Лаборатории сна архитектора мельникова

1. История создания

Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки», фото 1923 г.


В 1923 году на берегу Москвы-реки, недалеко от Крымского моста на территории Нескучного сада проектировался и строился огромный комплекс первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (ВСХВ). Главными авторами выставки были знаменитые архитекторы И. В. Жолтовский (разработчик генерального плана выставки), А. В. Щусев (главный архитектор) и А. В. Кузнецов (главный конструктор).

В проектировании выставочных павильонов участвовали видные архитекторы и художники того времени, многие из них преподавали в одном из первых в советское время высших учебных заведений художественного профиля — ВХУТЕМАСе: сотрудники Жолтовского по Академическому отделению помогали ему при сооружении павильона «Машиностроение» и в работе над генпланом выставки. Признание руководителей «Новой академии» ВХУТЕМАСа Ильи Голосова и Константина Мельникова проявилось в том, что они получили заказы на самостоятельное проектирование выставочных павильонов. Мельников оказался не только самым молодым из архитекторов, получивших заказ на проектирование павильона, но и сам павильон среди своих коллег он получил самый незначительный — один из десятков ведомственных павильонов, для проектирования большинства которых даже не приглашали автора-архитектора.

История

Предпосылки строительства

На рубеже 1920—1930-х годов советское правительство приступило к активному развитию инфраструктуры иностранного туризма. В ходе работы с зарубежными делегациями в 1929-м было образовано Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист». В первый год работы общества Советский Союз посетили около 2500 иностранцев. После поступления первых жалоб от прибывших туристов Политбюро отдало приказ улучшить условия отдыха иностранных гостей.

Для выполнения поставленных условий «Интурист» обновил собственный автопарк, закупив новые легковые автомобили марки Lincoln Motor Company, а также грузовики и экскурсионные автобусы ЗИЛ-118 класса люкс с открытым кузовом. В распоряжении автопарка были открытая парковка и гараж в доме № 37 на Пречистенке. Однако вскоре этой площади стало недостаточно, что привело к решению построить новое помещение. Под эти цели был выделен участок на улице Сущёвский Вал, 33.

Проектирование и строительство

Гараж «Интуриста», 2008 год

Внешние изображения
Проектный вид гаража

Проектированием здания гаража «Интуриста» занимались специалисты Архитектурной мастерской Моссовета № 7 совместно с группой проектировщиков Гипроавтотранса. С 1933 по 1938 год мастерскую возглавлял архитектор Константин Мельников. К середине 1930-х годов он уже завершил работу над двумя проектами гаражей в Москве: Бахметьевского для английских автобусов «Лейланд» и Гаража Московского коммунального хозяйства для грузовых машин на Новорязанской улице, 27.

В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию. Константин Мельников о поступлении заказов

В отличие от первых двух проектов, Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Последовавшая разработка рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7, а внешнее оформление фасадов здания — Константином Мельниковым.

Композиция типового фасада здания была изменена с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухарёвского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности.

Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство. Константин Мельников о гараже «Интуриста»

Правая часть фасада была выполнена в виде сочетания простых геометрических фигур — круга и трапеции, — заполненных сплошным остеклением. Левая часть ритмично членилась вертикальными оконными проёмами. На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.

В ходе строительства по проекту Константина Мельникова была реализована только правая часть фасада. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины XX века.

Использование здания

20 октября 1937 года глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство:

По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. За время существования здание несколько раз перестраивалось. По состоянию на 2018 год здание принадлежит автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

