Все о новом годе в ссср

Последние статьи

  • +1   Как представители британской королевской семьи отмечают свои дни рождения 21.08.2020, 21:04
  •   Почему папа сбежал от близнецов-пятерняшек и другие нашумевшие истории семей, где родилось 5 детей сразу 21.08.2020, 19:41
  •   Когда мужчина оказался женщиной и наоборот, или Самые громкие гендерные обманы в истории 21.08.2020, 18:35
  •   Неоконченный роман: Почему актриса Галина Польских и через 50 лет винит себя в гибели первого мужа 21.08.2020, 16:45
  •   Как пенсионеры бросили вызов бьюти-экспертам и Почему отказались от «благоразумной старости» 21.08.2020, 14:20
  •   Зкачем камердинер Екатерины II поджег свой дом и Как воспитывал её незаконнорожденного сына 21.08.2020, 11:50
  •   Что запрещали школьникам в СССР, и Как их наказывали за джинсы или за короткие юбки 21.08.2020, 10:13
  •   Как брак с иностранцем разрушил карьеру звезды кино 1950-х: Триумф «Весны на Заречной улице» и годы забвения Риммы Шороховой 21.08.2020, 08:56
  •   8 зарубежных знаменитостей, которых в России любят больше, чем на родине 20.08.2020, 22:33
  •   Какими мужьями и отцами были Лев Толстой, Михаил Булгаков и другие классики 20.08.2020, 19:45

Все статьи

Старые елочные игрушки

На территории Российской империи елочные игрушки не производились, их массовый выпуск был налажен только в Советском Союзе, поэтому елочные украшения завозились из Европы, в основном из Германии.


Шары были из толстого стекла, дуть легкие игрушки научись гораздо позже. Помимо стекла, в дореволюционные времена были популярны фигурки из выпуклого тонированного картона, состоящие из двух склеенных половинок.

Большим спросом пользовались куколки с литографическими лицами, наряженные в красивые платья с кружевами и бисером. Со временем, лица стали изготавливать из профилированного картона, а потом вовсе заменили на фарфор. Из ваты на каркасе изображали детей, клоунов, моряков, ангелочков и голубков. На верхушке закрепляли шестиконечную Вифлеемскую звезду.

Также пользовались спросом редкие довоенные игрушки из ваты на каркасе, изображающие сказки: Три поросенка, Ансамбль Березка, Доктор Айболит, Приключения Чиполино, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о Золотом петушке, Серебряное копытце, Серая шейка и многие другие коллекции.

«В дореволюционной России наряжать елку задолго до Рождества и держать ее дольше Крещения считалось дурной приметой»

— Как сегодня в России относятся к елке? Что она символизирует?

— Елка по-прежнему является атрибутом в большей степени детского праздника. Когда мы ставим елку, мы все-таки хотим в первую очередь порадовать детей. Мне кажется, елка сейчас так же, как и в середине XIX века, остается символом домашнего уюта, семейной традиции, сплочения семьи. И это подтверждают нынешние предновогодние опросы, когда большинство людей отвечают, что планируют встречать Новый год дома. Елка все чаще приобретает камерный характер.

В интернете сейчас много информации о том, что люди вообще не хотят отмечать Новый год. Возможно, экономическая ситуация заставляет экономить на новогоднем празднике.

— Что вы скажете об украшении городских елок и торговых центров?

— В Казани великолепное предновогоднее праздничное убранство. Я посылала фото с украшенной Казанью своим друзьям и коллегам в России и за рубежом и получила много восторженных отзывов.

Но, к сожалению, украшенная елка оказалась сегодня подчинена коммерческой выгоде. Наряженные елки появляются в крупных торговых центрах уже с первых чисел декабря, а то и раньше, и остаются там чуть ли не до конца января. В дореволюционной России была очень жесткая традиция, наряжать елку задолго до Рождества и держать ее дольше Крещения считалось дурной приметой. Считалось, что в этом случае она притянет к себе темные силы и утратит свой высокий божественный смысл. К сожалению, сейчас эти традиции нарушаются, и не только у нас. То же самое мы видим и в Западной Европе.

Наталия Антропова, фото предоставлены Аллой Сальниковой

Справка

Алла Сальникова — доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Казанского федерального университета. Автор книги «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку».

ОбществоИсторияКультура

Русские не сразу приняли елку

В России первые рождественские ели появились в годы правления Петра I (1672-1725). Этот обычай царь перенял у немцев, живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово). 29 и 30 декабря (19 и 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летосчисления и о праздновании Нового года.


Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. Ранее в России использовалась византийская система летосчисления, в которой счет шел «от сотворения мира» (от 5508 года до н.э.), а наступление года отмечали 1 сентября.

