Дом-кольцо в москве

Дом-корабль на Тульской

Дом атомщиков протянулся вдоль Большой Тульской улицы на 400 метров, за что его окрестили лежачим небоскребом. У здания много прозвищ, самые популярные из которых — дом-корабль и «Титаник». В 1980-е годы территорию вокруг него еще не застроили: тогда дом напоминал плывущий по морю лайнер.


Архитектор Владимир Бабад построил здание по заказу Министерства среднего машиностроения, которое занималось атомной промышленностью. Это обусловило некоторые особенности конструкции: несущие стены, перекрытия и балки выполнены из прочного железобетона, а толщина оригинальных оконных стекол составляла шесть миллиметров. Фасады и торцы дома расположены под углами 87 и 93 градуса относительно друг друга, что повышает сейсмоустойчивость здания: по легенде, дом способен выдержать землетрясение или ядерный взрыв.

Однако главная особенность дома атомщиков — его длина. Здание с девятью подъездами вмещает тысячу квартир. По краям дома, а также между парами подъездов сделали проходы, обрамленные колоннами, чтобы жители могли попасть на обратную сторону дома, не обходя почти полкилометра вокруг.

История строительства

Проект оригинального строения разработали народный архитектор СССР Евгений Николаевич Стамо и инженер по образованию Александр Маркелов.

В 70-х годах прошлого столетия в основном возводили панельные жилые строения одинаковой формы и возникал вопрос — как строить дёшево и красиво при минимальных затратах.

Тогда и пришла идея поставить стандартные панели под углом в 6 градусов, что соответствует максимально допустимому отклонению при стыке панелей по СНиПу.

Первое круглое жилое здание было возведено в 1972 году, а второе — в 1979. Чтобы закольцевать такое сооружение, пришлось построить огромное здание, внутри которого оказалось пространство размером с футбольное поле.

Жить в таком жилище было достаточно комфортно — на первом этаже располагались все необходимые службы и объекты, в том числе магазины и аптека, прачечная и ателье, почта и обувная мастерская, а в круглом дворе весело и шумно общались ребята и детские голоса стихали только на время школьных занятий.

Надо отметить, что в 70-х годах автомобилей в советских семьях было не так много и проблем въехать и припарковаться ни у кого не возникало.

Воодушевленные результатом архитекторы хотели даже застроить всю столицу такими домами, одним из предложений было строительство одного круглого здания внутри другого.

В преддверии Олимпийских игр 1980 года была выдвинута идея построить в Олимпийской деревне пять таких домов-колец, но, поразмыслив, архитекторы пришли к выводу, что увидеть и оценить такую композицию можно будет только с высоты птичьего полета, а на земле обычный пешеход не поймет замысел проектировщиков.

Другое дело одиноко стоящий круглый дом — он выглядит интересно и необычно, хотя и представляет собой обычную панельную девятиэтажку серии I-515/9, построенную с применением обычных строительных материалов.

Вместе с тем, с наступлением 90-х годов после падения плановой экономики многие магазины и бытовые службы закрылись и обслуживать такое жилище стало значительно сложнее. Во дворе стало трудно припарковаться, а если не знать номер подъезда, то и квартиру найти проблематично.

К тому же, планировка квартир в этих зданиях напоминает хрущевскую, а при ремонте жители испытывают неудобства, связанные с кривизной стен.

К настоящему времени магазины и службы вернулись и исправно работают, а большинство жителей устраивает их жилье — ведь живут они в легендарном известном всем доме, который ласково называют колобком.

Римский дом

Здание, расположенное по адресу: 2-й Казачий переулок, дом 4, строение 1, выглядит так, словно оно должно стоять на итальянской улице XVIII века. Дом в стиле классицизм был построен в 2005 году по проекту современного архитектора Михаила Филиппова.

Полукруглое строение с массивными колоннами, небольшими балконами и портиками обрамляет собой дворик, типичный для римской имперской архитектуры. В центре ансамбля расположилась круглая лужайка, на которой стоят скамейки и скульптуры, напоминающие развалины Древнего Рима в миниатюре. Несмотря на свою новизну, дом уже успел стать достопримечательностью.

Описание

Проект дома-кольца на Нежинской был разработан в мастерской № 3 института Моспроект-1 под руководством архитектора Евгения Стамо, который с 1961 года возглавлял реконструкцию и массовую застройку Гагаринского и Ленинского районов. С начала 1970-х коллективу поручили планировку и возведение целых кварталов в Матвеевском, Очакове и Аминьеве. Проектировщики искали способ с минимальными затратами создать архитектурную доминанту района — ею и стал экспериментальный круглый дом. Над его созданием работали архитекторы Н. Уллас, С. Карпова, Н. Пелевина, а также инженеры А. Маркелов, И. Косова, Н. Лавров.

