Дома на ножках и дома-корабли: самые необычные жилые здания столицы

Образцовый пример конструктивизма

Жилой комплекс на Новинском бульваре, так называемый Дом Наркомфина, был построен в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР.


Состоящее из двух корпусов (жилого и коммунального) здание является образцовым примером архитектуры конструктивизма. При его строительстве были использованы новаторские для своей эпохи объемно-пространственные и планировочные идеи, проработаны вопросы колористики и инсоляции помещений, применены экспериментальные материалы и конструкции (каркас сделан из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены — из бетонитовых пустотелых камней, стены и перегородки — из фибролита).

В 1987 году Дом Наркомфина взяли под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.

Дать вторую жизнь ЗИЛу, ГЭС-2 и хлебозаводу

Дом Наркомфина — не единственный реставрируемый объект столицы. Предназначение бывших промышленных зон меняется в корне, а памятникам конструктивизма дают вторую жизнь. Неизменными остаются две вещи — сохранение архитектурного облика и атмосферы творчества, которая царит в этих пространствах. Яркий пример — Культурный центр «ЗИЛ». В 1931 году началось строительство дворца культуры «ЗИЛ», тогда он назывался именно так. В 1933 был построен малый театр, а в 1937 — примыкающий к нему клубный корпус. Здесь открылся зимний сад — застекленная полуротонда с выходом в парк, театральный зал, библиотека и множество творческих кружков. Стены облицевали серым мрамором и создали скрытое освещение, визуально приподнимающее потолок. Задуманный архитекторами образ пространства в целом сохранился до наших дней. Как и основная функция культурного кластера — сегодня здесь каждый вечер по будням проходят лекции и дискуссии по разным дисциплинам, устраиваются концерты, экскурсии и творческие вечера.

Исторический вид вернули, а новую жизнь поистине вдохнули архитекторы и строители, занятые в проекте по реставрации бывшей кондитерской фабрики «Большевик». В 1884 году на Петербургском шоссе (Ленинградский проспект) был построен архитектурный ансамбль из красного кирпича с широкой парадной лестницей, фонтаном у входа и ажурной кованой решеткой. В Москве появилась первая электрифицированная фабрика. Архитектор Оскар Дидио, чтобы выделить здание кондитерской фабрики среди окружающей застройки, разбавил красную кирпичную кладку вставками из светлого кирпича. Уникальный орнамент напоминал рисунок на печенье. Реставрация была кропотливой: архитекторы аккуратно вырезали сломанный кирпич и затем воссоздавали новый. Декоративную отделку фасадов здания «Большевика» восстанавливали по архивным чертежам и фотографиям. Самую ценную часть ансамбля — три корпуса, выходящих на Ленинградский проспект, — удалось сохранить в первоначальном виде, причем не только название, но и исторический облик. В нем было заменено инженерно-техническое оснащение, а само здание приспособлено под современное использование. Там открыт Музей русского импрессионизма, работают лофт-пространства и фирменный кондитерский магазин марки «Большевик».

На Болотной набережной ведутся работы по преобразованию здания ГЭС-2 в культурное пространство. ГЭС-2 строилась в начале XX века в качестве Центральной электрической станции Московских городских железных дорог. Станция была введена в эксплуатацию 2 февраля 1907 года по старому стилю. В новом творческом центре будет использовано множество инновационных технологических решений, которые сделают здание местным образцом энергоэффективности. Например, изменится расположение труб, некоторые их части станут прозрачными для того, чтобы поместить внутрь вентиляционное оборудование, а рядом собираются разбить березовый лес. В арт-пространстве будут проходить выставки, концерты и лекции. По словам кураторов, в здании ГЭС-2 будет жить культура во всех ее проявлениях.

Завод по производству креативных индустрий или, как его принято называть, дизайн-завод «Флакон» был основан в середине ХIX века. Здесь действовал хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов, поставляемых на первую в России парфюмерную фабрику. История постройки началась в середине 2000-х. В заводских помещениях создали пространство для творческих компаний, а фактурные краснокирпичные здания сохранили, как и высокие потолки и символичное название.

На Новодмитровской улице по соседству с дизайн-заводом «Флакон» идут работы по преобразованию здания хлебозавода № 9 в новое городское пространство. Хлебозавод открылся в 1934 году и работал до лета 2015 года. В 2016 году началась масштабная реконструкция здания, которая завершится в следующем году. Здесь откроется более ста офисных помещений и 40 лофт-резиденций. Завод также станет площадкой для проведения фестивалей, концертов и лекций.

