Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории

Тема 17. Движение в жилых зонах.


Пересекая место установки знака 5.21 «Жилая зона», водитель въезжает в зону с особым режимом движения.

С этого момента водитель обязан выполнять все требования Раздела 17 Правил.

Конец жилой зоны обозначают соответствующим отбойным знаком 5.22.

Кроме того, Правила приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

Требования Раздела 17 Правил дорожного движения.

1. В жилых зонах движение пешеходов разрешается не только по тротуарам, но и по всей ширине проезжей части!

Тем более что порой пешеходам и ходить-то негде, кроме как по проезжей части.

2. В жилых зонах пешеходам не просто разрешено ходить по всей ширине проезжей части. В жилых зонах пешеходы наделены приоритетом в движении!

И, например, сейчас водитель не вправе сердиться на пешехода за то, что он пересекает проезжую часть в месте, где нет пешеходного перехода.

Более того, двигаясь в жилой зоне, водитель должен быть готов к такому поведению пешеходов и должен быть готов уступать им дорогу.

3. В жилых зонах максимальная разрешенная скорость движения – 20 км/час!

Правда, об этом сказано не в 17-том разделе Правил, а в 10-том:

Правила. Радел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

4. В жилых зонах запрещена стоянка с работающим двигателем!

Имейте в виду! Когда вы во дворе греете двигатель своего автомобиля, вы нарушаете Правила дорожного движения!

И штраф за такое нарушение, между прочим – 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

5. В жилых зонах запрещается сквозное движение.

За перекрёстком знак «Жилая зона». Правила разрешают въезжать в жилую зону только тем, кому именно сюда и надо.

Если конечный пункт вашего маршрута находится за пределами этой жилой зоны, и вы намерены двигаться к нему без остановки, в этом случае Правила «предлагают» вам объехать эту зону (справа или слева), а не двигаться транзитом сквозь неё.

Да, в общем-то, это в ваших же интересах. Чем «тащиться» через жилую зону со скоростью 20 км/ч, лучше уж объехать её со скоростью 60 км/час.

6. В жилых зонах запрещена учебная езда!


Это требование перекочевало к нам из прошлого века. Тогда ещё можно было учится ездить на машине без всякого инструктора.

А сегодня – только с инструктором.

А инструктор с вами ни в какой двор не поедет, у него есть утверждённый маршрут, и он с него не свернёт.

Тем не менее в Билетах про это по-прежнему спрашивают:

Какие из перечисленных действий запрещены водителям транспортных средств в жилой зоне?

1. Сквозное движение.

3. Стоянка с работающим двигателем.

4. Все перечисленные действия.

7. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.

Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.

Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.

Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.

Помеха справа во дворе дома

Помеха справа, обнаруженная автомобилистом при движении во дворе дома, оценивается так же, как в любом ином месте. Машине, подъезжающей с этой стороны, следует уступить дорогу. Ведь правило применяется там, где условия движения ничем иным не регулируются. А в жилой зоне, к которой относят и двор, нет светофоров, иных символов, кроме 5.21. И разметка может быть только парковочная. То есть внутри двора правило правой руки применимо, когда речь о двух автомобилях.

Иное дело, когда машинам нужно одновременно въехать на участок и выехать с него. Очередность следования выбирается с учетом условий безопасности. Уступить обязан тот, кто может это сделать без большого неудобства для себя и других.

Жилая зона в ПДД

Жилая зона — это территория, границы которой обозначаются дорожными знаками 5.21 и 5.22. Раздел 17 правил дорожного движения требует выполнения ряда правил внутри этой зоны. На дворовых территория эти правила также обязательны.

Дворовая территория — это пространство внутри периметра, образованного жилыми домами, или между домов, на котором расположены клумбы, газоны, зоны отдыха, детские и спортивные площадки.

Проезжая часть, расположенная внутри такой зоны, предназначена для пешеходов и велосипедистов в первую очередь, они имеют здесь преимущество. Автомобиль обязан их пропускать (заезд и выезд не исключение). Без необходимости пешеходам (велосипедистам) не нужно создавать помехи движению машин. Скорость движения ограничена 20 км/ч.

Внутри жилой зоны пешеход имеет законные преимущества перед автомобилем. Он может передвигаться по проезжей части как по тротуару. Водитель не имеет права сигналом требовать освободить проезжую часть. Пешеход имеет преимущество (как и велосипедист, роллер), водитель обязан уступить. При заезде и выезде пешеходы также имеют приоритет.

Внутри жилой зоны пешеход имеет законные преимущества перед автомобилем

Жилая или дворовая территория не предназначена для транзита автомашин. С момента, когда вы въехали в зону действия знака 5.21 или на любую дворовую территорию, до момента, когда выехали (знак 5.22), вы обязаны соблюдать установленный в ГИБДД порядок движения.

