Нотариальная сделка купли-продажи квартиры

Обязательное удостоверение договора у нотариуса

Нотариальная форма договора потребуется при заключении двухсторонних и односторонних сделок:


  • Купли-продажи долей имущества.
  • По ипотеке в праве общей долевой стоимости.
  • По распоряжению недвижимостью на условиях опеки, включая договоры по отчуждению имущества несовершеннолетних или недееспособных граждан. Для их подписания дополнительно потребуется согласие органов опеки и попечительства.
  • Договоров купли-продажи, залога доли в уставном капитале ООО. Удостоверение таких сделок возможно только в случае наличия единогласного решения совета директоров или собрания акционеров.
  • Договоров ренты.
  • Брачных соглашений, заключенных до вступления в брак или после него. Только после нотариального удостоверения договора у супругов появляются права и обязанности, изложенные в тексте документа.
  • Соглашений о добровольной выплате алиментов, которые впоследствии имеют силу исполнительного листа.
  • Соглашений о разделе совместно нажитого имущества супругов. Такой нотариальный договор не носит обязательный характер и заключается при наличии обоюдного желания сторон. Он помогает упростить процедуру развода и сократить количество судебных заседаний. Если было принято решение заключать соглашение, посещение нотариуса обязательно.
  • По составлению завещания.
  • По уступке прав требования.
  • Предварительных договоров, если они составляются в отношении недвижимости, находящейся в долевой собственности, либо же в собственности несовершеннолетних или ограниченно дееспособных граждан.
  • По регистрации объекта недвижимости, если документы предоставляются почтовым отправлением.

При удостоверении сделок возможны любые гражданско-правовые последствия, в том числе возникновение, прекращение, изменение гражданских правоотношений, изложенных в договоре.

Также обязательному заверению у нотариуса подлежат доверенности:

  1. на заключение сделок, подачу документов в регистрационные органы;
  2. на распоряжение правами, зафиксированными в госреестрах;
  3. на регистрацию недвижимости, если документы предоставляются почтой;
  4. на право пользования и распоряжения транспортным средством.

Важно! Если одна из сторон хотя бы частично исполнила обязательства по договору, а вторая уклоняется от посещения нотариуса для заверения, суд может признать сделку действительной

Какие преимущества продажи без нотариуса?

По мнению риелторов, у инициативы сразу несколько преимуществ. Во-первых, сокращение расходов при купле-продаже, обмене и дарении квартиры. Ведь нотариальная сделка требовала оплаты госпошлины в 0,5% от цены договора. Во-вторых, это заметно упрощает процедуру, если сделку нужно провести срочно. При этом регистрация перехода права от продавца к покупателю в Росреестре — обязательная процедура, нотариальный договор ее не отменяет.

Олег Веретенников, руководитель юридического отдела казанского АН «Флэт», уточняет, что до настоящего времени нотариальному удостоверению подлежали сделки, которые связаны с несовершеннолетними и недееспособными лицами и где есть долевая собственность:

— Например, у нас с вами квартира по ½ в доле. Если мы ее захотим продать, мы должны будем удостоверять договор у нотариуса. Что такое вообще «удостоверять договор у нотариуса»? Это значит, что договор купли-продажи не просто на компьютере печатается, его делает нотариус и за это берет полпроцента от цены договора, но не более 20 тысяч рублей. Плюс порядка 5 тысяч рублей нужно будет отдать за услуги технического характера. Итого в среднем по одной сделке придется нести от 15 до 25 тысяч рублей дополнительных трат каждый раз, когда у нас есть несовершеннолетние или долевая собственность. А с 1 августа внесли поправки такие, что в случае, если квартира в долевой собственности и продается по одновременному решению всех собственников, обращаться к нотариусу не нужно.

Регистрация перехода права от продавца к покупателю в Росреестре — обязательная процедура, нотариальный договор ее не отменяет. Фото kadastr.tatarstan.ru

Представитель агентства приводит еще один пример. Если собственников трое и продают одновременно все свои доли, то сделка не подлежит нотариальному удостоверению. Но если среди них есть несовершеннолетние и недееспособные лица — придется идти к нотариусу, даже если с продажей жилья согласны все собственники.

— Если собственник один, нотариального заверения не требуется. Нотариальное обеспечение в этом случае может быть добровольным. Но это дополнительные траты. Если собственники хотят заложить имущество, действует та же схема: если закладываются обе доли, сделка ненотариальная.


