Брутальный стиль в интерьере

Vipp Shelter, Дания

В январе Losko Magazine писал об одном из ярких представителей минималистичного брутального интерьера — Vipp Shelter.


Датская дизайнерская компания начинала свою историю в 1939 году с создания мусорного ведра с педалью. Вершиной их творчества на данный момент стал Vipp Shelter — небольшой, но максимально функциональный дом в лесу.

«Shelter» с английского переводится «укрытие» или «убежище», и это название отражает идею, которую создатели вкладывали в постройку. Они утверждают, что их целью было сконструировать не просто домик, а жилище, которое позволит наслаждаться природой с полным погружением в окружающий пейзаж.

Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев

Время создания — 1969-1971

Автор — Миодраг Живкович и Ранко Радович

Место — Тьентиште, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 19 м в высоту и 25 м в ширину. Бетон

Чему посвящен

Памятник увековечивает память более 7 000 человек, погибших в битве при Сутьеске, когда силы Оси попытались разгромить группу югославских войск во главе с Иосипом Тито, но тем удалось бежать.

История создания

Побег Тито из Сутьески считается важным поворотным моментом в партизанской освободительной борьбе. В 1964 году был проведен закрытый конкурс на концепцию памятника, к участию в котором пригласили архитекторов и скульпторов со всей Югославии: Станко Мандича, Йована Кратохвила, Бориса Кобэ и победившего в итоге Миодрага Живковича.

Работы по строительству начались в 1969 году и были завершены через два года. Проект полностью финансировался за счет федеральных средств из столицы. В Югославскую эпоху этот памятник считался самым значительным мемориальным объектом, но после распада страны начал приходить в запустение.

Символизм

Памятник-скульптура состоит из двух 19-метровых бетонных стен, украшенных фрактальным узором, в котором при ближайшем рассмотрении можно различить сильно стилизованные лица павших бойцов, которые выражают скорее их героический дух, нежели портретные сходства.

Монолиты выглядят как «крылья победы», которые указывают на крутой овраг, по которому партизаны бежали из долины во время битвы. Они кажутся зеркальными копиями друг друга, но между ними существуют различия, которые символизируют столкновение двух противостоящих армий.

Немного истории

Первыми образцами брутализма принято считать проекты английских архитекторов Питера и Элисон Смитсонов, которые вдохновились идеями Ле Корбюзье – основоположника направления. Изначально это был сугубо архитектурный стиль, который отличался резкостью форм и нарочитой грубостью. Первым зданием в этом стиле является школа в Ханстантоне, которую как раз и спроектировала английская чета.

За довольно короткое время это направление массово распространилось сначала по Европе, а позже и по всему миру, включая СССР, США, скандинавские страны и Японию. Пик же популярности брутализма пришелся на 80-е годы XX столетия.

Название стиля происходит от латинского «brutus», что можно перевести, как «тяжелый» или «грубый». Философией же данного направления стал технологический минимализм, которому характерны такие черты, как:

  • оголенный каркас здания;
  • кирпичная кладка и бетонные поверхности без отделки;
  • черный металл;
  • коммуникации, выставленные на показ;
  • обилие стекла.

Ле Корбюзье и Великобритания

Вдохновленные «Марсельским блоком» Ле Корбюзье жилые дома пригорода Хайклифф в Элтон Уэст Эстейт, Роугемптон, Лондон.

Непривычный для Британии (где традиционным строительным материалом был красный кирпич), после 1945 года железобетон стал символом надежд для нового, послевоенного поколения архитекторов. Одним из формальных приемов брутализма считается подчёркнутая фактурность бетонных поверхностей, не отделанных после распалубки ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской («бетон-брут») — излюбленный метод Ле Корбюзье конца 40-х — начала 50-х годов.

Хотя сам Ле Корбюзье не построил в Великобритании ни одного здания, его проекты и постройки оказали самое непосредственное влияние на британских бруталистов. Что неудивительно, поскольку почти все его проекты после 1945 года легко вписываются в категорию брутализма. Например, расположенные в предместье Парижа дома Жауль, построенные из простого красного кирпича, его «Жилая единица» в Марселе, характерный пример нового «коллективного жилья» (1947—1952), а также здания, построенные им в Чандигархе и Ахмадабаде в 1950—1960-х годах.

