Ставки ндс

Содержание

Кому предоставлены льготы

Выполнение работ и оказание услуг бюджетными учреждениями в рамках государственного или муниципального задания, которое финансируется за счет субсидии, не признается объектом обложения НДС. Это определено подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Кроме того, ряд операций не облагается НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ. В частности, к таковым относятся:

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, а также услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • продажа продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в таких организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые образовательными НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, оказываемые организациями, занимающимися деятельностью в сфере культуры и искусства (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хоздоговоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Льготы распространяются не на все операции


В том случае, если бюджетное учреждение выполняет работы или оказывает услуги, которые не предусмотрены государственным (муниципальным) заданием, НДС начисляется и уплачивается в общем порядке независимо от источника их финансирования. Так, налог придется начислить:

  • при продаже товаров (в том числе в рамках выполнения государственного задания);
  • при оказании платных работ или услуг (в том числе по сдаче имущества в аренду).

Например, при оказании бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, оно признается плательщиком НДС. Важно помнить: если имеют место облагаемые и не облагаемые НДС операции надо организовать их раздельный учет. Способ его ведения закрепляют в налоговой учетной политике*

Составить учетную политику (внести в нее изменения) поможет сервис для подписчиков »

Существует множество ситуаций, когда у бюджетного учреждения возникают обязательства по уплате НДС. Главное в этом случае — правильно определить налоговую базу. Подготовлено при участии специалистов Департамента косвенных налогов МНС России

Прежде вспомним, что такое бюджетное учреждение. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 № 107н (далее — Инструкция № 107н), это государственное или муниципальное учреждение, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера и финансируемое полностью или частично из соответствующих бюджетов.

Статьей 143 НК РФ к числу плательщиков НДС отнесены, в частности, организации. В пункте 2 статьи 11 Кодекса приведено понятие организаций, к которым, в том числе, относятся бюджетные учреждения. Осуществляют они производственную либо иную коммерческую деятельность или нет, значения не имеет. Следовательно, если у организации, в том числе у бюджетного учреждения, возник объект обложения НДС, она должна исчислить и уплатить этот налог в бюджет. За исключением случаев, когда учреждение не должно платить НДС по основаниям, установленным в главе 21 Кодекса (например, в соответствии со статьями 145 и 149). Однако эти случаи рассматриваться в статье не будут.

Как рассчитать НДС (20%) для ИП

Для ИП он рассчитывается так же, как и для организаций. Пользуйтесь тем же калькулятором НДС. В сроках уплаты тоже нет никакой разницы — налогоплательщики подают декларацию и платят в бюджет до 25-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

Как посчитать НДС 20% от суммы (формула)

Рассмотрим принцип, который используется в онлайн калькуляторе, чтобы, в случае, если налог включен в стоимость, автоматически осуществить вычисление НДС. Например, это необходимо, чтобы корректно поставить на учет основные средства или просто понять, сколько вы переплатили государству. Если понять принцип, то делать расчет можно и без помощи сервиса. Вдруг под рукой не окажется интернета?

Чтобы выделить НДС: разделите нужную величину на 1+20% (это 1,20), затем отнимите исходную сумму, умножьте на –1 и округлите до копеек в ближайшую сторону.

Разберем формулу на нашем примере: выделим сумму по ставке 20% из 120 рублей.

Начислить НДС на нужную сумму еще проще. Если величину дохода без НДС умножить на 0,20, получится сумма самого налога, а если умножить на 1,20 — стоимость товара с учетом налога.

Снова простейший пример: начисляем НДС 20% на 100 рублей.

НДС И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В 2020 ГОДУ

И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультант

При осуществлении деятельности, приносящей доход, бюджетные и автономные учреждения, находящиеся на общей системе налогообложения, обязаны начислять налог на прибыль и НДС. Кроме того, учреждения могут выступать налоговым агентом по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, включая земельные участки.