Это, наоборот, упрощает жизнь. Если не ошибаюсь, до 2016 года нотариального удостоверения вообще не было. В этом нет необходимости. Нотариус дает дополнительные гарантии прав несовершеннолетних, — отметил Веретенников.

Пошаговая инструкция

Для заключения сделки по отчуждению квартиры, следует заранее обратиться к нотариусу и известить его о своем намерении. Специалист разъяснит последующие действия и расскажет о том, какие бумаги следует подготовить. Сама процедура совершается в несколько этапов.

Первый этап. Подготовка комплекта документации

Стандартный пакет документов для отчуждения квартиры состоит из:

  1. Документов, удостоверяющих личности участников сделки. Если отчуждатель — несовершеннолетний, дополнительно потребуются:
  • общегражданские паспорта законных представителей (родителей, опекуна, попечителя)
  • свидетельство о рождении продавца;
  • разрешение органа опеки и попечительства на заключение сделки.

Если договор оформляется с участием представителей, понадобится его паспорт и нотариально удостоверенная доверенность.

  1. Правоутверждающих документов на недвижимость (выписки из ЕГРН либо свидетельства о государственной регистрации права).
  2. Документов — оснований возникновения права собственности на продаваемую квартиру (различные договоры), свидетельства о праве на наследство, судебные акты и прочее.
  3. Кадастрового паспорта на отчуждаемое имущество.
  4. одобрения супругов сторон на совершение сделки, оформленное в форме нотариально заверенного согласия (если брак официально зарегистрирован);
  5. Выписки из домовой книги, полученной в ЖЭКе.

Второй этап. Оформление договора и его удостоверение

После того, как надлежащий пакет документации сформирован и предоставлен в нотариальную контору, специалист подготавливает текст соглашения и назначает участникам процедуры дату подписания документа.

В оговоренное время стороны являются к нотариусу, знакомятся с текстом соглашения и подписывают его в присутствии нотариуса. Количество экземпляров при этом определяется по числу участников сделки. Также экземпляр остается в архиве нотариальной конторы, и еще один — оформляется для регистрирующего органа.

Приобретатель недвижимости получает договор, оформленный на специальном бланке, а продавец — на обычной бумаге.

После подписания документа всеми участниками, нотариус заверяет его — подписывает каждый экземпляр и проставляет гербовую печать.

Третий этап. Регистрация сделки


Любой договор купли-продажи недвижимости необходимо регистрировать в Росреестре. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи нотариуса.

В случае исполнения процедуры нотариусом, возможно два пути:

  • личная явка нотариуса либо его уполномоченного сотрудника в Росреестр или МФЦ и подача надлежащей документации;
  • передача бумаг в электронном виде. Сегодня такой порядок получает все большую популярность. Для этого все требуемые бумаги сканируются, подписываются электронной подписью удостоверившего договор нотариуса и направляются в регистрирующий орган.

При этом положительным моментом является то, что при направлении документов в электронном виде, срок регистрации сделки — 1 день. Если бумаги подаются нотариусом на бумажном носителе, он составляет 3 рабочих дня.

Как только регистрация завершится, специалист нотариальной конторы получает зарегистрированные документы и выписку из ЕГРН, подтверждающую факт перехода права собственности на квартиру к покупателю. Для нее также возможна как электронная, так и письменная форма.

Далее продавец и покупатель уведомляются о готовности бумаг, после чего остается только явиться в удобное время в нотариальную контору и получить свои документы.

Увеличение военных пенсий в 2016 году — чего ожидать?


На какой больничный можно рассчитывать, если у вас удалили аппендицит? В нашем материале вы найдете нужную вам информацию.

Узнать все, что вам нужно, о серой зарплате, вы можете в статье по этой ссылке.

Этап №2 – Собираем документы

Документы нужны в оригиналах. Лучше собственникам (продавцам) и покупателям заранее обратиться к нотариусу и рассказать детали сделки. Нотариус выслушает и составит весь список необходимых документов, которые необходимо будет собрать.

