Мещане: сословие российской империи

История возникновения мещанства

Мещанство – сословие с очень неопределенными границами, которое возникло в процессе урбанизации. В культурном выражении этот социальный массовый слой воплощает стадии адаптации традиционализма к городской культуре. К этому сословию, как правило, относили мелких городских ремесленников, торговцев, домовладельцев и клерков. Данная социальная прослойка не проявляла никакой политической активности в жизни страны и совершенно не интересовалась культурой.


По сути, мещанство – это отсутствие духовности, стремление жить в комфорте только путем получения материальных благ. В русской литературе отношение к мещанству в основном носит негативный характер. Однако существует мнение, что мещанство — не самый плохой вариант социального развития, ведь эта многочисленная каста поддерживает консервативные взгляды и высоко ценит материальные блага общества.

Учет мещан

Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания, профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.

Такая книга являлась свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому сословию.

Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:

  • РС о мещанах за 1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дела 1777, 1778, 1778а.
  • о мещанах за 1850-1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дело 1759).
  • причисленных в мещане за 1858 (Источник ГАСО фонд8, опись1, дело1779).

В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)

В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.

Управление мещанского общества

Главой мещанского общества являлись староста или управа, которые определялись с помощью выборов. Участвовать в выборах, так называемом мещанском сходе, могли все мужчины мещане от 21 года, имеющие имущество в городе (независимо от размера имущества).

Приписанные в мещане (солдаты и солдатские дети) в деятельности мещанского общества активного участия не принимали.

Интересно, что существовало правило кворума. На первом собрании мещанского общества обязательно должно было собраться нужное для кворума количество человек. Если такого не случилось, то заседание откладывалось. Второе собрание принимало окончательные решения уже не зависимо от кворума.

Порядок на мещанских сходах был редкостью, часто приходилось вызывать полицейских, чтобы утихомиривать участников.

В зависимости от размера населенного пункта мещанская община имела свои особенности. В больших городах (помимо собственного городского старосты и управления) существовала мещанская управа (несколько человек и мещанский староста). В населенных пунктах поменьше действовал мещанский староста, возможно с 1 помощником. В мелких городах и местечках обязанности мещанского нес на себе городской староста.

Сословные права крестьян и мещан

Права состояния приобретались вступлением в соответствующее общество: мещан – в мещанское, крестьян – в сельское.

Состояние – социальное положение, сословие  

При этом дети, включая усыновленных, пользовались состоянием родителей потомственно.  Мещанское положение оказывалось притягательным с той точки зрения, что оно передавалось также жене, даже если она была низшего происхождения. То есть крестьянская девушка могла повысить свое социальный положение, выйдя замуж за мещанина. Мещанка же, сочетавшаяся браком с крестьянином, сохраняла свой статус.

Прекращались права мещанского или крестьянского состояния либо при переходе в другое состояние, либо при присуждении наказания, сопряженного с лишением прав.

Контакты и часы приёма Мещанского районного суда г. Москвы

Телефон: +7 (495) 680-24-22, +7 (495) 680-50-53

Факс: +7 (495) 680-24-00

Часы работы суда

  • Понедельник-четверг с 9:00 до 18:00
  • Пятница с 9:00 до 16:45
  • Обед с 13:00 до 13:45
  • Суббота, воскресенье – выходной

  Адрес электронной почты: info@16.msksud.ru  

Часы приёма

Приёмная суда

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45

  Экспедиция

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45

  Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам и административным делам

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45
  • Обед: с 13:00 до 13:45

  Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45
  • Обед: с 13:00 до 13:45

  Отдел обеспечения судопроизводства по делам об административных правонарушениях

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45
  • Обед: с 13:00 до 13:45

  Архив

  • Понедельник — Четверг: с 9:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45

  Председатель суда

  • Понедельник с 15:00 до 17:00
  • Четверг с 10:00 до 12:00

  Судьи

  • Понедельник с 14:00 до 18:00
  • Четверг с 09:00 до 13:00
  • Обед с 13:00 до 13:45

