Как строилось метро в москве, или история подземного города

Обновление инфраструктуры

За последние 10 лет доля современных вагонов в Московском метрополитене увеличилось с 13 до 58 процентов, протяженность нового высоковольтного кабеля — с 63 до 80 процентов, число роторов тоннельной вентиляции — с 11 до 89 процентов. Было обновлено 485 эскалаторов и все турникеты, отремонтировано и благоустроено 100 станций.


Московская подземка последовательно переходит на бесстыковой путь: с 2017 года уложено более 160 километров. Это позволит повысить комфорт перевозок и сделать безопаснее движение поездов, а также уменьшить эксплуатационные расходы. В результате шум и вибрация сокращаются с 91 до 84 децибел, удельное сопротивление движению поездов — до 10 процентов, количество отказов в работе рельсовых цепей автоблокировки — на 60 процентов. Также снижается динамическая нагрузка на сооружения и подвижной состав.

В метро проводят масштабную модернизацию вентиляционной системы. Сегодня модернизировано уже более 300 вентшахт, еще 60 планируется заменить до 2023 года.

Современные вентагрегаты имеют такой уровень автоматизации и надежности, которого не было у советских устройств. Новые вентиляторы позволяют на 40 процентов увеличить воздухообмен, а также снизить температуру воздуха до трех градусов Цельсия, что особенно ощутимо в летние месяцы. Кроме того, новые агрегаты позволят почти вдвое снизить концентрацию углекислого газа в воздухе столичного метро — с 0,75 до 0,45 литра в кубическом метре.

К тому же новые установки снабжены функцией самодиагностики и снижают энергопотребление на пять процентов, позволяют осуществлять мониторинг и управление оборудованием вентшахт из единого диспетчерского центра Московского метрополитена.

Список станции метро г. Москва в алфавитном порядке

Станции городской подземки охватывают большую часть территории Московской области (Moscow). Почти во все районы можно добраться как наземным транспортом, так и Московским метрополитеном. Как доехать до Москвы до жд вокзала и автовокзала — проложить свой маршрут от до метро. Ниже список — название станций столицы России по веткам (Russia)

Местоположение станций метро города по районам на карте Google условное, т.к границы территорий постоянно изменяются и уточняются городскими властями региона. Желающие могут распечатать перечень остановок — CTRL+P

Список станции метро г. Москва по веткам

перейти к списку:

Арбатско-Покровская линия:

  1. Пятницкое шоссе
  1. Митино
  1. Волоколамская
  1. Мякинино
  1. Строгино
  1. Крылатское
  1. Молодежная
  1. Кунцевская
  1. Славянский бульвар
  1. Парк Победы
  1. Киевская
  1. Смоленская
  1. Арбатская
  1. Площадь Революции
  1. Курская
  1. Бауманская
  1. Электрозаводская
  1. Семеновская
  1. Партизанская
  1. Измайловская
  1. Первомайска

Бутовская ветка:

  1. Битцевский парк
  1. Лесопарковая
  1. Улица Старокачаловская
  1. Улица Скобелевская
  1. Бульвар адмирала Ушакова
  1. Улица Горчакова

Замоскворецкая линия:

  1. Автозаводская
  1. Алма-Атинская
  1. Аэропорт
  1. Водный стадион
  1. Войковская
  1. Динамо
  1. Домодедовская
  1. Кантемировская
  1. Каширская
  1. Коломенская
  1. Красногвардейская
  1. Новокузнецкая
  1. Орехово
  1. Павелецкая
  1. Речной вокзал
  1. Сокол
  1. Тверская
  1. Театральная
  1. Царицыно

Калининско-Солнцевская линия:

  1. Новокосино
  1. Новогиреево
  1. Перово
  1. Шоссе Энтузиастов
  1. Авиамоторная
  1. Площадь Ильича
  1. Марксистская
  1. Третьяковская
  1. Деловой цент

Калужско-Рижская линия:

