Архитектура барокко в италии

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

Барокко — (итал. barocco — причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) — характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.


Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико).

Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — художник Каналетто.

Рубенс сочетал в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко — Ван Дейк.

С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен, в России — Иван Никитин и Алексей Антропов.

В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.

В архитектуре барокко достигло величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села. В изобразительном искусстве, освободившиеся от средневековых религиозных пут, обратились к светским общественным темам, к образу человека-деятеля.

Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. вытесняется классицизмом.

Как оформить разные комнаты?

Каждую из комнат в жилище можно декорировать в барочном ключе.

Столовую

В кухонной и столовой зонах квартиры или дома рекомендуется ставить самые красивые гарнитуры. Советуют также применение расписываемой мебели (с включением ажурных деталей). Для обивки используют шелковую либо бархатную материю, желательно с рисунком. Чтобы сформировать максимально изысканный интерьер, целесообразно декорировать пространство камнем.

Гостиную

Дизайн даже маленькой комнаты для гостей подразумевает использование больших каминов с нестандартной отделкой, отборного текстиля. Приветствуется употребление ценной древесины. Тональности подбирают с расчетом на подчеркивание глубины пространства и формирование контраста. Специалисты советуют отдавать предпочтение бордовым, зеленым, черным и белым расцветкам. При ремонте стены, дверные и оконные рамы часто инкрустируют, также можно применять штукатурку с включениями лепнины и имитировать колонны.

Потолок в барочной гостиной оформляют арками и расписывают. Шикарно будет восприниматься люстра из хрусталя. На пол стоит выложить паркет. А также пол иногда отделывают природным камнем либо покрывают пышным ковром. Декоративные изделия дополняют бахромой, рюшами и стеклярусом.

Спальню

Такую комнату можно создать за счет:

  • декоративной штукатурки;
  • лепнины из гипса;
  • бумажных обоев с золотистым принтом;
  • многослойного потолка, содержащего светодиодные светильники теплого спектра свечения.

Важно: цвет всех отделочных материалов должен соответствовать общей тональности комнаты. Предпочтительны молочная, белая, бежевая и светло-желтая расцветки, формирующие теплое и уютное пространство

Кровать в среднем имеет размеры 2х3 м или даже больше, дополняется высоким мягким изголовьем и воздушным балдахином.

Прихожую

Компоновку мебели продумывают так, чтобы даже при полном насыщении ею оставалось довольно много свободного места. Учитывают и пространство для аксессуаров. Обязательно наличие везде кривых линий. Даже прямая декоративная колонна не так уместна, как ее витой аналог. Обязательна и лепнина, в идеале дополненная позолотой.

Приветствуют:

  • живопись в виде фресок;
  • многослойные шторы и драпировки;
  • изобилие зеркал;
  • светлые тона.

Классический барочный кабинет подразумевает круглые и прямоугольные столы. По краям их инкрустируют и украшают резьбой. При наличии достаточных денег можно приобретать мебель из эбенового дерева. Шкафы могут оснащаться стальными накладками и мозаикой.

Детскую

Такая комната при оформлении в стиле барокко имеет бледно-розовый либо голубой цвета (во всех возможных оттенках). Помимо окрашивания стен, эти цвета применяют в декорировании других частей комнаты. Колорит создается также при помощи уже упомянутых золотистых и белых красок. Непременными чертами будут:

  • наличие балдахина;
  • использование кружев;
  • вывешивание картин в стилистике рококо;
  • светлая мебель с обильной резьбой;
  • тематические аппликации для мебели;
  • текстиль мягких пастельных тонов.


Истоки архитектуры барокко

Виньола, первый двор виллы Джулия в Риме

Корни стиля барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения в Италии. Стиль барокко — это архитектура грандиозных ансамблей и обширных пространств. Первым величественным ансамблем в итальянской архитектуре считают Бельведер в Ватикане, созданный архитектором римского классицизма XVI века Донато Браманте. Проект Бельведера предусматривал создание ансамбля протяженностью около 300 метров, включающим несколько взаимосвязанных дворов, открытых пространств с садами и фонтанами, зданий различного назначения: Антикварий с собранием античных статуй, регулярный сад, Ватиканскую библиотеку и театр под открытым небом. Проект не был осуществлен полностью. Однако в формальном отношении постройки Браманте нельзя относить к барочному стилю. Концом эпохи римского классицизма условно считают две даты: кончину Браманте в 1514 году и смерть Рафаэля Санти в 1520 году (Рафаэль много работал и в архитектуре). Существует мнение, его разделял, к примеру, М. Дворжак, что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершён Рафаэлем. При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение формального предела: дальнейшее развитие кажется невозможным.