Архивные документы предоставлены Главархивом Москвы

Архитектура

Под строительство дома для работников Наркомата финансов была отведена территория двух усадеб, выходивших на Новинский бульвар. Все планы застройки отведенного участка предусматривали полный снос существующих домов и дворов, включая флигели и двор дома Шаляпина. В конечном итоге ни одно строение ради дома Наркомфина не снесли.

В проектной документации дом именовался 2-м домом СНК и планировался как многофункциональный комплекс, состоящий из четырёх корпусов, выполняющих разные функции: жилой комплекс, коммунальный центр (в свою очередь, включающий в себя столовую, физкультурный и читальный залы), детский корпус (детский сад и ясли) — он не был построен и впоследствии частично занял корпус столовой и библиотеки, и самостоятельного служебного двора с размещенными на его территории механической прачечной, сушилкой, гаражом и др. Дом должна была окружать обширная парковая территория.

Каркасные дома

Каркасные дома – уникальные постройки, возводимые из утепленных блоков, являются отличным вариантом экономии.

Постройки могут быть каркасными, щитовыми, или каркасно-щитовыми типами. Отличаются финские и канадские технологии строительства.

В основе – деревянный каркас с вложенным внутри утеплителем. Для внешней обшивки используют различные отделочные материалы.


Готовый дом характеризуется легкостью и прочностью одновременно. Под каркасный дом отлично подойдут фундаменты различных вариантов: ленточные, столбчатые, свайные, монолитные плиты.

Однако, вопрос о выборе фундамента необходимо решить со специалистами на стадии проектирования жилища. Низкая стоимость каркасного дома обусловлена небольшим его весом, что позволит существенно сэкономить на строительстве фундамента.

На рынке строительных материалов огромный выбор данного материала. Оно может быть дорогостоящим продуктом, но можно подобрать и довольно дешевый, бюджетный вариант.

Нюансом в строительстве стен выступает изоляция их от водяных паров при помощи мембран с многослойной пористой структурой. Эта процедура обеспечивает постоянную циркуляцию воздуха и защищает стены от появления грибка и плесени.

Главным преимуществом каркасного дома является отсутствие усадки готового строения. Сразу после возведения стен можно приступать к отделочным работам.

Однако, возведение самого каркаса отличается весомой технологической сложностью – это дополнительные расходы за услуги квалифицированных специалистов.

Классический каркасный дом представляет собой строгую и оригинальную архитектуру.

Дом, построенный из газосиликатных или пенобетонных блоков – это достаточно бюджетное строение, долгосрочное с приятным внутренним климатом.

На что нужно обратить внимание при строительстве – толщина стен, рациональная планировка (от чего будет зависеть количество несущих стен)

Ощутимая экономия в данном случае достигается за счет минимальных расходов на закладывание фундамента.

Пандемия не помеха: как идет реставрация московских памятников

С 2011 года в Москве отреставрировано 1445 объектов культурного наследия, в том числе 21 — в этом году.

В результате число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с 2010 года сократилось в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 94 процентов.

С 13 апреля по 12 мая 2020 года реставрационные работы не проводились из-за вспышки коронавируса. За это время состояние ни одного из объектов не ухудшилось (всего действовало 590 разрешений на производство реставрационных работ). При этом современные технологии позволили проектировщикам и исследователям трудиться дистанционно.

Несмотря на все трудности, в этом году ожидается завершение реставрации около 200 памятников, в том числе таких знаковых, как Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, дом 51), кинотеатр «Художественный» (Арбатская площадь, дом 14) и кинотеатр «Ударник» (улица Серафимовича, дом 2).

Дом переходного типа: новаторские решения для нового коммунистического быта

Дом Наркомфина состоит из жилого и коммунального корпусов. Общая площадь составляет 5,2 тысячи квадратных метров, 870 «квадратов» из которых — эксплуатируемые кровли.

Жилой корпус представляет собой семиэтажное здание с двумя лестничными пролетами. В длину оно достигает 85 метров, а в высоту — 17 метров. Круглые столбы — элементы каркаса здания — придают корпусу особенный вид корабля. Первый этаж нежилой, на остальных этажах расположены квартиры — «жилые ячейки», как называли их современники.


