Метро в шаговой доступности. как строится большая кольцевая линия

Власти Москвы утвердили названия пяти станций Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.

«Поскольку эти станции БКЛ являются пересадочными на радиальные линии метро, то им даны те же наименования, что и у станций радиальных линий. Станции с проектным названием «Можайская», пересадочной на Арбатско-Покровскую и Филевскую линии метро, присвоено наименование «Кунцевская», «Шереметьевской», пересадочной на Люблинско-Дмитровскую линию метро, присвоено наименование «Марьина Роща», «Ржевской», пересадочной на Калужско-Рижскую линию метро, присвоено наименование «Рижская», «Стромынке», пересадочной на , присвоено наименование «Сокольники», «Рубцовской», пересадочной на Арбатско-Покровскую линию метро, присвоено наименование «Электрозаводская», – сообщает пресс-служба мэрии, передает АГН «Москва».


Решение о наименовании станции принято с целью упрощения навигации для пассажиров метро.

Начать просмотр ВОПРОСЫ   #5 Большая кольцевая линия метро

БКЛ (Большая кольцевая линия метро)

Большая кольцевая линия метро

  • вопрос 1 Что такое БКЛ?
  • вопрос 2 Преимущества БКЛ
  • вопрос 3 Какие станции уже введены?
  • вопрос 4 Когда запустят кольцо?
  • вопрос 5 Новые технологии при строительстве БКЛ

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

  • 19 пересадок на другие линии метро;
  • 4 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК);
  • 6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД);
  • 11 пересадок на линии железной дороги.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

  • Рублево-Архангельскую линию – от станции «Улица Народного Ополчения»;
  • Коммунарскую линию – от станции «Улица Новаторов»;
  • Бирюлевскую линию  – от «Кленового бульвара».

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро. 

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская, «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад


Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

Напомним, проект Большого кольца метро станет крупнейшим в истории московского метростроения. Длина БКЛ составит 70 км, на нем расположится 31 станция.

Новое кольцо столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.

Перспективы

Непосредственно при проектировании и строительстве линии были предусмотрены заделы для последующего строительства станций. Такие заделы были предусмотрены между станциями «Таганская» и «Курская», «Новослободская» и «Проспект Мира», «Киевская» и «Краснопресненская». Задел представляет собой прямолинейный участок тоннелей на минимальном уклоне с межтоннельным расстоянием, позволяющим строительство станции.

В настоящее время планируется строительство станции «Суворовская» (между станциями «Новослободская» и «Проспект Мира», с пересадкой на станцию «Достоевская»), ранее в планах было сооружение станции «Российская» (между станциями «Киевская» и «Краснопресненская», с пересадкой на станцию «Дорогомиловская»), однако на данный момент от строительства последней отказались ввиду сложности, долговременности и дороговизны.

Текущая трассировка линии

Название станции Пересадка на линию Пересадка на станцию Годы открытия Дополнительная информация / расположение
Большой проспект Горный институт
Василеостровская-2 Василеостровская По данным на 1989 год, у станции планировался отдельно стоящий наземный вестибюль около пересечения Среднего проспекта с 6-й линией Васильевского острова.
Спортивная Спортивная Кросcплатформенная пересадочная станция, функционирующая в данный момент в составе Фрунзенско-Приморской линии.
Ботаническая Петроградская Возможное местоположение наземного вестибюля — угол улиц Льва Толстого и Петропавловской.
Кантемировская Кантемировская улица / Выборгская набережная
Лесная-2 Лесная
Арсенальная Полюстровский проспект / Литовская улица
Площадь Калинина площадь Калинина. Во 2-й половине 2000-х пересадка на линию 6 планировалась здесь.
Полюстровский проспект Полюстровский проспект Полюстровский проспект / Пискарёвский проспект
Большеохтинская Большеохтинская Красногвардейская площадь
Ладожская-2 Ладожская Ладожский вокзал. Одно из возможных мест расположения вестибюля станции — нежилая зона «Дача Долгорукова» на территории Невского района.
Дальневосточный проспект Дальневосточный проспект / улица Коллонтай
Елизаровская-2 Елизаровская
Фарфоровская ЖД платформа «Фарфоровская»
Международная-2 Международная
Витебская Витебский проспект / Бассейная улица
Парк Победы-2 Парк Победы
Броневая-2 Броневая ЖД станция «Броневая»
Нарвская-2 Нарвская
Двинская Двинская Гутуевский остров, Двинская улица