Контакты

  • Приёмная суда +7 (495) 680-50-53; 2 этаж, Кабинет № 232
  • Экспедиция +7 (495) 680-23-79; 2 этаж, Кабинет № 232
  • Отдел обеспечения судопроизводства по гражданским и административным (КАС) делам +7 (495) 680-26-97; 2 этаж, Кабинет № 205
  • Отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам +7 (495) 680-19-79, 2 этаж, Кабинет № 214
  • Отдел обеспечения судопроизводства по делам об административных правонарушениях (КоАП) +7 (495) 680-67-90; 2 этаж, Кабинет № 214
  • Архив +7 (495) 680-26-66; 2 этаж, Кабинет № 228
  • Приёмная председателя суда +7 (495) 680-18-88, +7 (495) 680-24-00; 8 этаж, Кабинет № 810

Место в сословной иерархии

Сословная иерархия строилась следующим образом:

  • Дворяне,
  • Духовенство,
  • Купцы (1, 2, 3 гильдии),
  • Мещане,
  • Казачество,
  • Сельские обыватели (крестьяне).

Несколько раз происходило законодательное изменение в сословной иерархии. Например, были отменены купцы 3 гильдии. Автоматически их причислили к мещанам в 1863 году.

Купечество и мещанство на протяжении всей истории 17-20 века были тесно связаны, поскольку люди могли переходить туда и обратно, в зависимости от своих доходов. Если дела в работе шли хорошо, то мещанин переходил в купечество. Разорившийся купец причислялся в мещане.


Кстати, французский писатель Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве» высмеивал желание разбогатевшего мещанства перейти в привилегированное сословие, «чтобы полностью чувствовать себя аристократами».

Мастеровые тоже относились к мещанам – ремесленникам. Подмастерье, проработав три года, становился мастером. В основном такая ситуация была на заводах (например, Уральских).

Сельские обыватели (крестьяне) могли попасть в мещанство, если официально покидали сельскую общину (общество). О чем делалась запись в обывательской книге.

У крестьян, особенно возрос интерес к мещанскому сословию в 1866 году, когда для мещан были отменены подати. Крестьяне, заинтересованные в нулевых налогах, часто шли на обман, покупая в городе недвижимость или арендуя участок, но ремеслом не занимались, продолжая жить по-прежнему земледелием.

Функция мещанского общества

По примеру сельских у мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.

Мещанские общества вели учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали временные паспорта на переезд или временный выезд,

Мещане имели право переселяться в другие города. Для этого им нужно было получить разрешение местных властей. Для переезда или временной отлучки мещанину выдавался паспорт, имеющий временное действие.

Мещанская управа собирала налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой поруки».

На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.

Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.

В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.

Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.

Транспорт

Метрополитен

  • Станция «Рижская»
  • Станция «Проспект Мира» (Кольцевая линия)
  • Станция «Проспект Мира» (Калужско-Рижская линия)
  • Станция «Сухаревская»
  • Станция «Кузнецкий Мост»
  • Станция «Лубянка»
  • Станция «Трубная»
  • Станция «Достоевская»

Автобусы

  • Автобус № м2 (Рижский вокзал — Фили)
  • Автобус № м9 (Метро «Владыкино» — Метро «Китай-город»)
  • Автобус № т13 (Метро «Трубная» — ВДНХ (южная))
  • Электробус № т14 (Северянинский путепровод — Электрозаводский мост)
  • Электробус № т42 (Рижский вокзал — Метро «Динамо»)
  • Автобус № 24 (Трубная площадь — Гостиница ВДНХ)
  • Автобус № 38 (Трубная площадь — Рижский вокзал)

Трамваи

Трамвайные маршруты:

  • 7  Бульвар Рокоссовского — Тверская Застава
  • 9 Тверская Застава — МИИТ
  • 50 Проезд Энтузиастов — Нововоротниковский переулок

Культура и образование

Будучи оторванным от земли и традиций, крестьянин в городе приобщался к культуре и образованию. Он становился демократичнее во взглядах, интересней в общении. Сельский обыватель, поступавший в учебное заведение, освобождался от личных натуральных повинностей на все время прохождения курса. Правда, на это время крестьянину стоило договориться с кем-либо, кто мог бы временно исполнять его работу.