Здание спроектировано так, что окна спален в квартирах выходят на восток, а гостиных — на запад. Таким образом, жильцы могли по утрам встречать рассвет, а длинными летними вечерами — любоваться закатом.

Для больших семей предлагались трехкомнатные двухъярусные квартиры (тип К) площадью 90 квадратных метров. Для одиночек и бездетных семей были предусмотрены малометражные квартиры (тип F) площадью 37 квадратных метров. А с торца дома по обеим сторонам от лестниц расположены квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, уборной и кухней (тип 2F).

Кроме того, в надстройке на уровне седьмого этажа были обустроены комнаты, напоминающие комнаты в общежитии — без индивидуальных ванной и туалета. Здесь же располагалась квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по инициативе которого и был построен Дом Наркомфина.

Коммунальный корпус — это четырехэтажное здание, напоминающее куб. В нижней части находился детский сад, в верхней — столовая, помещения для отдыха и спорта. На плоской крыше здания была организована летняя терраса с металлической перголой.

Дом Наркомфина часто называют домом переходного типа от старого уклада жизни к новому коммунистическому быту. Авторы проекта предполагали, что большую часть свободного времени люди будут проводить в общественных помещениях — отдыхать в спортивном центре, на открытой лоджии второго этажа или на плоской крыше с шезлонгами и цветником. Питаться жители также должны были в общей столовой, хотя в квартирах технически можно было оборудовать и собственную кухню.

В первые годы после заселения запланированный проектировщиками уклад жизни сохранялся. Квартиранты и жители соседних домов активно пользовались детским садом, столовой и прачечной, посещали спортзал. Однако несколько лет спустя почти все трехкомнатные квартиры превратились в коммуналки, а второй корпус лишили статуса жилого. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.

В 1940–1970-х комплекс подвергся более значительной перестройке. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж, часть открытой террасы включили в состав квартиры на седьмом этаже, а к южной лестничной клетке на западном фасаде пристроили лифтовую шахту. К нежилому корпусу добавили пятый этаж, две бытовые пристройки со стороны южного и восточного фасадов, а витражное остекление первого и второго этажей заменили капитальной стеной.

В результате многочисленных перепланировок изменилась площадь квартир, конфигурация кухонь и санузлов, оказались заложенными оконные проемы антресольного яруса.

При этом на протяжении более 80 лет в здании ни разу не было капитального ремонта или реставрации. В 2006 году Дом Наркомфина вошел в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (World Monuments Watch List of 100 Most Endangered Sites), формируемый некоммерческой организацией World Monuments Fund.

К 2016-му коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались. Практически полностью были утрачены ценные архитектурные и художественные элементы — дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения и оригинальные отделочные материалы. Также были нарушены система водоотведения и гидроизоляция здания.

Превратить дом в креативное пространство и заселить новых жильцов

Если в 1930-е годы в Доме Наркомфина разные люди, находясь под одной крышей, должны были стать одной большой семьей, то сейчас это место, наоборот, пользуется популярностью и интересом у индивидуалистов — представителей творческих профессий, а также у тех, кто любит жить в необычных местах. На протяжении долгого времени здесь арендуют помещения дизайнеры и художники, а на крыше открыта студия йоги.

Ремонтно-реставрационные работы начаты этой весной и закончатся в 2019-м. До конца 2017 года здесь проведут демонтаж поздних надстроек и пристроек, работы по реставрации наружных стен, кровель, фонарей и подвальных помещений. Рабочие восстановят аварийные участки и воссоздадут металлические витражи коммунального корпуса.

В 2018 году вернут первоначальную структуру интерьерам жилого и коммунального корпуса, восстановят планировки квартир, коридоров, вестибюля и других общественных пространств. На финальном этапе специалисты проведут отделочные работы и благоустроят территорию. Проектом реставрации руководит архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.

Дом переходного типа

Дом Наркмофина также называется домом переходного типа, символизируя переход от старого типа расселения к новому бытовому укладу. Его отличает ряд особенностей.

Жилые ячейки, предназначенные для индивидуального проживания семей, обеспечены минимально необходимыми элементами быта. Предполагалось, что значительную часть времени жильцы будут проводить в общественных помещениях дома. Кроме того, архитекторы предприняли попытку создать оптимальное по меркам эпохи жизненное пространство. Для этого внедрялись новаторские для своего времени конструктивные и архитектурные решения — планировочные решения ячеек, инсоляция, колористика интерьеров.