Долгое время существовала городская легенда, что дома строились к московской Олимпиаде-80 и что планировался целый квартал подобных зданий в форме пяти олимпийских колец. По мнению Сергея Ткаченко, бывшего главы Института Генплана Москвы, эта версия тиражировалась в прессе без каких-либо оснований: во-первых, круглые дома занимали слишком много земли, во-вторых, они получились менее экономичными, чем обычные типовые постройки. Расходы росли в силу необходимости постоянного наблюдения за индивидуальным проектом, кроме того, таким домам требовались монолитные вставки, которые повышали стоимость строительства и увеличивали его срок. Реальная идея проекта заключалась в попытке воссоздать «старый советский живой двор», добавить привлекательности районам типовой застройки, предоставить жителям необходимые объекты инфраструктуры в шаговой доступности. Для этого первый этаж здания отвели под хозяйственные объекты, в нём открыли магазины, аптеки, библиотеку.

Конструкция здания состоит из 22 идентичных прямых секций, а кольцевидная форма была достигнута благодаря установке панелей под углом, не превышающим 6° — максимального отклонения, допустимого по строительным нормам, для усиления в некоторых местах сделали монолитные вставки. Внутренние помещения получили форму трапеции, у которой длинной стороной является внешняя стена. Круглые дворы по размеру практически равны футбольному полю, к ним с улицы ведут шесть арок.

Дом на Нежинской улице вмещает 913 квартир в 26 подъездах. Здание на улице Довженко является практически полным его аналогом, отличается только число квартир — 936. Благодаря расположению рядом с киностудией «Мосфильм» оно часто появлялось в советских фильмах: «Выстрел в спину» Владимира Чеботарёва, «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Курочка Ряба» Андрея Кончаловского, « Карена Шахназарова. Во дворе дома снимали заключительные кадры фильма «Москва слезам не верит» — ночную панораму светящихся окон, а также сцены сериалов «Фитиль» и «Остановка по требованию». В разные годы в доме на Довженко проживали актёры Савелий Крамаров, Галина Беляева и кинорежиссёр Эмиль Лотяну.

Спустя несколько лет эксплуатации стали очевидны недостатки подобной формы: внутри двора постоянно дул сильный ветер, была очень высокая слышимость, значительная часть квартир не получала необходимой по нормам инсоляции. В квартирах из-за трапециевидной формы комнат трудно делать ремонт, а у жильцов и гостей часто возникали проблемы с поиском нужного подъезда. В результате после окончания строительства дома на Довженко эксперимент был свёрнут и в серию здания не вошли. Несмотря на все слабые стороны проекта, спустя полвека исследователи архитектуры называют его опередившим своё время и проводят параллели с современной штаб-квартирой компании Apple в Калифорнии. Бывший главный архитектор Москвы Михаил Посохин оценил вклад Евгения Стамо в облик столицы на одном уровне с Василием Баженовым, Матвеем Казаковым и Алексеем Щусевым.

Дом-теремок Леонова и Щукина

В Первом Хвостовом переулке стоит один из представителей интересной архитектуры Москвы. Это дом-теремок, который создали архитекторы Александр Щукин и Михаил Леонов в 1997 году. Несмотря на то, что здание построено относительно недавно, кажется, как будто оно стояло на этом месте много веков.

Щукин и Леонов спроектировали одно из самых удивительных зданий Москвы. Их дом-теремок построен в оригинальном стиле, который часто идентифицируется как русское узорочье. Именно в таком стиле были построены терема купцов и бояр в Средневековой Руси. Но совсем впадать в средневековье архитекторы-оригиналы не стали. При строительстве использовали современные материалы, а внутри дома установлена современная техника. Сейчас дом-теремок считается одним из самых необычных жилых домов Москвы.

Архитектор Кекушев, построивший дом мечты для любимой жены

Дом на Остоженке архитектор Лев Кекушев построил для своей жены. Внешне он напоминает небольшой замок, будто бы переместившийся из Средних веков. Сочетание красного и белого кирпича, асимметричность композиции, шатровая башенка — слывший несколько странным вкусом Кекушев сумел всё это объединить в одном здании.