  1. Новоясеневская
  1. Ясенево
  1. Теплый стан
  1. Коньково
  1. Беляево
  1. Калужская
  1. Новые Черёмушки
  1. Профсоюзная
  1. Академическая
  1. Ленинский проспект
  1. Шаболовская
  1. Октябрьская
  1. Третьяковская
  1. Китай-город
  1. Тургеневская
  1. Сухаревская
  1. Проспект Мира
  1. Рижская
  1. Алексеевская
  1. ВДНХ
  1. Ботанический сад
  1. Свиблово
  1. Бабушкинская
  1. Медведково

Каховская линия:

  1. Каховская
  1. Варшавская
  1. Каширская

Кольцевая линия:

  1. Киевская
  1. Парк Культуры
  1. Октябрьская
  1. Добрынинская
  1. Павелецкая
  1. Таганская
  1. Курская
  1. Комсомольская
  1. Проспект Мира
  1. Новослободская
  1. Белорусская
  1. Краснопресненская

Люблинско-Дмитровская ветка:

  1. Зябликово
  1. Шипиловская
  1. Борисово
  1. Марьино
  1. Братиславская
  1. Люблино
  1. Волжская
  1. Печатники
  1. Кожуховская
  1. Дубровка
  1. Крестьянская застава
  1. Римская
  1. Чкаловская
  1. Сретенский бульвар
  1. Трубная
  1. Достоевская
  1. Марьина роща

Серпуховско-Тимирязевская ветка:

  1. Бульвар Дмитрия Донского
  1. Аннино
  1. Улица академика Янгеля
  1. Пражская
  1. Южная
  1. Чертановская
  1. Севастопольская
  1. Нахимовский Проспект
  1. Нагорная
  1. Нагатинская
  1. Тульская
  1. Серпуховская
  1. Полянка
  1. Боровицкая
  1. Чеховская
  1. Цветной бульвар
  1. Менделеевская
  1. Савеловская
  1. Дмитровская
  1. Тимирязевская
  1. Петровско-Разумовская
  1. Владыкино
  1. Отрадное
  1. Бибирево
  1. Алтуфьево

Сокольническая ветка:

  1. Бульвар Рокоссовского
  1. Черкизовская
  1. Преображенская площадь
  1. Сокольники
  1. Красносельская
  1. Комсомольская
  1. Красные ворота
  1. Чистые пруды
  1. Лубянка
  1. Охотный ряд
  1. Библиотека Ленина
  1. Кропоткинская
  1. Парк Культуры
  1. Фрунзенская
  1. Спортивная
  1. Воробьевы горы
  1. Университет
  1. Проспект Вернадского
  1. Юго-Западная
  1. Тропарёво
  1. Румянцево
  1. Саларьево

Таганско-Краснопресненская ветка:

  1. Котельники
  1. Жулебино
  1. Лермонтовский проспект
  1. Выхино
  1. Рязанский проспект
  1. Кузьминки
  1. Текстильщики
  1. Волгоградский проспект
  1. Пролетарская
  1. Таганская
  1. Китай-город
  1. Кузнецкий мост
  1. Пушкинская
  1. Баррикадная
  1. Улица 1905 года
  1. Беговая
  1. Полежаевская
  1. Октябрьское Поле
  1. Щукинская
  1. Спартак
  1. Тушинская
  1. Сходненская
  1. Планерная

Филевская ветка:

  1. Александровский сад
  1. Арбатская
  1. Смоленская
  1. Киевская
  1. Студенческая
  1. Кутузовская
  1. Фили
  1. Багратионовская
  1. Филевский парк
  1. Пионерская
  1. Кунцевская
  1. Выставочная
  1. Международная

Трагический выходной московского метро


Один из самых драматичных эпизодов обороны Москвы — события 15–17 октября 1941 года после принятия постановления «Об эвакуации столицы СССР». Некоторые историки называют их московской паникой. Экстренная эвакуация Правительства, промышленных предприятий и некоторых учебных заведений в глубокий тыл породила слухи о скорой сдаче Москвы фашистам — многих пугал исторический прецедент 1812 года. Люди на машинах, поездах и пешком, с вещами и налегке устремились на восток, в Москве воцарился хаос. События тех дней нашли отражение в романе «Живые и мёртвые» Константина Симонова и в стихотворении «16 октября» Наума Коржавина.

