Садовое кольцо в москве: описание, особенности и интересные факты

История возникновения проекта и экономическое обоснование

Впервые необходимость строительства ЦКАД была отмечена постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2003 года. В 2005 г. под эти цели были зарезервированы земельные участки для строительства и реконструкции имеющихся автодорог и создано Открытое акционерное общество “Центральная кольцевая автомобильная дорога”. 100% акций компании принадлежат Московской области.


Строительство ЦКАД обошлось недешево, но здесь следует понимать, что это не только новые автодороги, но и новый импульс экономического роста в регионе. Это место, где будет активно развиваться жилое строительство, будут строиться объекты социальной и бытовой инфраструктуры, развиваться бизнес и промышленность.

Не менее важно значение ЦКАД как соединительной и объездной магистрали вокруг Москвы. Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России и позволит разгрузить городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД)

Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России и позволит разгрузить городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).

Зарождение Садового кольца

В 1816 году был утвержден проект, разработанный «Комиссией для строения Москвы». Согласно плана, остатки Земляного вала должны были снести, осыпавшийся и обмелевший ров засыпать, а поверху устроить широкую кольцевую дорогу, мощеную булыжником. Под устройство тротуаров с обеих сторон улицы выделялось в купе 25 метров, при расстоянии между красными линиями зданий под 60 метров в отдельных местах. Территорию перед домами предписали обустроить палисадниками из различных насаждений самим владельцам домов, причем, по своему вкусу.

Именно с этого момента и начинается история Садового кольца, его зарождение.

Реализовали проект практически полностью к 1830 году. Палисадники не были устроены перед домами только со стороны Замоскворечья, а также на имевшихся тогда площадях. Общественными бульварами стали Зубовский и Смоленский валы, а Новинский оставили как место для организации народных гуляний, т.к. в ту пору он представлял собой широкую площадь.

В 70-х годах девятнадцатого века по Садовому кольцу пустили конку. В 1912 году ее сменил уже трамвай на электрической тяге. Этот маршрут был обозначен буквой «Б», но в народе его называли «букашкой».

Строительный бум по окружности Садового кольца пришелся на начало XX столетия, когда вместо малоэтажных строений начали возводить коммерческие, административные, а также жилые здания повышенной высотности.

После революции 1917 года кольцо вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время были ликвидированы Сухаревский, а после и Смоленский рынки.

В 1930-х годах, согласно плану Лазаря Моисеевича Кагановича по перепланировке города Москвы, Садовое кольцо, разорванное в нескольких местах, соединили воедино и полностью заасфальтировали. Немного позднее, в 1937 году, была снесена линия садов вдоль всей окружности дороги, а через Москву-реку перекинули Крымский и Большой Краснохолмский мосты.

В период с 1936 по 1937 годы на окружной магистрали были демонтированы трамвайные пути, а вместо них протянули троллейбусные линии. Кольцевое движение троллейбусов полностью организовали лишь в 1963 году.

К новой реконструкции Садового кольца вновь приступили уже в период с 1948 по 1954 года. Именно тогда на нем были возведены три сталинские высотки. Начиная с 60-х годов прошлого века улицы кольца постепенно преобразовали в проспекты с устроенными на них тоннелями, всевозможными развязками и эстакадами, а также подземными пешеходными переходами.

Улицы, площади и мосты Садового кольца

Перечислим последовательность улиц и площадей Садового кольца, двигаясь по часовой стрелке, и устроенные на нем мосты через Москву-реку, Яузу и Водоотводный канал:

  • Маяковский туннель
  • Садовая-Триумфальная
  • Садовая-Каретная
  • Садовая-Самотечная
  • Самотечная площадь
  • Самотечная эстакада
  • Садовая-Сухаревская
  • Малая Сухаревская площадь
  • Большая Сухаревская площадь
  • Садовая-Спасская
  • Площадь Красные ворота
  • Лермонтовская площадь
  • Садовая-Черногрязская
  • Площадь Земляной Вал
  • Площадь Цезаря Куникова
  • Площадь Курского вокзала
  • Земляной Вал
  • Высокояузский мост
  • Ульяновская эстакада
  • Таганская площадь
  • Таганский туннель
  • Большой Краснохолмский мост
  • Малый Краснохолмский мост
  • Нижняя Краснохолмская
  • Зацепский Вал
  • Павелецкая площадь
  • Валовая
  • Серпуховская площадь
  • Добрынинский туннель
  • Коровий Вал
  • Житная
  • Крымский Вал
  • Калужская площадь
  • Октябрьский туннель
  • Крымская площадь
  • Крымская эстакада
  • Крымский мост
  • Зубовский бульвар
  • Зубовская площадь
  • Смоленский бульвар
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленская площадь
  • Новинский бульвар
  • Новоарбатский туннель
  • Кудринская площадь
  • Садовая-Кудринская
  • Большая Садовая

