Состав архсовета москвы скоро изменится

С рынка – в госсектор

Предложенная Сергею Кузнецову должность выглядела одновременно привлекательно и пугающе – она явно предполагала большие перемены. На ней он сменил представителя прежней команды – Александра Кузьмина. Новая городская власть четко расставляла приоритеты: стройкомплекс должен выйти из-под контроля предыдущих управленцев, накопившиеся претензии к визуальной составляющей лужковской Москвы должны были остаться в прошлом. Сначала бессменный руководитель городского стройкомплекса Владимир Ресин получил почетное звание советника при Марате Хуснуллине, которого назначали ответственным за стройку (их кабинеты в Департаменте строительства находятся практически через дверь), а вскоре архитектор Кузьмин ушел в отставку, освободив место для преемника.


Сергей Кузнецов искренне любил свою работу в архитектурном бюро, работа отвечала тем же: награды, выступления, проекты, за которые не стыдно. «Работа и жизнь для людей творческих – неразделимые вещи. Ты не можешь сказать, что сегодня до 8 вечера работаю, а потом уже точно не работаю, – так не получается», – рассуждает он. Работать с гением – а Сергея Чобана, известного как минимум башней «Федерация» в Москве и «Домом Бенуа» в Петербурге, именно так и зовут многие коллеги – непросто: это давит на эго. «Один Сергей всегда был просто талантливый администратор и небезынтересный архитектор, второй – действительно гений, причем даже в части акварелей и графики, которые оба так любят», – говорит общий знакомый обоих архитекторов. Чобан, рассказывают свидетели, мог идти по Риму с блокнотом и внезапно остановиться, чтобы сделать наброски фонтана Треви, – через минуту вокруг собирались заглядывающие через плечо восхищенные зеваки. Кузнецов тоже гордится своими работами не меньше и даже выставляется в МАММ.

Акварели, успешный бизнес и ин­тересные проекты, которые ты сам можешь выбирать, – с одной стороны. Возможность формировать облик города, особенности работы госаппарата, гораздо ­более влиятельные коллеги-чиновники – с другой. Решение, говорят знакомые, далось Кузнецову не так просто, но принять его помогли партнеры: Сергей Чобан и Дмитрий Десятников потратили целый вечер, чтобы объяснить Кузнецову, какие перспективы открываются перед коллегой.

В январе 2012 года, комментируя назначение Сергея Кузнецова, Чобан говорил: «Это очень профессиональный человек, он талантливый архитектор и организатор градостроительных процессов. Можно только порадоваться за Москву, что у нее появился такой молодой и энергичный главный архитектор». Профессор МАРХИ Евгений Асс в беседе с «Интерфаксом» называл Кузнецова «опытным, творческим, креативным, молодым и энергичным», с «хорошей европейской выучкой и отличным европейским вкусом».

Сам Кузнецов на пятом году службы относится к своей должности философски (философией он тоже страстно увлечен): «Я не знал, что окажусь на такой позиции, это стало абсолютной неожиданностью для меня, но я понимаю, что это временная история. Сегодня я главный архитектор, вчера я им не был, и завтра я им тоже не буду». Возможно, это отношение помогает ему избе­жать головокружения от высокой должности: «Я – человек из совершенно обычной семьи, вырос в совершенно обычной пятиэтажке, которые сейчас попадают в реновацию, стал главным архитектором города…»

Позиция

  • «В Москве действительно появилось много зданий, у которых не те объёмы, а главное — не те функции, которые нужны москвичам. Объяснение этому чаще всего звучало одно: у Лужкова плохой вкус. Но не он же сам рисовал эти дома! Я считаю, что это ответственность архитекторов, которые держали в своих руках карандаш».
  • «Я не назвал бы себя явным приверженцем современной архитектуры в том понимании, в котором она бытует: эффектные, потрясающие воображение здания, с использованием суперсовременных материалов… Я как раз считаю, что архитектура должна быть неизбежно привязана к месту. И то, что хорошо, скажем, для Нью-Йорка, будет не так хорошо для Москвы».
  • «Я счастлив, что благодаря принципиальной позиции мэра Москвы Сергея Собянина международные конкурсы становятся практикой для Москвы, и через них мы выбираем реально очень сильные проекты, которые, в случае их реализации, могут стать одними из лучших в мире».

