Категории водительских прав: расшифровка 2019 года

Условия перевода

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию? В федеральном законе прописаны все условия, при которых такая смена возможна. Перевод выполняется в следующих обстоятельствах:


  • консервация земли;
  • организация природоохранных заповедников;
  • строительство производственных объектов на сельхозземлях;
  • строительство магистралей, ЛЭП и др;
  • объединение негодных земель с лесным, водным фондами или фондом запаса;
  • добыча полезных ископаемых;
  • строительство объектов ЖКХ;
  • исполнение международных гарантий в оборонных целях.

Нельзя осуществлять перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию в случаях, если их кадастровая стоимость выше на 50 процентов или дороже земель в муниципальном поселении или городском округе.

Также нельзя поменять категорию земельного участка сельхозназначения, если на нем выращиваются особенно ценные сельхозпродукты.

При создании территории с особой охраной часто бывает не нужно согласие собственника.

Такого согласия не нужно и при изменениях границ населенного пункта, и при размещении на сельхозземлях государственных или муниципальных объектов.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянское (фермерское) хозяйство признается в законе самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Для ведения предпринимательской аграрной деятельности крестьянское хозяйство в установленном законом порядке приобретает земельные участки не свыше норм, установленных законодательством субъектов Федерации.

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей закон признает за дееспособным гражданином, достигшим 18-летнего’ возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедшим специальную подготовку. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают участие в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

Земельными участками крестьянские хозяйства наделяются по двум вариантам. Первый активно использовался в ходе осуществления земельной реформы в первые годы ее проведения. Законом было разрешено членам колхозов, работникам совхозов без их согласия выйти из названных хозяйств и создать крестьянское (фермерское) хозяйство. Выходящим из колхозов и совхозов выделялось имущество и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Заявление начинающего фермера вместе с протоколом или приказом руководителя сельскохозяйственной организации и представлением сельской, поселковой администрации передавалось на решение районной администрации, которая принимала решение в месячный срок. Отказ в предоставлении земельного участка разбирался в судебном, порядке. Земельный участок крестьянину-фермеру выделялся из земель хозяйства в размере среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность гражданам. Сверх этой нормы крестьянское хозяйство могло приобрести дополнительно земельный участок за плату либо на праве пожизненного наследуемого владения или в аренду из земель, находящихся в ведении местной администрации.

По второму варианту земельные участки получали граждане, изъявившие желание перейти на работу в сельское хозяйство (переселенцы и др.). Для организации крестьянского (фермерского) хозяйства они подавали заявление непосредственно в районную администрацию. Земельные участки в установленных размерах бесплатно выделялись им из специального фонда перераспределения земель, создаваемого в ходе земельной реформы.

В действующем законодательстве нет четкого ответа на вопрос: кто является собственником земельного участка, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству, — само хозяйство, его глава или все члены данного хозяйства?

Гражданам, ведущим крестьянское хозяйство, предоставлены следующие земельные права:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле; возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;
  • в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;
  • совершать разрешенные земельным законодательством сделки по поводу земли (обменивать, сдавать в аренду, передавать по наследству, продавать, сдавать в залог и др.);
  • право собственности на произведенные на земельном участке посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную продукцию и доходы от ее реализации;
  • в случае выкупа для государственных и муниципальных нужд право на получение полной стоимости земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду.

Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:

  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее -плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
  • своевременно вносить земельный налог и арендную плату;
  • своевременно предоставлять установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
  • возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия почв, допущенного по его вине.

Категория и вид разрешенного использования земель населенных пунктов

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов закреплены Градостроительным Кодексом РФ. В соответствии с нормами действующего законодательства устанавливаются градостроительные регламенты. С их помощью регулируется застройка определенного населенного пункта.

К землям сельхозназначения относят следующие участки:

  1. Предназначенные для с/х использования (выращивание растений, разведение скота).
  2. Предназначенные для с/х производства.

Вышеуказанные категории в корне отличаются друг от друга.

В Земельном кодексе прописано, что к землям с/х назначения относят участки, расположенные за границами населенного пункта.

