Между станциями «Спортивная» и «Университет» есть дополнительный тоннель, который уходит в сторону. Согласно официальной карте метро, ответвление ведёт в тупик. Однако тупик заканчивается массивными гермоворотами. Означает ли это, что Раменки — город для избранных?

Вездеход НАМИ-0157

Такое чудище на колесах в любую погоду по любой дороге пройдет и не заметит. /Фото: wroom.ru

Этот уникальный агрегат знатоки советского автопрома называют королем вездеходов. И действительно, грузовик НАМИ-0157, который является прототипом снегоболотохода повышенной грузоподъемности, внушает полное доверие своим габаритам перед непроходимыми дорогами. Разрабатывался этот огромный вездеход в НАМИ с 1969 по 1973 год с конкретным предназначением — его собирались приспособить для нужд нефтегазовой промышленности.

Вездеход, который должен был помогать добыче нефти. /Фото: 5koleso.ru

Грузовик имел оригинальную конструкцию: две короткие гусеничные платформы, одна из которых была способна выдержать граничную массу груза в 8 тонн, соединялись между собой специальным опорно-поворотным устройством. Гусеницы машины — резино-металлические по материалу — были шириной 970 мм и приводились в движение пневмокатками, которые установили туда, заменяя традиционные стальные катки.

Снегоболотоход НАМИ-0157, вид сзади. /Фото: topwar.ru

После создания опытного образца он был отправлен на испытания, во время которых выяснилось, что разгоняться это чудище советского автопрома способно до 30 км/ч., а это, по сути, высокая, если не максимальная скорость для подобной техники. Более того, вездеход смог удерживать эту скорость, проходя по любому покрытию — снегу, болоту, а также песчанику. К тому же, грузовик беспрепятственно прошёл вброд водоёмы глубиной практически до двух метров.

Одна из самых известных модификаций монструозного вездехода — Урал 5920. /Фото: alternathistory.com


Однако на этом же этапе испытаний были выявлены и несколько конструктивных недостатков, которые, впрочем, не стали помехой к выдаче разрешения на серийное производство. Позже грузовик неоднократно дорабатывался и менял названия — самой известной модификацией считается снего-болотоход Урал-5920, который собирали вплоть до развала СССР. А в 2002 году производство подобных транспортеров возобновили, но уже с индексом ТС-1.

Следы неведомых людей

Исследования 2016 года вызывали много вопросов: геном современного человека, у которого искали чужеродные гены, специалисты сравнивали с ДНК тех, от кого он их мог получить.

К тому времени геном неандертальцев уже хорошо изучили, а вот главным источником информации о денисовских людях оставались кость фаланги пальца и несколько зубов из алтайской пещеры. Учитывая, что с Homo sapiens, как считается, смешались денисовцы, жившие на юге Азии или востоке Индонезии — далекие популяции часто отличаются друг от друга, — следы таинственного гоминида вполне могли принадлежать именно им.

Ученые считают, что Homo sapiens и предковая по отношению к ним популяция несколько раз скрещивались с представителями других видов Homo. Благодаря этому в ДНК современных людей есть участки, унаследованные и от неандертальцев, и от денисовцев

Однако четыре года спустя исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) предложили новую методику поиска древней примеси в ДНК современных людей. Знать геном того, от кого она унаследована, уже не требовалось. То есть ученые могли обнаружить следы гибридизации наших предков с вымершими видами Homo, от которых не осталось ничего — ни костей, ни зубов, ни орудий труда.

Первые, на ком испытали новый подход, — западноафриканские народы йоруба и менде. Эксперты проанализировали 405 их полных геномов и выделили от двух до 19 процентов неизвестной ранее архаичной ДНК. Значит, предки современных африканцев скрещивались с видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад — до появления неандертальцев и денисовцев.

Предки западноафриканского племени йоруба скрещивались с неизвестными пока видами людей, которые отделились от общего ствола около 625 тысяч лет назад

Демографическое моделирование показало: гибридизация проходила не позднее 43 тысяч лет назад — примерно в то время, когда в Европе неандертальцы стали смешиваться с Homo sapiens.

Правда, за что именно отвечают гены, переданные таинственным предком, и какую роль они сыграли в выживании западноафриканских народов, пока не понятно.

Станция метро «Лефортово»

Расположение  На территории сквера у кинотеатра «Спутник» вблизи Солдатской и Наличной улиц
Выходы  К Солдатской и Наличной улицам, к остановкам наземного транспорта, жилой и общественной застройке

Станция «Лефортово» не является пересадочной, но, тем не менее, находится на стыке двух проектов – Большого кольца метро и Некрасовской линии.

Станцию стилизовали под старинные гравюры ХVII–XVIII века. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого станция получила свое название.

Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы в районе Басманный.

В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели.

Стены вестибюля украсило черно-белое декоративное панно площадью 40 кв. метров. На нем изобразили здание дворца, отражающееся в водной глади реки Яузы.

В кассовом зале разместилась художественная композиция. Она посвящена первому владельцу дворца – Францу Лефорту. При создании набросков картины авторы обращались к истории его династии. В композицию вошли геральдические символы фамильного герба: слон и рыцарский шлем. Диаметр изображения составил около 5 м. Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками.

Мы, как ученые, не можем спешно отвергать какое-либо явление без глубокого изучения, а затем сделать вывод, что само событие является ненаучным.

Мы должны настаивать на строгом агностицизме. Мы предлагаем подход, который является чисто рациональным: НЛО представляют собой наблюдения, которые озадачивают и ожидают объяснения. Как и любое другое научное открытие.

Временная природа событий НЛО и, следовательно, непредсказуемость того, когда и где произойдет следующее событие, вероятно, является одной из основных причин, почему НЛО не воспринимали всерьез в научных кругах. Но как можно определить шаблон без систематического сбора данных в первую очередь? В астрономии наблюдения (местоположение и время) гамма-всплесков (GRBs), сверхновых и гравитационных волн также непредсказуемы. Однако теперь мы признаем их как природные явления, возникающие в результате звездной эволюции.

Как мы разработали подробные и сложные математические модели, которые могли бы объяснить эти природные явления? Благодаря совместным усилиям ученых всего мира, которые тщательно собирали данные о каждом происшествии и систематически их наблюдали. Мы до сих пор не можем предсказать, когда и где такие астрономические события произойдут на небе.

Но мы в некоторой степени понимаем природу гамма-всплесков, сверхновых и гравитационных волн. Как? Потому что мы не отвергли явления или людей, которые их наблюдали. Мы их изучали. У астрономов есть инструменты, позволяющие им делиться собранными данными, даже если некоторые ставят под сомнение их утверждение. Точно так же нам нужны инструменты для наблюдения НЛО; Радарные, тепловые и визуальные наблюдения будут чрезвычайно полезны. 


С этим читают