Согласно одной из версий, стиль барокко вырос из маньеризма, охватившего итальянское искусство во второй половине XVI века. Ярким представителем раннего маньеризма в итальянской архитектуре был Джакомо да Виньола (1507—1573). Так созданный им ансамбль виллы Джулия в Риме для Папы Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) имеет относительно небольшие размеры, но постройки отличаются переосмыслением и более широкой трактовкой ордерной системы и живописным отношением к архитектурному пространству: сочетанием больших и малых арок, садов, фонтанов, открытых полуциркульных галерей с росписями и рельефами, павильонов, расположенных на разных высотных уровнях. Однако по мнению большинства исследователей, опирающихся на классические труды Г. Вёльфлина, стиль барокко начинается там, где происходит разрушение классической тектонической системы, симметрии и замкнутости композиции за счет активного взаимодействия архитектурных объемов с окружающим пространством. Поэтому подлинным «отцом барокко» считают великого Микеланджело Буонарроти. Стиль барокко не случайно возник в Риме, поскольку одним из источников барочной архитектуры стали памятники древнеримского искусства, в частности римское переосмысление греческой ордерной системы в виде «римской архитектурной ячейки». Именно Микеланджело первым вышел за пределы традиционного понимания ордерности в архитектуре. Другой источник и важнейший стимул возникновения и развития стиля барокко — великие географические и научные открытия XVI—XVII веков, значительно расширившие представления людей о времени и пространстве. Третьим источником считают идеологию и эстетику католичества, идейное движение Контрреформации и постановления Тридентского собора католической церкви. Поэтому стиль барокко называют также «стилем контрреформации» и «искусством иллюзии».

Крепостного гения Якова Бухвостова спас его талант

Далеко не все имена зодчих допетровского времени дошли до нас. Но нескольких мы знаем. Один из них — Яков Григорьевич Бухвостов, крепостной архитектор дворян Татищевых. Доподлинно известно, что им построены Успенский собор в Рязани (1693 – 1699), Входоиерусалимская надвратная церковь в Новоиерусалимском монастыре (1694 – 1697),  и Спасо-Преображенский храм в селе Уборы (1689 – 1697), принадлежавшем П. В. Шереметеву. Приписывают Бухвостову авторство шедевров «нарышкинского барокко» в Троице-Лыкове, Зюзине и даже Филях, хотя в последнем случае предполагают возможность участия другого зодчего, Петра Потапова, строившего в Новодевичьем монастыре.

 Входоиерусалимская надвратная церковь в Новом Иерусалиме и Спасский храм в Уборах

Далеко не все имена зодчих допетровского времени дошли до нас. Но нескольких мы знаем. Один из них — Яков Григорьевич Бухвостов, крепостной архитектор дворян Татищевых. Доподлинно известно, что им построены Успенский собор в Рязани (1693 – 1699), Входоиерусалимская надвратная церковь в Новоиерусалимском монастыре (1694 – 1697),  и Спасо-Преображенский храм в селе Уборы (1689 – 1697), принадлежавшем П. В. Шереметеву. Приписывают Бухвостову авторство шедевров «нарышкинского барокко» в Троице-Лыкове, Зюзине и даже Филях, хотя в последнем случае предполагают возможность участия другого зодчего, Петра Потапова, строившего в Новодевичьем монастыре. 