Интересна и внутренняя планировка этого оригинального дома. Все помещения сгруппировались вокруг главной лестницы, примыкающей к крыльцу главного входа. А спальни для себя и своей супруги Кекушев организовал в мансардах. Интересно, что в 2017 году провели реставрацию особняка на Остоженке, во многом восстановившую его прежний вид при хозяевах.

ДНК столицы

Жители района Коньково знают, что здание института биоорганической химии РАН на ул. Миклухо-Маклая – это не просто огромное строение, а один из главных символов нашей науки. И чтобы понять это, достаточно посмотреть на него сверху – оказывается, корпуса выстроены в форме двойной спирали – цепочки ДНК!

Деятельность института связана с экспериментами, поэтому в здании идеально продумана инженерная система и даже есть своя «подводная лодка» – максимально защищенное помещение для работы с патогенными микроорганизмами. Кстати, перед зданием установлен еще один символ научного успеха: ядро с непонятными простому обывателю обрамлениями изображает антибиотик валиномицин, структуру которого после войны первыми описали ученые этого института.

Дома на ножках

Дом Наркомфина — это не единственное жилое здание в Москве на ножках. В середине 1960-х годов начались эксперименты с возведением девятиэтажных домов, приподнятых над землей. С 1960-х по 2011 год в городе появилось шесть многоэтажных домов, приподнятых над землей на массивных железобетонных сваях. В северных широтах такая конструкция применялась для защиты от вечной мерзлоты или наводнений, однако в столице выполняла скорее художественные функции. Москвичи сразу окрестили новые постройки домами на ножках или сороконожками. Самые известные из них — дом 184, корпус 2 на проспекте Мира и дом 34 на Беговой улице.

25-этажный дом на ножках на проспекте Мира построен в стиле брутализм по проекту архитектора Виктора Андреева и инженера Трифона Заикина. Благодаря 30 сваям первый этаж приподнят на уровень третьего, поэтому даже с нижних этажей открывается отличный вид на ВДНХ и окрестности.

Еще одним интересным решением стало шахматное расположение балконов: если смотреть снизу, кажется, что балконы, как ступеньки гигантской лестницы, ведут в небо. Кроме того, левая и правая стороны балконов сходятся под тупым углом, что дополняет этот оптический эффект.


В отличие от своего собрата на проспекте Мира, Дом авиаторов на Беговой улице действительно является домом-сороконожкой — здание стоит на 40 опорах. Архитектор Андрей Меерсон поднял здание еще выше — на четыре этажа. Дом планировали отдать под гостиницу для летней Олимпиады 1980 года, однако там поселили работников авиационного завода «Знамя труда».

Дом построен из тех же типовых панелей, что и обычные девятиэтажки, однако они положены внахлест друг на друга. Кажется, будто здание покрыто чешуей, что дополняет образ насекомого. Книзу его ножки сужаются настолько, что их под силу обхватить двум людям. Из-за этого дом кажется неустойчивым, однако опоры и основание здания выполнены из монолитного железобетона — одного из самых прочных строительных материалов в мире.

Подъезды стоят отдельно от дома и связаны с ним через лестничные пролеты и шахты лифтов. Лестницы спрятаны в овальных бетонных башнях с узкими окошками, напоминающими бойницы. Благодаря необычному сочетанию архитектурных элементов дом выглядит воздушным и устремленным вверх, но одновременно с этим напоминает средневековую крепость.

Так кто же здесь жил, и куда они пропали, бросив все?

Городской исследователь считает, что бывшие жильцы были русскими, но документы земельного кадастра показывают, что дом принадлежит компании из Дорсета. Вероятно, его предположение основывается на найденных православных иконах:

Но, как выяснили в The Sun , это предположение было неверно. С большой долей вероятности, практически 100%, в доме жил грек, и он всегда слыл человеком-загадкой (даже для своей родни), разбрасывавшим пачки наличных денег повсюду…

Шурин Гордон Мейклджон сказал, что «мистер Тахминцис вел такую таинственную жизнь, что не знал, чем он занимается на работе, несмотря на то что видел пачки денег в его роскошном доме».

И это далеко не все странности в поведении пожилого человека. Но все же куда он подевался? Точного ответа на этот вопрос нет. Даже его родные не в курсе, куда он мог уехать и куда пропал его сын. Да и, по всей видимости, не очень-то и хотят его искать. Поскольку этот человек всегда был достаточно странным для них. Как видим, загадок только прибавляется…

 фото: trianglenews

Ажурный дом

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – «дом-аккордеон».