Одним из определяющих факторов необрутализма стали новые послевоенные градостроительные идеи, предложенные и разработанные, в частности, тем же Корбюзье в его многочисленных проектах Современного города. Жилой комплекс Alton West Estate, в Роэгемптоне, Лондон (1954—1959, арх. London County Council Architects Dept), почти буквально воспроизводит урбанистические предложения Ле Корбюзье — как в общей планировке, так и в архитектуре жилых зданий, напоминающих уменьшенные копии Марсельского блока.

Ле Корбюзье вполне может считаться духовным отцом этого направления, хотя формально этот титул принадлежит его оппонентам по CIAM (фр. Congrès International d’Architecture Moderne), молодым архитекторам из Лондона Элисон и Питеру Смитсонам. Общий смысл предложений этих молодых архитекторов из группы англ. Team-X, известных своей реформаторской деятельностью по обновлению CIAM, выражался в их призывах отказаться от некоторой механистичности подхода раннего модернизма — в пользу более широкого и, в конечном счете, более гуманистичного взгляда на архитектурный заказ:

Брутализм старается противостоять обществу массового производства, пытаясь извлекать строгую поэзию из сложных и мощных действующих сил.

Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов, близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.

Бруталистские здания и жилые комплексы, выстроенные целиком из бетона, суровые, лишённые регионального своеобразия, бескомпромиссные в своей программной чистоте, не всегда воспринимались в Великобритании (да и в других странах тоже) однозначно. К тому же не все постройки были равного качества — какие-то из них были более удачными, какие-то — неудачными и непопулярными. В 1970—1980-х годах, когда во многих странах наступила реакция против модернистской архитектуры, бруталистская архитектура принимала на себя нередко всю тяжесть этой критики.

Красивые примеры

Тем, кто желает оформить помещение в брутальном стиле, стоит заранее убедиться, насколько подходит он для каждого конкретного случая. Красивые фото и примеры помогут определиться с выбором.

В дизайне интерьера, выполненного в брутальном стиле, присутствует некая незавершенность, резкие формы, грубая фактура. Для отделки используются неровная кладка из кирпича, цементное покрытие, камень.

Металлические конструкции могут быть на виду. При этом изделия из металла целесообразно оставить в их естественном цвете, но можно нанести на них черную краску.


Мебель в выбранном стиле обычно не требует дополнительного декора и отделки. В данном случае подставка под столешницу смотрится как обычная деревянная доска.

Как правило, мебель имеет однотонную поверхность. Чаще модели имеют серый, черный, а также темно-синий или коричневый цвет.

Брутализм в СССР

Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание РИА Новости

Влияние брутализма дошло и до советской архитектуры, особенно заметно проявившись в 1970-х — начале 1980-х годов. В частности, в Москве в этом стиле были построены:

  • Главный студенческий городок Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Здание Онкологического центра РАМН (Каширское шоссе, 23, архитектор И. М. Виноградский, —)
  • Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание РИА Новости (Зубовский б-р, 4, архитекторы В. К. Антонов, И. М. Виноградский, А. С. Дубровский, Ю. В. Калмыков, В. М. Орлов, —1979)
  • «Дом-корабль», жилой дом на Большой Тульской (Б. Тульская ул., 2, архитекторы В. Воскресенский, В. Бабад и другие, 1976—)
  • «Дом-сороконожка», жилой дом авиаторов на Беговой (Беговая ул., 34, архитектор А. Д. Меерсон, —)
  • «Ховринская больница», недостроенное здание больницы, построенное в начале 1980-х годов, но так и не введённое в эксплуатацию.

В Ленинграде (Санкт-Петербург):

  • Здание гостиницы «Русь» (ул. Артиллерийская, д. 1, архитекторы И. А. Вакс —, В. Е. Жуков, О. А. Гуревич —)
  • Здание архива ВМФ (Серебристый бульвар, д. 24 к. 1, 1975—2006)
  • Гаражный кооператив «Василеостровец» (Уральская ул., 31, 1986).

