Советский ковер в современном интерьере: подождите выбрасывать, есть идеи!

Зачем в СССР вешали ковры на стены

Ковёр, как и много других вещей в Советском Союзе, был дефицитом. Достав текстильное изделие по блату или по записи в магазине, хозяева квартиры необычайно гордились приобретением, и, естественно, хотели, чтобы их гордость разделили гости, поэтому и вешали недешёвую вещь в комнате на самом видном месте.


Но кроме зависти близких и знакомых, ковёр выполнял ещё и практические функции. Повесив его на стену, семья убивала сразу несколько зайцев. Во-первых, экономила на не менее дефицитных в то время обоях. Ведь под ковром их можно было не клеить. Старые оборванные и выцветшие обои тоже можно было не переклеивать, а просто завесить ковром.

Если обоев для стен достать не удавалось, их белили, и эти белила брались к рукам и одежде. В этом случае ковёр играл роль защиты от вымарывания побелкой.

Это сейчас строители выравнивают стены до идеально гладких. А в то время нужно было выполнять 5-летку досрочно, вот и лепили по-быстренькому дома, стены и потолки в которых были кривыми до ужаса. И вот как раз ковёр на одной стене и мебельная стенка на другой были призваны скрыть огрехи криворуких строителей.

Во-вторых, хрущёвки, которые в 70–80-х годах прошлого столетия росли, как грибы, имели очень плохую звукоизоляцию, так что ковёр на стене, совмещённой с соседями, немного приглушал звуки жизнедеятельности из соседней квартиры. Голоса хоть и были слышны, но слов благодаря ковру было уже не разобрать.

В-третьих, ковёр, повешенный на стену в спальне возле кровати, согревал её и позволял прислониться к стене в межсезонье, пока отопление не включили, да и суровой холодной зимой был нелишним.

«Богатство нашей родины»


Панно «Богатство нашей родины». РСФСР, Московская обл., г. Клин, 1939 г. Подарок И.В. Сталину от авторов — общественниц 12-ой галантерейной фабрики г. Клина. Х/б ткань, шелковая нить, лен, шелковый шнур; ткачество, шитье, вышивка ручная ковровая, 162 × 208 см

Когда-то через Клин проходил знаменитый ямщицкий тракт из Петербурга в Москву, но после запуска в 1851 году первой ветви Николаевской железной дороги ямские перевозки сократились и основой экономики города стало ручное ткачество (особенно лентоткацкая фабрика француза Людвига Бузона, основанная в 1878 году). Все изменилось в 1930-е, когда в городе открылись новые фабрики и школы, а население выросло почти в четыре раза (с 7400 человек в 1913 году до 29 300 в 1939-м).

За что мы их так невзлюбили

С завершением советского периода ковры, многие десятилетия украшавшие квартиры миллионов жителей СССР, впали в немилость. Они нещадно ассоциировались с безвкусицей и старомодностью. Но сами ковры ни в чем не виноваты. Причина в так называемой вынужденной эклектике советского стиля: квартиры в то время обставляли и украшали тем, что можно было достать. Поэтому насыщенные узорами ковры повсеместно сочетались с пестрыми обоями и разномастной мебелью, создавая в малогабаритных квартирах порой удушающую атмосферу. Возможно, именно этот перегруз и стимулировал повсеместное желание избавиться от ковров.

Вместе с тем, яркие, чаще выполненные в красно-бордовых тонах настенные ковры — отличное украшение, элемент зонирования, стильный акцент. Все что нужно, для того, чтобы ковер «заиграл» — расчистить ему пространство.

Светлые однотонные стены, выступающие в качестве фона, позволят увидеть в декоре советских времен не пережиток, а достоинство.

Что за традиция

Традиция вешать ковёр на стену в СССР перекочевала из царской России. В ХVIII-ХІХ веках зажиточные богачи и помещики могли позволить себе роскошь – турецкий или персидский ковёр, позаимствовав этот обычай с Востока. Особым шиком было сверху на ковёр повесить две янычарские сабли крест-накрест. Это было статусно и свидетельствовало о достатке владельца жилища.

У армян на протяжении долгих времён ковры использовались исключительно для украшения стен, но ни в коем случае не для пола. Половики были совсем другими. По-видимому, ковёр на стене играл роль оберега в доме.

На Горном Алтае найден ковёр, датированный V в. до н. э. Степные кочевники утепляли ими не только стены, но и двери, и пол-юрты.


Конечно, неприхотливые советские люди не могли себе позволить дорогие персидские изделия, но ковры отечественного производства, поднакопив деньжат и потолкавшись в длинной очереди в конце месяца, доставать всё-таки удавалось.