1960-е и 1970-е. Еще один нереализованный проект

К идее большого кольца вернулись в 1960-е. Границы города существенно расширились, понадобилась связь между новыми районами и радиальными линиями метро. Крайне важна была пропускная способность радиальных линий в центре города, и второе кольцо планировалось, чтобы их разгрузить. В то время возможности пересесть с одной линии метро на другую за пределами Кольцевой в Москве не было (пересадка с «Каховской» на «Севастопольскую» появилась в 1983 году, и до 1995 года она оставалась единственной).

На перспективной схеме развития метрополитена 1971 года новое кольцо располагалось на значительном удалении от существующей Кольцевой, имело семь пересадок с действующими и 11 — с проектируемыми и строящимися радиусами.

Этот проект частично совпадает с нынешней трассировкой строящейся Большой кольцевой линии, особенно в южной и юго-западной части. Например, уже тогда предполагалось, что «Каширская», «Варшавская» и «Каховская», построенные в 1969 году в составе Замоскворецкой линии, рано или поздно отойдут к кольцу. В 1960-е годы юго-восточную часть большого кольца планировалось построить несколько дальше от центра, чем это получится в реальности. Западный, северный и северо-западный участки предполагалось проложить вблизи территорий, где сегодня следуют поезда МЦК.

Если бы проект реализовали, то уже несколько десятилетий назад можно было бы доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» всего за 18 минут вместо нынешних 40, а дорога от «Калужской» до «Севастопольской» к концу 1980-х занимала бы 10 минут вместо 35. Но, помимо участка «Каширская» — «Каховская», в советское время был построен только один перегон, который планировалось отдать Большому кольцу. Это открытый в 1990 году как продолжение Сокольнической линии участок «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (ныне — «Бульвар Рокоссовского»).

От идеи к стройке

Построить второе кольцо захотели ещё в 1947 году. Тогда Москва росла на юго-запад, и необходимо было связать новые районы с востоком города. Полукольцо должно было возить людей в сторону завода имени Сталина, в Дангауэровку и Лефортово. Его планировали постепенно продлевать в обе стороны и замкнуть в большое кольцо. Но планы так и остались планами: вместо дорогостоящих тоннелей тогда ограничились трамваями, автобусами и троллейбусами, а жители пригорода ездили по железной дороге.

К идее большого кольца вернулись в 1980-х, когда Москва начала расширяться за МКАД. Появились планы сделать скоростные хордовые линии, чтобы связать отдалённые районы с центром. На карте метро могли появиться четыре хорды, а участки между ними и стали бы Третьим пересадочным контуром. Планы отодвинул распад СССР.

В 2005 году этот проект снова стал актуальным. В это время заканчивалось строительство трёх станций в районе делового центра «Москва-Сити» и возводился жилой комплекс на Ходынском поле. Строительство первой хордовой линии — Солнцевской — тогда затянулось, и было решено строить ТПК как отдельную ветку. Она должна была пройти от «Делового центра» до «Динамо». Как вариант, она могла бы стать частью так называемого мини-метро — продолжением ответвления Филёвской линии.

На первом участке планировали строить девять станций: «Шмитовскую», «Шелепихинскую», «Олимпийскую», «Краснопресненский проспект», «Полежаевскую», «Ходынское поле — I», «Ходынское поле — II», «Ленинградский проспект» и «Динамо».


Пять лет проект не реализовали, а в 2010 году планы снова скорректировали. Количество станций сократили до шести и к первой очереди добавили новый участок — «Петровский парк» (ранее «Динамо») — «Нижняя Масловка».