Налог на прибыль

     Все учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу ст. 246 Налогового кодекса РФ. Исключением являются учреждения, применяющие упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов ( ст. 247 НК РФ).    Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев ( НК РФ). Налог считается нарастающим периодом по итогам года

В течение года уплачиваются авансовые платежи, которые в зависимости от объема выручки уплачиваются, как правило, ежеквартально.    Обратите внимание, что бюджетные, автономные и казенные учреждения должны перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, за исключением некоторых случаев ( ст. 286 НК РФ)

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации уплачивают налог один раз в год.     Доходы в целях расчетов по налогу на прибыль подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы ( ст. 248 НК РФ). Доходы считаются без НДС.    Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров, работ, услуг как собственного производства, так и покупных, а также от реализации имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы перечислены в 0 НК РФ. В частности, к ним относятся положительная курсовая разница, неустойки за нарушение договорных обязательств, стоимость материалов, полученных при демонтаже основных средств, списанная кредиторская задолженность и др.    Доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) могут быть отнесены налогоплательщиком как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам ( ст. 250 НК РФ). Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике в целях налогообложения.    При определении налоговой базы в соответствии со НК РФ не учитываются средства целевого финансирования, стоимость имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, и ряд других доходов.    Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.    Значительная часть доходов бюджетных и автономных учреждений, включая субсидии, средства обязательного медицинского страхования (ОМС), а также гранты, пожертвования, имущество, поступившее от учредителя, налогом на прибыль не облагается. Однако подлежит налогообложению иная приносящая доход деятельность. В частности, это могут быть доходы от реализации платных работ (услуг), от сдачи имущества в аренду, от страхового возмещения по ОСАГО, КАСКО и другим видам страхования, доходы в виде имущества, обнаруженного в результате инвентаризации, доходы в виде оприходованных запчастей или металлолома при демонтаже основных средств и т.д.    При расчете налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов ( ст. 252 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.     Расходы так же, как и доходы, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы ( ст. 252 НК РФ).    Так как у бюджетных и автономных учреждений, ведущих приносящую доход деятельность, имеется и деятельность, финансируемая за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также из иных источников, то ряд расходов, которые невозможно прямо отнести к тому или иному виду деятельности (источнику финансирования), необходимо разделить.

Лица, уплачивающие косвенный налог

  • Категории лиц —

плательщиков ндс в казахстане: физические лица, которые ведут бизнес, предпринимательскую деятельность разного характера; юридические лица, которые ведут бизнес, предпринимательскую деятельность разного характера; резиденты и нерезиденты, поставляющие заграничные товары в РК(импорт); лица с юридическим статусом, не проживающие в республике, но ведущие деятельность на ее земле благодаря структурным подразделениям.

Статус налогоплательщика получают не все, то есть вносить косвенные налоги должны только отдельные граждане. Вносить НДС в государственный бюджет нужно только после регистрации в налоговой службе.

Что изменится для таких организаций?

Для нового типа налогоплательщиков создадут особый КПП, первые четыре знака которого — код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки — значение 24. Это связано с тем, что основных налогоплательщиков переведут в новые инспекции — они будут стоять на налоговом учете в отдельных налоговых инспекциях, без учета территориального деления.

Также в проекте сказано, что:

Принятие особых налогоплательщиков на учет будет осуществляться при взаимодействии органов ФНС, без участия самих налогоплательщиков. Алгоритм предусмотрен такой:

  1. В соответствии с перечнем организаций, отнесенных к категории основных налогоплательщиков, утверждаемым Федеральной налоговой службой, передается информация в инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня, уполномоченной осуществлять контроль за соблюдением такой организацией законодательства о налогах и сборах.
  2. Уполномоченный налоговый орган до 20 числа месяца, следующего за месяцем получения Перечня основных налогоплательщиков, направляет в налоговый орган по месту нахождения организации, подлежащей постановке на учет в качестве основного налогоплательщика, запрос о предоставлении доступа к сведениям из Единого государственного реестре налогоплательщиков и иных информационных ресурсах.
  3. Доступ к сведениям об организации предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
  4. Уполномоченный налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня получения доступа к сведениям об организации осуществляет постановку на учет такой организации в качестве основного налогоплательщика с присвоением кода причины постановки на учет, первые четыре знака которого – код уполномоченного налогового органа, 5 и 6 знаки – значение 24 и выдает (направляет) ей уведомление о постановке ее на учет в налоговом органе в качестве основного налогоплательщика по форме, утвержденной в соответствии с пунктом 51 статьи 84 НК РФ.

Если уполномоченным налоговым органом является налоговый орган по месту нахождения организации, постановка ее на учет в качестве основного налогоплательщика осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня получения Перечня основных налогоплательщиков. При этом датой постановки на учет организации в качестве основного налогоплательщика в уполномоченном налоговом органе признается дата получения доступа к сведениям об организации.