Биография

Окончил среднюю школу № 329 (1994) и Московский архитектурный институт (2001), факультет ЖОС, группа В. А. Шульрихтера и А. А. Великанова.

С 2000 г. — партнер и генеральный директор архитектурной мастерской «СЛК-Проект», с 2003 г. — партнер и генеральный директор архитектурной мастерской С. П. Проект. В 2006 г. бюро «С. П. Проект» вошло в состав объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов», а Кузнецов стал его руководящим партнёром гг. — руководящий партнер архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов» в Москве; в 2008 г. совместно с Сергеем Чобаном выступил соучредителем архитектурного журнала speech:. «Профессиональное кредо действующего главного архитектора сформировалось, прежде всего, в годы его совместной работы с Сергеем Чобаном в качестве соруководителя проектного бюро SPEECH. Ключевые постулаты общей для двух мастеров „корпоративной философии“ внешне, может быть, и не слишком оригинальны, но очень значительны и амбициозны по самой своей сути».

В 2010 г. участник Проекта «Фабрика Россия» для экспозиции российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции, в 2012 г. — со-куратор экспозиции «i-city/i-land» проекта «Сколково» российского павильона на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции. Экспозиция получила специальный приз (special mention) жюри Биеннале. В 2016 г. — куратор экспозиции Российского павильона на XV Архитектурной Биеннале в Венеции V.D.N.H. URBAN PHENOMENON.

В 2012 г. назначен на должность главного архитектора Москвы — первого заместителя председателя Москомархитектуры. В 2013 г. назначен также председателем Архитектурного совета г. Москвы, а в 2014 г. — председателем Градостроительного совета Фонда Сколково.

С 2014 г. почётный профессор Московского Архитектурного института (МАрхИ).

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2010.
  2. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 января 2015.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 января 2015.
  6. . Архсовет Москвы. Дата обращения 27 мая 2020.
  7. . madeinfuture.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  8. . www.archplatforma.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  9. ↑ . www.mos.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  10. . www.archplatforma.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  11. . archplatforma.ru. Дата обращения 27 мая 2020.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 мая 2014.
  18. Преклонение перед Италией
  19. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  20. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  21. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  22. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  23. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  24. . Дата обращения 14 декабря 2016.
  25. . tvkultura.ru. Дата обращения 14 декабря 2016.
  26. . tatlin.ru. Дата обращения 20 мая 2020.

Влиятельность

Одновременно с назначением Сергея Кузнецова московские власти провернули административную реформу, еще больше урезав полномочия главного архитектора. Фактически Кузнецов на этой должности теперь отвечает только за стратегию архитектурного развития и визуальную составля­ющую города, а за административно-хозяйственную – совсем другие люди. Историк архитектуры Владимир Паперный говорит, что Кузнецов – и архитектор хороший, и человек достойный, проблема только в самой должности. «Например, роль предыдущего главного архитектора сводилась к перечерчиванию генплана Москвы, когда Лужков отдавал придворным застройщикам кусок Москвы, предназначенный, скажем, для развязки или парка», – объясняет он.