Произведения

  • Седьмого августа — любовная лирика, 07.08.2020 18:42
  • Седьмого августа — любовная лирика, 07.08.2020 18:23
  • Жизнь, словно чашка, выпала из рук — любовная лирика, 01.08.2020 11:40
  • Эта музыка созвездий — любовная лирика, 21.07.2020 12:13
  • Даль Отечества — любовная лирика, 13.07.2020 11:44
  • Как будто зима происходит с тобой — любовная лирика, 08.07.2020 12:42
  • Здоровый и мучительно живой — любовная лирика, 28.06.2020 10:19
  • Эта женщина некрасива — любовная лирика, 13.06.2020 14:20
  • Ангел, говорящий, что — любовная лирика, 08.06.2020 22:41
  • Пустую пачку сигарет, — любовная лирика, 31.05.2020 16:47
  • Ей пятьдесят, она глядит в окно — любовная лирика, 12.05.2020 10:05
  • Жизнь занятная штука, Настасья — любовная лирика, 09.05.2020 10:41
  • Долго блуждал я по лесу — любовная лирика, 05.05.2020 19:54
  • Не на что похоронить — любовная лирика, 05.05.2020 05:46
  • Не на что похоронить — любовная лирика, 04.05.2020 22:09
  • Лесная нимфа — любовная лирика, 29.04.2020 12:03
  • Вечность оживает в апреле — любовная лирика, 18.04.2020 15:24
  • Я проходил по улицам пустым — любовная лирика, 31.03.2020 17:19
  • Эринии — любовная лирика, 28.03.2020 09:46
  • Симона — любовная лирика, 25.02.2020 08:05
  • Воспоминаний больше нет — любовная лирика, 07.02.2020 15:11
  • Луций — любовная лирика, 31.01.2020 19:02
  • я знаю, ты не спишь — любовная лирика, 27.01.2020 15:16
  • На Разгуляй, на Разгуляй — любовная лирика, 21.01.2020 13:43
  • Как пережить сто тысяч сумасшедших — любовная лирика, 14.01.2020 15:17
  • Как будто у меня был слон — любовная лирика, 06.01.2020 09:48
  • Калина красная одна — любовная лирика, 02.01.2020 14:27
  • Это я горю — любовная лирика, 23.12.2019 11:53
  • Медведь — любовная лирика, 09.12.2019 12:43
  • встанешь утром рано-рано — любовная лирика, 26.11.2019 10:38
  • Я мог бы рассказать тебе — любовная лирика, 21.11.2019 15:21
  • Пространство уколет под сердце — любовная лирика, 30.10.2019 11:48
  • Маленькая женщина выходит в свет — любовная лирика, 12.10.2019 06:17
  • Придешь домой, а там — любовная лирика, 05.10.2019 10:13
  • Савой — любовная лирика, 29.09.2019 19:16
  • Мне веры ни на грош, я сам — любовная лирика, 19.09.2019 19:24
  • Мальчик нежный… — любовная лирика, 02.09.2019 09:25
  • В краю охоты вечной… — любовная лирика, 18.08.2019 11:45
  • В нелепом пиджаке — любовная лирика, 13.08.2019 18:52
  • В доме огромном — любовная лирика, 24.07.2019 14:54
  • в эфире музыка Господня — любовная лирика, 18.07.2019 11:29
  • ты говорила не о том — любовная лирика, 18.07.2019 11:28
  • опять ледяные погоды — любовная лирика, 18.07.2019 11:26
  • с утра снаряд прошивает дом — любовная лирика, 18.07.2019 11:25
  • Льорона — любовная лирика, 18.07.2019 11:24
  • Это мой сгоревший дом — любовная лирика, 18.07.2019 11:23
  • Где парк цпкио — любовная лирика, 18.07.2019 11:20
  • Мальчик, который шафран собирает — любовная лирика, 18.07.2019 11:15
  • Чья смерть живет в реке — любовная лирика, 18.07.2019 11:12
  • Он в трениках пришел ко мне — любовная лирика, 18.07.2019 11:10

продолжение: 1-50  51-100  101-150  → 

Литература

  • Otakar Macelr, Mario Fosso. Konstantin S. Mel’nikov and the Construction of Moscow. — Skira, 2001. — 312 p. — ISBN 9788881185399.
  • Richard Pare. Die verlorene Avantgarde. — Schirmer/Mosel Verlag Gm, 2007. — ISBN 9783829602990.
  • Дэвид-Фокс М. Гараж «Интурист» // Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 год. — Москва: Новое литературное обозрение, 2015. — 568 с. — ISBN 9785444802151.
  • Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / под ред. А. Стригалёва, И. Коккинаки. — М.: Искусство, 1985. — 311 с.
  • Константин Мельников. Рисунки и проекты: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1989. — 125 с. — ISBN 978-5269001739.
  • Коробьина И., Кузнецов П., Чепкунова И. Гараж «Интурист» // Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жилье советской эпохи. Коллекция Музея архитектуры им. А.В. Щусева. — Москва: Кучково поле, 2015. — Т. 4. — 192 с. — ISBN 978-5-9950-0553-7.
  • Санникова О. След времени: гаражи «архитектурного авангарда» // Техническое нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве: нормативно-производственно-практический журнал : журнал. — 2013. — Вып. 6. — С. 33.
  • Стригалёв А. А. Константин Степанович Мельников. — М.: Искусство, 1985. — 364 с.
  • Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. — М.: Архитектура-С, 2006. — 296 с. — ISBN 978-5-9647-0095-1.