Разновидности налоговых ставок НДС

Налог НДС является наиболее сложным в налоговом законодательстве. Нормы, регулирующие эту сферу налогообложения, имеют некоторые неоднозначности и недосказанности, которые делают работу бухгалтеров сложнее и запутаннее.

Размер НДС зависит от вида реализованных товаров или предоставляемых услуг и регулируется государственными органами для каждого отдельного случая.

При расчетах используется два вида ставок НДС:

  • Основные налоговые ставки (0%, 10%, 18%).
  • Расчетные налоговые ставки(18/118, 10/110).

Основные ставки добавляются к стоимости предоставляемых товаров и услуг. Расчетные же помогают узнать, сколько НДС нужно заплатить в бюджет из суммы, которая уже включила в себя налог.

Основная ставка 0%

Если операция проходит при начислении Ставки НДС в 0%, то в документах она обозначается примечанием «без НДС». Такое налогообложение не является льготным и предоставляется налогоплательщику при выполнении необходимых условий и требует подтверждения определенными документами, а это:

  1. Копия установленного контракта с иностранной фирмой-контрагентом.
  2. Копия декларации, которая утверждена таможенными органами РФ и подтверждает экспортирование товаров.
  3. Ксерокопии документов, сопровождающих экспортируемый товар.
  4. Иные виды документов, детализированный перечень которых указан в статье 165 НК РФ.

Ставка НДС, процент которой равен нулю, является допустимой к применению в операциях, представленных в статье 164 НК РФ, к которым относятся:

  • Экспортная продажа товаров за границу территории РФ.
  • Реализация товаров и услуг посольствам и другим дипломатическим организациям.
  • Хранение на речных складах и в портах экспортной продукции.
  • Транзит электроэнергии в другие страны.
  • Произведение международного уровня перевозок.
  • Вывоз нефти и продуктов нефтепереработки.
  • Реализация драгоценных изделий предприятиями, которые добывают драгоценные металлы из отходов или лома.
  • Реализация товаров для космической отрасли.

Основная ставка 10%

Ставка НДС 10% называется пониженной и относится к строго обозначенному перечню видов коммерческой деятельности, которые представлены пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Эти товары являются предметами первой необходимости. К ним относятся:

  • Широко используемые продукты продовольствия (мясо, рыба, молочные продукты, яйца и др.)
  • Лекарства и лекарственные вещества (лекарства, которые изготавливаются в аптеках, которые принимают участие в исследованиях).
  • Детская продукция (трикотаж, детская обувь, детское питание, подгузники и др.)
  • Газеты и журналы, а также книги образовательного и культурного смысла.
  • Реализация племенных пород животных: лошадей, коров, свиней, овец, коз и др.
  • Транспортировка пассажиров и грузов внутри страны с помощью самолетов.

Стоит обратить внимание на Постановления Правительства РФ, которые конкретизируют и уточняют эти списки, так как по отдельным параметрам товар может не войти ни в один из них, и НДС будет начисляться больше. Например, периодическое печатное издание, которое содержит 40% рекламных публикаций, считается уже рекламным изданием и облагается НДС, размер которого равен 18%

Например, периодическое печатное издание, которое содержит 40% рекламных публикаций, считается уже рекламным изданием и облагается НДС, размер которого равен 18%.

Медицинские товары импортного и отечественного производства, чтобы получить НДС, процент которого равен 10, должны иметь регистрационное удостоверение в конкретных случаях. Если такового не имеется, или закончился его срок действия, то налогообложение будет выше.

Основная ставка 18%

Процент НДС размером 10% и 0% предоставляются ограниченному списку продукции. Если реализуемый вами товар или оказываемые услуги не входят в перечень наименований соответственного постановления, то НДС для вас 18%. Такому налогообложению подлежит подавляющее большинство товаров и услуг на всех уровнях их реализации. Эта ставка также касается и экспортных операций, которые в одном или нескольких пунктах не подходят под «гребенку» без НДС-ных. Такому же обложению налогом на добавленную стоимость подлежат операции при нехватке документов или документа, чтобы пройти в другой разряд.