«Проблемы с уродством возводимых ­зданий при Кузнецове не стало – это его заслуга, видная обывателю. То, что обыватель не видит и в чем никогда не разберется, – более сложные градостроительные вещи: контакты с девелоперами, определение рынка. Они отданы совсем другим людям», – утверждает московский бизнесмен, вхожий в мосправительство. На планерках в мэрии, говорят, между Кузнецовым и представителями стройкомплекса нередко возникают споры, и в отсутствие административных рычагов главный архитектор берет другим – мастерством презентации. Знакомые Кузнецова рассказывают, что тот может убедить мэра в своей позиции по спорному вопросу, за несколько дней проведя большое исследование и составив презентацию в жанре «почему так делать не нужно». «Он лучший клерк среди архитекторов и лучший архи­тектор среди клерков», – говорит медиаменеджер Демьян Кудрявцев, знакомый с Кузнецовым и Чобаном. Архитектор, пожелавший остаться анонимным, говорит, что Кузнецов все равно воспринимается как свой человек в ­мосправительстве: «Все-таки он пришел из архитектурного бизнеса, а это уже плюс для Москвы. Он из тех чиновников, которые зарабатывают вес проведенным на должнос­ти временем, и он явно его заработает».

Видимо, к моменту определения внешнего облика «Зарядья» административный вес Кузнецов уже имел: вопреки пожеланиям рьяных государственников, в окрестностях Варварки не выросла Аллея воинской славы, а авторитетные архитектурные институции включают парк в список самых ожидаемых проектов. «Мне кажется, Кузнецов – однозначный плюс для города в тех обстоятельствах, которые есть. Он может убеждать в том, как нужно сделать, чтобы было красиво, он гораздо меньше привязан к старой школе, чем его предшественники», – говорит Игорь Садреев, который регулярно общался с Кузнецовым, пока возглавлял городской портал The Village.

«Зарядье»

Кузнецов помогал проекту как мог, но, говорит Владимир Паперный, не он один: Петр Кудрявцев из бюро Citymakers активно отстаивал идею «Зарядья», предложенную DS+R (архбюро Diller Scofidio + Renfro разработало концепцию парка. – Прим. GQ). Работы DS+R – шедевры, но с «Зарядьем», объясняет он, оказалось сложнее: «Они не знают Москвы, как происходит принятие архитектурно-строительных решений и еще много чего про современную Россию». По замыслу заказчика, «Зарядье» – имперский парк, по замыслу проектировщика – космополитичный. Сейчас «Зарядье» ближе к таким футуристичным паркам, как cингапурский Gardens by the Bay. Но чем он окажется спустя годы – неизвестно. Если искать двусмысленность в «Зарядье», то ее легко найти, нужно просто учитывать контекст, в котором существует парк, по задумке авторов, рассказывающий «о другой» России. Рядом, на Васильевском спуске, празднуют присоединение Крыма, на Большой Каменный мост уже два года несут цветы. Главный архитектор капитализма Альберт Кан, вспоминает Паперный, с 1929 по 1932 год построил в СССР 500 заводов, но они получились социалистическими.

Сергей Кузнецов стоит на холме в «Зарядье». Мимо проезжает очередная березка. Главный архитектор Москвы доволен. Он смотрит на городской театр.

Фото: András Fekete; иллюстрация: Сергей Кузнецов; пресс-материалы

Архитектурный рисунок

Важной сферой деятельности Сергея Кузнецова является архитектурный рисунок. Он активно пропагандирует и популяризирует эту область деятельности

Кузнецов является членом Американского Общества Архитектурных иллюстраторов (ASAI), входит в жюри открытого международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика», участвует в работе Музея архитектурной графики в Берлине. Работы Кузнецова были представлены на выставках: «Только Италия! Архитектурная графика XVIII—XXI вв.» (Москва, Государственная Третьяковская Галерея, 2014), «АРХ Москва» 2013. В 2014 г. в издательстве SKIRA (Италия) вышла книга рисунков Сергея Кузнецова «Sergey Kuznetsov. Architecture Drawings».

Летом 2017 года в Московском Мультимедиа Арт Музее прошла выставка акварелей и графики Сергея Кузнецова «Личный контакт. Архитектурная графика». К этому событию был приурочен выпуск второй книги рисунков, которая получила название «Чувство города». В ней собраны работы Сергея Кузнецова и рассказы знаменитых деятелей культуры, которые поделились опытом от встреч с разными городами планеты.