В Киеве:

  • Киевский крематорий (архитекторы: А. Милецкий, А. Рыбачук, В. Мельниченко, 1975 г.).
  • Крытая спортивная арена. Недостроена (1978 г.).
  • Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов (Е. Вучетич, Е. Стамо, Елизаров В., 1981 г.)
  • Актовый зал Киевского медицинского института (1980-е гг.).
  • гостиница «Салют» (архитектор А. Милецкий, 1984 г.).
  • Здание Министерства финансов Украины (станция метро «Левобережная»). Недостроено (1986 г.).
  • Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского (архитекторы: Гопкало В., Гречина В., Песковский В. П., 1989 г.).

В Куйбышеве (Самара):

Жилой дом на Осипенко 32.

В Казани:

Недостроенное здание Транзитного вокзала (снесено).

В Таллине:

  • Национальная библиотека (архитектор Райне Карп)
  • Дворец Культуры и Спорта имени В. И. Ленина (Горхолл, архитекторы Raine Karp, Riina Altmäe)
  • старое здание почтамта
  • старое здание гостиницы «Олимпия» (архитекторы Тойво Каллас и Рейн Керстен)
  • центр парусного спорта в Пирита.

ТОП-3 особенности стиля лофт в интерьере

Для себя я вывела характерные особенности лофта, которым стоит следовать при оформлении современного интерьера в этом стиле.

Важно отметить, что какими бы «жесткими» не были правила создания того или иного стиля, всегда можно что-то менять, исходя из своих предпочтений и возможностей. Не загоняйте себя в рамки

Расскажу на примере проекта нашей студии NS Design Studio — квартиры 78 м² для ЖК Французский квартал.

Современный интерьер в стиле лофт: сочетание старого и нового

Стильное дизайнерское освещение, глянцевые поверхности и затертая кирпичная кладка или громоздкие батареи — обычное явления интерьера в стиле лофт.

Главное не запутаться и не заполнить квартиру потертыми комодами и бабушкиными скатертями (это о французском кантри).

Старое в понимании стиля лофт значит брутальное, грубо побитое временем. В нем нет нежности и шарма прованса. Это жесткий индустриальный стиль.

Кирпичная стена в интерьере лофт вообще отдельная история. Это его визитная карточка. В идеале кирпичная кладка, конечно, должна быть оригинальной, но во многом это не практично и негигиенично.

Сейчас на рынке представлен широкий ассортимент декоративной кирпичной кладки «а-ля натюрель» разных оттенков и цветов, от белого до классического красного.

Для стиля лофт лучше, конечно же, отдать предпочтение классическим оттенкам, красному и коричневому.

Всегда оригинально: аксессуары мебель в стиле лофт

Лофт любит все необычное. Украшением тут может стать погнутый дорожный знак или граффити на стене.

Если вы не 100% экстремал, выбирайте не такие кричащие аксессуары. Можно сделать акцент на оригинальном освещении и мебельных мелочах. Побольше металла и индустриального настроения!

Из необычного декора мы использовали дизайнерскую плитку Peronda коллекции Francisco Segarra. В ней присутствует некий хаос, что прекрасно передает настроение большого города с его безумным ритмом жизни.

Мебель в стиле лофт максимально простая, она не является главной в общей концепции интерьера.

Акцент создают аксессуары и декор, основа же — это материалы (кирпич, метал, грубое дерево). Так что главное условие для мебели — ее функциональность и удобство (и минимальное количество).

Больше света!


Лофт любит естественное освещение. В идеале — окна в пол. Если такой возможности нет, то предусмотрите минимум штор (или вообще без них). Ткань должна быть воздушной, легко пропускающей солнечный свет. Без этого интерьер будет тяжелым.

Если мы украшаем помещение кирпичом и металлом, его нужно осветить, тогда дизайн интерьера квартиры будет сбалансирован.

Кстати, тему окон в пол можно в полной мере раскрыть при разработке дизайн-проекта балкона. Но тогда обязательно предусмотрите ролеты или римские шторы на окна.

Мемориал Илинден или Македониум

Время создания — 1970-1974

Автор — Иордан и Искра Грабул

Место — Крушево, Македония

Размеры и материалы — 25 м в диаметре. Бетон, арматура, стекло

Чему посвящен

Главным историческим событием, которое этот памятник увековечивает, является восстание македонских повстанцев в Илиндене 2 августа 1903 года против османского владычества. Кроме того, он посвящен памяти местных бойцов, которые боролись под партизанским знаменем во время Второй мировой войны.