Также обзор налоговых ставок смотрите в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=KjABTXxFDP8

НДС — ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА, РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

     Обладая статусом юридического лица, бюджетное учреждение по общему правилу признается налогоплательщиком НДС. Причем учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, по своей природе являются некоммерческими организациями, ведущими деятельность в социально-значимых сферах, где государством традиционно представляется большое количество льгот, в том числе по НДС. В условиях одновременного осуществления налогооблагаемых операций и операций, освобождаемых от налогообложения, бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет таких операций.    Об особенностях отражения налога на добавленную стоимость на счетах бюджетного учета и раздельном учете по НДС и пойдет речь в настоящем материале.     Как Вы знаете, государственные (муниципальные) учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней, сегодня представлены тремя типами учреждений — казенными, бюджетными и автономными, что следует из статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. Деятельность бюджетных учреждений, о которых мы будем говорить в статье, регулируется гражданским правом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).    Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах ( Закона N 7-ФЗ).    В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством Российской Федерации, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией соответственно.    Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ( статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).    Обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не берет. В то же время бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. При этом оказание платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него предоставляется бюджетным учреждением на одинаковых условиях всем лицам без исключения. Порядок определения указанной платы в общем случае устанавливается учредителем бюджетного учреждения ( статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).    Наряду с ведением основного вида деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, но только если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также предусмотрено уставом учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.    Таким образом, можно отметить, что бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными. При этом часть услуг (работ) может осуществляться учреждением без взимания платы, а часть — на платной основе.     Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Мониторинг НДС

Любое государство вправе контролировать своевременное поступление средств в бюджет, для чего привлекаются фискальные органы. Их главная задача заключается в контроле уплаты налога. То есть эти люди следят за тем, чтобы налогоплательщики должным образом исполняли свои обязанности. Штрафные санкции возлагаются в случае:

  • Произошла задержка сдачи декларации. В этом случае это до 5% от суммы ежемесячного налога.
  • Неуплата грозит санкцией до 40%.
  • Ошибки совершают все, но штраф начисляется лишь в том случае, если они приводят к занижению суммы выплаты налога.

Поэтому крайне важно не только проводить своевременную уплату НДС, но и внимательно заполнять всю документацию. Это позволит не уйти в убыток

Как повлияет повышение НДС на цены?

Эксперты считают, что повышение ставки НДС до 20% будет сдерживать рост российской экономики в 2019 году. Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов сказал, что повышение НДС может ускорить инфляцию в 2019 году с ожидаемых 3% до 4-4,5%.

По мнению управляющего директора по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антона Табаха, рост ставки НДС может разогнать инфляцию в 2019 году и тем самым стимулировать ЦБ повысить ключевую ставку. Алексей Кудрин заявлял, что повышение налога ускорит инфляцию в 2019 году на 0,4 п.п., инфляция останется на уровне 4% по году.

Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции сообщил, что небольшой рост цен в связи с повышением НДС в России должен ограничиться началом 2019 года

Президент также обратил внимание, что Центробанк принимает определенные действия, в их числе — увеличении ключевой ставки с 7,5% до 7,75% в середине декабря прошлого года

Путин обратил внимание, что во многих странах НДС — 20% и выше, при этом в России даже после повышения этого налога так называемая эффективная ставка НДС в целом по экономике будет меньше 20%, так как были сохранены практически все льготы — по лекарствам, детским товарам, для IT-компаний и так далее. Что касается влияния этого шага на рост тарифов ЖКХ, то, как подчеркнул президент, в последние годы этот показатель увеличивался примерно на 4%, и в 2019 году он вырастет в общей сложности на 4,1%

При этом индексация тарифов будет проводиться в два этапа, потому что в связи с ростом НДС ожидается определенный рост стоимости услуг и товаров, связанных с необходимостью нормального функционирования системы ЖКХ

Что касается влияния этого шага на рост тарифов ЖКХ, то, как подчеркнул президент, в последние годы этот показатель увеличивался примерно на 4%, и в 2019 году он вырастет в общей сложности на 4,1%. При этом индексация тарифов будет проводиться в два этапа, потому что в связи с ростом НДС ожидается определенный рост стоимости услуг и товаров, связанных с необходимостью нормального функционирования системы ЖКХ.

НДС в разных странах

НДС взимается с бизнеса в 137 государствах. Ставка налога сильно разнится от страны к стране.