Этой так называемой московской панике на один день, если можно так выразиться, поддался и метрополитен. Вывозить вагоны и оборудование планировали ещё с начала войны, но 15 октября глава Наркомата путей сообщения Лазарь Каганович распорядился принять меры по уничтожению метро. Станции и тоннели обесточили и заминировали или подготовили к затоплению, и утром 16 октября метро оказалось в первый — и единственный — раз за всю его историю закрыто для пассажиров.

Но, оценив разрушительные последствия такого решения, Правительство быстро его отменило. Уже вечером возобновилось движение по Кировскому радиусу, ещё через день — по Горьковскому. Сотрудники метро продемонстрировали свой профессионализм, сумев всего за сутки заново запустить составы и эскалаторы. Больше московская подземка не закрывалась.

Стройка без остановок

Работы идут и сейчас, когда мир борется с распространением коронавирусной инфекции. В Москве с 12 мая возобновили строительство дорог, детских садов, школ, жилья и других важных объектов. Метро же не прекращали строить ни на день. Большая часть метростроения — работы непрерывного цикла, их разрешили продолжать во время введенных ограничений (наряду с возведением медицинских объектов). Все остальные строительные и ремонтные работы на время приостанавливали.

Строительство метро непросто заморозить: для этого требуется консервация, занимающая много времени, а потом не менее трудно будет объекты расконсервировать

Важно, что подрядчики обязаны принимать все необходимые меры для защиты здоровья своих работников

Всего на московских метростройках сегодня работают около 13 тысяч человек. Каждому измеряют температуру при входе на объект и в течение дня. Сотрудников с повышенной температурой и признаками ОРВИ немедленно отстраняют от работы. В помещениях с помощью ультрафиолетовых облучателей обеззараживают воздух, а во время влажной уборки используют дезинфицирующие средства. Работников обеспечивают одноразовыми медицинскими масками и средствами для обработки рук.

В — военный

К концу Великой Отечественной войны, в 1945 году, в столичном метро насчитывалось всего 278 вагонов. В условиях растущего пассажиропотока и в связи с открытием новых станций в годы войны стала ощущаться нехватка подвижного состава.

Поэтому параллельно с организацией производства вагонов серии Г в 1945–1946 годах модернизировали немецкие электровагоны типов С1 и С2. Их доставили в Москву в 1945-м в количестве 120 штук из Берлинского метрополитена. Эти вагоны получили обозначение В — военный.

До модернизации двери в них автоматически только закрывались, а открывали их изнутри пассажиры. Сиденья в вагонах были обиты бордовым плюшем. Его сняли и сделали шнуры, которые затем использовали для ограждения эскалаторов во время ремонта.

Для пассажиров московского метро обивку сидений сделали кожаной. Вместо деревянной обшивки использовали линкруст — плотную бумагу с вытесненными на ней узорами.

Сперва иностранные вагоны курсировали на линии «Сокольники» — «Парк культуры». Затем часть из них перебросили на Калининскую (ныне — Филевскую) линию, предварительно утеплив пассажирские салоны (между станциями «Киевская» и «Фили» пути находятся на поверхности).

В начале 1960-х все вагоны серии В списали. Часть переделали в электровозы и путеизмерители для хозяйственных нужд.

Портал Стройкомплекса представляет перспективную карту московского метро до 2024 года, на которой обозначены строящиеся станции и пять маршрутов Московских центральных диаметров (МЦД).

На stroi.mos.ru можно проследить, как столица прирастала новыми станциями с 1935 года, какие линии метро к 2024 году свяжут с МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5.

21 ноября запущено движение по первым двум линиям Московских центральных диаметров: «Одинцово – Лобня» (МЦД-1) и «Нахабино – Подольск» (МЦД-2).