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Примечания

  1. ↑ , с. 36.
  2. ↑ , с. 126—129.
  3. ↑ , с. 52.
  4. ↑ , с. 168.
  5. ↑ , с. 477.
  6. Александра Мерцалова. . «Аргументы и факты» (8 июля 2013). Дата обращения 4 октября 2018.
  7. Илья Панин. . TimeOut Москва (26 июля 2016). Дата обращения 4 октября 2018.
  8. Анна Хотеева. . «Вокруг света» (25 марта 2018). Дата обращения 4 октября 2018.
  9. . РИА Новости (29 марта 2016). Дата обращения 4 октября 2018.
  10. Ксения Карпова.  (недоступная ссылка). «Телепрограмма», «Комсомольская правда» (18 ноября 2016). Дата обращения 4 октября 2018.
  11. Костогоров Е. . «Новости Москвы» (20 февраля 2018). Дата обращения 4 октября 2018.
  12. Юлия Ельцова. . The Village (13 апреля 2016). Дата обращения 4 октября 2018.
  13. Мария Кафанова. . «Вечерняя Москва (6 сентября 2018). Дата обращения 4 октября 2018.
  14. . МОСЛЕНТА. — «максимальный угол при стыке панелей не может превышать шесть градусов». Дата обращения 31 марта 2019.
  15. . Официальный портал комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения 4 октября 2018.
  16. ↑ . Официальный портал комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы (6 июля 2014). Дата обращения 4 октября 2018.
  17. Николай Морозов. . Известия (8 мая 2007). Дата обращения 4 октября 2018.
  18. Алексей Хорошилов. . «Вечерняя Москва» (20 сентября 2018). Дата обращения 4 октября 2018.
  19. Александр Шишко. . «Вести-Москва» (23 апреля 2014). Дата обращения 5 октября 2018.
  20. Дмитрий Роговицкий. . Газета Metro (25 сентября 2018). Дата обращения 4 октября 2018.
  21. . Государственный интернет-канал «Россия». Дата обращения 5 октября 2018.
  22. . «Большой город» (22 июля 2014). Дата обращения 4 октября 2018.

Необычные дома

Машкова, 1

Относительно современная постройка, Дом-яйцо, датируется 2003 годом. По словам архитектора С.Ткаченко, идея о создании Дома-яйца пришла к нему во время посещения Музея Фаберже.

Строение в виде выкрашенного в красный цвет яйца пристроено к восьмиэтажному дому. Облицовка здания выполнена из керамической плитки малинового цвета, крыша покрыта медными листами.

Сейчас экстравагантный Дом-яйцо выставлен на продажу за 6,2 млн долларов. У дома имеется собственный въезд с внутренним двориком, лифт и подземный паркинг. Также помимо четырех спален в доме есть прихожая, холл, кладовая, сауна, две кухни, комнаты для прислуги и крытые террасы.

Мясницкая, 19

Чайный домик в самом центре Москвы — это не просто стилизация на тему Китая. В 1895 году в Москву должен был приехать китайский миллиардер Ли Хунчжан. К его приезду и перестраивался чайный магазин С.В.Перлова. Фасад здания украшен восточным орнаментом, статуями драконов и змей, изогнутыми балкончиками. Материалы для отделки закупались в Цинской империи. В результате по неизвестным причинам Ли Хунчжан остановился в другом доме и не увидел безумной красоты на Мясницкой, однако Москва благодаря его визиту получила одну из очень необычных и красивых построек.   Сейчас в историческом здании располагается магазин «Чай-кофе». Здесь представлено свыше восьми сотен видов чая и более трехсот разновидностей кофе. Также здесь регулярно проводятся чайно-кофейные дегустации.

Кривоарбатский пер., 10

Ярчайший пример авангарда в архитектуре — это дом Мельникова. Архитектор планировал жить в этом особняке с семьей, а также разместить в нем мастерскую. Окна ромбовидной формы (которых всего 108) плотно покрывают стены дома. Благодаря этому в народе дом получил название Дома-улья.

Сейчас дом Мельникова находится под контролем Музея архитектуры им. Щусева, и здесь проводятся экскурсии по предварительной записи.

Красносельская улица

Дом династии кондитеров достоин обязательного посещения. Не только архитектура в стиле модерн заслуживает внимания, но также и ароматы, витающие вокруг «кондитерского царства». В отделке здания сохранились изначальные оконные переплеты с узором в виде сот — возможно, намек на медовые сладости, делавшиеся среди прочего на фабрике Абрикосовых. Однако наибольшую славу кондитерам принесла абрикосовая пастила — возможно, она и дала фамилию всей семье, после того как крепостной Степан Николаев получил вольную.