История Бухвостова весьма занимательна. Она чем-то сродни злоключениям современных дачников, попавшихся на крючок строительным бригадам, что нахватают заказов и вместо положенных пары месяцев тянут с возведением садовых домов все лето, осень, а порой и следующий сезон. Возможно, Бухвостов в силу своего крепостного статуса не имел права отказать заказчикам из числа сильных мира сего. Но факт: начав строительство в Уборах, он этот объект оставил, отправившись в Рязань: проект главного городского собора был куда масштабнее, а значит, и выгоднее. Мастер метался между Новым Иерусалимом, Уборами и Рязанью, и, понятно, не успевал нигде. Шереметев, будучи в преклонных летах, забеспокоился и объявил сбежавшего зодчего в розыск. Бухвостова нашли, отослали Шереметеву, и он вскоре опять сбежал в Рязань. Кто-то пишет, что его там изловили, а кто-то — что явился с повинной сам, но был приговорен к битью кнутом с последующей передачей  Шереметеву. Если выживет. Боярин, предчувствуя близкий конец и опасаясь не увидеть при жизни завершенного храма, отмолил Бухвостова у властей и взял мастера на поруки. Как в воду глядел Шереметев: до окончания  строительства он не дожил. Но стоит в Уборах построенный Бухвостовым храм…

 Уборы. Храм Спаса Нерукотворного образа утопает в зелени

Недаром знаток «нарышкинского» барокко В. Н. Подключников, исследовавший перед войной многие памятники русского зодчества, включил храм в Уборах в свой альбом наряду с двумя другими шедеврами стиля – церквями в Филях и в Троице-Лыкове. Такой же центрический ярусный храм «под колоколы» украшен белокаменной резьбой. Звонница, как и было принято, устроена в среднем восьмерике, над которым возвышаются гребни с белоснежными раковинами. Решетчатые, как у голландских барочных зданий, окна в полукруглых выступах нижнего яруса окаймляет лепнина с «разорванным» навершием.

 Уборы. Многообразие каменного декора

Оформление оконных проемов разнится – особенной вычурностью отличается окантовка окон первого восьмерика. Да и сами окна разные: прямоугольные в нижнем ярусе, восьмигранные – над ними, в верхней части четверика. А в нижнем восьмерике окна также решетчатые, но – арочные. Витые колонны разделяют выгнутые стены апсид, на гранях первого восьмерика резные колонки установлены парами. Солнечный, оранжевый цвет стен контрастирует и с белокаменной резьбой, и с ярко-красным парапетом галереи, в нишках и на тумбах которого мастера поместили узор из виноградных кистей, а на самих тумбах возвышаются каменные вазы, покрытые растительным орнаментом. Темная главка на восьмигранном барабане усеяна золотыми звездами. Говорят, что внутреннее убранство храма по красоте не уступало его внешнему оформлению, но, увы, не сохранилось. Зато сейчас здесь проводятся службы, а на одном из домов по дороге от остановки автобуса к церкви прикреплена табличка: «Улица «Путь к храму».

Западный фасад и иконостас Спасского храма

Оформление комнат

Каждую комнату необходимо оформлять индивидуально, при этом нотки одного стиля должны чувствоваться во всех зонах.

Гостиная в стиле барокко

Правильное оформление гостиной в данном стиле позволит создать покои, как во времена королей

Использование мебели с позолоченной отделкой позволит акцентировать внимание на пышности данного стиля. Гостиная — центр всего дома

Она должна быть самой большой и роскошной. Если позволяет пространство, разместите несколько диванов и кресел, равномерно распределите мелкие детали, вроде ваз и скульптур.

Акцентируйте внимание на золотой отделке, ее действительно должно быть даже слишком много. Бархат в гостиной лучше использовать ярко-малинового оттенка

За счет больших размеров комнаты и естественной пышности стиля, оформления требует немалых средств, поэтому вы должны даже мелочи продумать заранее.

Спальня в белом цвете в стиле барокко

Красивый дизайн спальни в стиле барокко

В гостиной должны быть:

  • вычурная деревянная мебель;
  • немного старинного антиквариата;
  • хрустальная высокая люстра с большим количеством мелких деталей;
  • мягкий, равномерно падающий, свет;
  • только дорогие тяжелые ткани;
  • отделка золотым стилем потолков и стен.

Если человек может себе позволить такое оформление, ему однозначно стоит использовать барокко в интерьере.