Запрещается:

  • учебное вождение;
  • сквозное движение;
  • стоянка грузового транспорта категории «С»;
  • стоянка с работающим мотором.

Административным кодексом и правилами дорожного движения на территориях дворов и жилых зон запрещается:

  • парковать грузовые машины массой более 3,5 тонн (если нет специальной парковки);
  • парковаться: на клумбах, газонах или участках с насаждениями; на детских или спортивных площадках; на тротуарах.

Возможные ДТП и их последствия

ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:

  • Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
  • Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.

Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.


Мнение эксперта Надежда Смирнова Эксперт по автомобильному праву

Если автомобилист не может определить, действительно ли находится на примыкающем участке, лучше проезжать так, как будто это перекресток равнозначных путей. Потому что правила в данном случае строже, то есть при их соблюдении меньше вероятность аварии.

Прилегающая территория в ПДД разграничена с проезжей частью, на ней участники движения должны вести себя иначе. И это справедливо, ведь здесь решаются другие цели: заправка авто, ожидание, пока водитель или пассажир вернется из дома либо учреждения. Если не спешить, контролировать дорогу, уважать других участников движения, удастся избежать неприятностей с ними и ГИБДД.

Возможность закрытия переезда во дворе

Многие люди интересуются вопросом о том, как законно и без претензий со стороны управленческих органов загородить сквозной проезд и обезопасить жилую зону от проезжей части.

Специалисты по таким вопросам советуют попробовать некоторые рекомендации, приведённые в списке ниже.

  1. Установление опознавательных столбов. Данный способ приемлем не для всех жилых дворов, так как такие загородки могут нарушить нормы пожарной безопасности. В экстренных случаях в жилой зоне должны быть такие подъезды для беспрепятственного въезда аварийных машин.
  2. Установление шлагбаума. Процедура такого рода чаще всего приемлема в небольших дворах и наличии подъездов, которые не нарушают нормы техники безопасности. В качестве дополнительной услуги можно поставить будку с охранником для контроля выполнения назначенного правила, но данный способ будет сильно затратным для жильцов домов.
  3. Использование знаков. Действующее законодательство не предусматривает самостоятельной установки табличек с запретом въезда, поэтому вопрос должен быть обговорён с сотрудниками службы ДПС. Осуществление процедуры проводится органами государственной автоинспекции.
  4. Внедрение системы «лежачий полицейский». Такая методика не особенно эффективна, так как от этого машины всё равно не перестают пересекать территорию жилой зоны. При этом сама установка не запрещена законом и может осуществляться заинтересованными лицами на самостоятельных условиях.
  5. Подача заявки в государственную автоинспекцию МВД. Документ составляется в форме жалобы и отправляется в официальное представительство по обычной или электронной почте с заполнением бумаги на сайте государственного учреждения.
  6. Обращение в органы районной администрации. Если поданную жалобу игнорируют, то необходимо перенаправить её в исполнительные учреждения власти. В документе подробно описать сложившуюся информацию и представить доказательства необходимости установки соответствующего опознавательного знака.

Если же поданная заявка была проигнорирована всеми вышестоящими учреждениями, то заявитель имеет полное право подать жалобу в правоохранительные органы или министерство транспорта. Документ можно доставить лично или же отправить по почте заказным письмом.

В документе необходимо указать отсутствие реакции со стороны органов самоуправления и дорожной автоинспекции.

Внимание! Жалоба должна быть в обязательном порядке рассмотрена, так как данные инстанции являются высшими органами власти в государстве по этому вопросу. Ещё одним вариантом решения проблемы является составление судебного иска для открытия соответствующего делопроизводства

Суд не имеет права отказать в рассмотрении заявки, поэтому по жалобе и дальнейшему разрешению ситуации будет вынесен окончательный приговор

Ещё одним вариантом решения проблемы является составление судебного иска для открытия соответствующего делопроизводства. Суд не имеет права отказать в рассмотрении заявки, поэтому по жалобе и дальнейшему разрешению ситуации будет вынесен окончательный приговор.

Популярные автомобили

ГИБДД право? Если виноват- соглашусь, но объясните, пожалуйста. И как опротестовать уже полученное поставление, есть ли такая возможность,дайте инструкцию, кто знает? Я думаю этот вопрос будет интересен не только мне.

В жилом дворе припарковал авто. В него въехало «чудо» женского пола и притерла мне задний бампер и крыло. Но мне выписали штраф на 3000 рублей. Там можно было на Боинге пролететь. Оформили схему и ДТП без меня (в ГИБДД я с ней согласился). Моё ТС на схеме синий. Её коричневый. Место действия жилой двор. Мне в ГИБДД вручили постановление по 12.5, а именно п 12.4 Остановка запрещается на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части ( 12.5 Стоянка запрещается: в местах, где запрещена остановка)

Дорожный знак 5.21 «Жилая зона»

Жилая зона- специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22.