«Фабрика счастливых людей»

Впрочем, судьба построенных зданий, как и самого архитектора, была непростой. Не все сооружения Мельникова сохранились в первозданном виде. Один из таких проектов — планировка Парка Горького от главного входа до Нескучного сада. В центре партера был задумал фонтан, в котором, как писал Мельников, архитектура должна формироваться струями самой воды. И хотя проект был реализован не полностью, планировка территории, выходящей на улицу Крымский Вал, до сих пор совпадает с задумкой архитектора.

В начале 1930-х годов Парк Горького стал одной их самых популярных в столице площадок для отдыха. Здесь организовывали выставки, установили парашютную вышку, которой в те времена не мог похвастаться ни один парк в мире. Английский писатель Герберт Уэллс назвал это место «фабрикой счастливых людей». Настолько автора фантастических романов поразили улыбающиеся лица москвичей, которых он встретил во время поездки в СССР в 1934-м. И сегодня Парк Горького остается одним из главных символов Москвы.

Почему сад Нескучный, театр Зеленый, а девушка — с веслом: пять историй из Парка ГорькогоЦиркумференции по проекту Щуко и Спасова: как выглядит отреставрированный вход в Парк Горького

Оценки и значение павильона


Павильон «Махорка», вид сзади. Фото 1923 года

Павильон «Махорка» был не только первым сооружением, выстроенным по проекту К. С. Мельникова в новаторском стиле, но и наиболее интересным архитектурным объектом выставки, несмотря на то, что в её проектировании принимали участие такие известные и заслуженные архитекторы и художники как А. В. Щусев, А. В. Кузнецов, И. В. Жолтовский, И. А. Голосов, А. К. Буров и В. И. Мухина. Тонкий стилист В. А. Щуко, приглашённый из Петрограда для строительства на Выставке ряда павильонов Иностранного отдела, увидев завершающуюся «Махорку», приостановил работу и начал перерабатывать фасады своих построек. Выдающийся архитектор-конструктивист М. Я. Гинзбург так оценил павильон Махорочного синдиката:

В отчёте «Главвыстпррома» об организации, строительстве и архитектуре первой советской ВСХВ содержится следующая запись:

При проектировании «Махорки» Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона, который был затем развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года. Павильон оказался одним из самых первых примеров подлинного обновления языка архитектуры, тем более знаменательного, что постройка была выполнена в традиционнейшем и, казалось бы, уже не поддающемся какому-либо новому осмыслению материале, — в дереве.

В постройке павильона наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве.

Биография

Константин Мельник-младший родился во Франции, в семье русских эмигрантов первой волны: белогвардейского поручика, выходца из семьи зажиточных волынских крестьян Константина Семёновича Мельника (1893—1977) и Татьяны Боткиной, дочери лейб-медика семьи Николая II Е. С. Боткина.

Константин был лучшим учеником в лицее, а параллельно — связным и информатором подпольщиков-маки́.

Французская разведка вела себя грамотно относительно немцев. Партизанская война не была, конечно, значимым явлением, но вот разведка действительно работала хорошо.

 — вспоминал впоследствии Мельник. После Второй мировой войны Мельник два года служил переводчиком в американской армии. Позднее К. Мельник вспоминал о себе и о друге детства — князе Сергее Оболенском (1909—1992):

Ненависти к Советскому Союзу у него не было. Он и я считали, что Европу освободил от гитлеровцев Советский Союз. Для нас гимн СССР был гимном освободителей. Я после окончания лицея даже вступил в организацию «Советские патриоты»

. Какое-то время Мельник работал аналитиком, сотрудничал с ватиканской организацией «Russicum».