Шикарный дизайн в стиле барокко

Светлая спальня в стиле барокко

Спальня


В комнате должно быть достаточно пространства с главной фишкой барокко — высокими потолками. Размер окон не имеет большого значения, ведь естественный свет в этом стиле не так важен. Окна в любом случае должны быть задрапированы роскошными портьерами. Спальню вы можете использовать даже небольших размеров, сочетая с другими похожими. Для стен и потолка используется лепнина с росписью. Постарайтесь создать сложную отделку, ведь это основная черта барокко.

Для спальни лучше использовать легкую отделку в сочетании со сложной, но некоторые предпочитают только усложненный интерьер. В этом случае обязательно использование растительного или вензельного узоров. Обои можно использовать с шелкографией или вовсе их заменить на венецианскую штукатурку.

Если в других интерьерах в спальне используется исключительно приглушенный свет, в барокко все наоборот. Свет должен быть мягким, а люстра — длинной, с большим количеством мелких вставок и позолотой. Создать романтическую атмосферу помогут настольные лампы.

Дизайн в стиле барокко

Стиль барокко в интерьере комнаты

Кухня

Начинать создания необходимого интерьера нужно с планировки. Горизонтальных линий должно быть намного больше вертикальных. Идеально будет смотреться большая каменная столешница. Кухня оформляется в традиционных для этого стиля цветах: белый и бежевый. Стены можно окрасить под позолоту. Роскошь на кухне тоже должна быть, поэтому используйте как можно больше деталей: гравировка, скульптуры, картины.

Для барокко имеет огромное значение высота потолков: чем выше, тем лучше. Но категорически отказываться от оформления кухни в данном стиле из-за низких потолков точно не стоит. В таком случае используйте точечное освещение. Если вам повезло с высокими потолками, используйте по максимуму все черты барокко: длинная люстра с имитирующими свечи рожками из хрусталя будет смотреться идеально на вашей кухне.

Шикарный дизайн гостиной в стиле барокко

Светлая спальня в стиле барокко

Красивая гостиная в стиле барокко

Мебель должна быть изготовлена из массива дерева, чтобы придать вес интерьеру. Мойку, которую часто совмещают со столешницей, приобретайте только из камня

Она не просто красивая, а еще и практичная, это на кухне важно для каждой хозяйки. Также можете поэкспериментировать, используя слоновую кость в отделке

Если соблюдать все вышеописанные советы, можно создать не просто красивое помещение, а настоящую жемчужину. Он вызывает жаркие дискуссии: одни за пышность в помещение, другие считают глупостью использовать столько деталей в месте, где главное комфорт. В любом случае решать вам. Стиль барокко в интерьере используется давно и до сих пор остается одним из лучших.

Барокко в литературе

Барочный литературный стиль обычно характеризуется риторической утончённостью, игрой и чрезмерностью. Сознательно писатели переделывали риторику и поэзию, тем самым критикуя её.

Петраркистские, пасторальные, и эпические традиции — писатели в барокко бросали вызов обычным понятиям благопристойности, они использовали, и даже злоупотребляли такими тропами и фигурами, как: метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис, паратаксис, парономазия и оксиморон.

Ценится создание изобилия и многообразия, равно как и культивирование concordia discors (латинское выражение, обозначающее «согласие противоречий») и стратегии антитезиса, довольно часто достигает своей кульминации аллегорией или метафорой.

Распространение барокко на литературу в обозначение стиля произошло довольно недавно, но вполне справедливо, поскольку каждая эпоха имеет свой общий стиль и образ жизни, во всей своей многообразности проявлений.

Это вытекает из лёгкости, с которой работы Генриха Вёльфлина (швейцарский писатель, историк и искусствовед) могут быть перенесены в литературу, поэтому это развитие является логичным.

Сравнить хотя бы одно произведение Жана-Батиста Расина (французский драматург) с одним из Педро Кальдерона де ла Барка или Уильяма Шекспира. В первом, структура с закрытой проблемой в трёх частях, сделано в каждой детали — идеальный стих, законченный акт и в архитектурном ансамбле.

В двух других места и время игнорируются, глубина композиции и несколько планов, или же открытая форма, но не в закрытой прямолинейной откровенности.