Основные проекты

Москва

Многофункциональный, офисно-деловой комплекс на Озерковской набережной в Москве.

Его реализация

  • Многофункциональный деловой комплекс на Новоданиловской набережной, вл. 6. 2009 г.
  • Многофункциональный гостиничный и спортивно-оздоровительный комплекс «Кемпински-Березки». Московская область, Мытищинский район, поселок Поведники. 2007 г.
  • Офисно-административный комплекс Delfos-Плаза. Можайский вал, вл. 8. 2009 г.
  • Многофункциональный офисно-административный комплекс на ул. Заречной, вл. 4Б, стр. 1, 2, 3. 2008 г.
  • Многофункциональный офисно-административный комплекс в Береговом проезде, 5.
  • Жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения и детским садом на территории завода «Каучук», ул. Усачева, д. 11 к. 2. 2007—2009 гг.
  • Проект планировки территории жилого района, Московская область, Пятницкое шоссе, Красногорский район, сельское поселение «Отрадненское», вблизи деревни «Марьино». 2007—2009 гг.
  • Многофункциональный комплекс на Одесской улице, д. 2. 2007—2008 гг.
  • Жилой комплекс на ул. Сущевская 25, 27, ул. Палиха 10. 2008—2009 гг.
  • Многофункциональный телекоммуникационный центр «Останкино», ул. Академика Королёва, 15. 2009 г.
  • Жилой дом в 6-м Ростовском пер., вл. 6, дом 6, 4а. 2008—2009 гг.
  • Градостроительная концепция и разработка стилевых направлений для жилого района Рублево-Архангельское. Г. Красногорск, Московская обл. 2007—2008 гг.
  • Мастерплан застройки и развития квартала № 270, ограниченного Садовым кольцом, улицами Сретенка и Трубная и Малым Сухаревским переулком. 2007—2009 гг.
  • Коттеджный посёлок «Усадьба Бергов», Московская обл., Нарофоминский р-н, пос. Первомайское. Проект: 2007—2009 гг. Строительство: 2008—2010 гг.

Санкт-Петербург

  • Реконструкция здания под жилой многофункциональный комплекс, Калининский район, Гражданский проспект д. 14, лит. В.
  • Проект реконструкции многоквартирного жилого дома на Невском проспекте, д.1/4 лит. А. 2008—2009 гг.
  • Развитие подземного пространства под площадью Восстания. 2007—2008 гг.

Казань

Дворец водных видов спорта по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская, Ново-Савиновский район. 2010


Комплекс телерадиокомпании «Новый век», ул. Краснококшайская. 2008—2009 гг.

Нижний Новгород

Многофункциональный гостиничный комплекс «Кемпински Плаза», Нижневолжская наб., Гребной канал, 1. Проект: 2007—2008 гг. Не построен.

Ростов-на-Дону

Бизнес-центр класса «А» «Пять морей». Нижнебульварная ул., д. 4-6. Проект: 2005—2008 гг. Строительство: 2007—2010 гг.

Сочи

Медиацентр (Международный вещательный центр и Главный пресс-центр) Олимпиады в Сочи 2014.

  • Морской курорт «Остров Федерации». Хостинский район, мыс Видный. 2008 г.
  • Конкурсный проект стадиона открытия Зимних Олимпийских Игр 2014 года в г. Сочи. 2009 г.
  • Многофункциональный комплекс с апартаментами «Актёр-Гэлэкси». Хостинский район, Курортный проспект 105 А. 2007 г.

Украина. Киев

Многофункциональный гостиничный комплекс «Кемпински Плаза», Бульвар Леси Украинки, вл. 7-9. Проект: 2008—2009 гг. Строительство: 2009—2012 гг.

Как строилось «Зарядье»

Сергей Кузнецов в медиацентре парка «Зарядье».