В конце 2011-го возникло предложение объединить северное полукольцо с южным. От «Хорошёвской» линия должна была пройти через «Улицу Народного Ополчения», «Нижние Мнёвники» к «Кунцевской», дальше через «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Калужскую», «Каховскую» с включением Каховской линии, от «Каширской» через «Нагатинский Затон», «Печатники», «Текстильщики», «Нижегородскую улицу». Замкнуть линию планировали на «Авиамоторной». В таком виде в 2012 году проект приняло Правительство Москвы.

Трассу нового кольца ещё несколько раз корректировали. Например, участок от «Рижской» до «Авиамоторной» решили прокладывать не через «Красносельскую» и «Бауманскую», а через «Сокольники» и «Электрозаводскую». Это сильно упростило строительство и отодвинуло линию дальше от Кольцевой.

После в проекте появились пересадочные узлы с кросс-платформенной пересадкой, когда на разных сторонах одной платформы объединяют направления двух веток. Несколько станций решили делать двухпутными, где по одному тоннелю в разных направлениях движутся два поезда. Пути в них строят в центре станции, а платформы — по бокам.

В прошлом году сразу несколько станций ТПК получили новые названия: «Рижская» стала «Ржевской», «Марьина Роща» — «Шереметьевской», «Кунцевская» — «Можайской», «Нижегородская улица» — «Карачаровом», «Электрозаводская» — «Рубцовской», «Сокольники» — «Стромынкой», «Калужская» — «Воронцовской», а «Нагатинский Затон» переименован в «Кленовый бульвар». А в 2016 году болельщики предложили переименовать станцию «Ходынское поле» в «ЦСКА».

Кому и как поможет новое кольцо

Второе подземное кольцо решит проблему пересадок с одной ветки на другую, разгрузит метро и дороги. У жителей периферийных районов отпадёт необходимость ехать до Кольцевой линии или садиться за руль, чтобы попасть в другую точку города. Время в пути между станциями соседних веток также сократится в разы.

Например, на дорогу от «Калужской» до «Севастопольской» пассажиры потратят всего 10 минут вместо 35. Столько же займёт путь от «Сокольников» до «Электрозаводской», а доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» можно будет за 18 вместо нынешних 40 минут.

Благодаря запуску Третьего пересадочного контура многие горожане получат метро в шаговой доступности. Ожидается, что ежедневно новой веткой будут пользоваться около миллиона человек.

Только на участке от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» метро станет ближе для 250 тысяч пассажиров. Жители Лефортова получат новую станцию, названную в честь района, а жители районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный и Соколиная Гора — возможность доехать до соседнего района без нескольких пересадок.

В то же время интенсивность движения наземного транспорта в этих районах уменьшится на 10–15 процентов.

Станция «ЦСКА» позволит болельщикам доехать до одноимённого футбольного стадиона, а «Нижегородская улица» («Карачарово») в будущем свяжет ТПК с Кожуховской линией. Это поможет быстрее добираться до работы жителям периферийных районов Некрасовка и Косино-Ухтомский.

Около музея-заповедника «Коломенское» построят станцию «Кленовый бульвар» с транспортно-пересадочным узлом. В его составе планируется открыть гостиницу, где во время культурных фестивалей смогут останавливаться участники и гости парка.

Станцию метро в шаговой доступности — «Севастопольский проспект» — уже через несколько лет дождутся жители районов Черёмушки и Зюзино, большинство из которых сегодня вынуждены добираться до подземки на общественном транспорте. А между оранжевой и красной ветками построят станцию «Улица Новаторов». Она к 2020 году не только обеспечит доступ к метро жителям Обручевского района, но и станет удобной пересадкой на ТПК для пассажиров из Коммунарки.

Жёлтую ветку из Рассказовки со вторым кольцом свяжет станция «Мичуринский проспект». Перейти с одной линии на другую пассажиры смогут по пешеходному мосту. Этой станцией будет удобно пользоваться около 62 тысячам жителей района Раменки, которым сейчас приходится по 20–30 минут ездить до «Проспекта Вернадского» или «Славянского бульвара».