В мещанской среде выбор места обучения был довольно прагматичным

Важной была выгода будущей профессии – доктор, адвокат, и ученые люди «жили сытно». Зажиточный мещанин Василий Бессемёнов из пьесы Максима Горького «Мещане» так выразил отношение мещан к образованию:

«Ко мне и гости, старые приятели, перестали ходить: у тебя, говорят, дети образованные, а мы – народ простой, еще насмеются они над нами! … Все приятели бросили меня, точно образованные дети – чума… Мне хочется видеть тебя, Петр, человеком, а не студентом…»

Мещане были представителями городской культуры. Крестьяне же, обосновавшиеся в городе, хотя и стремились преодолеть свое внешнее несходство с горожанами, выступали носителями культуры традиционной.

Таким образом, жизнь мещан и городских крестьян не настолько разнилась, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее, сельских и городских обывателей отличал весьма значимый фактор: крестьяне, не перешедшие в иное состояние, не имели права участвовать в городском самоуправлении. Находясь в рамках своего сословия, они были не вхожи в состав городского общества.

Литература

Абакумова Е. А. Статус мещанина в российском обществе во 2-й половине XIX века. — 2015Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 2. – На шумных улицах градских. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2012Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: Ч. 3. – От дворца до острога. — М.: Кучково поле, Икс-Хистори, 2014Горький М. На дне: пьесы. Мещане. – СПб., 2015 Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: Социальные и культурные аспекты. 2008 Лурье Л. Петербург накануне революции. Крестьяне в городе — Академия Арзамас Смурова О.В. Неземледельческий отход крестьян в столицы и его влияние на эволюцию образа жизни города и деревни в 1861-1914 гг. – Ярославль, 2005Стрекалова Н.В. Мещанство в составе средних слоев провинциального российского города в начале XX в. – Вестник ТГУ, вып. 10, 2015

Источники

Вилейшис Я.М. Посемейные списки мещан и крестьян. Сборник законов и разъяснений. – Херсон, 1915 Канторович Я.А. Законы о состояниях: (свод законов Т. IX, изд. 1899 г., по Прод. 1906, 1908 и 1909 гг.). – СПб., 1911 Скалон А.В. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями. — Харьков, 1869 Свод законов Российской империи. Т. 11, Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный. — СПб., 1857

Автор статьи: Дерюгина А.

Сфера деятельности


Занятия городских крестьян были схожими с мещанскими. Распространенным крестьянским промыслом был извоз. Самой дешевой неофициальной категорией извозчиков считался «ванька». Эту категорию представляли крестьяне, подрабатывавшие извозом в зимнее время, зачастую плохо знавшие город.

Крестьяне служили в городах дворниками, в обязанности которых входил целый спектр занятий от уборки мусора до предоставления в полицию сведений о приезжих.  Работали крестьяне и половыми в трактирах, разносчиками, а также разного рода прислугой.

Половой– слуга в трактире

Занятия мещан были довольно неопределенными. Распространенной была служба «мальчиками», сидельцами, а после – и приказчиками в мастерских и лавках.  Были среди мещан ремесленники и прислуга.

Прослойка мещан составляла основу для мелкой городской торговли. Крупное торгово-промышленное предпринимательство мещан встречало налоговые преграды со стороны властей. Мещанские производства в массе представляли собой довольно мелкие заведения. Часто это были скорее домашние мастерские. Стоит отметить, что число крупных промышленников из крестьянской среды было больше.