Окончил Парижский институт политических наук (1946), где был первым на своём курсе. Во время учёбы в Институте политических наук, не имея средств чтобы снимать комнату в Париже, Мельник прожил в Мёдоне с 1946 по 1949 год.

Работал секретарём группы радикал-социалистов в Сенате. С 1952 года работал в Министерстве внутренних дел Франции. В 1953 году предсказал приход к власти в СССР Н. С. Хрущева. Был призван в армию, служил в Генеральном штабе национальной обороны Франции у маршала Жюэна.

Несколько лет Мельник проработал в США в корпорации стратегических исследований RAND, с 1955 года являлся её представителем в Париже.

После 13 мая 1958 года и возвращения генерала де Голля к власти, Мельник стал техническим советником премьер-министра Франции. В 1959—1962 годах — координатор работы французских спецслужб (, , SDECE, , PP) при премьер-министре Мишеле Дебре. Первоначально главной его задачей была борьба с разведкой КГБ и алжирского Фронта национального освобождения. В своих взглядах и работах, изданных позже в RAND. Мельник положительно относился к систематическим пыткам пленных партизан и оправдывал их. Затем сферой его деятельности стала борьба с Секретной вооружённой организацией (ОАС). Это был период, когда де Голль резко изменил вектор своей алжирской политики, приступил к свёртыванию колониальной войны и затеял тайные переговоры с борцами за независимость Алжира из ФНО. В роли посредника выступил именно Константин Мельник.

После 1962 года Мельник занимался преимущественно издательской деятельностью.

Впервые Мельник посетил Россию в 1998 году, прибыв на похороны останков царской семьи и своего деда, лейб-медика Е. С. Боткина.

Примечания

  1. ↑ , с. 168.
  2. .
  3. ↑ . Коммерсантъ. Дата обращения 11 июля 2018.
  4. . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения 11 июля 2018.
  5. ↑ . Дата обращения 11 июля 2018.
  6. , с. 300.
  7. . РБК. Дата обращения 11 июля 2018.
  8. . На линии (22 декабря 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
  9. . Helpiks.org. Дата обращения 11 июля 2018.
  10. . РИА Новости (3 августа 2015). Дата обращения 11 июля 2018.
  11. ↑ . The Village (17 марта 2015).
  12. , с. 54—61.
  13. ↑ , с. 58.
  14. , с. 168.
  15. Елена Лыкова. . РБК (14 августа 2014). Дата обращения 11 июля 2018.
  16. Татьяна Воронцова. . Глас Народа (22 октября 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
  17. , с. 19.
  18. . Росбалт (18 августа 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
  19. . Archi.ru (23 июля 2015). Дата обращения 11 июля 2018.
  20. ↑ . РИА Новости (13 сентября 2016). Дата обращения 11 июля 2018.

Оркестр танцующих гармоний

Самая ранняя из сохранившихся работ Константина Мельникова — здание конторы Новосухаревского рынка, построенное в 1924 году. Работы начались после того, как было решено закрыть стихийный Сухаревский рынок. Под торговые ряды выделили участок пустыря между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садовой-Сухаревской улицами. По предложению Мельникова его застроили деревянными павильонами-киосками с витринами на обе стороны. В центре сходившихся тремя ровными лучами торговых рядов разместили контору, которая была единственным кирпичным строением на территории рынка. Помимо служебных помещений, там располагался трактир.

Сначала Мельников задумал сделать контору круглой, но потом, чтобы подчеркнуть идею с лучами, поменял композицию на треугольную. До сих пор в плане города здание представляет собой треугольник с одним обрезанным углом. В вершине треугольника Мельников расположил лестницу, которая со второго этажа становилась открытой и вела на плоскую крышу-террасу. Свойственную конструктивизму геометричность строения подчеркивают также вертикальные выступы на стенах и вытянутые окна, а на главном фасаде есть круглое окно-иллюминатор.

Общая планировка рынка была тщательно продумана с учетом расположения основных входов на его территорию. Мельников сделал ряды палаток разной величины и не только расположил их параллельно, но и создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам назвал оркестром из танцующих гармоний.