История создания

В ходе открытого конкурса победителями стала супружеская пара, Иордан и Искра Грабул. Комиссия, которой было поручено сохранить художественную ценность и социальную значимость проекта, настаивала на более традиционных и образных компонентах мемориала, в то время как Грабулы хотели, чтобы памятник был полностью абстрактным. В результате итоговая версия памятника кардинально отличалась от концепции, одобренной жюри.

Символизм

Мемориальный комплекс состоит из нескольких скульптурных элементов: ряд больших бетонных «цепей» вдоль дороги, которая ведет к склепу из двух стен с именами 58 выдающихся македонских революционеров. Прямо перед памятником расположена большая и красочная рельефная стена. Наконец, на вершине холма находится Македониум. Эта бетонная булава высотой 25 метров, усеянная множеством трубчатых выступов, получила свое название в честь строительной компании, занимавшейся постройкой.

Грабулы интегрировали значительное количество символики в свой мемориальный комплекс: входные двери напоминают букву «М», а вечный огонь внутри памятника имеет форму македонского флага. В потолке установлены четыре фрактальных витража македонского художника Борко Лазески, которые символизируют четыре времени года и создают яркий контраст с белоснежным интерьером. Иордан Грабул создал серию барельефов на внутренних стенах,  которая рассказывает историю Македонии через абстрактные изображения зарождения, конфликта и освобождения.

В 1990 году внутри купола был установлен мемориал школьному учителю Николе Кареву, который возглавил восстание против османского владычества. Гробница представляет собой куб из белого мрамора, в одном из углов которого отсутствует кусок, как напоминание о том, что Карев умер с незавершенной работой всей своей жизни — независимостью республики Крушево.

Метаболизм, 1950–1960

История

Теория метаболизма — в первую очередь градостроительная теория, целью которой было глобальное преобразование городского пространства. Она возникла в Японии в 50-х годах, а ее стремительное развитие началось в 60-х благодаря резкому экономическому росту в стране.

К ряду основоположников относятся такие архитекторы, как Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фумихико Маки, а во главе них находился Кэндзо Танге, который руководил восстановлением Хиросимы после бомбардировок. Для Японии метаболизм стал глотком свежего воздуха, надеждой на возрождение после Второй мировой войны.

В 1960 году в Токио прошел Всемирный конгресс архитекторов, на котором был представлен манифест «Метаболизм: план нового урбанизма». Он описывал города будущего и вмещал несколько глав, написанных каждым членом группы. Города, по мнению архитекторов, должны были состоять из отдельных капсул и могли плавать в океане, летать в космосе. Конечно, перестроить уже существующую структуру города очень сложно, поэтому многие проекты так и остались на бумаге. Но несмотря на это идеи метаболизма оставили существенный след в истории и оказали большое влияние на все последующие поколения японских архитекторов.

Архитектурные принципы

В основу теории метаболизма японские архитекторы заложили концепцию развития живого организма. Всё, как и в живой природе, подчиняется стадиям зарождения, развития, угасания, смерти и перерождения. В здании могут быть как постоянные, так и органически меняющиеся во времени элементы. Совершенно не удивительно, что именно Япония стала родиной метаболизма: такой подход неразрывно связан с местной культурой и ее мировоззрением.

Особенностью стиля является некая недосказанность, незавершенность с перспективой на дальнейшее развитие. Объекты нельзя рассматривать как законченные — это скорее структура, предполагающая возможность что-то добавить, изменить или убрать, отталкиваясь от требований нашего изменчивого мира.

Характеристика

Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 1950—1970-х годов (в сфере пластических искусств — в кино, фотографии, графике, скульптуре, оформлении интерьеров) — с его поисками новых средств выразительности. Это, в частности, интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам. Декларативной лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Например, одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах (Посольство Великобритании в Риме, 1971 г., архитектор сэр Бэзил Спенс; Бостон Сити Холл, Бостон, Массачусетс, США, 1981, архитекторы: Г. Кальман, М. Мак-Киннель, Э. Ноулс и другие). Подобные идеи вдохновлялись верой в новые строительные технологии, в частности, в неисследованные ещё возможности такого нового строительного материала, как армированный бетон. Пластичность бетона, его «скульптурные» возможности были едва ли не главным элементом художественного языка у архитекторов-необруталистов.