Правоприменительная практика

В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2013 года указано следующее: изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Под другой категорией здесь подразумевается категория «земель населенных пунктов».

Однако по каким-то причинам некоторые собственники вместо запуска механизма включения своих земельных участков сельхозназначения в границы населенных пунктов стали обращаться в администрации сельских поселений, к границам которых они относились, с ходатайствами об изменении вида разрешенного использования с сельхозпроизводства на дачное строительство.


В 2013 году в Высокогорском районе Республики Татарстан по протесту прокуратуры отменено ранее вынесенное постановление исполкома муниципального района. Постановлением был изменен вид разрешенного использования земельного участка заявителя, входящего в состав Алан-Бексерского сельского поселения, с сельхозпроизводства на дачное строительство.

В 2015 году по иску прокуратуры отменено судом принятое в 2013 году постановление главы администрации Пригородного сельсовета Бузулукского района Оренбургской области, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка сельхозназначения под дачное строительство.

В 2017 году Росреестр отказался регистрировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, которое было установлено распоряжением администрации Манжерокского сельского поселения Республики Алтай.

Вопиющий случай произошел в Уфимском районе Республики Башкортостан, где пайщики земельного участка решили сменить вид его разрешенного использования и обратились для этого в администрацию, которая правомерно отказала в удовлетворении ходатайства. Пайщики, которые уже организовали дачный кооператив «Дуслык», обратились в арбитражный суд. Удивительно, но Арбитражный суд РБ, а вслед за ним Апелляционный суд Челябинской области приняли сторону дачников и обязали администрацию организовать публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования. Администрация уже в кассационном суде добилась отмены решений нижестоящих судов, но многие участки были проданы новым собственникам, которые возвели на них дома, хотя разрешенное использование так и осталось «для сельхозпроизводства». А в 2018 году данным собственникам предъявили требования о сносе строений. Остается только посочувствовать владельцам недвижимости, поскольку жилой дом зарегистрировать они на своих участках не смогут, т. к. он является ничем иным, как самовольной постройкой. Думаю, что даже через суд ее узаконение не возможно.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию

Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:

  • изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
  • включение новых земельных участков в уже существующие границы.
  • исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.

Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.

Подробная пошаговая инструкция

Как перевести участки сельхозназначения в другую категорию? Если возникла такая необходимость, первым делом нужно будет подать ходатайство. Перед этим следует убедиться в том, что данный участок находится на кадастровом учете и зарегистрирован как объект собственности в Росреестре.

Необходимые документы

Помимо прошения, при обращении в уполномоченный орган понадобятся такие бумаги, как:

  1. данные из государственного земельного кадастра со сведениями о земельном объекте;
  2. копия паспорта гражданина либо выписка ЕГРИП или ЕГРЮЛ для ИП и юридических лиц;
  3. данные из Росреестра;
  4. заключение государственной экологической экспертизы, если предполагается изменение земли сельхозназначения на особо охраняемую природную территорию;
  5. согласие собственника земли.

По действующим в стране законам заявитель собственноручно предоставляет только документ, подтверждающий личность, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ и согласие правообладателя участка.

Прочие же документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся. Однако распространены ситуации, когда уполномоченные органы требуют от просителя предоставления всего пакета бумаг.

Составление ходатайства

В ходатайстве обязательно должны быть отражены:

  • права собственности на землю;
  • кадастровый номер объекта;
  • настоящая категория земли;
  • интересующая категория земли для перевода;
  • причина, по которой изменяется целевое назначение сельскохозяйственного объекта.

Также указываются все приложенные документы, необходимы для осуществления сделки по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

  • Скачать бланк ходатайства о смене целевого назначения земельного участка
  • Скачать образец ходатайства о смене целевого назначения земельного участка

Стоимость и госпошлина

Госпошлина будет составлять 30% от кадастровой стоимости земельного объекта (о методике расчета стоимости участка сельскохозяйственного назначения, можно узнать здесь). Чтобы ее узнать, на сайте Росреестра можно получить в течение пяти дней выписку из государственного кадастра, либо подать заявку в многофункциональный центр.

Куда обращаться и подавать бумаги?