Изначально никакого парка в историческом центре Москвы и не планировалось. В советские времена здесь хотели установить очередную сталинскую высотку, потом возникла гостиница «Россия». В 2004 году, пока Кузнецов еще работал в своей архитектурной мастерской «С.П.Проект», а город находился в безраздельной стратегической и стилистической власти Юрия Лужкова, решено было избавиться от «России» – на ее месте планировалось построить новый квартал. В конкурсе за право застраиват­ь лакомый кусок победила близкая тогда к городским властям компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. Потом отношения мэра и Чигиринского разладились, девелопера оттеснили от проекта, а позже с поста мэра потеснили и Лужкова. На месте «России» продолжил зиять пустырь.

Проект парка «Зарядье». Закругленный прогулочный мост практически достроен.

С замыслом «подарить Зарядье москвичам», а не отдавать его под коммерческую стройку, в январе 2012 года выступил Владимир Путин – в­ мае ему предстояло вернуться из премьерского кресла в президентское, так что идея разбить парк в центре Москвы возникла как раз вовремя. Вся потенциально коммерческая часть района Зарядье – а она осталась – отошла в другие, более надежные руки. Эти руки принадлежали юристу и бизнесмену Дмитрию Шумкову – человек­у, проверенному во всех смыслах. Работал в прокуратуре в Удмуртии, уже в 29 лет ушел в бизнес и быстро нашел влиятельных знакомых и мелькал в одних фотохрониках с первыми лицами. Именно Шумков в 2012 году лично показывал Владимиру Путину комплекс технологического оборудования для Дальневосточного федерального университета и получал из рук Дмитрия Медведева высшую юридическую премию страны «Юрист года». «Но связываться с ним не хотелось – не всегда высокие знакомства партнера гарантируют отсутствие проблем лично для тебя», – говорит один из преуспевающих московских адвокатов, попросивший не называть его имени. Именно компания Шумкова в 2014 году получила право строить гостиницу на Варварке – рядом с «Зарядьем». Это потом, в 2015 году, Шумков повесится на галстуке в своих апартаментах в Сити, а право строить гостиницу перей­дет другим людям: сыну известного певца и посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль-оглы, выходцам из семьи Илиевых и Нисановых – владельцев ТЦ «Европейский», а еще Артему Дюмину (брату губернатора Тульской области). Но тогда, в 2012 году, все шло как и полагается при строительстве таких масштабных объектов: градозащитники возмущались сносом исторических объектов, смета стройки продолжала расти. А в своем новом кабинете на Триумфальной площади, 1, продолжал работать назначенный в 2012 году новый главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, возглавляющий авторский коллектив проектировщиков «Зарядья».

