Красные ворота (станция метро)

Художественное оформление

Пилоны станции облицованы красным мраморизованным известняком грузинского месторождения Старая Шроша, декоративные ниши на пилонах отделаны бетоном с мраморной крошкой. Середина пилонов декорирована коричнево-жёлтым мраморизованным известняком «биюк-янкой». Путевые стены покрыты желтоватой керамической плиткой с цоколем из лабрадорита. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке прямоугольниками серого и чёрного гранита.

В декоре постоянно и ритмично повторяется мотив ворот: сводчатые проходы между пилонами, декоративные ниши, оформляющие каждый пилон с обеих сторон, проходы к эскалаторам, свод зала. Своды распределительного зала и платформ украшены рядами шестиугольных и квадратных кессонов. Их освещают ряды молочно-белых шаров, свисающих с потолка.

Южный наземный вестибюль выполнен в виде вложенных друг в друга полусфер. От входа в павильон короткая лестница приводит в пешеходный коридор, изогнутый под прямым углом и заканчивающийся у эскалатора.

Северный наземный вестибюль (открыт 31 июля 1954 года) расположен в высотном здании на площади Красные Ворота. Из кассового зала малый эскалаторный наклон ведёт в промежуточный подземный аванзал — он круглый, с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, имитирующей складки ткани.

Описание и архитектурные особенности

Главные архитекторы проекта — А.Н. Душкин и Б.С. Мезенцев. Дом был введен в эксплуатацию в 1953 году. Высотка на Красных воротах состоит из трех изолированных друг от друга корпусов. Центральная башня имеет 24 этажа и увенчана шпилем. К ней по бокам примыкает два симметричных крыла высотой по 10-15 этажей. Попасть из одного корпуса в другой можно только через общий подвал. Небоскреб, как и другие здания из «семи сестер», отличается выраженной ступенчатой планировкой. Величие геометрических форм подчеркнуто вертикальными пилястрами, идущими через весь нижний ярус здания. Фасад украшен крупным гербом СССР и другими барельефами с советской символикой. Согласно одной из версий, в первоначальном проекте небоскреб не имел шпиля со звездой. Этот элемент появился исключительно по желанию самого товарища Сталина. Быть может, это только красивый миф, но сегодня сложно представить легендарные сталинские высотки без ярких звезд.

Общая высота здания – 138 метров. В центральной башне разместилось Министерство транспортного строительства СССР. Жилые квартиры заняли выдающиеся работники этой и других организаций, а также заслуженные врачи и учителя.


Примечания

  1. С. М. Кравец. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 24—26.
  2. Шамаев Н. «Красные ворота». // «Метрострой», № 4-5, 1971. С. 20-21.
  3. ↑ 70 лет Победы. — М.: Официальное издание Московского метрополитена в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. — Vol. 97. — P. 36—39.
  4. Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 124—126. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  5. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 103—104. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  6. Никита Хрущёв Воспоминания: избранные фрагменты/Никита Хрущёв; сост. А. Шевеленко. — М.: Вагриус, 2007. — 512 с.; ил. ISBN 978-5-9697-0517-3
  7. Агеева Р. А. и др. Красные Ворота, станция метро // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007.
  8. Агеева Р. А. и др. Красные ворота, площадь // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. с.
  9. И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 464. — ISBN 5-274-01154-3.
  10. Васькин А. А., Назаренко Ю. И. Сталинские небоскрёбы: от Дворца Советов к высотным зданиям. — М.: Издательство «Спутник», 2011. — С. 181—182. — 248 с.
  11. Агеева Р. А. и др. Красные ворота, станция метро // Имена московских улиц: Топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. — 608 с. с.
  12. ↑ Москва. Архитектурный путеводитель. — М., 1960. — С. 522—523. — 587 с.
  13. ↑ Симбирцев В. Станции глубокого заложения Московского метро. // «Метрострой», № 6, 1973. С. 19-21.
  14. Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  15. Анисимов А.В. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Красная гора, 1997. — С. 86. — 159 с.
  16. «Красные ворота» // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  17. Согласно информационному щиту станции

Красные ворота

Знаете ли вы, что Садовое кольцо состоит из 52 улиц и потому называется сборной улицей?

А в 1920-е годы под предлогом расширения с этой сборной улицы исчезла замечательная постройка архитектора Ухтомского – триумфальная арка в стиле барокко – Красные ворота.