Сразу две новые станции, «Аминьевское шоссе» и «Давыдково», улучшат транспортную доступность жителей районов Очаково-Матвеевское, Можайский и Фили-Давыдково. А благодаря станциям «Терехово», «Нижние Мнёвники», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха» станет удобнее проехать в районы Филёвский Парк и Хорошёво-Мнёвники.

История проектирования

Уже вскоре после открытия первой очереди Ленинградского метрополитена появились проекты развития, предполагающие наличие кольцевых линий, которые, аналогично другим кольцевым линиям, были призваны обойти центр города и пересекать все радиальные линии, таким образом разгружая их. Так, проект, предположительно, 1959 года, предусматривал линию, на юге города проходящую параллельно Центральной дуговой магистрали от современной станции «Ленинский проспект» на восток через «Московскую», «Проспект Славы» (тогда предполагалось назвать станцию в том районе «Волковский проспект»), «Ломоносовскую», далее по правому берегу вдоль Невы через Большую Охту, Полюстрово и «Выборгскую», а затем через «Петроградскую», уходящую на Крестовский остров к стадиону имени Кирова (перестроен в стадион «Газпром Арена»).

В виде отдельной линии предусматривался также участок от «Балтийской» до «Петроградской», включая промежуточные станции «Садовая улица» (западнее современной «Садовой», вглубь Коломны), «Площадь Труда», «8-я линия В. О.» (современная «Василеостровская»), «Стадион имени Ленина» (современная «Спортивная»), «Введенская» и «Площадь Льва Толстого» (современная «Петроградская»).

Позднее от строительства участка, соединяющего в широтном направлении южные районы города, отказались (такую связь тогда предполагалось возложить на неосуществлённый проект «Надземный экспресс»). Проект 1995 года объединял участки от «Василеостровской» до «Петроградской» и от «Петроградской» в сторону Правого берега в одну линию, имевшую проектное название «Охтинско-Петроградская». Из трассировки линии исчезла промежуточная станция «Введенская», а в районе пересечения с Правобережной линией трасса была смещена на восток, на станцию «Ладожская». Линию от «Василеостровской» до «Ладожской», состоящую из 10 станций, предполагалось ввести в эксплуатацию до 2010 года.

В проекте 2002 года у линии появились продолжения в обе стороны — на западе — от «Василеостровской» до «Нарвской» с промежуточной пересадочной станцией «Театральная» и «Площадь Репина». На востоке линию предполагалось от «Ладожской» продлить до станции «Ржевка», с двумя промежуточными станциями — «Ириновский проспект» и «Проспект Косыгина».

Согласно проекту, утверждённому на заседании правительства Санкт-Петербурга 23 января 2008 года, восточную часть линии за станцией «Площадь Калинина» было предложено запустить в составе планируемой Красносельско-Калининской линии, а уже затем объединить с Кольцевой линией (подобно тому, как до 2009 года были объединены линия 4 и линия 5). На западе линия также получила изменения в трассировке: пересадка на Правобережную линию была смещена западнее, на станцию «Большой проспект», а после этого линию планировалось довести до «Боровой».

На заседании городского правительства 28 июня 2011 года была утверждена новая перспективная схема развития Петербургского метрополитена. Кольцевая линия, наконец, получила полностью замкнутый контур. Трасса в районе пересечения с Кировско-Выборгской линией была смещена на север, до станции «Лесная», а на юге трассировка прошла через существующие станции «Нарвская», «Парк Победы», «Международная» и «Елизаровская», включив, в сумме с планирующимися пересадками и промежуточными станциями, 18 станций.

В 2014 году в районе Полюстрово были обозначены две новых промежуточных станции — Арсенальная и Полюстровский проспект. СМИ сообщили о решении городских властей начать инженерные изыскания на нескольких будущих линиях метрополитена, в том числе на первой очереди Кольцевой линии от «Большого проспекта-2» до «Лесной-2».