Рассматривать прошения об изменении целевого назначения земельного объекта уполномочены:

  1. Правительство России, если речь идет о землях в государственной собственности.
  2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в отношении территорий, находящихся в собственности субъектов России и земель сельскохозяйственного назначения в частной собственности.
  3. Органы местного самоуправления – если речь идет не о сельхоз землях.

Ходатайства по переводу сельхоз земель в другую категорию необходимо подавать либо в Правительство России, либо в органы исполнительной власти субъектов.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Прошение должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев при подаче его в исполнительный орган власти и до трех месяцев – Правительством России. Ответ должен быть получен в течение 14 дней со дня принятия решения.

В исключительных случаях, если требуется запрос в другие госорганы или органы местного самоуправления, уполномоченное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать календарных дней, уведомив заявителя.

Дачный поселок у моря

Так, в неприятной ситуации оказалось предприятие, которое несколько лет тому назад начало строить в районе улицы Жени Дерюгиной в Симферополе мусороперерабатывающий завод мощностью 150 тысяч тонн отходов в год. Инвесторы собирались открыть производство в апреле 2018 года, в строительство намеревались вложить 96 миллионов рублей. И хотя проект возведения комплекса в 2017 году одобрил Совет по улучшению инвестиционного климата РК, завод, толком не начав работать, в прошлом году закрылся. Власти республики внезапно заявили, что построенное в полукилометре от жилого массива предприятие с вредным производством, вызывавшее недовольство жителей микрорайона Каменка, необходимо переместить.

Как коронавирус повлиял на реализацию инвестпроектов в Крыму


В Феодосии местный житель Дмитрий Чередников в 2006 году, работая в колхозе, получил участок из земель сельхозназначения в селе Береговом. В прошлом году он задумал построить здесь коттеджный поселок, поскольку, согласно принятому генплану Феодосии, тот включен в зону Ж-1, то есть застройки индивидуальными жилыми домами.

— Власти отказывают мне в возможности вести строительство, поскольку это земля сельхозназначения. Однако участок включен в границы населенного пункта, — говорит Дмитрий. — Участок находится рядом с жилыми домами, поэтому его никак нельзя использовать для ведения сельского хозяйства.

В похожей ситуации оказался инвестор из Сыктывкара Олег Винокуров, решивший строить дачный поселок. Госкомрегистр категорически отказался изменить категорию и вид разрешенного использования двух из трех земельных участков. По мнению предпринимателя, отказ абсолютно необоснованный.

Сверившись с генпланом муниципалитета, Винокуров приобрел три земельных участка сельскохозяйственного назначения, рассчитывая затем изменить существующий вид разрешенного использования. Он намеревался построить на них дачи для северян. Согласно принятому Феодосийским горсоветом осенью 2018 года генплану, все три участка включены в границы села. Норма же Земельного кодекса РФ гласит, что земли сельскохозяйственного назначения всегда находятся за границами населенных пунктов.

В Крыму иностранный инвестор вложит миллиард рублей в производство рыбопродуктов

— Пообщавшись с земляками, я понял, что такие дачные дома востребованы, — рассказывает Олег. — Для покупки земли взял в банке кредит.

По словам предпринимателя, на трех участках общей площадью около 15 гектаров планировалось разместить 140 одно- и двухэтажных домов с приусадебными участками по 8 — 10 соток.

— Причем я собирался на собственные средства провести туда коммуникации и оборудовать проезд между домами, — уточнил он.

Весной прошлого года Винокуров приступил к переводу земельных участков из одной категории в другую, для чего обратился в администрацию города и министерство имущественных и земельных отношений Крыма.

— Утвержденный генплан подвиг меня к приобретению участков, — говорит Олег. — Я никогда не думал выращивать там рожь или строить ферму. Да и после включения земель сельхозназначения в границы населенного пункта использовать их таким образом нельзя, поскольку они уже находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Поэтому я рассчитывал при учете участков Госкомрегистром на беспрепятственное изменение их категории и вида разрешенного использования.

Порядок действий

Рассмотрим типичный случай смены ВРИ участка под «Огородничество», расположенного на землях поселений.

