От генплана 1938 года до современных станций: как долгожданное метро приходит в солнцево

Станция «Рассказовка»

Расположение


с северной стороны Боровского шоссе в деревне Рассказовка 

«Рассказовка» превратится в настоящую библиотеку. Пассажиры с помощью QR-кода смогут на платформе скачать любимые литературные произведения, чтобы скоротать время в поездке​​.

   

Архитектурная концепция совмещает декораторский стиль «арт-деко» (отличительные черты — смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы) и пространство классического читального зала общественной библиотеки.

Главные элементы интерьера — колонны, задекорированные под «шкафы-картотеку». На лицевой поверхности картотечных ящиков будут нанесены ​QR-коды.

Архитекторы предложили оформить интерьеры станции в однотонной гамме, но в отделке колонн использовать насыщенный алый цвет. Пол «Рассказовки» будет выполнен в виде ромбовидного шахматного рисунка двух типов: темно-серый с белым и светло-серый с белым​. 

Путевые стены облицуют металлокерамическими панелями с рисунком в виде корешков книг, а простенки со скамейками для отдыха, расположенные между колонн, заполнят цитатами известных людей.  

Самый длинный участок

Для строительства Солнцевского радиуса генеральный подрядчик АО «Мосинжпроект» собрал интернациональную команду специалистов из Москвы, Татарстана, Самары, Белоруссии и Азербайджана.

В составе нового радиуса метро для пассажиров одновременно открыли семь станций. Это редкое событие для Московского метрополитена. Последний раз такой большой участок вводили почти 35 лет назад — 8 ноября 1983 года. Это был участок Серпуховско-Тимирязевской линии метро от станции «Серпуховская» до станции «Южная». А по протяженности — 15,3 километра — этот участок стал рекордным за всю историю московского метростроения.

Новые станции Солнцевского радиуса имеют свои особенности. Например, «Мичуринский проспект» станет первой полуподземной станцией. Пассажиры метро смогут впервые увидеть станционный комплекс в полный рост и оценить его размеры.

Также во время строительства применяли уникальные технологии. Станцию «Новопеределкино» возвели в створе действующей магистрали, то есть Боровского шоссе.

Дизайн станций «Новопеределкино» и «Солнцево» индивидуальный. Его создали на основе проектов, победивших в открытом международном конкурсе. Также они получили одобрение москвичей, которые участвовали в голосовании в проекте «Активный гражданин». 

Благодаря Северо-Западной хорде, которую достроили в этом году, появился удобный подъезд к станции метро «Озерная».

Обслуживать Солнцевский радиус метро будет новое электродепо «Солнцево». Оно обеспечит высокий уровень безопасности и качество обслуживания подвижного состава.

При благоустройстве прилегающих к станциям метро территорий высадили 900 деревьев-крупномеров и более 10,5 тысячи кустарников, а также разбили 140,8 тысячи квадратных метров цветников и газонов, выложили дорожки из гранита.

Кроме того, на всех новых станциях сделали перроны посадки и высадки маршрутов наземного городского пассажирского транспорта. На станциях метро «Озерная» и «Рассказовка» построены отстойно-разворотные площадки (ОРП). На базе пяти станций планируется создать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

После того как будут введены участки Большой кольцевой и Некрасовской линий, жители западных и юго-западных районов Москвы смогут добираться на метро от «Рассказовки» до «Некрасовки», минуя «Деловой центр» или же с заездом в «Москву-Сити». Это маршрут длиной 70,8 километров, который включает 30 станций. 

Первые планы: середина XX века


Первые планы проложить метро вдоль Мичуринского проспекта с поворотом на север в сторону Аминьева появились в генеральном плане развития метро 1938 года. Это был перспективный проект, который никакого развития, впрочем, не получил. В следующий раз о метро в тех краях вспомнили в 1962-м, уже после строительства МКАД и расширения Москвы. Однако решение было слегка видоизменено. Ветку метро решили строить не от Ленинских (ныне Воробьевых) гор, поскольку там уже была продлена Сокольническая линия до «Юго-Западной», а от «Киевской» в район Троекурово. Но идея окончательно оформилась в 1965 году: проложить линию не в Троекурово, а южнее, то есть вдоль Мичуринского проспекта и далее за МКАД в Солнцево. Примерно в таком виде она и была реализована. Вот только строительство началось в 2012-м — через 47 лет после появления планов.