Сейчас историческое здание входит в комплекс кондитерского концерна «Бабаевский», а также внесено в «Красную книгу» «Архнадзора».

Нано-супрематизм Малевича

Московская школа управления «Сколково» находится совсем рядом с Москвой, всего в километре от МКАД по Сколковскому шоссе и буквально на границе с Можайским районом. Обычным это здание нельзя назвать точно, потому что вдохновением для архитектора послужила картина «Супрематизм» Казимира Малевича. Дух и философия геометрического абстракционизма здесь, на ул. Новая, 100, в рабочем поселке Заречье, – в каждом сантиметре.

Можно сказать, что с высоты этот комплекс является масштабным памятником творчеству художника: кампус вмещает учебные и офисные помещения, две гостиницы, фитнес-клуб, ретейл-зону и коттеджный поселок для преподавателей. Вероятно, что смелые линии, формы и краски должны помогать сколковцам мыслить креативно и раскрывать свой творческий потенциал. 

«Лебедь» на Ленинградском шоссе


Панельный жилой комплекс «Лебедь» на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, дома 29–35) когда-то был элитным — большую часть квартир в нем занимали представители советской номенклатуры, ученые и артисты. За несколько лет до появления проекта Дома авиаторов Андрей Меерсон создал дом-комплекс с обслуживанием — четыре шестнадцатиэтажных здания, стоящих на общем стилобате. Внутри комплекса размещалось все необходимое советскому гражданину — магазины, детский сад, химчистка и прачечная, медицинская комната, библиотека и многое другое. На крыше стилобата можно было отдыхать и заниматься спортом, а под ним находился гараж-стоянка на 300 мест. Фактически «Лебедь» представлял собой целый микрорайон, уместившийся в одном жилом комплексе.

Фасады домов выполнены из керамзитобетонных панелей, швы между которыми подчеркнуто грубо заделаны. Это сближает его по виду с массовой застройкой тех лет, однако внутри «Лебедь» серьезно отличался от обычных пяти- и девятиэтажек. Жильцов ждали квартиры с высокими потолками, просторными кухнями и лоджиями, большими комнатами, встроенными шкафами и многим другим.

Человек, проезжающий мимо комплекса по Ленинградскому шоссе, наблюдал интересный оптический эффект — четыре здания комплекса то сливались в единую монолитную стену, то разделялись на башни разной ширины. За проект «Лебедя» Андрей Меерсон получил Гран-при французской архитектурной выставки.

9.

Юлия Трифонова — занимается фотографией и живет в круглом доме с раннего детства. 18 лет назад ее семья переехала из одной квартиры в другую — побольше и сделала там ремонт.

Фотография с сайта www.the-village.ru

Входе ремонта в комнатах стенам придали гладкие полукруглые изгибы, что вызвало восхищение у жильцов и даже соседей, прибежавших смотреть на чудо дизайна, ведь в конце 90-х это было удивительно.

Из-за формы дома стены неровные и часто расходятся на 50-80 см, поэтому решение сгладить стены и возымело такой эффект.

Фотография с сайта www.the-village.ru

Фотография с сайта www.the-village.ru

Фотография с сайта www.the-village.ru

10.

Подобных домов-колец планировалось построить 5 — в соответствии с числом олимпийских колец, — чтобы их было видно из космоса. Но из-за неудобств дома( сильного ветра во дворе из-за формы, инсоляция, нарушение частной жизни ввиду отличной видимости в окна соседей) проект был остановлен и сейчас таких домов лишь 2.

Последние 25 лет их планируют снести ,чтобы организовать элитный район. Одобряете ли вы это?

Спасибо за то, что читаете нас!

Ставьте лайки и высказывайте свои мысли под этой статьей. Мы очень любим дискуссии.

, группу во, чтобы регулярно читать только полезную и интересную информацию об архитектуре, живописи, фотографии и кино.

Северный речной вокзал

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

Кокоревское подворье

Фото: wikimedia.org


Это крупнейшее из сохранившихся на Софийской набережной зданий. Построил его знаменитый богач купеческой Москвы Василий Кокорев в 1860-х годах. Правда, уже в ХХ столетии здание обезобразили трехэтажной надстройкой.