К примеру, в Казахстане базовая ставка НДС — 12%. В Таиланде — 7%. В Малайзии, Сингапуре и Тайване — 5%. В Венгрии самая высокая ставка в мире — 27%. В Швеции, Норвегии и Дании — 25%. В ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии, Австралии, США, Канаде, Японии НДС нет.

Отдельно хочу рассказать про Китай и его опыт работы с НДС.

По статистике в бюджет Китайской Народной Республики 46% от всех платежей по НДС поступает от малого и среднего бизнеса. В России эта доля гораздо ниже.

С 1 апреля 2019 года китайские власти ввели новую ставку НДС. Для обрабатывающей промышленности ставка снижена с 16 до 13%. Для других предприятий начала применяться ставка 9% вместо 10%.


Кроме того, повышены лимиты для малых налогоплательщиков с небольшими оборотами. Теперь НДС не надо платить китайским компаниям с оборотом до 100 000 юаней в месяц вместо 30 000.

Это не первый случай снижения НДС в Китае.

Летом 2018 года базовая ставка налога уже была понижена с 17 до 16%.

Китайцы считают, что снижение НДС окажет положительный эффект, оздоровит бизнес-климат, даст стимул развиваться малым и средним предприятиям и позволит поддерживать экономический рост в стране на уровне 5−6% в год.

Таким образом, Китай даёт зелёный свет бизнесу и рассчитывает собрать ещё больше налогов в среднесрочной перспективе.

Запишись на обучение удаленной профессии «Контент-менеджер сайтов на WordPress»

Контент-менеджер — это специалист, который наполняет сайты. Более 30 млн. предпринимателей и блоггеров по всему миру уже используют возможности интернета, чтобы собирать трафик и зарабатывать на нем. За 2 последних года количество запросов «контент менеджер» увеличилось в 6,0 раз. Спрос на удалённых специалистов растёт. Контент-менеджер — востребованная и высокооплачиваемая профессия.

Хотите получить востребованную интернет-профессию, работать и жить где угодно, покончить с финансовым рабством, уделять больше времени родным и друзьям, наконец-то отдать детей в престижную школу, переехать в хороший район, планировать отдых тогда, когда вы сами этого хотите, путешествовать и открывать новые страны и города? Приходите на курс «Контент-менеджер сайтов на WordPress«!

Получить востребованную профессию

Ещё больше интересных статей здесь: https://seostayer.ru/

До новых встреч!

Публикую очередной кроссворд! Попробуйте разгадать. 🙂 Правила здесь.

Налогообложение НДС

Плательщиками НДС признаются:

организации (в том числе некоммерческие)

предприниматели

Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:

  • налогоплательщики «внутреннего» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ

  • налогоплательщики «ввозного» НДС

    т.е. НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ

Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС Организации и предприниматели у которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год ( ). Не обязаны платить налог по операциям по реализации (кроме случаев ввоза товаров на территорию России) организации и предприниматели:

  • применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);
  • применяющие патентную систему налогообложения;
  • применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — по тем видам деятельности, по которым платят ЕНВД;
  • освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ;
  • участники проекта «Сколково» ().

Исключение! Перечисленные лица обязаны уплатить НДС, если выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их
  • безвозмездная передача;
  • ввоз товаров на территорию РФ (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму по НДС , и, при необходимости — сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.

подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в .

Формула расчета НДС НДС исчисленный при реализации = налоговая база * ставка НДС НДС к уплате = НДС исчисленный при реализации — «входной» НДС, принимаемый к вычету + восстановленный НДС

Налоговая база Ставки налога

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)


на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость ( ).

0% Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций ( ).
10% По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908; Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41
20% Ставка НДС 20% применяется во всех остальных случаях ( ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

При получении предоплаты (авансов) () и в случаях, когда налоговая база определяется в особом порядке ( ), также применяются расчетные ставки 10/110 и 20/120.

Пример:

Реализовано зерна на сумму 110 рублей (в т.ч. НДС 10 рублей).

Реализовано материалов на сумму 120 рублей (в т.ч. НДС 20 рублей).

Реализовано акций другой компании на сумму 200 рублей (без НДС) — льготируемая операция.

Налоговая база (200 рублей)=100 рублей по зерну+ 100 рублей по материалам Сумма налога исчисленная при реализации (30 рублей)=10 рублей по зерну+ 20 рублей по материалам

Ставка налога на добавленную стоимость

Ставки налога на добавленную стоимость могут быть разные – 0%, 10%, 20%, 25%. Ставки 0% и 10% являются льготными, основное значение – 20%.