Садовое кольцо и в наши дни продолжает играть огромную роль, как одна из основных дорожных «артерий» города Москвы.

…..

Видовые зоны Садового кольца

На 12-километровом участке Садового кольца появится 14 видовых территорий: от небольших уютных двориков до скверов с современной инфраструктурой. Они станут не просто транзитными зонами, а комфортными местами отдыха с павильонами, зеленью, местами для организации массовых мероприятий и выставок.

Цветники у эстакады и роща возле метро

Вокруг Самотёчной эстакады разобьют цветники, высадят дубы, липы, яблони и черемуху. Здесь будет много деревянных скамеек и появится дополнительное освещение. Цветными планируется сделать колонны эстакады, чтобы пространство стало светлее и ярче.

Большую Сухаревскую площадь украсят круглые клумбы и полукруглые скамьи из гранитных блоков с деревянным настилом; их форму повторит и подчеркнет рисунок мощения.

Площадь у станции метро «Красные Ворота» превратится в рощу с дубами, кленами, липами и рябинами. Здесь создадут искусственный рельеф в виде холмов, покрытых цветниками из многолетних растений, установят скамейки и откроют кафе. Мягкую фоновую подсветку площади дадут парковые светильники; перед высоткой появятся исторические фонари.

Гранитные тропинки


В видовой зоне у торгового центра «Атриум» появятся «тропинки», которые «нарисуют» с помощью плитки. Возле дорожек сделают зоны отдыха с лавочками и деревьями. Благоустройство ждет и двор школы № 2095 на Земляном Валу, дом 44: на цветной асфальтобетон нанесут разметку для игр, а по периметру установят клумбы с многолетниками и кустарниками.

Сквер на пересечении кольца с Николоямской улицей будет тихой зоной отдыха. Площадку скроют от дороги цветники и кустарники. Здесь расположится павильон с небольшим кафе.

Террасы у театра и холмы с кустарниками

Перепад рельефа возле Театра на Таганке сгладят гранитные пандусы и лестницы. Верхняя терраса возле входа в здание «Содружества актеров Таганки» превратится в небольшую площадь с местами отдыха и деревьями. Ее планируют вымостить клинкерным кирпичом, похожим на кладку здания театра. На нижней площадке расположатся в основном парковочные места.

Территория возле станции метро «Добрынинская» из транзитной превратится в место встреч и представлений. Рисунок мощения создадут гранитные плиты трех оттенков; в него органично встроятся вытянутые и квадратные деревянные скамьи. Расположенная у метро зеленая зона станет продолжением линейного парка, который находится южнее, на Люсиновской улице.

Сквер на Житной улице станет уголком, скрытым от городской суеты. Его рельеф дополнят насыпные холмы с кустарниками; обычный газон заменят на разнотравье из многолетних растений. Ландшафт будет близок к природному, и здесь можно будет проводить уроки природоведения, биологии и экологии. Работы на этой улице уже практически завершены.

Скейт-парк под мостом и музейные экспонаты у метро

Возле входа в парк искусств «Музеон» появится аллея из кленов и лип, а вблизи станции метро «Парк культуры» — гранитный амфитеатр. Под Крымской эстакадой разместится скейт-парк, у метро — экспонаты Музея Москвы. На этой территории установят гранитные скамейки, вдоль проезжей части высадят клены и липы.

Перед зданием пресс-центра МИА «Россия сегодня» на Зубовском бульваре вырастет ландшафтный парк с деревьями и кустарниками, цветниками и торшерным освещением. На Зубовской площади появится сквер со скамейками и разными породами деревьев, а также кустарниками и многолетниками. Во дворе с колоннадой будут машино-места и зона отдыха. Парковку возле Зубовской улицы приведут в порядок, высадят вокруг нее зелень.