Главные улицы Москвы, а также дома знати было велено украшать хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». Праздник Нового года продолжался семь дней. Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, устраивался фейерверк, пушечные и ружейные салюты.

Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I.  Рождественская елка в Аничковом дворце»

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

Рождественская ель стала одновременно символом Нового года. Деревья наряжали на Рождество 25 декабря (с 1919 г. — 7 января), и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ Вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В 1848 году было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Елочные украшения конца XIX — начала XX веков

В 1914 году грянула Первая мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Даже Святейший Синод отметил, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции настороженно. Но искоренить традицию из людских сердец тогда не успели.

«Елку можно сделать такой, чтобы она способствовала укреплению советского строя»

— Чем советская новогодняя елка отличалась от дореволюционной рождественской?

— В первые годы советской власти еще продолжали устанавливать рождественские елки. Есть документы, подтверждающие этот факт. Например, я читала письмо рабочего, который в декабре 1917 года предлагает Казанскому совету рабочих и солдатских депутатов «осовеченную» рождественскую елку для детей бедноты. Осознание праздника не могло так быстро измениться.

В 1922—1924 годах в СССР проводилась атеистическая молодежная кампания «Красные святки» или «Комсомольское Рождество». Прежнее, «буржуазное» Рождество зло высмеивалось, но елка на этом мероприятии по-прежнему присутствовала. На нее вешались куклы, изображавшие врагов революции: «Деникин», «Юденич», «Врангель», проткнутые щепочками как штыками.

Отмечать Рождество перестали в 1927—1928 годах, когда началась мощная антирелигиозная кампания и елка тоже попала в опалу. Но власть вскоре сообразила, что праздник этот отменять нельзя, а елка может быть использована как символ, укрепляющий новую советскую идентичность. В елку можно вложить большой воспитательный потенциал, сделать ее такой, чтобы она способствовала укреплению советского строя. Просто прежнее Рождество надо заменить советским Новым годом.

И вот накануне нового 1936 года, 28 декабря, советский партийный деятель Павел Постышев призвал в «Правде» устроить «хорошую советскую елку» для детей. И тут начинается совершенное безумие. Решение партии нужно было выполнять немедленно. Но игрушек не было, кустарное производство елочных игрушек разгромили или переориентировали на производство посуды или химического оборудования. Эти артели начали срочно восстанавливать, в том числе в Казани (хотя у нас с этим было плохо — видимо, в какой-то мере сказывался местный менталитет: мусульманской среде елка была абсолютно чужда).


Очень быстро, к 1938 году, кустарные производства встают на ноги. Только одна московская артель «Елочная игрушка» должна была выпустить в 1940 году 1 млн 700 тыс. штук игрушек и обеспечить ими разные города. В провинции с елочной игрушкой было совсем плохо: современница рассказывала мне, что в основном украшения для елки в то время либо привозили, либо присылали из Москвы.

— Какими были советские игрушки?

— Это часто были игрушки с очевидной советской символикой. История нашей страны должна была найти и находила в них свое отражение.

Но вокруг советской игрушки сложился и ряд мифов. Например, в интернете гуляет картинка большого елочного шара с изображением членов политбюро ЦК ВКП (б). Многие коллекционеры утверждают, что такой шар не существовал. И действительно: представляете, если такой шар был бы разбит, особенно на публичной елке?

Однако изготавливалось довольно много игрушек с надписью «Сталин», их можно найти у коллекционеров и в каталогах. Это были в основном игрушки в стиле «техно» аэростаты, аэропланы, корабли, на борту которых имелась такая надпись. «Технических» елочных игрушек тогда было вообще много. В них отразилась «политехнизация» самой жизни. Это были грузовики, паровозы, тракторы, ледоколы. Отражался в игрушках и сюжет покорения Арктики дрейфующие льдины, полярные станции. Тема дружбы народов присутствовала в виде флажков флагов союзных республик. Было много игрушек в национальных костюмах, а также игрушек, изображавших детей: девочка с куклой, мальчик с книгой, с лопатой. Такие игрушки также носили воспитательный характер: советский ребенок — это будущий советский труженик, он должен быть деятельным.

— А какое значение имела звезда на елке?

— До революции звезда на верхушке дерева была прообразом Вифлеемской звезды. В советское время она была заменена красной советской звездой. Красная звезда была распространенным украшением, она устанавливалась не только на верхушке, но и подвешивалась. Изготавливались такие игрушки и из картона, и из стекла, и из проволоки.

Фото wikipedia.org

«Почему лишают прекрасного удовольствия ребятишек»

28 декабря 1935 года, спустя шесть лет, после того как Новый год стал рабочим днем, в газете «Правда» выходит обращение первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) и кандидата в члены Политбюро Павла Постышева с заголовком «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!». Постышев апеллирует к тому, что в дореволюционные годы «дети рабочих с завистью через окно посматривали» на украшенные елки «детей богатеев», то есть буржуазии.

«Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею, — говорилось в обращении. — Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком». При этом антирождественская кампания часто использовала именно тот аргумент, что елки для детей — это «варварский обычай, занесенный немецкой буржуазией».

За три дня до Нового года Постышев велит устроить коллективные елки для детей в школах, детдомах, дворцах пионеров, детских театрах и клубах. «Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек», — в директивном тоне обращается автор к читателям. Ответственность за проведение детских елок Постышев возлагает на горсоветы, председателей районных исполкомов, сельсоветов и органы народного образования.

Нетрудно догадаться, что Павел Постышев, совершая столь решительный разворот в елочной теме, действовал не от себя лично. В воспоминаниях Никиты Хрущева без указания точной даты рассказывается о разговоре Постышева и Сталина, в котором зашла речь о елке. «Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим»», — говорилось в мемуарах.

Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её вошедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Невероятно, но похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

История советского новогоднего праздника

С 1918 по 1935 гг. Новый год, как и все остальные «пережитки царской эпохи» были запрещены во всех странах Союза советских социалистических республик. А в конце 1935 г. было принято постановление ЦК ВЛКСМ: «учащейся молодежи можно весело встретить наступающий Новый год». Впервые в СССР отпраздновали воскресший новогодний праздник в 1936 году. Хотя, как свидетельствуют теперь историки, к Новому году 1936 втайне готовились, ибо сразу же после указа на прилавках появились елочные игрушки, поздравительные открытки и прочая праздничная атрибутика.

Советские ребята делали бумажные елочные игрушки на уроках труда, подписывали новогодние открытки трогательными пожеланиями. Например, в одном из московских музеев до сих пор хранится открытка от внучки бабушке, в которой дите поздравляет старушку с Новым годом и желает ей дожить до светлого коммунизма. Такие тогда были времена!

Елка в срочном порядке

Обращение Постышева за три дня до Нового года, скорее, напоминающее распоряжение, спровоцировало спешную подготовку к детским елкам. В том же номере «Правды» от 28 декабря появилась заметка о продаже елок на рынках Москвы: «Между рядами стройных зеленых деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки. Елки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и Елка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети».

В той же статье подчеркивается, что директора некоторых крупнейших рынков Москвы «считали почему-то продажу елок… нарушением каких-то никому не ведомых правил и “баловством”». При этом всего восемь лет назад Моссовет запретил торговлю хвойными деревьями. Автор заметки признает, что на рынках и в магазинах трудно купить елочные игрушки и украшения, которых практически нет.

На следующий день «Правда» пишет, что районным секретарям комсомола срочно разослали телеграммы с рекомендацией «под Новый год устраивать для пионеров и школьников елки как в школах, так и в детских домах, кинотеатрах и на катках», заготовить ели, закупить игрушки и украшения. Заводы начали готовить для детей подарки, Московский трест зеленого строительства планирует завезти к 30 декабря на рынки около 1500 елок, а ЦУМ открыл специальный отдел для торговли елочными украшениями. В четыре магазина Гормосторга завезли 25 килограммов золотой и серебряной нити для елочной мишуры и золоченой бумаги для обертывания игрушек. 30 декабря открывают детский фестиваль в Колонном зале Дома Союза, а 1 января там же проходит «грандиозный костюмированный бал» для старшеклассников.

Борьба с елками при советской власти


Бытует мнение, что празднование Рождества было отменено сразу после октябрьского переворота, но это не так. Большевики после прихода к власти начали борьбу с религией, но в отношении церковных праздников роль пропаганды первое время была невелика. Велись кампании по вскрытию святых мощей и изъятию церковного имущества, а идея отмены или запрета Рождества активно не обсуждалась, хотя шли показательные суды над священнослужителями.

Первое неудобство в праздновании Рождества было связано с переходом на Григорианский календарь в 1918 году, церковь его не признала и Рождество приходилось на 7 января, в стране это был обычный рабочий день.

Последние статьи

  • +1   Как представители британской королевской семьи отмечают свои дни рождения 21.08.2020, 21:04
  •   Почему папа сбежал от близнецов-пятерняшек и другие нашумевшие истории семей, где родилось 5 детей сразу 21.08.2020, 19:41
  •   Когда мужчина оказался женщиной и наоборот, или Самые громкие гендерные обманы в истории 21.08.2020, 18:35
  •   Неоконченный роман: Почему актриса Галина Польских и через 50 лет винит себя в гибели первого мужа 21.08.2020, 16:45
  •   Как пенсионеры бросили вызов бьюти-экспертам и Почему отказались от «благоразумной старости» 21.08.2020, 14:20
  •   Зкачем камердинер Екатерины II поджег свой дом и Как воспитывал её незаконнорожденного сына 21.08.2020, 11:50
  •   Что запрещали школьникам в СССР, и Как их наказывали за джинсы или за короткие юбки 21.08.2020, 10:13
  •   Как брак с иностранцем разрушил карьеру звезды кино 1950-х: Триумф «Весны на Заречной улице» и годы забвения Риммы Шороховой 21.08.2020, 08:56
  •   8 зарубежных знаменитостей, которых в России любят больше, чем на родине 20.08.2020, 22:33
  •   Какими мужьями и отцами были Лев Толстой, Михаил Булгаков и другие классики 20.08.2020, 19:45