Линии, связавшие Москву с Подмосковьем, работают в режиме наземного метро. МЦД-1 и МЦД-2 соединили 66 станций, с 27 из них можно перейти на метро и Московское центральное кольцо (МЦК). Поезда по МЦД курсируют с интервалом 5-6 минут в часы пик.

График работы МЦД выстроен как в метро – с 5:30 до 1:00. Тарифы зависят от зоны, в которой вы едете. На МЦД их три: Центральная, Пригород и Дальняя.

Оплатить проезд можно картой «Тройка»: ее нужно перекодировать в кассах или автоматах метро или железной дороги. Тогда вам будет доступна бесплатная пересадка с метро на МЦД и наоборот, действующая в течение 90 минут.


В метро появились обновленные схемы с линиями МЦД-1 и МЦД-2. В среднем на вагон приходится по две-три схемы. Благодаря уникальному цвету линий маршрутов МЦД-1 «Одинцово – Лобня» и МЦД-2 «Нахабино – Подольск», их визуально легче отличить от линий метро. У первого диаметра цвет «физалис», у второго – «фуксия».

В приложении «Метро Москвы» есть перспективная схема метро с первыми двумя диаметрами. Пользователи могут построить маршрут по МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» («Одинцово – Лобня») и МЦД-2 «Курско-Рижский» («Нахабино – Подольск») и метро, с учетом строящихся станций до 2021 года.

Начать просмотр ВОПРОСЫ   #5 Московские центральные диаметры: «наземное» метро

МЦД

Московские центральные диаметры: «наземное» метро

  • вопрос 1 Что такое МЦД?
  • вопрос 2 Преимущества МЦД
  • вопрос 3 Первые диаметры
  • вопрос 4 Поезда МЦД
  • вопрос 5 Сколько стоит проезд?

Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области — новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.

Назад

  • поезда из Подмосковья будут проезжать Москву насквозь
  • график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
  • интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
  • отсутствие дневного перерыва
  • удобные платформы и комфортные поезда
  • стоимость проезда как в метро и МЦК
  • бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут

Назад

21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 Одинцово-Лобня и МЦД-2 Нахабино-Подольск.

Позже откроют еще три диаметра: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово.

С перспективной картой московского метро 2024 года, на которой обозначены пять маршрутов МЦД, можно ознакомиться здесь.

В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.

Назад

Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.

Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Их ключевые преимущества:

  • Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
  • Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
  • «Теплые» поручни
  • Системы обеззараживания воздуха
  • Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
  • Адаптированы для маломобильных пассажиров — надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля

Назад

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.

МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя».

Оплатить проезд можно картой «Тройка». Чтобы вы могли бесплатно сделать пересадку с метро на МЦД и наоборот, карту надо перекодировать в кассах или автоматах метро и железной дороги (Центральной пригородной пассажирской компании). Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.

Назад

По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.

Напомним, что сроки реализации МЦД-3, МЦД-4, МЦД-5 могут быть изменены.

Чашка кофе – лучший проектировщик

Фото: Москва 24/Никита Симонов


Еще одна легенда – о происхождении Кольцевой. Изначально тоннель такой формы не планировался. Вместо кольца город должны были пересекать диаметры, имеющие пересадки в центре.

Все изменилось во время доклада Иосифу Сталину о планах по строительству. Существует миф, что он, выслушав проектировщиков, очень удачно поставил кружку с кофе прямо на схему. Чашка оставила пятно в форме кольца на идеальном месте – как раз вокруг центра Москвы. Сталину незапланированные изменения понравились, и тогда он якобы настоял на появлении Кольцевой линии. Кстати, согласно этой же легенде коричневый цвет ветки на карте выбран не просто так – это отсылка к кофейному «прошлому».

Кстати, не обошлось без мифов и в диаметре ветки. Изначально Кольцевая должна была быть больше и проходить через Савеловский и Рижский вокзалы – крупные столичные транспортные узлы. Как гласит легенда, план изменили по указанию Георгия Попова, возглавлявшего тогда Министерство городского строительства СССР. Причной якобы стало то, что мать чиновника жила на улице Новослободской, через которую в итоге и пустили кольцо.