Выставки

  • 2006 г. — участник выставки «АРХ Москва».
  • 2008 г. — участник выставки MIPIM в Каннах, Франция.
  • 2008 г. — участник выставки «Берлин-Москва», в рамках Инвестиционного Форума в Сочи.
  • 2009 г. — участник выставки «Новая жизнь Сретенки. Обновление исторического квартала» в галерее «Aedes», Берлин. Остальные участники: Владимир Плоткин («ТПО РЕЗЕРВ», Сергей Чобан («SPEECH Чобан & Кузнецов»), Елена Никулина (мастерская № 20, ГУП «Моспроект-2» им. М. В. Посохина), Павел Шабуров («SPEECH Чобан & Кузнецов»), Владимир Остапенко.
  • 2009 г. — соавтор дизайна выставки «(НЕ)ПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС», победившей в конкурсе кураторов российской архитектуры и демонстрировавшейся на XVII Международном фестивале «Зодчество».
  • 2010 г. — соавтор дизайна экспозиции «Проект «Фабрика Россия» Российского павильона на XII Архитектурной Биеннале в Венеции.
  • 2012 г. — со-куратор экспозиции «i-city/i-land», посвященной проекту инновационного центра «Сколково», Российского павильона на XIII Архитектурной Биеннале в Венеции. Экспозиция получила специальный приз (special mention) жюри Биеннале.
  • 2012 г. — соавтор инсталляции «Глаз архитектора» в рамках миланской Недели дизайна журнала INTERNI (совместно с С. Чобаном и А. Стерлиговой).
  • 2013 г. — куратор выставки «Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы» в Музее архитектуры.
  • 2014 г. — соавтор инсталляции U_cloud в рамках миланской Недели дизайна журнала INTERNI (совместно с С. Чобаном и А. Стерлиговой).
  • 2014 г. — куратор выставочного проекта параллельной программы XIV Архитектурной биеннале в Венеции «MOSKVA: urban space»/ «МОСКВА: пространство города».
  • 2014 г. — участник выставки «Только Италия! Архитектурная графика XVIII—XXI веков» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
  • 2015 г. — соавтор инсталляции Living Line в рамках миланской Недели дизайна журнала INTERNI (совместно с С. Чобаном и А. Стерлиговой).
  • 2015 г. — куратор экспозиции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы на ХХ выставке «АРХ Москва» — «Архитектурная политика».
  • 2015 г. — куратор экспозиции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы на XXIII Международном Фестивале «Зодчество’15» — «Новые стандарты массовой жилой застройки».
  • 2016 г. — куратор экспозиции Российского павильона на XV Архитектурной Биеннале в Венеции V.D.N.H. URBAN PHENOMENON.
  • 2016 г. — соавтор инсталляции Towers в рамках миланской Недели дизайна журнала INTERNI (совместно с С. Чобаном и А. Стерлиговой).
  • 2016 г. — куратор экспозиции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы на XXI выставке «АРХ Москва» и 5-й Московской Биеннале Архитектуры — «АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ».
  • 2016 г. — участник выставки «Только Италия. Архитектурный пейзаж с восемнадцатого века до наших дней» в Национальном институте графики Рима.
  • 2016 г. — куратор выставки и конференции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» в Музее Москвы.
  • 2016 г. — куратор экспозиции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы на XXIV Международном Фестивале «Зодчество’16» на Трехгорной мануфактуре — «ЗИЛ».
  • 2016 г. — куратор конференции Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы «Комфортный город. Истории успеха масштабных городских проектов» в Сколково.
  • 2016—2019 г.г. — куратор секции «Креативная среда и урбанистика» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.
  • 2017 г. — выставка акварелей и графики Сергея Кузнецова «Личный контакт. Архитектурная графика» в Московском Мультимедиа Арт Музее.

Спальный район


К средней школе № 329 от вечно пыльного и шумного Рязанского проспекта нужно идти по 4-му Вешняковскому проезду – узко­й улице, заставленной машинами. В окрестностя­х этой школы – техническая постройка (то ли котельная, то ли дворницкая) и семь пожелтевших от времени хрущевок, которые попадают в программу реновации. Большинство их ­жильцов проголосовало за снос и пе­реез­д. ­Самый высокий уровень ­плюрализма – в доме 10 по улице Паперника, где несогласных с реновацией оказалось целых 18 %. Где-то между этими пятиэтажками в 1990-е гулял юный фанат «Локомотива», ­учащийся 329-й школы, легкоатлет и любитель рисования Сергей Кузнецов. Едва ли он тогда догадывался, что одним из кураторов сноса пятиэтажек, между которых он бродит, предстоит стать ему. Все, что он знал тогда: в Кузьминках ­лучше бы не ­показываться на велосипеде – дадут в глаз и отберут. И не посмотрят, что ты спортсмен.

Одна из акварельных работ Сергея Кузнецова.

Сергей Кузнецов осматривает газон на стадионе «Лужники».

Теперь он ходит по эфирам цент­ральных телеканалов, где объясняет, почему реновация – не равно отъем собственности. В прессе переселение москвичей в новое жилье освещалось не лучшим образом, и в итоге сначала на проспект Сахарова, а потом на Тверскую высыпали недовольные. Кузнецов считает, что проблема лишь в неверной подаче и манере пользователей фейсбука вести дискуссию: «Там люди пишут, вообще не задумываясь». Кстати, он относится к соцсетям внимательно и ведет их сам.