Это была самая первая триумфальная арка в России. Ее построили из дерева по приказу Петра Великого в честь победы в Полтавской битве. Екатерина Первая, жена Петра, заменила ее новой. Но она сгорела через восемь лет. Ее вновь отстроили из дерева к коронации Елизаветы Петровны. И она опять сгорела чуть позже.


В 1753 году архитектор Ухтомский воспроизвел утраченную деревянную постройку. Только на этот раз в камне. На воротах были белый декор, красные стены, 60 рисунков, говорящих о величии Российской империи, гербы губерний. Над пролетом ворот был портрет Елизаветы. В 1825 году его заменили на двуглавого орла. А над всем этим парила фигура трубящего ангела, сделанная из бронзы.

Ангел, кстати, сохранился до наших дней. Находится в собрании Государственного Исторического музея. А саму арку Красные ворота снесли в 1927 году. Через несколько лет на площади появился одноименный павильон метро, построенный по проекту Николая Ладовского. Это арка с четырьмя кольцами.

Архитектор придумал блестящую теорию: он понимал, что рано или поздно город Москва захлебнется в пробках и людских потоках, если будет продолжать развиваться по кольцевому принципу. Про вечные реконструкции и плитку даже он предположить не мог. Так вот. Ладовский предложил «разомкнуть» кольца по параболе – в сторону Санкт-Петребурга. Он думал, что в далекой исторической перспективе Москва и Петербург «повенчаются» и превратятся в единый мегаполис.


Город длиной 700 километров. Гигантомания тогда была в почете. Идею, конечно, горячо поддержали. Даже начали вести важные стройки в направлении Питера — аэродром, водный стадион, речной вокзал, поселок художников «Сокол», а потом, как это часто у нас водится, идею забросили.

Но Николай Ладовский мечтал, чтобы его имя осталось в истории. И потому воплотил свою идею с параболой в павильоне станции метрополитена. На павильоне 4 кольца — это Стены Кремля, Китайгородская стена, Бульварное кольцо и Садовое кольцо. Они разомкнуты. А концы упираются в землю. Красивая иллюстрация идеи, согласитесь. А плюс ко всему, это еще и та самая триумфальная арка Красные ворота, которой так восхищался Ладовский.

Ну а Питер, что Питер. В Питере лучше пить!


Подписывайтесь на подкаст!

Архитектура и оформление

Станция

Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам. Цвета облицовочных материалов соответствуют названию станции. Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша. Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам. В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга. Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты чёрным с ультрамариновыми вкраплениями украинским лабрадоритом. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз. Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала. Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников. Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой — квадратной метлахской плиткой красного цвета и шестиугольной кремовой). Станция стала первой в Московском метро, где не был использован асфальт[источник не указан 1166 дней].

Искусствовед Игорь Грабарь писал о станции:

Уже в проекте замысел автора поражал своей внушительной простотой, найденной лаконичностью архитектурного языка, классического по внутреннему смыслу, по логической оправданности, но осовремененного, приближенного к нашим дням. Фомин совершенно обошёлся без колонн, загружающих большинство подземных станций, и мощными низкими гранитными пилонами охарактеризовал подземность пространства. С большим вкусом он придал им нарядность при помощи остроумно и уместно применённых тяг и ниш. Дань классицизму, принесённая в кессонах свода, здесь очень уместна, как противовес грузному низу. Фоминская станция, бесспорно, самая удачная из всех подземных станций первой очереди.

Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Театральная».

Южный вестибюль

Южный вход

Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину. Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём. Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница. Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору типа ЭТ-3М. Он имеет высоту 28,4 м и был установлен в 1994 году взамен старого.

Северный вестибюль

Северный вход

Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля года при строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания. До реконструкции 2016—2017 годов из вестибюля с кассовым залом в круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, вёл трёхленточный эскалатор ЭМ-1М высотой 11,5 м. Стены зала отделаны красным мрамором, на них установлены двухрожковые светильники-бра. Из круглого зала вниз к станции вёл эскалатор типа ЭМ-4 высотой 18,9 м.

Со 2 января года по 1 июня года северный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. В ходе неё все эскалаторы были заменены на современные, также были заменены инженерные сети, кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, обновлены системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации. Кассовый зал был отремонтирован, установлены современные турникеты.


С этим читают