Хай-тек и роща с железными кронами: дизайн станций

Атмосфера Средней Азии, подвиг Стаханова, чистая вода и экология, хай-тек — у каждой станции новой линии метро будет уникальный дизайн. В оформлении «Нижегородской улицы», которая откроется на Рязанском проспекте, сквозят мотивы архитектуры Нижнего Новгорода и традиционных для этой области народных промыслов.

Два подземных вестибюля станции будут вести на обе стороны Рязанского проспекта. «Нижегородская улица» объединит розовую ветку с Третьим пересадочным контуром. В общем зале пройдут четыре пути: посередине — для Кожуховской линии, а по бокам — для ТПК. Западный вестибюль станции и Рязанский проспект свяжет подземный пешеходный переход. А позже «Нижегородская улица» станет частью транспортно-пересадочного узла, который соединит метро, МКЖД и Горьковское направление железной дороги. ТПУ создадут и на базе станции «Некрасовка».

«Стахановская» откроется на одноимённой улице. Дизайн в индустриальном стиле напомнит о трудовом подвиге советского шахтёра Алексея Стаханова, который за смену добыл 102 тонны угля при норме семь тонн. Здесь обыграна эта тема: коричневый, серый и оранжевый цвета, тёмные светильники-кубы под потолком. Два подземных вестибюля будут вести на обе стороны Рязанского проспекта.

Название «Окской» дала одноимённая улица, которая получила имя в честь реки Оки. Тему воды подчеркнули в дизайне, оформив станцию в белых и голубых тонах. Потолок облицуют цветным металлом, а светильники сымитируют расходящиеся на воде круги. Один из подземных вестибюлей будет вести на Рязанский проспект, второй — на Окскую улицу.

«Юго-Восточная», которая откроется на пересечении Ферганской улицы и Самаркандского бульвара, перенесёт пассажиров в Среднюю Азию. Колонны и подвесной потолок на станции похожи на перголу восточного базара — соединённые между собой арки, часто увитые растениями, защищающие от жаркого солнца. Светлую и просторную станцию отделают жёлтым кирпичом и бело-голубыми панелями, пол выложат гранитом с песчаной текстурой.

Станция «Косино» между Лермонтовским проспектом и железнодорожными путями Казанского направления будет в бежевых и серых тонах, которые были популярны в архитектуре конца ХХ — начала XXI века. Подвесной потолок сделают из геометрических фигур под медь, титан, чёрный никель и хром. Выйти со станции можно будет к железнодорожной платформе Косино и на Лермонтовский проспект.

На «Улице Дмитриевского», расположенной на одноимённой улице, «вырастет» роща с железными кронами. Подвесные светильники похожи на ветки, а колонны коричневого цвета — на стволы. Игра света на подвесном потолке напомнит о лучах солнца, проникающих сквозь листву деревьев. На этой станции будет только один вестибюль.

«Лухмановскую» в стиле хай-тек строят на пересечении трассы Вешняки — Люберцы с Лухмановской улицей. Потолок украсил световой лабиринт, а в отделке использованы зелёный, белый и серый цвета. Станция «Некрасовка» расположена на территории бывших полей орошения, поэтому архитекторы решили отразить в дизайне станции тему экологии. Близость к природе символизируют натуральные материалы и естественные цвета.

Технически станции Кожуховской ветки будут необычными. При пожаре на станции вода не польётся с потолка. Вместо этого создастся облако пара, которое может за несколько секунд потушить даже мощное возгорание. Впервые в метро такая система появилась на «Румянцеве». На всех станциях, кроме «Юго-Восточной» и «Лухмановской», края платформы отделят от путей стеклянной стеной с раздвижными дверями. Они будут открываться вместе с дверями вагонов. Лифты для маломобильных пассажиров установят на всех станциях. Каждой из них смогут пользоваться от 70 до 190 тысяч человек в сутки.


С этим читают