Этапы строительства

Станция метро «Солнцево», дата открытия которой назначена на 2017 г., в данный момент находится на стадии активного проектирования и строительства. К середине 2015 г. были готовы тоннельные проходки на отрезке Ломоносовский проспект — Раменки. Общая протяженность тоннеля – 7,5 км. К концу 2015 г. планируется закончить возведение станционного комплекса на этой линии.

В 2014 г. уже была запущена маленькая хордовая линия, простирающаяся от Делового центра до Парка Победы. Эта ветка уже обозначена на официальных картах метрополитена. Участок, простирающийся от Парка Победы до Раменок, будет введен в эксплуатацию в 2016 г.

Все остальные станции на Калининско-Солнцевской ветке откроются только в 2017 г. Предстоит построить еще 14,2 км подземных путей в сторону Рассказово.

На заключающем этапе строительства будет прокладываться подземный тоннель от Делового центра до ст. метро «Третьяковская». В этом направлении предстоит отстроить 5,1 км путей.

64 новые станции: как развивалось метро с 2011 года

Программа строительства Московского метрополитена, которая реализуется в последние годы, — самая масштабная за всю 80-летнюю историю столичной подземки. В таком объеме, как сейчас, в Москве метро не строили никогда.

Сергей Собянин отметил, что протяженность метро в Москве до 2025 года практически увеличится в два раза. «Большая кольцевая линия — это 70 километров под землей, плюс другие ветки метро, вместе с МЦК это больше 300 километров линий. До 2010 года было тоже 300 километров, то есть мы увеличиваем протяженность линий в два раза. Если учесть радиусы железной дороги, которые мы превращаем в наземное метро, — сказал он, — протяженность подземных и наземных веток в Москве будет составлять около тысячи километров».

С 2011 года построено 120,6 километра новых линий, 64 новые станции, три вестибюля, семь электродепо Московского метрополитена и МЦК, в том числе:

— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции), участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций), второй выход (вестибюль) со станции «Марьина Роща», второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская»;

— на Калининско-Солнцевской линии — участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция), участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— на Замоскворецкой линии — участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция), станция «Технопарк», участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (одна станция);

— на Арбатско-Покровской линии — участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция);

— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции), станция «Спартак»;

— на Бутовской линии — участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции);

— на Сокольнической линии — участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— на Большой кольцевой линии — участок от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк» (пять станций);

— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;

— на Московском центральном кольце — 31 станцию;

— электродепо (включая реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы».


Недалеко от новых станций живут, работают или учатся более трех миллионов москвичей. Сейчас на различных стадиях градостроительного планирования, проектирования и строительства находится еще порядка 200 километров линий метро.

Реализация этих планов позволит к 2025–2027 годам построить свыше 320 километров новых линий и 151 станцию, увеличив протяженность Московского метрополитена в два раза по сравнению с 2010 годом.

90 процентов москвичей, включая жителей ТиНАО, будут жить рядом с метро.

Архитектура и оформление

На оформление станций «Солнцево» и «Новопеределкино» был организован открытый международный конкурс, в который были включены требования использовать в отделке только российские материалы и уложиться по стоимости работ по оформлению в 5 % от общей стоимости станции. Победитель выбирался комиссией на основе оценок профессионального жюри и результатов опроса жителей Москвы через приложение «Активный гражданин». Вариант дизайна станции «Солнцево» российского архитектурного бюро «Nefa Architects» набрал наибольшее число голосов как в опросе, так и у жюри, и компания получила право заключить договор с проектировщиком на использование своего архитектурно-художественного решения с ценой 3,5 миллиона рублей.

На платформе имитированы солнечные лучи, возникающие при помощи светящихся отверстий в стенах и потолке благодаря отражающим свойствам искусственных источников света. Навигация на стенах выполнена в виде светящейся полосы в транслюцентном искусственном камне. При подъёме по эскалаторам пассажиры смогут увидеть оптическую иллюзию в виде восходящего солнечного диска. Ввиду особенностей рельефа местности длина эскалаторов в юго-западном вестибюле на 5 метров больше, чем в северо-восточном — 30 метров против 25.

История

Название станции «Солнцево» происходит от одноимённого района, который в 1984 году вошёл в состав Москвы. До этого здесь располагалась известная с XVII века деревня Суково, принадлежавшая князьям Трубецким. Название «Солнцево» было дано этому району в 1938 году, по имени нового посёлка для московских рабочих. Первоначально станция Солнцево была условно обозначена ещё в 1973 году в Генеральном плане развития Москвы. В плане за 1985 год станция была включена в проект хордовой линии Солнцево—Мытищи. Также московские власти некоторое время рассматривали вариант продления в Солнцево Сокольнической линии к 2014 году, но отказались от него.