Может ли традиция вернуться в моду

Молодёжь, разбалованная изобилием товаров первой необходимости в торговых точках, подсмеивается над старым поколением. Мол, экономили на продуктах, чтобы приобрести ковёр втридорога, а теперь ещё и трясутся над старой выцветшей тряпицей, которая как магнитом притягивает к себе пыль.

Но не стоит быть такими категоричными, ведь мода – дама изменчивая. И то, что сегодня кажется нелепым, вполне возможно, завтра станет последним писком. Стоит только какой-то известной модели устроить полуобнажённую фотосессию на фоне причудливых шерстяных узоров, и вуаля – ковры снова реабилитированы и висят на стенах повсеместно. Да и изобилие расцветок и узоров привнесёт в любой интерьер особую изюминку.

Яркое пятно натурального полотнища ковра на фоне однотонных стен сразу привлечёт внимание входящего в комнату человека. А если дополнить обстановку мелкими деталями под цвет ковра, то получится комната с эксклюзивным декором

Несчастливый подарок

Ковер с портретом народного комиссара тяжелой промышленности Г. К. (Серго) Орджоникидзе. Азербайджанская ССР, не ранее 1933 года. Подарок наркому к 50-летию от Центрального исполнительного комитета Азербайджана. Х/б и шерстяные нити; ткачество ручное ковровое ворсовое; плотность 3 350 узлов на 1 кв. дм; 144 × 115 см. Фрагмент

Этот ковер — своеобразный отчет о достижениях Азербайджана в первой пятилетке. На собрании бакинского партийного актива 26 января 1933 года Лаврентий Берия доложил, что в 1932 году добыто 22,2 млн тонн нефти против 21,7 млн тонн, запланированных на пятый год пятилетки (1932/33), т. е. пятилетка перевыполнена в 4 года; «героическими усилиями бакинских большевиков и рабочих Баку пятилетка Азнефти выполнена в 2,5 года». Именно эти цифры и вплетены в орнаментальное тело ковра.

Но ковер интересен не только этим. По воспоминаниям жены Орджоникидзе, 27 октября 1936 года в Кисловодске проходило торжественное заседание, посвященное 50-летию наркома. И именно в этот день Орджоникидзе получил известие, что арестован его старший брат Павел (Папулия). Это был для него сильнейший удар; Серго отказался присутствовать на заседании и вскоре уехал в Москву, где, по официальной версии, с ним случился сердечный приступ (по другой версии, Серго застрелился). Ковер тогда в числе других подарков все-таки дошел до адресата и был передан в музей после кончины наркома вместе с его личными вещами.

Фабрики, заводы, нефтяные вышки


Ковер с портретами И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Азербайджанская ССР, не позднее 1938 г. Подарок И.В. Сталину к его 70-летию от коллектива Азербайджанского государственного медицинского института, 1949 г. Х/б, шерстяные и шелковые нити, металл; ткачество ручное ковровое ворсовое и техника «сумах»; плотность 4096 узлов на кв. дм; 297 × 207 см, бахрома 22 см

Этот ковер выткан в традиционном для южного Азербайджана стиле тебризского сюжетного ковра, который появился в искусстве ковроделия еще в XV веке, но сюжеты — из 1930-х.

В центре — портреты Сталина и Ворошилова. В верхней части — Красная площадь и памятник Ленину в Баку на фоне индустриальных пейзажей; Новокраматорский завод им. Сталина, «Запорожсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, Балхашский медеплавильный завод; дымящиеся трубы фабрик и заводов, нефтяные вышки, доменные печи, комбайны, самолеты. На переднем плане — красный самолет экипажа В. Чкалова, участвовавшего в рекордном беспосадочном перелете Москва — Северный полюс — Ванкувер. В нижней части — композиции на тему охраны границ, морской и сухопутной.

По кайме — 9 сюжетных изображений: вид на Баку со стороны залива, станция «Арбатская» Московского метрополитена, шлюз канала им. Москвы, первая дрейфующая научная станция «Северный полюс — 1», парашютисты (олицетворяют новые виды спорта, получившие широкую популярность во второй половине 1930-х годов), читающий газету чабан (олицетворяет тему ликвидации неграмотности), здание Азербайджанского государственного университета им. Кирова, нефтяные вышки в Каспийском море.

Какие ковры висели на стенах

Достать ковёр с ворсом в те не столь далёкие времена было необычайно трудно, так что большинству приходилось довольствоваться тонкими ковриками с картинками оленей, лебедей или пейзажей.

Их выпускали во всех советских республиках, но больше всего ценились изделия из Туркмении, Азербайджана, Грузии. А если кому-то посчастливилось приобрести турецкий, бельгийский или немецкий ковёр – это было необычайно престижно. О персидском могли мечтать разве что семьи коммунистов высшего эшелона, а не простые рабочие, крестьяне и интеллигенция, которой в то время вообще отводилась роль прослойки общества. Да и стоили они на порядок выше.


С этим читают