Небольшой двор на Смоленском бульваре, дом 17, расположенный за невысокой оградой, превратится в скверик с гранитными скамьями. В этом зеленом тенистом уголке будет приятно отдохнуть от городской суеты.

Загадочная Сухарева башня

На Садовом кольце много интересных, так или иначе примечательных зданий. Но хорошо бы вспомнить и те сооружения, что не дожили до наших дней, хотя имели на это полное право. Наверное, самое знаменитое среди них — Сухарева (или Сухаревская) башня. Построенная в конце XVII века, она почти два с половиной века была одним из символов столицы — её упоминает и Лермонтов в очерке «Панорама Москвы», и Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».

За внушительный «рост» (60 метров) и пышность башню называли невестой Ивана Великого — кремлёвской колокольни, которая долго была самым высоким зданием города. А поскольку очертаниями готическое сооружение напоминало корабль, автором проекта народная молва упорно считала отца русского флота Петра I. Вопрос спорный, но форма дала себя знать: в начале XVIII века в башне действовала Навигацкая школа, чьи воспитанники стали прообразами героев киноэпопеи «Виват, гардемарины!».

С названием тоже не всё ясно. По идее, каменное строение должно было унаследовать имя своего предшественника — деревянных Сретенских ворот Земляного города. Наиболее распространенная версия гласит, что башню назвали в честь воеводы Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк остался на стороне молодого Петра во время спора за престол с царевной Софьей. Именно его подразделение охраняло сначала ворота, а потом и башню.

Вероятно, это одна из легенд, окружающих каменную красавицу. Другая связана со сподвижником Петра I, начальником Навигацкой школы графом Яковом Брюсом, видным военным деятелем и учёным. За обширные знания и замкнутый образ жизни его считали колдуном. По преданию, Брюс замуровал в одной из стен башни «чёрную книгу», в которой описаны различные магические секреты.

Сухарева башня сыграла множество ролей: московская контора Адмиралтейской коллегии использовала её как склад, в XIX веке здание переоборудовали в водонапорную башню, а в XX веке разместили в нём Московский коммунальный музей. Увы, ни статус культурного памятника петровской эпохи, ни «богатый репертуар» не спасли башню. Генеральный план реконструкции Москвы, разработка которого началась в 1931 году, подписал зданию приговор: снести, чтобы не мешало дорожному движению.

На защиту Сухаревой башни неоднократно вставали видные деятели искусства — Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие. Но решающее слово, как и в случае с памятниками Пушкину и Гоголю на Бульварном кольце, осталось за Сталиным. И в 1934 году башню разрушили. Почти два месяца ломали — крепко строили, на века. И вновь без легенд не обошлось: ходили слухи, будто вождь мечтает отыскать «чёрную книгу» знаменитого мага.

Совершенно уничтожить башню не удалось. Её мощный фундамент до сих пор прячется под Садовым кольцом, а на Большой Сухаревской площади в 2006 году установлен памятный знак. Башенные часы висят на Передних воротах Государева двора музея-заповедника «Коломенское». Сохранился и наличник одного из окон — его вмонтировали в стену Донского монастыря. Не исключено, что этим фрагментом любовался «угрюмый» памятник Гоголю, пребывавший здесь «в ссылке»…

В начале 1980-х Мосисполком проводил конкурс на проект восстановления Сухаревой башни, но мероприятие закончилось ничем. А вот писатель Кир Булычёв в одной из своих книг предсказал, что знаменитое сооружение будет возрождено в конце XXI века. Поживём — увидим?

…Садовое кольцо хранит множество удивительных загадок и невероятных историй. Хотите к ним прикоснуться? Нет ничего проще: садитесь в троллейбус Б, который до сих пор ходит по прежнему круговому маршруту. Внимательно смотрите по сторонам и слушайте — порой даже камни могут многое рассказать…

История с географией

Строго говоря, лента бульваров в центре столицы — вовсе не кольцо, а подкова, которая на юге опирается на излучину Москвы-реки. Но главное не форма, а местоположение разорванного кольца. С древних времён здесь находились оборонительные сооружения: сначала воздвигли земляные валы, потом на них установили деревянные стены, в конце XVI века их заменили каменными.

Фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. По одной из версий, именно по цвету камня или извести, покрывавшей кирпич, огороженную местность именовали Белым городом. По другой — «белая» земля, заселённая боярами и дворянами, не облагалась налогами, в отличие от «чёрной», где жили купцы и ремесленники. В пользу этой версии говорит второе название района — Царь-град, или Царёв город.

В XVIII веке Москва сильно разрослась, Белгородская стена утратила оборонное значение. В 1774 году Екатерина II, уделявшая большое значение планировке городов, создала Каменный приказ, который руководил разбором стен и башен. Освободившиеся стройматериалы использовали для строительства казённых зданий, например Воспитательного дома на Москворецкой набережной (сегодня здесь размещается академия РВСН имени Петра Великого).

На месте бывшей крепостной стены императрица повелела высадить деревья и проложить аллеи, а взамен проезжих башен разбить площади. Но скоро указ пишется, да не скоро исполняется. Первый бульвар — Тверской — появился только в 1796 году, уже при Павле I. Самый же молодой участок кольца — Покровский бульвар: его окончательно сформировали в 1954 году, после ликвидации бывшего здесь просторного плаца Покровских казарм. Далеко смотрела Екатерина Великая…


Впрочем, основные работы заняли около полувека: в 1845 году критик Виссарион Белинский написал, что московские бульвары — лучшее городское украшение, которому Петербург «имеет полное право завидовать». Официально это «право» было закреплено в 1978 году, когда Бульварное кольцо объявили памятником садово-паркового искусства.

Этапы строительства ЦКАД

Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:

  1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 “Дон” до трассы М-1 “Беларусь” в районе Большого Московского кольца;
  2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 “Беларусь” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;
  3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург до трассы М-7 “Волга”;
  4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 “Волга” до трассы М-4 “Дон”;
  5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 “Украина” до скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.

Точное прохождение участков лучше рассмотреть на подробной схеме ЦКАД:

Протяженность первого участка ЦКАД – 113,45 километра, второго участка – 117,86 км, третьего – 104,65 км, четвертого – 95,7 км, пятого – 89,97 км.

Предполагается, что в этой зоне будет создано около 200 тысяч рабочих мест. Реализацию всего проекта планируется завершить к 2025 году.

Больше света и зелени

Существующую систему освещения пешеходных зон модернизировали. Вдоль улиц установят около 1000 новых опор освещения и торшеров с энергосберегающими лампами.

Чтобы отделить пешеходную зону от проезжей части и укрыть горожан от дорожной пыли и шума, на участке от Долгоруковской улицы до Смоленской площади высадят около двух тысяч деревьев и более 60 тысяч кустарников. Улицы украсят вязы, дубы, клены, липы, рябины, яблони, черемуха и другие породы деревьев; также здесь зазеленеют чубушник, лапчатка, ирга, спирея, сирень и другие кустарники. Они появятся на Садовом кольце в октябре — ноябре — это самое благоприятное время для посадок.

Боевое прошлое, мирное настоящее, зелёное будущее

Садовое кольцо — свидетель и активный участник многих поворотных и трагических событий отечественной истории. Во время революций 1905 и 1917 годов на его площадях и улицах вырастали баррикады, противники устраивали яростные перестрелки и рукопашные схватки. В доме № 10 на Садовой-Триумфальной, где раньше размещалась губернская земская управа, в ноябре 1917 года представители Комитета общественной безопасности подписали акт о капитуляции, передав Москву в руки большевиков.

В начале Великой Отечественной войны кольцо Б, как и Бульварное, вновь стало рубежом обороны. А в июле 1944 года, после поражения фашистской группировки в Белоруссии, по Садовому провели колонну пленных немцев.

В наши дни Садовое нередко становится ареной шествий, но уже исключительно мирных. Несколько раз в год кольцо перекрывают частично или полностью, чтобы отдать его участникам марафонов, велопарадов или автопробегов.