Строительство

В сентябре года началось строительство электродепо «Солнцево» Солнцевской линии метрополитена. В мае 2014 года перекрыта улица Богданова от кинотеатра до улицы Авиаторов. Огорожен участок будущей станции. Начались работы.

  • 11 апреля 2014 года. Пройден левый перегонный тоннель от Говорово к Солнцево, длина — 1,8 км.
  • 12 апреля 2017 года. Готовность станции оценивается в 85 %.
  • 3 мая 2017 года. Пройден правый перегонный тоннель между станциями «Говорово» и «Солнцево».
  • Июль 2017 года. Началась отделка станции.
  • Октябрь 2017 года. Завершён монтаж эскалаторов в обоих вестибюлях станции, платформа отделывается гранитом, идёт установка креплений для монтажа декоративных панелей на стены.
  • Март 2018 года. Закончены работы по отделке колонн. На поверхности станции Солнцево уже готовы входные павильоны.
  • Апрель 2018 года. Завершен монтаж панелей входных павильонов над вестибюлями станции.
  • 25 апреля 2018 года. Завершается облицовка стен станции.
  • 16 мая 2018 года. Готовы павильоны над двумя вестибюлями станции.
  • 21 июня 2018 года. Технический пуск Солнцевского радиуса от станции «Раменки» до станции «Рассказовка».

Открытие станции

Станция открылась 30 августа года в составе участка «Раменки» — «Рассказовка», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 222 станции.

Примечания

  1. Александр «Russos» Попов. (21.06.2018).
  2. ↑ . stroi.mos.ru. Дата обращения 31 января 2017.
  3. .
  4.  (недоступная ссылка). Московский Комсомолец (7 сентября 2012). Дата обращения 2 ноября 2012.
  5. Информационная служба портала Стройкомплекса. . stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (12 апреля 2017). Дата обращения 12 апреля 2017.
  6. Информационная служба портала Стройкомплекса. . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (18 июля 2017). Дата обращения 18 июля 2017.
  7. Информационная служба портала Стройкомплекса. . stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (16 октября 2017). Дата обращения 16 октября 2017.
  8. . stroi.mos.ru. Дата обращения 13 апреля 2018.
  9. . stroi.mos.ru. Дата обращения 25 апреля 2018.
  10. . stroi.mos.ru. Дата обращения 16 мая 2018.
  11. ↑ .
  12. ↑ . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (14 ноября 2013). Дата обращения 14 ноября 2014.
  13. ↑ . Активный гражданин (13 ноября 2013). Дата обращения 14 ноября 2014.
  14. Алёна Терновая. . stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (19 января 2017). Дата обращения 17 апреля 2017.

Блики воды на «Озерной»

Станция «Озерная» расположена вдоль Мичуринского проспекта на пересечении с Никулинской улицей (рядом с МКАД). Она мелкого заложения, колонная двухпролетная, с островной платформой. Два подземных вестибюля выходят на обе стороны Мичуринского проспекта к существующей и проектируемой застройке, остановкам общественного транспорта. Длина платформы — 163 метра, ширина — 12 метров.

Станция «Озерная» — типовая, она выполнена в единой стилистике со станциями метро «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Мичуринский проспект».

Особенностью «Озерной» станут кувшинки и блики на воде. Архитекторы вдохновились Очаковскими прудами, которые находятся неподалеку. По оси платформы проходит ряд колонн, облицованных сине-зелеными металлокерамическими панелями с рисунками на тему водной растительности.

Водная тематика присутствует и в вестибюлях, которые украшают подсвеченные витражи с кувшинками.

Платформы станции метро, которые утопают в солнечном свете, возможно ли это? По задумке архитекторов именно такой станет «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии столичной подземки.

О том, как добиться эффекта «солнечных брызг», и почему входные павильоны у этой станции будут похожи на дачные домики, рассказал руководитель студии «NEFA ARCHITECTS» Дмитрий Овчаров.

— В 2014 году вы одержали победу в конкурсе на архитектурный облик станции «Солнцево». В чем заключалась ваша концепция?

— Мы выбрали простое и логичное решение, сделав солнечный свет частью дизайна. Для этого в стенах и крыше входного павильона предусмотрены отверстия, через которые свет в виде солнечных лучей и зайчиков попадает внутрь.

На станции этого эффекта удалось достигнуть путем отраженного света. С этой целью в потолке сделаны отверстия, за которыми установлены колодцы для отражённого света.