Торговля

Как городские, так и сельские обыватели имели право беспошлинно торговать в городе произведениями домашнего рукоделия, но не из постоянных помещений. Поэтому городская толпа была насыщенна торговцами, продававшими товары с возов, лотков, лодок или ларей. Так позволялось свободно торговать хлебом, льном, скотом, птицей, невыделанными шкурами, дровами, камнем и т.д. Для открытия торговых и промышленных заведений необходимо было получать специальный билет. Крестьянам позволялось приобретать в городах дома с лавками и помещениями для жительства. Некоторые мещане владели двухэтажными домами с лавкой на первом этаже.

В целом условия для торговли в городе фактически были равны для крестьян и мещан.

История

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения). Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

«Мещанин во дворянстве»

Аналог русского мещанина в Европе – буржуа. Представитель этого класса также являлся своего рода промежуточным звеном между низшим сословием и аристократией. Но если в крестьяне он себя записывать не спешил, то к дворянам так и норовил примкнуть. На эту тему Мольер написал комедию.

Герой французского драматурга всячески пытается стать похожим на аристократа. Однако невежество и глупое подражание губит его. Автор называет ряженого мещанина «вороной в павлиньих перьях».

Комедия Мольера носит не социальный характер. В этом драматургическом произведении высмеиваются, прежде всего, человеческие пороки. Но в том, что слово «мещанин» приобрело негативный оттенок, не последнюю роль сыграл герой знаменитой комедии.

Переход в другие сословия

Как крестьянин, так и мещанин, желавшие перейти в другое общество, должны были получить увольнение от своего общества. При этом они должны были:

  • не иметь долгов;
  • не состоять под судом и следствием;
  • не оставлять при этом малолетних детей без средств пропитания.

Несовершеннолетние дети могли переходить в другое общество с согласия собственных родителей.

Мещанин, при переходе в крестьяне, продолжал располагать своей собственностью в городе. Крестьянин же, переходя в мещанское общество, должен был отказаться от мирского надела. При этом нередкими были ситуации, когда крестьян принимали в мещанское сословие без права пользования городской землей. Конечно, для крестьян, долгое время живших в городе и не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, это не представляло проблем. Важнее это было, например, для отходников, сильно зависевших от возделывания земли.

Для крестьян, промышлявших в городе торговлей, приписка к мещанскому сословию была наиболее доступной. Если при записи в гильдейское купечество требовался определенный капитал, при переходе в мещанство требовалась лишь незначительная сумма.


В целом, чаще всего крестьяне переходили в мещанское сословие ввиду продолжительного проживания в городе.

Мещанство: характеристика личности

В современных условиях мещане не редкость. К ним можно отнести людей, которые ограничены стереотипными суждениями, живут по навязанному обществом сценарием, боясь даже на сантиметр отклониться от этого курса. Другими словами, мещанство – это узколобость, отсутствие широты и гибкости мышления. Это жизнь без каких-либо приоритетов и убеждений. Такая личность думает лишь о материальном, в результате чего такой человек обычно становится очень мелочным и скупым. Кроме того, в наше время мещанином может быть не необязательно только бедный человек, ним может быть и миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям, даже если он стал богатым.

Мещане — это сплетники, которые при встрече первым делом будут выведывать у человека о его личной жизни (замужем/женат он (она), когда будет свадьба, дети и т.д.). Ограниченность взглядов и отсутствие цели – вот главные критерии мещанина.

К сожалению, мещанство – это качество, которое есть у большинства жителей нашей планеты. Если вы заметили, что это свойство есть и у вас, с ним нужно обязательно бороться и подавлять.

Достопримечательности

Театры

  • Центральный академический театр Российской армии (Театр Советской Армии)
  • Театр «Уголок дедушки Дурова»
  • Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня» (Театр Надежды Бабкиной)

Музеи

  • Центральный музей Вооружённых Сил
  • Дом-музей В. М. Васнецова
  • Дом-музей М. С. Щепкина
  • Музей Серебряного века
  • Армянский музей Москвы и культуры наций
  • Музей истории Мещанского района

Сквер на Цветном бульваре

  • Екатерининский парк
  • Сквер у Рижского вокзала
  • Фестивальный парк

Памятники

  • Первый спутник (памятник)
  • Памятник Суворову
  • Памятник воинам-десантникам
  • Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск»
  • Список мемориальных досок Мещанского района

В современное время

Что подразумевается сегодня под термином «мещане»? Определение такому слову можно дать следующим образом: люди низкой духовной культуры, обеспокоенные приобретением вещей, лишенные чувства общественной ответственности.