В Доме Наркомфина присутствует зримое, материальное воплощение конкретно-исторических концепций, во многом определивших жизнь людей в XXвеке.

Архитектурные принципы, разработанные Моисеем Гинзбургом и примененные при строительстве Дома Наркомфина, были переняты и реализованы в мировой архитектурной практике. В частности, в построенном в Бреслау (Вроцлав) по проекту Ганса Шаруна общежитии для холостых (1929 год), в проекте Ле Корбюзье «Марсельская жилая единица» (Unitéd’Habitation) (1945–1952 годы), который послужил прототипом для «жилых единиц», построенных Ле Корбюзье с некоторыми изменениями в 1957–1959 годах в Нант-Резе, Берлине, Брие-ан-Форе, а также позднее по его проекту в Фирмини (1968 год).

Разработанный авторами проекта социально-бытовой уклад жизни сохранялся в первые годы существования Дома Наркомфина. Прачечная, детский сад, столовая, спортивный зал, солярий широко использовались жильцами дома и жителями соседних зданий.

Позднее практически все трехкомнатные квартиры нижних этажей жилого корпуса достаточно быстро превратились в коммунальные, а функция коммунального корпуса была изменена. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.

В 1940–1970-е годы значительным изменениям подверглась объемно-пространственная структура комплекса. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж. Часть открытой террасы на крыше включили в состав квартиры седьмого этажа. К южной лестничной клетке на западном фасаде пристроили лифтовую шахту.

В коммунальном корпусе надстроили пятый этаж. На первом этаже со стороны южного и восточного фасадов возвели две бытовые пристройки. Витражное остекление первого и второго этажей северного фасада заменили капитальной стеной, а также устроили деревянные межэтажные перекрытия.

С момента постройки в здании не проводился ни капитальный ремонт, ни реставрация. Из-за многочисленных перепланировок внутреннего пространства квартир были изменены площади и конфигурации кухонных зон и санузлов. Также были заложены оконные проемы антресольного яруса. В большинстве квартир поверх исторического покрытия полов уложен паркет.

В 2006 году Дом Наркомфина был включен в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (WorldMonumentsWatchListof100 MostEndangeredSites). Этот перечень формируют в некоммерческой организации World Monuments Fund.

К 2016 году общее техническое состояние Дома Наркмофина оценивалось как неудовлетворительное. Практически полностью уничтожена его историческая материальная среда, утрачены ценные архитектурные и художественные элементы — дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения, оригинальные отделочные материалы, нарушена система водоотведения, гидроизоляция. Коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались.

Спасение памятника конструктивизма

Возможность комплексной реставрации Дома Наркомфина появилась в 2016 году — после консолидации прав собственности на помещения в здании в руках единого собственника ООО «Лига прав».

В 2015–2016 годах был разработан проект реставрации памятника архитектуры, основанный на комплексных научных исследованиях. В качестве главного архитектора проекта был приглашен Алексей Гинзбург — внук архитектора Моисея Гинзбурга.


Реализация проекта началась в июле 2017 года.

Сейчас демонтируются поздние надстройки и пристройки к историческому объему здания. В частности, проект предусматривает демонтаж надстроенного мансардного этажа и хозяйственных пристроек коммунального корпуса.

Часть первого этажа жилого корпуса, задуманная авторами как свободное пространство с сеткой колонн-опор, будет раскрыта от поздних пристроек. Благодаря этому Дому Наркомфина будет возвращен один из его главных признаков — композиция дома-корабля. Будет восстановлена историческая планировка первого этажа, включая галерею, вестибюльную группу, лестницу. Вновь появится большое открытое рекреационное пространство, включающее незастроенную часть первого этажа.

По историческим аналогам будут реставрированы и воссозданы элементы фасадов. Это будет сделано в соответствии с историческими аналогами. В их числе — витраж коммунального корпуса, оригинальные приямки со световыми фонарями, предназначенные для освещения подвальных помещений жилого и коммунального корпусов, оригинальные цветочницы жилого корпуса, оконные и дверные блоки, элементы инженерных коммуникаций, винтовая лестница на кровле, ограждения балконов и кровли.

На западном фасаде жилого корпуса на месте разбираемой поздней пристройки (шахте пассажирского лифта) на всю высоту здания устроят лифтовую шахту из современных несгораемых конструкций в объеме исторической трубы котельной.