Разрешение на строительство большого четырехэтажного подворья, которое включало в себя гостиницу, магазины и склады, Кокорев получил в июне 1860 года. Для постройки он скупил несколько небольших участков, и спустя четыре года на их месте выросло подворье. Строили его быстро, но на качестве это ничуть не отразилось.

Важно знать, что это первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. Более того, появилось оно раньше, чем так называемые Grand-Hotel в Европе

Обошлась постройка владельцу в умопомрачительную сумму – более двух миллионов рублей.

Подворье оказалось связано с интересным эпизодом в истории русско-американских отношений. В 1866 году здесь останавливалась делегация Конгресса США, которая посетила Россию, чтобы поддержать императора Александра II, на которого было совершено покушение.

В 1889 году Кокорев продал здание из-за финансовых затруднений. После этого гостиница поменяла название на «Софийское подворье». Работала она вплоть до взятия власти большевиками. После революции здание передали оборонному ведомству. А в первой половине XX века, как уже говорилось выше, здание надстроили на несколько этажей. Правда, делалось это без учета архитектуры и из низкокачественных материалов.

На сегодняшний день в подворье ведутся масштабные работы по реставрации, которые вернут зданию былой вид. А надстройку 1930-х годов скорректируют и добавят декоративные элементы, как на исторических этажах.

Здания необычной формы как символ Олимпиады-80

К семидесятым годам в Москве было возведено несколько тысяч совершенно однообразных девятиэтажек. Это сделало все районы похожими друг на друга. Тогда перед бюро архитекторов была поставлена задача построить в столице что-то необычное. Так и появилась идея круглых панельных домов.

Авторами проекта необычных девятиэтажек стали Александр Маркелов и Евгений Стамо. Проведя вычисления, они поняли, что если поставить типовые блоки под углом в шесть градусов друг к другу, то можно построить круглый дом. Проект был полностью одобрен, и первый круглый дом был возведён на улице Нежинской в 1972. В нём было чуть меньше тысячи квартир, получить одну из них было пределом мечтаний для тогдашних москвичей.

Вид экспериментального дома-«бублика» понравился властям, и они дали разрешение на строительство других домов такой формы в столице. Более того, их возведение решили приурочить к предстоящей Олимпиаде в Москве. Предполагалось, что к 1980 году будет построено пять таких домов, которые образуют олимпийские кольца. Но проект ограничился всего двумя домами: на Нежинской и круглым домом на улице Довженко, построенным в 1979.

Память о былом

Несмотря на то, что еще в 19 веке колокольни потеряли статус доминанты, далеко не все организаторы доходников осмеливались повторить наглость первого тучереза.

Когда Дмитрий Беззубцев водит экскурсии по Москве, то обязательно показывает группе огромный особняк на Лубянке. Это целый дом-город, построенный в начале двадцатого века Первым Российским страховым обществом. Единственное московское здание архитектора Леонтия Бенуа, на закладке первого камня которого присутствовал сам глава города. Невиданное дело, не каждый день (читай, никогда) мэр города приезжает на закладку камня в основание какого-нибудь ЖК.

Но вот загадка. При необычайном пафосе и невероятных масштабах дом выглядит достаточно скромно. Ни тебе башни, соперничающей с кремлевской, ни огромных часов. Здание словно бы поделено на два крыла: правое и левое, а центральная зона — пустует.

— Как вы думаете, что обрамляет этот дом? — задает вопрос экскурсовод.

Правильный ответ — на фотографии. Когда-то здесь стояла церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Застройщик сделал доходник как бы кулисой, оправой для маленькой старой церковки, располагавшейся в центре.

К сожалению, церкви больше нет, а на ее месте сейчас парковка.

Самый старый дом в России

В нашей стране самым старым жилым домом считается маленькое здание, расположенное в центре Выборга. Оно стоит на скале, поэтому все его стороны имеют разную высоту.

Этот дом в Выборге претендует на звание самого старого из жилых зданий в нашей стране. /Фото:wikipedia.org

Самый старый дом в России. /Фото: Виктор Юльев, the-village.ru

Предполагается, что дом был построен в XVI веке как частное крепостное сооружение. Неоднократная реконструкция, которую претерпело это здание за столетия своего существования, была незначительной, так что до наших дней дом сохранился почти в неизменном виде.

>><

В доме есть жильцы. /Фото: Виктор Юльев, the-village.ru

В старейшем каменном доме России до сих пор живут люди – в нем размещаются две жилые квартиры. Поглазеть на это уникальное здание частенько приходят туристы.

В чём секрет самого старого в мире отеля, который работает более 1300 лет.


С этим читают