Кроме того, магистраль является одним из приоритетных объектов городской программы реконструкции «Моя улица». Уже стартовал первый этап: обновляют и убирают под землю инженерные коммуникации — электрокабели, теплосети, газо- и водопроводы. Скоро начнется и второй этап: на всём протяжении Садового проезжую часть выровняют по ширине, организуют дополнительные парковки, обновят мостовые, разместят энергосберегающие фонари, удобные скамейки и остановки общественного транспорта. И самое главное — кольцу вернут сады: планируется высадить 1,5 тысячи деревьев. Реализация проекта рассчитана на три года.

Удобное и безопасное кольцо

На протяжении всего кольца пешеходная зона становится шире. Схема движения транспорта сохранится: остается пять полос движения. На проезжей части уложат новое асфальтобетонное покрытие.

Для безопасности пешеходов планируется добавить более 20 новых переходов. На шести участках кольца установят рефюжи — разделительные полосы, которые отделяют участки для общественного транспорта от основной проезжей части. Более 70 современных остановок общественного транспорта заменят на современные — с точкой доступа к Wi-Fi и зарядками для гаджетов. Чтобы горожанам и гостям было удобнее ориентироваться, установят более 50 информационных стел.

Фотографии предоставлены Главархивом Москвы

Кольцо Б — без садов

Увы, палисадники просуществовали всего около века. Виной тому постоянно растущая интенсивность дорожного движения. Как и на Бульварном кольце, в конце XIX столетия на Садовом проложили рельсы для конки, а в 1912 году пустили электрические трамваи. Маршруту, а позже и всей магистрали, досталась литера Б (подходящего имени не нашлось, и в народе его звали «букашкой»). Четверть века спустя на смену трамваям пришли троллейбусы.

В 1930-х годах Садовое кольцо пережило своеобразную репрессию: сначала его заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Но транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выходить из плоскости — сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно строили развязки в 1950–1960-х годах, когда Москва навёрстывала упущенное за время Великой Отечественной.

Кстати, Кольцевая ветка столичного метро, открытая в 1950–1954 годах, была заложена ещё во время войны. Сначала эту линию планировали целиком провести под Садовым кольцом, но потом решили привязать её к наиболее напряжённым точкам пассажиропотоков, иначе говоря к вокзалам. В итоге под магистралью расположился только южный участок Кольцевой линии — от «Парка культуры» до «Курской».

Садовое кольцо — одна из самых востребованных и загруженных городских трасс. И зачастую это один из наиболее удобных контуров для перемещения по Москве. То и дело возникают предложения по его оптимизации, порой достаточно радикальные. Например, в начале 2000-х годов обсуждался проект, согласно которому движение по магистрали должно стать односторонним, причём направленным против часовой стрелки. План так и остался на бумаге: специалисты посчитали, что проезжая часть более шести полос будет сама себя тормозить. Так что сегодня Садовое по-прежнему едет в обе стороны.

Улицы и площади кольца

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом

Пробка на Садовой-Кудринской. Вид со стороны улицы Красина

По часовой стрелке (от Тверской улицы):

  • Триумфальная площадь
  • Садовая-Триумфальная улица
  • Садовая-Каретная улица
  • Садовая-Самотёчная улица
  • Самотёчная площадь
  • Садовая-Сухаревская улица
  • Малая Сухаревская площадь
  • Большая Сухаревская площадь
  • Садовая-Спасская улица
  • Площадь Красные Ворота и Лермонтовская площадь
  • Садовая-Черногрязская улица
  • Площадь Земляной Вал и площадь Цезаря Куникова
  • Улица Земляной Вал c площадью Курского Вокзала
  • Таганская площадь
  • Нижняя Краснохолмская улица
  • Улица Зацепский Вал с Павелецкой площадью
  • Валовая улица
  • Серпуховская площадь
  • Улица Коровий Вал и Житная улица
  • Улица Крымский Вал c Калужской площадью
  • Крымская площадь
  • Зубовский бульвар
  • Зубовская площадь
  • Смоленский бульвар
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленская площадь
  • Новинский бульвар
  • Кудринская площадь
  • Садовая-Кудринская улица
  • Большая Садовая улица

Вместо садов — тоннели и эстакады

В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом, чтобы расширить проезжую часть, убрали почти все палисадники. В 1934 году снесли одну из главных достопримечательностей кольца — Сухареву башню, построенную в конце XVII века. На защиту красавицы, прозванной невестой колокольни Ивана Великого, вставали Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие деятели искусства. Но решающее слово осталось за Сталиным. В народе ходили слухи, что вождь мечтает отыскать Черную книгу графа Якова Брюса, который будто бы замуровал ее в одной из стен башни.