Территория где построенные жилые многоквартирные и частные дома называется жилой зоной движение автомобилей здесь регулирует специальный знак Жилая зона

Основное преимущество в передвижении здесь предоставлено пешеходам и велосипедистам, поэтому действуют серьезные ограничения, относящиеся: к скорости передвижения транспортных средств; к правилам остановки и стоянки; к выезду и въезду.

Необходимо также отметить, что данные требования актуальны для дворовых и придомовых территорий, правда, ГК РФ и ПДД не дают расшифровки терминов «придомовая или дворовая территории». Таким образом, ориентироваться нужно на знаки 5.21 и 5.22. Если же их нет, то обычно вывешивается знак ограничения скорости 3.29 до 20 или 5 километров в час.

Дорожный знак предусматривает выполнение следующих правил:

  • наличие знака подразумевает ограничение скорости до 20 км/час. Преимуществом обладают пешеходы, то есть водитель обязан их всегда пропускать. Правда, пешеходам запрещается специально загораживать проезжую часть и создавать помехи в движении;
  • Придомовые территории не предназначены для сквозного проезда, ими нельзя пользоваться для сокращения маршрута;
  • также не разрешается использовать такие зоны для совершения различных маневров: разворотов, езды задним ходом.

Если же вам по тем или иным причинам необходимо проехать через двор, то данный маневр не будет считаться сквозным проездом при условии, что вы совершите остановку длительностью не менее пяти минут.

Оставлять транспортное средство при знаке Жилая зона можно только в специально отведенных местах для парковки

Выезд из жилой зоны приравнивается выезду из любой другой прилегающей территории, соответственно, нужно придерживаться следующих требований:

  • давать приоритет всем участникам дорожного движения, которые перемещаются по главной дороге, — пешеходам, водителям других транспортных средств, мотоциклистам, велосипедистам — причем вне зависимости от направления их движения;
  • запрещается при выезде пересекать сплошную линию разметки (если таковая имеется), то есть поворачивать можно исключительно направо.

Оставлять транспортное средство можно только в специально отведенных местах для парковки.Выезжая из жилой зоны в нарушение правил — с пересечением сплошной или не предоставлением преимущества — штрафы назначаются по соответствующим статьям КоАП.

Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:

  • 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб — несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, не предоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
  • стоянка на газоне, детской площадке — для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).

Правила движения

Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:

  1. При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
  2. Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.

Для автомобилей

В жилых зонах и дворах запрещены:

  • учебная езда;
  • сквозное движение.

Самым опасным традиционно считается перемещение задним ходом. На дворовых территориях предостережение по поводу этого становится особенно актуальным: в таких местах обзору могут мешать деревья, различные металлические конструкции и т.д.

Кроме того, во дворах жилых домов более вероятно появление детей, домашних животных.

Поэтому перед началом движения назад необходимо предпринять особые меры предосторожности:

  1. Находясь снаружи нужно обойти автомобиль и осмотреть пространство за ним (под него тоже целесообразно заглянуть, чтобы ненароком не наехать на чьего-то питомца).
  2. Сев внутрь и включив заднюю передачу, следует еще раз убедиться в безопасности маневра, посмотрев во все зеркала заднего вида. Только после этого можно медленно начинать движение.

Правила въезда и выезда для лиц, управляющих мотоциклами и скутерами, не отличаются от таковых для автомобилей. Разница лишь в том, что водителю двухколесного транспорта гораздо проще маневрировать на узких участках пространства.

Для них можно посоветовать:

  • при движении к выезду одновременно с автомобилем, лучше уступить ему дорогу и позволить первому покинуть территорию двора: четырехколесному транспорту может быть труднее дождаться благоприятного момента при интенсивном движении;
  • следует уступать дорогу людям, перемещающимся внутри двора или жилой зоны пешком.

Согласно п. 17.1 ПДД пешеход не должен необоснованно создавать помехи для перемещения транспорта внутри жилой зоны или двора. Однако если это все-таки произошло, лучше вежливо попросить человека освободить проезд.

Велосипедисту внутри жилой зоны следует перемещаться по специально отведенной дорожке. Если таковая отсутствует, то двигаться необходимо по краю проезжей части, не забывая про преимущество пешеходов.

Внутри двора руководствоваться следует теми же рекомендациями, что и водителям двухколесных транспортных средств, оборудованных двигателями.

Как говорилось ранее, пешеход обладает преимуществом при движении внутри местности, обозначенной символом 5.21, а также на прилегающей территории (во дворах).