Новосухаревский рынок просуществовал до 1930 года, а затем его территорию занимали мастерские для ремонта автомобилей. До конца 1990-х годов здание конторы Новосухаревского рынка несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге кровля дома из плоской превратилась в скатную, был изменен цвет стен, а часть деревянных оконных рам заменили на пластиковые. При этом лестницу, ведущую на веранду, замуровали. Оригинальные двери за прошедшие годы были полностью утрачены.

Сейчас согласован проект реставрации и приспособления здания для современного использования. Ему также вернут исторический облик.

Архитектура[править | править код]


Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки», фото 1923 г.

Как вспоминал сам К. Мельников, Синдикат махорочной промышленности (Махорсиндикат), возглавляемый большевиком Н. И. Зориным, ожидал получить проект одноэтажного здания, в котором был бы представлен механизированный цикл производства махорки («фабрика») с отдельным помещением для экспонатов и оранжереей с растениями табака, движение посетителей по которым предполагалось устроить вдоль берега реки в одном направлении. Мельников предложил свою систему, в которой оборудование располагалось по вертикали и таким же образом организовывалось движение посетителей павильона. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.

Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Мельникова поддержал главный архитектор выставки А. В. Щусев, за что Константин Степанович до конца жизни был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах.

Сам К. С. Мельников так определил основные архитектурные особенности собственного павильона, выделившие его из других сооружений выставки:

  1. Объёмы сдвинуты с опор
  2. У открытой наружной лестницы ступени-консоли
  3. Односкатная стремительность кровель
  4. Прозрачность углового остекления

Мельников не хотел видеть в своём павильоне крыш, которые «составляли стиль всех построенных на выставке павильонов». В результате все крыши были сделаны односкатными и сдвинуты с главного фасада в заднюю сторону здания. Винтовая лестница тремя изгибами открыто поднималась вверх, не касаясь фасада здания. Ступени-консоли удерживали 200 болтов, и ни один из них не был виден снаружи. Мельниковым были разработаны не только конструкция павильона, но и средства наглядной агитации и рекламные плакаты, располагавшиеся на фасадах «Махорки».

В голове архитектора

Дом-мастерская Мельникова, построенный на собственные средства архитектора в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке, стал настоящим символом авангарда.

Дом, имеющий в плане форму восьмерки, невозможно отнести ни к одному из известных стилей. Конструкции стен и перекрытий по-настоящему оригинальны. Они сделаны таким образом, что дому не нужны дополнительные несущие конструкции.


Стены прорезаны многочисленными шестигранными вертикальными окнами, которые создают своеобразный орнамент. Еще одно огромное окно-экран расположено над входом в дом. На первом этаже расположены прихожая, кухня, две детские комнаты, гардеробная, коридор и санузел. На втором — гостиная и спальня, а на третьем — мастерская, в которой трудился Константин Мельников.

В 2014 году дом получил статус объекта культурного наследия федерального значения. Сейчас это филиал Государственного музея архитектуры имени Щусева, куда можно попасть с экскурсией.

Архитектура в движении

Задумки архитектора были настолько новаторскими, что часто их приходилось упрощать, а часть творческих экспериментов так и осталась в проекте, намного опередив технические возможности своего времени. В стране попросту не было нужных средств, стройматериалов и квалифицированных рабочих.

Такой подход, когда внутреннее пространство здания или даже отдельные части сооружения активно меняются с помощью временных перегородок и других средств, специалисты называют кинетической архитектурой, или архитектурой в движении.

Несмотря на новаторские идеи, Мельников всегда принимал в расчет, как здание впишется в городскую среду.

«Мельников любил Москву и оценивал с точки зрения пешехода, как постройка будет в итоге смотреться. Он грамотно вписывал в выделенные под застройку участки свои сооружения, чтобы человек, который проходил мимо, мог его разглядеть и не ощущал себя замкнутым в этом пространстве», — объяснила Анна Кистанова.

Более того, по ее словам, Мельников всегда рассчитывал свои проекты с точки зрения пожарной безопасности, экономии строительных материалов. Благодаря многочисленным лестницам и дополнительным выходам они соответствуют и современным нормам пожарной безопасности.


С этим читают