0% – это реализация:

  • транспортных услуг;
  • товаров или услуг для стран ЕАЭС;
  • услуг по переоборудованию воздушных судов или железнодорожных составов для иностранных предприятий;
  • услуг, связанных с деятельностью аэропортов и т.д.

10% – это реализация:

  • некоторой сельскохозяйственной и животноводческой продукции;
  • некоторых товаров для детей из перечня, утвержденного Президентом РБ и др.

25-процентная ставка относится к реализации услуг электросвязи.

Все остальные случаи – 20%.

С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% больше не действуют.

Некоторые товары полностью освобождаются от НДС:

  • лекарства и медицинские изделия из перечня, утвержденного Президентом РБ;
  • некоторые медицинские услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги в области организации похорон;
  • туристические услуги;
  • работы по ведению личного подсобного хозяйства;
  • услуги в области космической деятельности.

Предприятия, в которых 30% сотрудников являются инвалидами, не обязаны платить НДС.

Как вернуть налог на добавленную стоимость?

В некоторых случаях может быть уменьшена часть суммы налога на добавленную стоимость. Уменьшение суммы связано с тем, что предыдущий продавец уже заплатил НДС на своем этапе. Чтобы не платить уже уплаченный процент НДС вновь, предоставляется налоговый вычет.

Согласно статье 107 Налогового кодекса РБ налоговыми вычетами признаются суммы:

  • предъявленные продавцами-плательщиками НДС в РБ к оплате другому плательщику-резиденту РБ;
  • при ввозе товаров на территорию Беларуси;
  • уплаченные при покупке товаров или услуг у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в налоговых органах РБ.

Для того, чтобы сделать возврат НДС, плательщики обязаны предоставить в налоговую первичные учетные и расчетные документы от продавцов или документы о уплате НДС при импорте продукции в РБ.

Иногда сумма вычета превышает сумму налога, которую нужно заплатить. В этом случае разница возвращается плательщику.

Что говорит закон о НДС в РБ?

  • Налоговый Кодекс РБ. Раздел V, глава 14;
  • Указ Президента Республики Беларусь № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей».

Краткие выводы

  1. Налог на добавленную стоимость, или НДС – важный косвенный налог. Это так называемый налог на потребление. То есть оплачивают его потребители, однако физический взнос в бюджет делают продавцы товаров или услуг.
  2. Основной законодательный акт, который регламентирует НДС в Беларуси, – это Налоговый Кодекс РБ. В 2019 году в него внесли правки и дополнения.
  3. Основная ставка НДС в Беларуси – 20%. Однако для некоторых товаров и услуг действуют ставки 0%, 10% и 25%.
  4. Не облагаются налогом на добавленную стоимость некоторые медицинские услуги и препараты, ветеринарные услуги, услуги в сфере организации похорон, в космической области и туристические услуги.

Как рассчитать налог на добавленную стоимость?

Расчет НДС – сложная процедура. Поэтому лучше всего обратиться к специальным онлайн-калькуляторам, в которых уже встроены математические алгоритмы расчета.

Какой НДС в Беларуси?

Основная ставка – 20%, однако в некоторых случаях, указанных в Налоговом кодексе, действует ставка 0%, 10%, 25%. С 2019 года ставки 9,09% и 16,67% не применяются.

Кто платит налог на добавленную стоимость?

Плательщиками являются в первую очередь юридические организации, зарегистрированные в налоговых органах РБ, доверительные управляющие, а в некоторых случаях ИП и физические лица.

Что такое НДС простыми словами?

Это налог на сумму, превышающую себестоимость товара. С некоторой натяжкой можно назвать НДС налогом на прибыль, но с многоступенчатой системой оплаты.

Что означает «в том числе НДС»?

Если указана такая фраза, то в сумму уже включена сумма НДС. В некоторых чеках или прайс-листах указаны суммы с учетом НДС («в том числе НДС»), а в некоторых – нет («без учета НДС»).

Кто платит налог на добавленную стоимость?

Непосредственно платеж в бюджет страны осуществляет продавец товара или услуги. Но расходы ложатся на покупателя, потому что НДС включен в итоговую стоимость.


С этим читают