если человек необоснованно создает препятствие для движения механического транспорта при наличии альтернативного пути движения, это расценивается как нарушение ПДД (деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ может быть назначено предупреждение либо штраф, сумма которого составит 500 рублей)
если в результате создания пешеходом помехи для перемещения транспортного средства водитель, попытавшийся увернуться, получит травму, характеризующуюся как легкий или средний вред виновник будет оштрафован на 1000-1500 рублей

Если таким нарушителем окажется ребенок, то есть лицо, чей возраст менее 18-и лет, за подобное деяние ответственность понесет один из его родителей, в отношении которого будет составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Дети в жилой зоне

Одной из главных причин, по которым движение в пределах жилых зон ограничено существенными запретами, является тот факт, что эти территории являются постоянным местом нахождения детей. При этом во дворе собственного дома малыши довольно часто гуляют без присмотра родителей, что является абсолютно нормальной практикой.

Знаете ли вы? Хорошие современные велосипеды могут стоить довольно дорого. Однако безусловным рекордсменом среди двухколёсных «коней» с точки зрения цены является шоссейник Damien Hirst «Butterfly» Trek Madone, стоимость которого составляет около полумиллиона американских долларов.


Не будучи в состоянии, в силу возрастных особенностей психики, оценивать риски и последствия собственных действий, ребёнок, увлечённый активной игрой, вполне может выбежать на проезжую часть настолько неожиданно, что водитель, даже двигаясь с допустимой скоростью не более 20 км/ч, просто не успеет отреагировать на изменение дорожной обстановки

Именно поэтому уровень внимания и осторожности при проезде жилой зоны должен быть максимальным, и в качестве главного критерия в данном случае водителю стоит выбирать не столько формальное соблюдение правил, сколько благоразумие и здравый смысл

К сказанному стоит добавить, что во дворах жилых домов нередко пробуют свои силы малолетние велосипедисты, причём для езды на своём «транспорте» они используют не только тротуары, но и проезжую часть

Далеко не все родители чётко знают возрастные ограничения для эксплуатации велосипедов и обеспечивают их соблюдение своими детьми, что в результате может приводить к несчастным случаям в пределах жилой зоны. Поскольку виновником наезда на юного велосипедиста во дворе, вопреки распространённому заблуждению, не обязательно является водитель, стоит ещё раз вспомнить эти ограничения:

Возраст Допустимые места для езды на велосипеде
До 7 лет Пешеходная зона, тротуар, пешеходная дорожка, а также велопешеходная дорожка, но исключительно по стороне движения пешеходов
С 7 до 14 лет Пешеходная зона, тротуар, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка
Старше 14 лет Велопешеходная или велосипедная дорожка, полоса для велосипедистов, проезжая часть (правый край) в установленных случаях

Важно понимать, что с позиции действующих на дороге правил велосипедист (если только он не катит велосипед, двигаясь пешком) не рассматривается как пешеход. Таким образом, ребёнок на велосипеде, двигающийся по двору, формально не имеет перед водителем автомобиля того преимущества, которое предоставлено пешеходу

В то же время, если возраст велосипедиста составляет менее 14 лет, сам факт его передвижения по проезжей части, даже если она находится в пределах двора жилого дома, уже является правонарушением.

Сам ребёнок, конечно, не может быть привлечён к ответственности за такое нарушение, но в отношении его родителей вполне может быть составлен административный протокол и, что ещё более неприятно, они не смогут требовать возмещения причинённого малышу вреда с совершившего на него наезд водителя, если последний докажет, что двигался с допустимой скоростью и не мог предотвратить столкновение.

Знаете ли вы? Есть страны, где достижение 14-летнего возраста даёт право не только полноправно ездить на велосипеде в транспортном потоке, но и управлять автомобилем. В частности, именно с этого возраста водительское удостоверение могут получить граждане Канады (штат Альберта) и некоторых штатов США — Канзас, Висконсин, Айова, Вайоминг, Аляска, Северная и Южная Дакоты.

И всё же дорожно-транспортное происшествие с участием ребёнка — это трагедия, которую лучше постараться предотвратить, чем впоследствии доказывать свою правоту, поэтому в местах, где играют дети, водитель всегда должен быть готов к любой неожиданности.

Движение автомобилей в пределах жилой зоны связано с определёнными ограничениями. В целом их не так много, а потому запомнить существующие правила довольно легко. Однако всегда следует помнить, что на участке проезжей части, пролегающей вблизи от жилых домов, вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации намного выше, чем на скоростной трассе, поэтому от водителя в данном случае требуется не только чёткое соблюдение установленных норм, но и предельная концентрация внимания.

Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Отметим, что жилая зона и дворовая территория – не всегда тождественные понятия. Границы жилой зоны очерчиваются дорожными знаками, а определения «дворовая территория» ни в каких законодательных актах нет вообще. Однако, знаки установления жилой зоны в городах стоят крайне редко, поэтому чаще всего под такими зонами понимаются дворовые территории.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

https://youtube.com/watch?v=2E9zARVrN8o

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.


С этим читают