Рассмотрим например роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантес и его структуру. Эпизоды «Кихота», как в театре, накапливаются и происходят без видимого плана, но каждый из них со своим значением где история, в различных «выходах» героя, открывается для других историй, рассказываемых персонажами.

«Выходы» и возвращения Кихота сравнимы с закруглением кривой барокко. Как антитеза соответствует контрасту тёмно —светлой барочной пластики, также перифраз представляет собой в литературе изогнутые линии барокко и их заигрывание.

Главные темы барокко в литературе

Представители барочной литературы часто подходят к таким темам как: carpe diem (латинское выражение, означает «живи настоящим»), религия и мистика, непостоянство счастья, всесилие рока и случая, шаткость жизненных ценностей, героизм и эротизм.

Примеры барочной литературы

В Европе можно выделить выдающихся представителей литературы барокко:

  • Педро Кальдерон де ла Барка (драматург и поэт, испанец, в драме);
  • Луис де Гонгора-и-Арготе (поэт, испанец);
  • Джанбаттиста Марино (поэт, итальянец);
  • Венсан Вуатюр (поэт, француз);
  • Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен (писатель, немец) — роман «Симплициссимус».

В России к литературе барокко относятся:

  • Симеон Полоцкий (поэт и драматург, духовный писатель, богослов и др.);
  • Феофан Прокопович (писатель и поэт, публицист, философ и др.);
  • Михаил Васильевич Ломоносов (его ранние работы; поэт, филолог, физик и химик, великий русский учёный-естествоиспытатель и др.).

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Троице-Лыково: купцы Карзинкины построили в историческом имении больницу и богадельню

На старом пути в Саввино-Сторожевский монастырь стоит еще одна церковь, выстроенная в стиле «нарышкинского» барокко: храм Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове. Имение на западе от Москвы (сейчас это западная окраина столицы) принадлежало князю Борису Лыкову-Оболенскому, видному деятелю эпохи Смутного времени. В его послужном списке и победы над польско-литовскими интервентами, и вхождение в состав «Семибоярщины», и участие в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Романова,  и управление рядом важных приказов.

 Троице-Лыково. Храм Живоначальной Троицы

Боярин Лыков был женат на сестре патриарха Филарета Анастасии Никитичне Романовой и молодому царю приходился дядей. Не один храм возвел на своих землях Лыков, и немалую поддержку оказывал он Нило-Столобенской пустыни, чьи золотые купола величественно и строго возвышаются над озером Селигер. Дочь Лыкова была женой трагически погибшего на второй день стрелецкого бунта Ивана Нарышкина. Село перешло к его брату Мартемьяну, начавшему строительство каменного Троицкого храма на месте, как часто бывало, одноименной деревянной церкви.

 Троице-Лыково. Каменный декорТроицкого храма

В отличие от большинства «нарышкинских» церквей, это здание выполнено не в красно-белой цветовой гамме, а плывет над Москвой рекой подобно белому лебедю — сравнение из глубины веков. Основные работы закончились к 1694 году, освящение состоялось в 1708-м, в присутствии царя Петра. Мастера Оружейной палаты изготовили для храма прекрасный девятиярусный иконостас.

 Троице-Лыково. Каменные узоры и строгое следование ордеру

К основному объему — четверику на высоком подклете, примыкают алтарь и западный притвор, завершающиеся двумя ярусами восьмигранных барабанов. На четверике возведены последовательно три сужающихся восьмерика, в среднем из которых, называемом «звоном», устроена колокольня, а верхний стал основанием для золоченой главы. Главы алтаря и притвора — темные, усыпанные золотыми звездами. Церковь призывала верующих поднять свои взгляды к небу — считается, что, в отличие от западноевропейских мастеров, в «петушиных гребешках» наши зодчие видели облака, среди которых парит, приподнимаясь над всем земным, русский православный храм.