Несущий железобетонный каркас здания останется без изменений. Его отреставрируют в соответствии с конструктивными решениями.

В здании планируется восстановить характерную схему инженерных коммуникаций внутри стен и перекрытий, систему гидроизоляции и схему озеленения. По сохранившимся аналогам будет воссоздано оригинальное наполнение внутренней среды дома — исторические радиаторы, кухонные элементы, сантехнические приборы, электроустановочные элементы, осветительные приборы, оконная и дверная фурнитура.

Также будет восстановлена историческая планировка коммунального корпуса — двусветные пространства залов, освещаемые стеклянной стеной-экраном, сетка несущих колонн, исторический объем лестницы, объединяющий все этажи корпуса с улицей крытым переходом, ведущим в жилой корпус. В подвале коммунального корпуса будут устроены подъемник с доступом на каждый этаж и санузлы.

Благодаря реставрации зданию возвратят историческую функцию, заложенную авторами проекта. Жилые ячейки, квартиры на седьмом и восьмом этажах и комнаты общежития жилого корпуса планируется использовать для постоянного и временного проживания. В подвале разместятся инженерные, технические помещения и помещение хранения. Здесь предполагается устроить ячейки-кладовые для каждой квартиры.

В составе входной вестибюльной группы главной лестницы планируется разместить музей.

Кровли жилого и коммунального корпусов, задуманные как солярий и рекреационная зона, вновь станут использоваться как общественные смотровые площадки. Здесь также планируется проводить различные мероприятия.

Коммунальный корпус, в котором до конца 1930-х годов располагалась столовая, снова станет предприятием общественного питания. В надземной части здания расположатся залы для посетителей, в подвале — хозяйственные и технические помещения кафе.

Окружающую Дом Наркомфина территорию благоустроят. Здесь появится прогулочная зона с сетью пешеходных дорожек, видовыми площадками и оригинальной системой озеленения.

Работы по реставрации Дома Наркомфина планируется завершить в 2019 году.

Реставрация знаменитого дома Наркомфина на Новинском бульваре завершится до конца 2019 года, сообщил журналистам руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

«Это уникальный памятник московского конструктивизма. Сложно представить, что еще 10 лет назад этот дом входил в 100 главных зданий мира, которым грозило уничтожение. Сегодня реставрационные работы завершены на 80%, заканчивается остекление. Полным ходом идут отделочные работы в знаменитых квартирах-ячейках. К концу года они будут завершены», – сказал Алексей Емельянов.

Как отметил генеральный директор ООО «Лига Прав» Гарегин Барсумян, на крыше планируется сделать зону отдыха для жителей дома и всех москвичей.

«Уникальность проекта в том, что у здания остается его функционал как полноценного жилого дома, рядом будет парковка на 40 машин. Здесь 44 квартиры, почти все проданы. Мы делаем все для того, чтобы у всех москвичей был доступ к этому дому, чтобы насладиться отреставрированным памятником архитектуры», – подчеркнул Гарегин Барсумян.

Напомним, жилой дом Наркомфина находится на Новинском бульваре, д. 25, корп. 1. Это пример уникального экспериментального опыта архитекторов 1920-1930 годов в создании новых типов жилища.

Дом Наркомфина состоит из двух корпусов – жилого и коммунального. Их возвели по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР.

При строительстве были использованы новаторские для той эпохи объемно-пространственные и планировочные идеи, проработаны вопросы колористики и инсоляции помещений, применены экспериментальные материалы и конструкции.

За всю историю жилого комплекса там ни разу не проводился капитальный ремонт.

В 1987 году Дом Наркомфина взяли под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения. В 2004 году Всемирный фонд памятников включил дом-коммуну в список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения.

Началу реставрационных работ препятствовала имущественная проблема. Здание имело множество собственников. Частью помещений владели юридические и физические лица, другая часть находилась в собственности города Москвы.

Возможность комплексной реставрации Дома Наркомфина появилась в 2016 году – после консолидации прав собственности в руках единого собственника ООО «Лига прав».

В 2015-2016 годах был разработан проект реставрации, основанный на комплексных научных исследованиях. В качестве главного архитектора проекта был приглашен Алексей Гинзбург – внук архитектора Моисея Гинзбурга.

Реализация проекта началась в июле 2017 года.


С этим читают