Основные признаки стиля:

  • Функциональность;
  • Урбанистичность облика зданий брутализма, подчеркнутая массивность форм и конструкций;
  • Смелость, сложность композиционных решений, отражающих, по мысли архитекторов-бруталистов, «всю сложность жизни»;
  • Поверхности строительных материалов не декорируются, экспонированы в их естественном виде («честность материалов» — принцип, восходящий к Дж. Рёскину и английскому движению «искусства и ремесла»);
  • Интернациональный характер;
  • Преобладающий строительный материал — железобетон;
  • Комплексный, градостроительный подход к архитектурному заказу;

Шале Refugi Lieptgas, Швейцария

Кто хоть раз не мечтал сбежать от всего мира в лесную глушь? Шале Refugi Lieptgas, затерянный среди лесных массивов швейцарских Альп,  идеально подходит, чтобы спрятать желающих от чужих глаз.

Архитекторы Селина Уолдер (Selina Walder) и Георг Никиш (Georg Nickisch) вдохнули новую жизнь в традиционную для архитектуры Швейцарии  «хижину пастуха». Толстые бетонные стены внешнего фасада имитируют деревянный сруб, органично вписываясь в окружающий пейзаж.

Брутальности интерьеру добавляет спартанская обстановка: бетонные крыша, пол, камин и ванная, подчеркнуто шероховатые стены, а также почти полное отсутствие мебели. Но не стоит бояться холода. Детально продуманная система отопления позволит в тепле и комфорте побыть наедине со своими мыслями.

Материалы и отделка

Необработанный бетон, дерево, стекло и металл. Штукатурка и дерево естественного цвета, можно покрыть разве что бесцветным лаком – естественность в приоритете. Пол наливной, покрыт плиткой или массивом дерева. В отделке стен “номер один” – неотесанный бетон.

Вертикальные поверхности также можно оформить бетонными панелями, камнем.


Чтобы подчеркнуть простор и эстетику стиля, используют стеклянные перегородки.

Металлические конструкции можно и даже нужно оставить на виду. Металл покрасить в черный цвет или оставить как есть. Кстати, если хочется придать “теплоты” и человечности интерьеру, брутализм допускает использования меди – медные перила, трубы или, например, столешница.

Итак, что же такое веб-брутализм?

В качестве течения веб-брутализм не имеет основателя или места рождения. Его начали внедрять профессионалы по всему миру, которые не были связаны друг с другом.

Название отсылает нас к течению в архитектуре, которое было в 50-х и 70-х годах XX столетия. Его адепты решили избегать любых украшений – от архитектурного орнамента до простой настенной краски.

Вопреки, казалось бы, очевидному факту, брутализм произошел не от слова брутальный. Брутализм появился из «сырого бетона» – физически и этимологически – béton–brut по-французски.

Течение брутализма в архитектуре обычно выражалось через массивные, основательные сооружения из бетона.

Идея заключалась в том, что здания были простенькими и антибуржуазными, не только из-за того, что это были малобюджетные проекты в экономически депрессивных сообществах, но и потому что это принималось, как философия и мышление крупнобюджетных частных и правительственных комиссий.

Треллик-тауэр, Лондон, 1966–1972, проект Эрне Голдфингера; Le Corbusier’s Unité d’habitation в Марселе, Франция (1952); Habitat 67 в Монреале, Квебек, Канада

Веб-брутализм ничем не отличается от архитектурного брутализма в том смысле, что он не только олицетворяет контрреакцию – в данном случае – стандартизированный визуальный дизайн, но также проявляется в чувстве грубости, открытых структурах и видимых мыслительных процессах.

Кто-то даже сочтет некоторые из своих работ «уродливыми», потому что они не отшлифованы, подобно архитектурному течению. Кто-то скажет, что это направление в веб-дизайне в основном представлено «экстремальным» плоским дизайном.

Давайте помнить, что сырой, «оригинальный» и UX мудрый веб-брутализм будет игнорировать все принципы дизайна, ориентированные на пользователя.

Но поскольку лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, вот несколько примеров того, как выглядит этот тренд дизайна:

christopherbabb.com; zku-berlin.org; patchworkarchitecture.co.nz6thfinger.studio; spin.co.uk

Особенности стиля брутализм в интерьере

Дизайн интерьера брутализма несёт в себе несовершенность, резкость форм, грубость фактур. В качестве отделочных материалов идет камень, неровная кирпичная кладка. Для брутализма мебель идет без дополнительной отделки. Столешница выглядит как обычные доски.