Документы от собственников (продавцов)

Паспорта; Если одному из собственников от 14 до 18 лет, то нужен его паспорт и паспорт одного из родителей (опекуна, попечителя). Если до 14 лет, то его свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей (опекуна, попечителя). Свидетельство(а) о регистрации права или бумажная выписка из ЕГРН об объекте недвижимости; Эти документы нужны, чтобы подтвердить право собственности на квартиру. Свидетельства о регистрации отменены и не выдаются с июля 2016 года. Но если есть свидетельство, которые выдано раньше июля 2016 года, то принесите его. Если свидетельства нет, то подойдет бумажная выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. Объект недвижимости в этом случае квартира. Выписка также подтверждает право собственности, т.к. в ней показаны собственники квартиры. Ее может заказать любой человек за 460р в МФЦ «Мои Документы» или в отделениях Росреестра — . Договор основания; Договор основания — это договор, на основании которого собственники владеет квартирой. Если квартира была куплена, то это договор купли-продажи. Если досталась квартира досталась по наследству, то свидетельство о наследстве. При приватизации – договор приватизации и т.п. Технический паспорт на продаваемую квартиру. Заказать его можно в БТИ или в МФЦ; Нотариально заверенное согласие супруга на продажу квартиры; Согласно п. 3 ст. 35 СК РФ, такое согласие заверяется нотариально. Стоимость — примерно 1500 р. Я написала отдельную статью, где подробно рассказывается в каких случаях обязательно согласие супруга на продажу квартиры, а в каких нет. Выписка из домовой книги. Есть и другие названия — справка о зарегистрированных лицах или справка о составе семьи. Выдается бесплатно. Как и где получить выписку из домовой книги. Разрешение органов опеки и попечительства; Если продается квартира, в собственниках которой есть несовершеннолетние дети (до 18 лет), то нужно разрешение органов опеки и попечительства (оригинал и копия) на продажу. Моя коллега Елена написала отдельную инструкцию как получить это разрешение и какие документы для этого потребуются. Справка из психоневрологического диспансера; Нотариусы редко требуют такую справку, чтобы удостоверится в адекватности продавца. Особенно, если продавцу больше 65 лет

Нотариусу важно, что пожилой человек понимает свои действия, что он добровольно продает квартиру и т.п. Причем некоторые нотариусы требуют пройти освидетельствование в психоневрологическом диспансере, а не просто справку о том, что продавец не состоит там на учете

Справка платная, цены уточняйте в самом психоневрологическом диспансере. Справка из наркологического диспансера; Здесь также как со справкой выше. Нотариус потребует эту справку, если ему покажется, что продавец или сильно пьющий, или употребляет наркотики, или состоит на наркологическом учете. Некоторые нотариусы требуют пройти освидетельствование, а не просто справку о том, что продавец не состоит на учете в наркологическом диспансере. Когда за собственников в сделке участвует доверенное лицо, то его паспорт и нотариально заверенная доверенность. Заверить доверенность у нотариуса стоит 1 — 2 т.р.

Документы от покупателей

  • Паспорта;

    Если есть покупатель от 14 до 18 лет, то нужен его паспорт и паспорт одного из родителей (опекуна, попечителя). Если до 14 лет, то свидетельство о рождении и паспорт одного из родителей (опекуна, попечителя).

  • Свидетельство о заключении брака, если квартиру покупают супруги;
  • Нотариально заверенное согласие супруга на покупку квартиры;

    Согласие нужно, если квартира покупается в браке и будет оформлена только на одного из супругов. Если будет оформлено на обоих супругов, то согласие не нужно. Согласие можно оформить у того же нотариуса за 1 — 2 т.р.

  • Разрешение органов опеки и попечительства;

    Это разрешение нужно, если покупатели продают свою недвижимость, в которой есть несовершеннолетние собственники, и покупают новую. я вставила ссылку на инструкцию как получить это разрешение. Хоть в инструкции показан упор именно на продажу квартиры, она универсальная и ее также можно использовать, если продается, например, частный дом.

  • Если за покупателей обращается доверенное лицо, то его паспорт и нотариально заверенная доверенность. Заверить доверенность у нотариуса стоит 1 — 2 т.р.

Дистанционное удостоверение сделки

Уже скоро россияне смогут оценить еще одно удобное нотариальное новшество — дистанционное удостоверение сделки. Такая услуга нужна в ситуации, когда стороны договора находятся в разных регионах России и не хотят тратить время и деньги на поездки и встречи. Им можно будет просто обратиться к нотариусам в своих городах, и те проведут все предусмотренные законом проверки и процедуры, удостоверив дистанционную сделку. Весь процесс удостоверения договора будет проходить в онлайн-режиме через специальный защищенный канал связи нотариусов, что исключает возможность подделки документа.


С этим читают