Все статьи

Новогодние каникулы в РФ

25 сентября 1992 года были приняты поправки в Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которым нерабочим днем наряду с 1 и 7 января стало 2 января. Эти праздники были сохранены и в Трудовом кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 года (вступил в силу 1 февраля 2002 года).

29 декабря 2004 года в статью 112 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым новогодние каникулы длились с 1 по 5 января включительно, 6 января было рабочим днем, а Рождество — выходным. Однако фактически 6 января также было нерабочим, так как на него переносили выходные (субботу или воскресенье), совпадающие с новогодними праздниками.

С 2013 года официальные новогодние каникулы длятся с 1 по 8 января, в соответствии с изменениями в Трудовой кодекс РФ от 23 апреля 2012 года. Совпадающие с этими праздниками выходные дни решением правительства РФ могут быть перенесены на другие даты. В этом случае, как правило, их присоединяют к майским праздничным дням.

Одеяния и подарки

Праздновали Новый Год всей страной, но сначала новогодние праздники приходили к самым маленьким и готовились к утренникам за месяц до проведения. Карнавальных костюмов не было в продаже, поэтому каждая мама мастерила их самостоятельно. Мальчиков наряжали, как правило, в зайчиков, медведей и поросяток, а девочек снежинками, белочками и лисичками.

Костюм зайчика мастерился легче всего, темные шорты и белую рубашку достаточно было дополнить картонными ушами и мальчик готов к утреннику. Платье девочкам шилось из подручных тканей и обшивалось дождиком, а на голову надевалась картонная корона, обклеенная кусочками битых стеклянных игрушек и дождиком.

Новогодние подарки советских времен получали все дети без исключения. Презенты не отличались разнообразием, но в них обязательно должны были присутствовать карамель, батончики, шоколадные конфеты, орехи и мандарины. Упакованы сладости были в пакет из бумаги и служили необходимым дополнением к праздничному настроению и веселью.

Что касается взрослых, то чаще всего женщинам в качестве презента преподносились французские духи, а мужчинам одеколон. Идя в гости, часто прихватывали с собой какой-нибудь дефицитный деликатес, например баночку красной икры, шикарные конфеты либо консервы с экзотическими фруктами.

Инициативы об изменении праздничных дат

Предложения об изменении новогодних праздников за счет включения в них 31 декабря поступают в Госдуму регулярно и широко обсуждаются в СМИ. Очередной виток дискуссии вызвало распоряжение губернатора Томской области Сергея Жвачкина о переносе рабочего дня со вторника 31 декабря на субботу, 28 декабря. Решение, которое, по его словам, было принято «по многочисленным просьбам женщин, на плечах которых обычно лежит основная тяжесть подготовки к новогоднему празднику», коснулась только работников обладминистрации. Однако губернатор предложил присоединиться к инициативе и главам местных исполнительных органов.

Идею томского губернатора в ноябре 2019 года поддержали ряд депутатов и сенаторов. Так, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева предложила и другим регионам подумать над тем, чтобы сделать 31 декабря выходным. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский также поддержали инициативу сделать 31 декабря нерабочим, при условии что это не повлечет увеличения общего количества выходных дней в году. Но окончательное решение должно быть принято нижней палатой парламента.

28 ноября 2019 года группа депутатов от ЛДПР — Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Елена Строкова и Алексей Диденко, а также член Совета Федерации от Смоленской области Сергей Леонов внесли в Госдуму законопроект о поправках в ч. 5 ст. 112 Трудового кодекса. Проект предусматривает возможность переноса одного из выходных дней года на другую дату по решению правительства. Таким образом авторы инициативы предполагают сделать 31 декабря нерабочим днем. По их мнению, это позволит работникам и работодателям соблюсти баланс интересов и «более рационально» использовать выходные и нерабочие праздничные дни.

По словам министра труда и соцзащиты Максима Топилина, изменить уже утвержденный в России рабочий календарь невозможно, поскольку правительство принимает решение о переносе выходных дней на следующий год заблаговременно. Однако каждый работодатель имеет право самостоятельно дать своим работникам выходной день 31 декабря. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также опроверг возможность изменения уже утвержденного трудового календаря.


С этим читают