Сергей Кузнецов в пресс-центре стадиона, поднимается в ВИП-ложи.

По словам Кузнецова, такую расцветку сидений на стадионе выбрали в ходе онлайн-голосования.

Стадион «Лужники» после реконструкции, вид сверху.

В фейсбуке он активно защищает реконструкцию «Лужников» – еще один проект, авторским коллективом которого он руководит. Здесь тоже не обошлось без споров: некоторые коллеги Кузнецова предлагали вообще снести стадион. А теперь на почти готовом поле подстригают идеально прижившийся, не в пример петербургскому, газон. Но кого этим удивишь? «Ты всегда находишься в ситуации, когда все хорошо сделанное и достигнутое тяжелым трудом оценивается как само собой разумеющееся, а мельчайшие недостатки гиперболизируются и выносятся на поверхность», – вздыхает Кузнецов, не страда­ющий излишней самокритикой. Его философия в том, чтобы всегда нести личную ответственность за то, что тебе поручено. Но в собянинской Москве главный архитектор отвечает не за все.

Объявлены итоги конкурса на разработку архитектурной концепции Национального космического центра на базе завода им. Хруничева, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«Победителем стало бюро UNK project. Задачей конкурсантов было сформировать единый архитектурный ансамбль зданий разной этажности, где разместятся предприятия ракетно-космической отрасли, научно-образовательные блоки, лабораторные и экспериментальные здания, а также детский технопарк. Национальный космический центр станет доминантой комплекса – символ достижений как в сфере науки, так и в плане архитектуры», – сказал Сергей Кузнецов.

По его словам, центральное звено проекта – треугольная башня высотой около 215 метров, где располагается штаб-квартира Роскосмоса, в том числе Центр управления полетами.


К башне будет примыкать длинный, протяженностью как Новый Арбат, корпус с исследовательскими лабораториями и офисами. Сквозь все здание пройдет центральная галерея, символизирующая ленту времени и рассказывающая историю освоения космоса.

Чистые геометрические формы комплекса подчеркнуты фасадами в виде сплошных стеклянных плоскостей. Все блоки выполнят по единому принципу – стеклянные объемы, обернутые алюминиевыми ламелями (тонкая пластина из строительного материала), но при этом у каждого на витраже будет уникальный рисунок.

Сквозь все здание пройдет центральная галерея длиной 545 метров. Вдоль нее расположатся столовые, предприятия бытового обслуживания и входы в офисы и лабораторные корпуса.

Также здесь разместятся экспонаты, демонстрирующие достижения космической промышленности разного периода времени.

«Мы вдохновлялись модульностью космических станций. Высотная доминанта – парафраз стремления человека вверх. Кто-то увидит ракету, кто-то луч света», – пояснил автор проекта, руководитель проектного бюро UNK project Юлий Борисов.

На территории комплекса организуют общественные пространства – технопарк, музейный центр, дворы с экспозицией под открытым небом.

Проекты семи российских бюро, которые вошли в финал, оценивали:

  • заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин;
  • заместитель мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов;
  • заместитель гендиректора Госкорпорации «Роскосмос» по административным и корпоративным вопросам Иван Харченко;
  • гендиректор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин;
  • главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и др.

Ранее Марат Хуснуллин заявил, что здание Национального космического центра на базе завода им. Хруничева планируется построить в течение трех лет. Компания АО «Мосинжпроект» уже приступила к сооружению фундамента.

«Средства на строительство предусмотрены в Адресной инвестиционной программе, команда сформирована. Здесь будет один из лучших микрорайонов Москвы, который появится в рамках развития территории Мневниковской поймы», – отметил заммэра.

Ранее президент РФ Владимир Путин поддержал проект создания Национального космического центра в Москве. Участок площадью почти 7 га расположен в северной части площадки АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» вдоль улицы Мясищева в районе Филевский Парк.

Проект реализует крупнейший в России строительно-инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект».


С этим читают