Мещанством в разговорной речи сегодня называют также и дурной вкус. Такое понимание термина возникло в связи общепринятым мнением о том, что многие представители этого сословия в восемнадцатом-девятнадцатом столетии имели возможность приобретать предметы роскоши, но не умели это правильно делать. «Правильно» в этом контекста – значит в соответствии с аристократическим вкусом.

Семья

Важно, что крестьянин в городе учился зарабатывать, что в дальнейшем меняло отношение к нему в деревне. Крестьянин-отходник становился привлекательным женихом

Он вселял надежду на социальное восхождение, обеспеченную жизнь. Городской жених мало времени проводил в деревне, что отражалось на времени добрачного знакомства. Пока крестьянин работал в городе, молодая жена переходила жить в дом мужа. Стоит отметить, что со временем распространенным становилось образование малых семей. Традиционная крестьянская семья до 1861 года состояла примерно из 10 человек, после – из 6

Крестьянин-отходник становился привлекательным женихом. Он вселял надежду на социальное восхождение, обеспеченную жизнь. Городской жених мало времени проводил в деревне, что отражалось на времени добрачного знакомства. Пока крестьянин работал в городе, молодая жена переходила жить в дом мужа. Стоит отметить, что со временем распространенным становилось образование малых семей. Традиционная крестьянская семья до 1861 года состояла примерно из 10 человек, после – из 6.

Мещанская семья обычно была чуть меньше – от 3 до 6 человек. В отличие от крестьян, мещане жили в разных комнатах. Хотя основу мещанского рациона составляли покупные продукты, часто городская семья вела подсобное хозяйство. В.Г. Белинский писал:

Судебные участки мировых судей

Судебные участки мировых судей
№ участка ФИО Мирового судьи Телефон Адрес
381 +7 (495) 688-32-81 3-й Самотечный переулок, дом 12
382 +7 (495) 688-33-74; +7 (495) 688-34-74 3-й Самотечный переулок, дом 12
383 Данильчик Юлия Сергеевна +7 (495) 681-22-57 улица Гиляровского, дом 16, строение 2
384 +7 (495) 681-13-56 улица Гиляровского, дом 16, строение 2
408 Иванченко Амра Викторовна +7 (495) 688-92-02 3-й Самотечный переулок, дом 12
409 +7 (495) 688-95-28 3-й Самотечный переулок, дом 12
410 Ершова Галина Анатольевна +7 (495) 688-95-26; +7 (495) 688-98-13 3-й Самотечный переулок, дом 12
411 Куликова Елена Васильевна +7 (495) 688-27-93; +7 (495) 688-29-50 3-й Самотечный переулок, дом 8

Городские люди

В семнадцатом веке лицо крайне незащищенное в юридическом и нравственном смысле представлял собой мещанин. Это ему запрещали закладывать собственный двор. Это его называли «черным городским человеком». И это его нещадно пороли на конюшне за малейшую провинность. Впрочем, были еще крестьяне. Но это отдельный разговор.

Если бы русского дворянина в семнадцатом веке попросили подобрать синоним к слову «мещане», тот, не задумываясь, произнес бы обидное выражение «черные городские люди». Был и другой вариант, более благозвучный – «посадские».

Существование мещанина на Руси отравляли сборы и повинности. Некоторые горожане столь удручены были таким положением дел, что оставляли свое ремесло и отправлялись в деревню, где поступали в холопы.

В Петровскую эпоху в мещанском сословии выделили две гильдии. К первой относились банкиры, купцы, лекари, аптекари, ювелиры. Ко второй – ремесленники, владельцы харчевен и представители других, менее почитаемых профессий.


С этим читают