Брутализм как дизайн интерьера несет в себе очень важную особенность – правдивость. В мебели не скрываются дефекты и необработанность фактур. Суть в том, чтобы показать внутреннее состояние той или иной вещи. Такой стиль не просто передает брутальность, он идет глубоко в философскую сферу познания жизни.

Элементом брутализма может быть бетонный пол, кирпичные стены или декоративная штукатурка под кирпич. При этом никаких отделочных работ не предполагается. Нужно учитывать, что бетон в интерьере такая же необходимость как и в стиле лофт. Такой дизайн интерьера полностью противоположен слову «гламурный». Стоит заметить, что наш стиль квартиры обойдется намного дешевле, чем все остальные.

…«Брутализм характеризуется сохранением формы, сдержанностью в количестве идей, материалов и украшений. В этом стиле значение имеет каждый штрих дизайна. Он опирается на четкие и естественные композиции, простоту и естественность используемых материалов»…

Нужно понимать, что больше всего здесь задействована планировка. Применение разного рода конструкций, естественное освещение, монументальные, метафоричные особенности обстановки. Вот эти аспекты и создают дизайн интерьера в стиле брутализма. А рациональные, лаконичные решения придают ему правдивость.

Архитектура

Данный стиль в своей идее отрицал любые штампы в архитектуре. Каждое здание должно было обладать собственной индивидуальностью, быть непохожим на все прочие, что резко разнилось с принципами раннего модернизма

Важной и одной из главной задач было извлечь беспрекословную красоту из серого скучного бетона, и зодчие охотно брались за проектирование смелых конструкций и построек, которые стали весьма удачными с точки зрения мирового искусства

Среди примеров таких построек можно отметить Национальный театр в Лондоне, которой полностью соответствовал духу того времени. Это грандиозное здание из бетона и стекла четко следует основным принципам брутализма в архитектуре, благодаря чему по сей день остается в путеводителях туристов как пример типичной для того времени постройки.

Библиотека Гейзеля, ставшая символом Калифорнийского университета в Сан-Диего считается одним из самых красивых библиотечных комплексов в мире. Кроме того, здание является прекрасным примером американского брутализма.

Еще одним ярким примером уже восточного брутализма является спортивный зал в префектуре Кагава, построенный японским зодчим Кэндзо Тангэ. Этот спортивный комплекс был возведен для проведения Олимпийских игр, а брутализм как нельзя точнее подчеркивает национальные идеи и идеалы прошлых лет.

Наиболее известные сооружения брутализма в Великобритании

  • Школа в Ханстентоне, Норфолк, 1949—1954 (весьма близкая к Мису ван Дер Роэ, к архитектуре его комплекса Иллинойского технологического ин-та в США). Арх-ры: Э. и П. Смитсоны;
  • Здания офисов (три высотных здания) издательства журнала «Экономист», Лондон (1959—1964). Арх-ры: Э. и П. Смитсоны;
  • Комплекс многоквартирных домов «Робин Гуд Гарденс» (1969—1972, Лондон). Арх-ры: Э. и П. Смитсоны;
  • Национальный театр в Лондоне (1976). Арх-ры: Д. Ласден и П. Софтли (снимок вверху);
  • Александр Флеминг Науз, Newington Causeway, Лондон (1960—1963) — Арх. Эрно Голдфингер (Ernö Goldfinger);
  • Треллик Тауэр (Trellick Tower) в Северном Кенсингтоне, Лондон Арх. Эрно Голдфингер (1968—1972);
  • Галерея Hayward на южном берегу Темзы, Лондон; Арх-ры: Алан Уотерхаус и Денис Крэмптон, 1968;
  • Школа в Пимлико, Вестминстер, Лондон. Арх. Джон Банкрофт, Greater london council architects department (1966—1970);
  • QUEEN ELIZABETH TOWER BLOCKS // THE GORBALS, GLASGOW, SCOTLAND (1965). Арх. сэр Бэзил Спенс. (Снесено в 1993).
  • Жилой и общественный комплекс Барбикан в Лондоне (См. основную статью Барбикан).

Малькольм Мосс Тауэр, ун-т Миннесоты, Твин Ситис кампус


С этим читают