Реализуем и интересный прием оптической иллюзии — эффект солнечного диска, который увидит пассажир, поднимаясь по эскалатору.

На самом деле части этой фигуры разбросаны по нескольким плоскостям — потолку, стенам, полу. По мере движения вперед человек понимает, что это некая иллюзия, которая рассыпается на части. Композиции предусмотрены в обоих вестибюлях и переходе.

— Чем ваша концепция покорила жюри?

 — Возможно, нам удалось сделать ее более точной и простой. Вообще решение лежало на поверхности. Мы приезжали в Солнцево, посмотреть окружающую застройку, которая не представляла собой никакого интереса — обычные панельные дома, поэтому решили, что району просто необходим яркий архитектурный объект.

Солнцево раньше был дачным поселком, который создавался в 30-е годы прошлого века. Спальный район появился здесь намного позднее. Поэтому входные павильоны станции в виде дачных домиков с двускатной крышей отражают его историю.

— Какие материалы планируется использовать в отделке?

— Вообще мы склоняемся к бетону. В интерьере предусмотрены фиброцементные панели, которые будут имитировать этот материал. В павильонах используем белый бетон с элементами стеклянных вставок.

— Чем станция «Солнцево» будет отличаться от остальных в московской подземке?


— Наверное, некоей простотой в хорошем смысле. Есть станции московского метро, где простота доведена до неинтересности. Надеюсь, что «Солнцево» будет отличаться лаконичным, но в то же время запоминающимся образом.

— Организаторы конкурса оговаривали стоимость, в которую необходимо уложиться при отделке будущей станции?

— Безусловно, бюджет был обозначен. Мы постарались разработать довольно простые решения по отделочным материалам и технологии. И в дальнейшем, при эксплуатации объекта, из-за большого количества света не потребуется дополнительных затрат. Уверяю, «Солнцево» ничем не отличается от обычных станций московского метро. Никаких дополнительных затрат не планируется. К тому же, будут использоваться современные эргономичные LED панели (Light Emitting Diode – это полупроводник, который излучает видимый свет, когда через него проходит электричество – Прим. Ред.).

— Как победитель архитектурного конкурса, ваша компания будет осуществлять авторский надзор за строительством?

— Конечно! Реализацию проекта в нашей компании контролирует специальная проектная группа, куда входят инженер, дизайнер, архитектор. Свои замечания мы заносим в журнал авторского надзора. Также приезжаем на объект, если возникают какие-либо вопросы.

Сначала с нами заключили договор на эскизную часть, затем было предложено сделать рабочие чертежи. Сейчас устраняем последние замечания, недочеты. У нас прошло несколько согласований: и в самом Метрострое, и в его дивизионах.

— Были какие-то серьезные правки в проекте?

— Принципиально ничего не поменялось, будет реализована наша идея.

— Насколько почетно для архитектора спроектировать дизайн станции метро?

— Это очень престижно. И мы по-настоящему счастливы, что такой шанс выпал нашей команде. Это был первый опыт работы над дизайном станции метро. В основном занимаемся транспортными проектами, в том числе аэропортами, в разных регионах России.

— Сейчас проходит очередной конкурс на архитектурно-художественное решение станций Второго кольца метро, или, как его называют строители — Третьего пересадочного контура. Что бы вы посоветовали его участникам?

— Внимательно читать условия, которые прописаны в техническом задании. Архитектор должен фантазировать, придумывая что-то оригинальное, но не забывать об обозначенных критериях, не отрываться от реальности.

Станция «Новопеределкино»

Расположение

пересечение Боровского шоссе и улицы Шолохова 

Авторы дизайн-проекта соединили исконно московские архитектурные мотивы и современные методы отделки интерьеров. Для этого использовали мотивы убранства старинных московских теремов и палат — настенные росписи в виде травяных орнаментов.

Световые короба вокруг колонн похожи на своды московских палат. За счет своей ажурной формы светильники расширяют пространство вестибюля и делают его торжественным.

Каждый такой короб освещен светодиодными излучателями, которые позволят менять цвета освещения станции. Во время городских праздников и мероприятий узоры могут становиться синими, красными, многоцветными и даже транслировать видео. В будни цвет освещения будет медленно меняться в течение всего дня.

Переходы декорированы плоскими светильниками: светопроникающие молочные панели за перфорированными стальными пластинами создают мягкий и рассеянный свет.

Павильоны станции «Новопеределкино» превратятся в запоминающийся элемент городской застройки. Их облицуют стеклянными трехслойными панелями, внутри которых нанесен узор. В темное время суток он будет светиться, подсвечивая стеклянные панели.


С этим читают