18 августа 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал план Кольцевой линии.

Количество вагонов в составах

Станции Кольцевой линии рассчитаны на приём восьмивагонных поездов (стандартной длины), однако такие поезда по ней никогда не ходили. На Кольцевой линии перегруженными являются центральные вагоны поезда (поскольку напротив них чаще всего располагаются переходы на другие станции), а крайние вагоны относительно свободны. В связи с этим добавление седьмого и восьмого вагонов практически не разгрузило бы линию, когда там ходили вагоны 81-717/714. В настоящее время, поскольку на линии сейчас эксплуатируются исключительно 5-вагонные составы «Русич», которые по длине примерно равны 7,5 вагона «номерных» (один Русич примерно равен 1,5 «Номерному»), проблему можно считать частично решённой.

Количество вагонов Годы
4
6
4 (типа «Русич»)
5 (типа «Русич») с

По данным 2010 года, на линии задействовано около 230 вагонов.

Первый этап стройки


Участок от «Делового центра» до «Петровского парка» длиной 10,5 км строители планировали открыть еще в прошлом году, затем перенесли срок на лето этого года. Для метростроевцев этот участок оказался непростым из-за насыщенного водой грунта.

Сейчас все станции практически готовы, осталось навести последний марафет.»Хорошёвская» станет второй станцией метро с буквой «ё» в названииСтанцию «Шелепиха» проложили на глубине 40 метров. Она будет иметь два вестибюля с выходами на Шелепихинское шоссе и к Шмитовскому проезду. Пассажиры смогут с нее пересесть на одноименную станцию МЦК, не выходя на улицу.

Концепция станции «Хорошёвская». Фото: stori.mos.ru

На станции «Хорошёвская» завершили облицовку пола, колонн и путевых стен, а также смонтировали эскалаторы. Новая станция будет расположена вдоль Хорошевского шоссе, к ней примыкают улицы Куусинена и четвертая Магистральная. Восточный вестибюль украсят художественными композициями по мотивам картин Казимира Малевича и его последователей – Родченко, Поповой и Экстер. «Хорошёвская» станет второй станцией московского метро в названии которой будет буква «ё». Первой станцией с буквой «ё» стала станция «Тропарёво» на Сокольнической линии, открытой 8 декабря 2014 года. «Хорошёвская» будет связана переходом со станцией «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии.

Концепция станции «ЦСКА» (старое название «Ходынское поле»). Фото: stori.mos.ru

Работы на «ЦСКА» завершатся осенью, обещают метростроевцы. Станцию на глубине 30 метров оформят в традиционных цветах московского футбольного клуба ЦСКА – синем и красном. Своды украсят картины, посвященные разным видам спорта, а на платформе установят бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста высотой около пяти метров. На постаментах скульптур выбьют герб ЦСКА.

Южный вестибюль станции выходит в парк «Ходынское поле», который сейчас возводят, а северный к дворцу спорта «Мегаспорт». Станция должна разгрузить другие станции метро: «Полежаевскую», «Сокол» и «Аэропорт». Предположительно, в сутки ей будут пользоваться до 120 тысяч человек, 12 тысяч человек в час пик. При желании с «ЦСКА» можно будет пересесть на станцию Зорге МЦК. Идти до нее примерно 20 минут, но планируют создать с удобный пешеходный проход.

Концепция станции «Петровский парк». Фото: stroi.mos.ru

Станция «Петровский парк» появится возле реконструируемого стадиона «Динамо». У станции будет два выхода на обе стороны Ленинградского проспекта и переход на станцию «Динамо». Цветовой фон станции будет выдержан в бело-зеленых тонах. Стены облицуют мрамором, а пол выложат гранитом. На платформе установят два ряда колонн. Ежедневно станция сможет принять 240 тысяч пассажиров, а в часы пик через нее будут проходить 24 тысячи человек в час.


С этим читают