 Центр композиции и оформление оконного проема

Каменное убранство Троицкой церкви оригинально: рисунок наличников, обрамляющий окна, нигде не повторяется. Интерьер выполнен не менее изысканно: кроме барочного иконостаса, растительный орнамент с виноградными кистями украшал двери, ставни, резное царское место, окна хоров. Стены изнутри были расписаны под мрамор. Храму изрядно досталось в 1812 г. — его разграбили французы, но часть награбленного партизаны отбили и вернули, а император Александр I пожертвовал пострадавшему приходу бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 

…После кончины Мартемьяна Нарышкина Троице-Лыково перешло к его брату Льву Кирилловичу, о котором мы уже писали выше. В середине XVIII имение вновь сменило хозяев. Владел им известный дворянский род Бутурлиных, а впоследствии поместье купили купцы Карзинкины, представители трех поколений которых служили в храме церковными старостами. Они же построили здесь богадельню и бесплатную больницу для всех нуждающихся в медицинской помощи.  Причем Карзинкины занимались не только церковными делами — они покровительствовали искусствам и принимали в своем имении Третьяковых, Васнецовых, Гнесиных, семью Шаляпина. Здесь бывал патриарх Тихон. Один из основоположников «русского стиля» в архитектуре И. П. Ропет построил для Карзинкиных деревянный дом с узорчатыми башенками (не сохранился), куда они и переехали, отдав каменное здание усадьбы под богадельню. По замыслу последних хозяев, территория Троице-Лыкова должна была отойти во владение организованному с их участием женскому  Свято-Троицкому  монастырю. 

В 1930-х храм закрыли. Здание хотели перестроить под выставку достижений Туркменской ССР. Но не успели — в 1935 г. комиссия Лиги Наций объявило его памятником архитектуры мирового значения. За храмом стали присматривать уже как за объектом всемирного культурного наследия. В 1970-х провели реставрацию. Предполагалось разместить в его стенах филиал музея, но наступили перемены…

 Троице-Лыково. Западный притвор

Сейчас храмы Троице-Лыкова возвращены церкви. Здесь учреждено подворье Покровского монастыря, устроена православная гимназия. Службы ведутся в каменной Успенской церкви, построенной Н. А. Бутурлиным. Территория усадьбы приведена в порядок. Обретет новую жизнь и Троицкая церковь. 

Основные принципы

1. Для стиля барокко в интерьере нужно большое пространство. Просторное помещение с высокими потолками можно украсить колоннами и статуями. Высокий потолок можно декорировать монументальной живописью, лепными розетками и вензелями. В квартире площадью 80 кв. м. стиль барокко воссоздать не получится.

2. Цветовая гамма барочных помещений – насыщенная. Активно используются бордовый, глубокий синий, приглушенный зеленый, коричневый и терракотовый цвета. Самое узнаваемое сочетание – белый и золотой.

3. Для оформления стен выбирают обои с эффектом шелкографии, теснения, узором с вензелями. Их сочетают с гладкой штукатуркой, украшенной золоченой лепниной, молдингами, мраморными и зеркальными вставками, фресками.

4. Потолок является естественным продолжением стен, украшения которых плавно переходят на поверхность потолка. Потолок украшают живописью, лепниной, фреской. Роскошные люстры с хрустальными подвесами дополняют элегантный и величественный вид.

5. Полы гармонично вписываются в общую атмосферу помещения. Их оформляют в едином стиле со стенами и предметами интерьера. Для отделки используют паркет, ламинат с узором натурального дерева, мрамор или керамическую плитку под мрамор и гранит. Сверху полы застилают теплыми коврами с плотной текстурой.

6. Мебель создает облик всего помещения. Каждый предмет мебели – это искусно сделанный мастером экземпляр с неповторимым дизайном. Ее украшают художественной резьбой, мозаикой, красивым узорным текстилем, золочением.

7. В качестве декора барокко приемлет признанные предметы искусства – картины известных художников XVII – XVIII века, скульптуры херувимов, обнаженных девушек и юношей, гобелены ручной работы. Ни один интерьеров в стиле барокко не обходится без большого зеркала в шикарной золоченой раме с завитками и вензелями.

8. Узнаваемы шторы барокко – они пышные, немного театральные, дорогие. Оформляя современный интерьер в стиле Людовика XV, уместно декорировать окна ламбрекенами, австрийскими шторами, тяжелыми двойными шторами на подхватах.


С этим читают