Обратиться с ходатайством о смене ВРИ земли имеют возможность лица, владеющие участком на праве собственности.

В случае, когда на руках у владельца надела нет документов, подтверждающих законность владения участком, рекомендуется в первую очередь заняться подтверждением своих прав.

Заявитель направляет ходатайство и пакет сопроводительных документов в комиссию по вопросам смены видов разрешенного использования земли (или аналогичный совещательный орган) администрации поселения.

В заявлении в обязательном порядке указывается:

  • лицо, владеющее участком,
  • кадастровый номер надела,
  • категория и имеющийся ВРИ земли,
  • желаемый вид использования.

Подкрепляют ходатайство следующие документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • ксерокопия паспорта владельца земли;
  • планово-картографический материал;
  • для коммерческих структур — выписка из ЕГРИП (ЕГРЮЛ).

В случае подачи заявки от имени арендатора участка или другого лица, пользующегося, но не владеющего землей, потребуется приложить согласие собственника надела.

Еще один вариант — подача ходатайства от лица собственника земли третьим лицом. В этом случае необходимо предоставить доверенность на предъявителя.


В тридцатидневный срок выносится решение о смене ВРИ огородной земли или отказ в проведении мероприятия.

Решение органа власти об удовлетворении ходатайства заявителя является основанием для изменений информации в Земкадастре.

Возможность смены для участков на землях сельхозназначения

Расположение огородных участков вблизи населенных пунктов — единственное условие, наличие которого делает возможным изменение категории земель «Сельскохозяйственное назначение» на «Земли поселений».

Только в этом случае возможен пересмотр границ населенного пункта и включение в его состав соседствующих огородных земель, если процедура будет признана целесообразной.

Если расположение вашего участка удовлетворяет вышеуказанному критерию, имеет смысл направить заявление о смене категории земли и ВРИ участка в орган местного самоуправления — для оценки целесообразности инициируемой процедуры.

При положительной оценке ходатайства местными властями заявление и пакет документов передаются в администрацию областного правительства для принятия окончательного решения.

Общая продолжительность процедуры в этом случае может достигать двух месяцев без учета времени, необходимого на уведомление заявителя о принятом решении.

Являющихся частью коллективной собственности

Если вы являетесь собственником земли, являющейся частью общего надела, принадлежащего огородному товариществу, то имеете право инициировать смену ВРИ участка.

Рекомендуемый порядок действий здесь такой:

  • Вынесение вопроса о смене разрешенного использования земли на общее собрание участников товарищества.
  • При получении поддержки рассматриваемого вопроса большей частью коллектива, провести обмер своего участка и поставить его на кадастровый учет.
  • К пакету документов, направляемого в местную администрацию, приложить копию подписанного протокола собрания, подтверждающего согласие совладельцев земли, а также документы, удостоверяющие ваше членство в товариществе.

Подробнее об особенностях перевода земель, находящихся в коллективном пользовании, можно прочитать в статье Как перевести участок из СНТ в ИЖС.

Отмена категорий и переход к зонированию

Деление на категории признано малоперспективным направлением в учете и распределении земель, и в Правительстве РФ активно ведется подготовка к внедрению нового законопроекта, который утвердит изменения к ЗК РФ.

С 2018 г. планируется перейти к зонированию территорий. Зонирование вместо 7-ми категорий включает 14 зон, среди которых будут жилая, промышленная и пр. Процесс перевода из одной зоны в другую планируется упростить.

Бездумный и безразличный подход к делению земель на категории недопустим, каждый случай следует рассматривать индивидуально

Важно главный ресурс страны сохранить, особенно это касается плодородных земель. Разумеется, будет развиваться промышленность, осваивая новый территории, и будет продолжаться развитие жилищного строительства

Перевод из одной зоны в другую должен проводиться специалистами, небезразличными к соблюдению интересов государства, но это возможно, так как деление на зоны – условное.

Информация о землях по-прежнему доступна, и каждый может выбрать свободный участок, чтобы оформить право пользования им на 5, 10, 49 лет или иной промежуток времени, но только в пределах, разрешенных для каждой из зон.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.


С этим читают