В 1937 году вся линия садов была снесена. В это же время через Москву-реку перебросили новые мосты — Крымский и Большой Краснохолмский. В 1948–1954-м на кольце выросли три из семи сталинских высоток: здание МИД на Смоленской площади, жилой дом на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) и административно-жилой комплекс на площади Красные Ворота. В начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия метро, южная часть которой (от станции «Курская» до «Парка культуры») прошла под Садовым кольцом.

Транспортная нагрузка на магистраль продолжала расти, и довольно скоро городу пришлось сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно их строили в 1950–1960-х годах, когда столица наверстывала упущенное за время войны. Тоннели, развязки, эстакады и подземные переходы появлялись в самых загруженных местах: на Крымской, Самотечной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (сегодня — Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (сейчас — Новым Арбатом).

Немного цифр

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) – пожалуй, самый масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. Трасса охватит огромные территории, десятки районов Подмосковья. Кольцо длиною 521 километр замкнется на удаленности приблизительно в 50 км от МКАД.

Всего запланировано построить 34 развязки, 278 мостов, путепроводов и эстакад. Количество полос – 4-8, расчетная скорость движения – 80-140 км в час.

Основные социальные и экономические задачи проекта ЦКАД вокруг Москвы:

  1. разгрузка дорожной сети мегаполиса и ближнего Подмосковья от движения большегрузного и транзитного транспорта;
  2. рационализация структуры грузораспределения;
  3. создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области;
  4. формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД;
  5. снижение себестоимости перевозок и транспортных издержек для грузоотправителей.

Значение проекта строительства ЦКАД вокруг Москвы, как ключевого элемента логистической системы московского региона, обуславливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Планируется, что они будут располагаться в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения.

Также ожидается, что населенные пункты и поселки вблизи ЦКАД станут более востребованными, в том числе среди тех москвичей, кто хочет переехать жить за город постоянно, но опасается за невозможность быстро добираться до Москвы и достаточно слабой инфраструктурой за ее пределами. Что несомненно повысит спрос на дома и участки, а следовательно и цены на них.

Разумеется новая автотрасса будет оснащена всеми необходимыми объектам дорожного сервиса. Согласно схеме и планам строительства ЦКАД, инфраструктура будет включать в себя:

  • 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе;
  • 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автотранспорта;
  • 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.

Транспорт

Станции метро

Вдоль Садового кольца проходит первая очередь Кольцевой линии метро, и на Садовое кольцо имеются выходы с шести из двенадцати станций этой линии, а также с некоторых станций радиальных линий.

По часовой стрелке (от Тверской улицы):

  •  Маяковская
  •  Цветной бульвар
  •  Сухаревская
  •  Красные Ворота
  •  Курская /  Курская /  Чкаловская
  •  Таганская /  Таганская /  Марксистская
  •  Павелецкая
  •  Добрынинская
  •  Октябрьская
  •  Парк культуры /  Парк культуры
  •  Смоленская
  •  Смоленская
  •  Баррикадная

Наземный транспорт

«Букашка»

Грузовой троллейбус, Смоленская-Сенная площадь

Трамвайных линий вдоль Садового кольца нет с 1950-х годов, единственная линия пересекает его на Павелецкой площади (маршруты А, 3, 39).

До июня 2016 года по всему Садовому кольцу следовал кольцевой маршрут троллейбуса Б («Букашка»). Работали и другие троллейбусные маршруты (№ 3, 9, 10, 39, 47, 79). Сейчас на этих маршрутах работают автобусы. Возвращение троллейбусных маршрутов не планируется, хотя изначально объявлялось, что замена на автобус временная.

Сейчас на Садовом кольце работают только автобусные маршруты:

  • А — от Самотечной площади до площади Красные ворота
  • Б — по всему Садовому кольцу, в дневное время часть автобусов следует по Комсомольскому проспекту до стадиона Лужники, затем обратно на Садовое кольцо (обеденные рейсы)
  • 13 — небольшой участок по Павелецкой площади
  • 40 — от площади Земляной Вал до Николоямской улицы
  • 64 — от Смоленской до Кудринской площади
  • 106 — от Таганской до Павелецкой площади
  • С12 — от Зубовской площади до Нового Арбата, обратно — небольшой участок до Смоленской площади
  • 158 — от Космодамианской набережной до Павелецкой площади
  • 275 — по улице Коровий Вал (фактически на Садовое кольцо не выезжает)
  • 632 — от Космодамианской набережной до Серпуховской площади, обратно — до Павелецкой площади
  • 869 — от Баррикадной улицы до Триумфальной площади
  • т3 — по Садовой-Триумфальной улице
  • т10 — от Калужской площади до Самотёчной площади
  • т39 — от Смоленской площади до Триумфальной площади
  • т47 — по Садовой-Каретной и Садовой-Самотёчной улицам
  • т79 — от Крымской до Кудринской площади
  • К — от Серпуховской площади до Космодамианской набережной (только в одну сторону)

Что будет с землей рядом с ЦКАД?

Как утверждают власти, земли вдоль центральной кольцевой дороги бездумно застраиваться не будут: разрешения на строительство недвижимости вдоль этой трассы на территории столицы не будут выдаваться до утверждения единого проекта планировки всей территории.

Хотя, безусловно, планы по застройке прилегающих территорий вблизи ЦКАД уже есть: на земельных участках, прилегающих к центральной кольцевой, возведут жилье, производственные предприятия, офисную и коммерческую недвижимость.

Также власти Москвы планируют построить три крупные транспортные развязки на границах Новой Москвы: Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО). Это будут развязки на пересечении ЦКАД с Варшавским и Калужским шоссе, а еще одна – в районе 26-го пикета. Общая протяженность новой дороги на территории «Новой Москвы» составит 22,4 км.

Интересно отметить, что в планы столичных властей не входит строительство большего числа развязок и съездов на новой автомагистрали.

Предыстория, написанная мечом и огнём

История Садового кольца во многом похожа на историю Бульварного: изначально это был оборонительный рубеж, четвёртый по счёту от Кремля. В конце XVI века здесь проходила граница города, и Борис Годунов распорядился её укрепить — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с глухими и проездными башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Так Москва «ощетинилась» против набегов крымских татар.

По тогдашним меркам заграждение построили быстро — всего за год (1591–1592), поэтому в народе его окрестили Скородомом. Официальное название — Деревянный, или Земляной, город. Так же стали именовать и район, изнутри ограниченный Белгородской стеной и излучиной Москвы-реки; в нём жили в основном ремесленники, торговцы и крестьяне. В Замоскворечье селились стрельцы, поэтому его называли Стрелецкой слободой.

Столетие спустя линия обороны превратилась в таможенную границу. В одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них раскинулись бойкие рынки, например Смоленский и Сухаревский. Строения по обеим сторонам Земляного города были преимущественно деревянными, и почти все они сгорели в разрушительном пожаре 1812 года, когда столицу заняли войска Наполеона.

От конки до «букашки»

Бульвары существовали недолго. В конце XIX века на кольце проложили рельсы для конки, движение которой запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Первая постоянная линия появилась в Москве к 1874-му и тянулась от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую Заставу. В 1912 году на смену конке пришли электрические трамваи. Маршрут получил литеру Б, и в народе его прозвали «букашкой». Четверть века спустя вместо трамваев запустили троллейбусы.

На начало ХХ века пришелся и строительный бум. Вместо малоэтажных зданий вдоль Садового кольца выросли коммерческие, административные и высотные жилые дома. После революции Садовое вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время с карты Москвы исчез знаменитый Сухаревский рынок, а за ним и Смоленский.

Деревянный город в кольце пожаров

В 1611 году сгорела большая часть Деревянного города, кроме участков между Мясницкой и Покровкой, а также между Покровкой и Яузой. В 1638–1640 годах сгоревшие укрепления заменили новыми — Земляным валом, отодвинувшимся дальше от центра города. Перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.

В XVIII веке он окончательно утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона.


С этим читают