Алексей щусев

История создания

23 апреля 1932 года в свет вышло постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (тогда ещё ВКП(б)) «О перестройке литературно-художественных организаций». На основе этого документа, в июле того же года был создан Союз советских архитекторов (ССА). При организации Союза все другие действовавшие в СССР творческие объединения архитекторов были ликвидированы (МАО, ЛОА, ОСА, АСНОВА, ВОПРА, МОВАНО, АРУ и другие). В правление нового Союза были избраны архитекторы В. А. Веснин, К. С. Алабян, В. С. Балихин, С. Ф. Бабаев, И. В. Жолтовский, А. М. Заславский, М. В. Крюков, Н. А. Ладовский, Д. Ф. Фридман. С июля 1933 года начал выходить журнал ССА «Архитектура СССР».

В ноябре 1934 года состоялось Всесоюзное совещание архитекторов, на котором избрали Оргкомитет Союза советских архитекторов. В президиум Оргкомитета вошли К. С. Алабян, А. Александров, В. А. Веснин, И. В. Жолтовский, Б. М. Иофан, Н. Я. Колли, М. В. Крюков, С. Е. Чернышёв, И. Шафран, В. А. Щуко и А. В. Щусев.

«Суровый стиль» и период застоя

Начиная с 60-х годов XX века в советской живописи начинает превалировать так называемый «суровый стиль» – особая разновидность соцреализма. Задача, которую ставили перед собой художники того периода – отображение действительности без налета романтизма и украшательств. Живописцы воспевали трудовые будни, писали портреты тружеников и фронтовиков, особое развитие получили групповой портрет и автопортрет. В пейзажных жанрах особый интерес появился к северной «суровой» природе. Яркие представители этой эпохи – художники В.Е. Попков, В.И. Иванов, Г.М. Коржев, А.А. и П.А. Смолины, П.Ф. Никонов.


В 70-80-х годах на смену «суровому стилю» приходит новое направление, которому характерны символизм, артистичность, театральность. Художники пытались бороться с серостью повседневной жизни, абсурдизмом, бюрократизмом. Особое значение приобретает пластичность, метафоричность работ, живописцы создают картины с неоднозначным содержанием. Известные творцы того периода – Н.Н. Смирнов, А.Г. Ситников, Н.И. Нестерова, И.Л. Лубенников.

Литература

  • Архитектура канала Москва — Волга. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1939.
  • Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. — М.: Спутник+, 2009.
  • Володин П. А. Новые жилые дома. — М.: ГИЛСА, 1952.
  • Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка. Павильоны и сооружения. — М.: Искусство, 1954.
  • Кожев М. П., Прохорова М. И. Архитектура парков СССР. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.
  • Корнфельд Я. А. Архитектура Страны Советов. Театры. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1948.
  • Корнфельд Я. А. Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. — М.: ГИЛСА, 1953.
  • Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. — М.: Московский рабочий, 1954.
  • Лагутин К. К. Архитектурный образ советских общественных зданий: Клубы и театры. — М.: Искусство, 1953.
  • Меерович М. Наказание жилищем. Жилищная политика в СССР как средство управления людьми. 1917—1937. — М.: РОССПЭН, 2007.
  • Паперный В. З. Культура два. — М.: НЛО, 1996 (второе изд. 2006).
  • Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940.
  • Хмельницкий Д. С. Зодчий Сталин. — М.: НЛО, 2007.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007.

Советский авангард

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы выдающимися архитекторами, которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Известные архитекторы — представители стиля

  • Алабян, Каро Семёнович
  • Гельфрейх, Владимир Георгиевич
  • Голубев, Александр Николаевич
  • Гольц, Георгий Павлович
  • Душкин, Алексей Николаевич
  • Жежерин Борис Петрович
  • Жолтовский Иван Владиславович
  • Иофан, Борис Михайлович
  • Кочар, Геворг Барсегович
  • Лангбард, Иосиф Григорьевич
  • Мезенцев, Борис Сергеевич
  • Мержанов, Мирон Иванович
  • Минкус, Михаил Адольфович
  • Мотылёв, Михаил Иванович
  • Поляков, Леонид Михайлович
  • Посохин, Михаил Васильевич
  • Руднев, Лев Владимирович
  • Рухлядев, Алексей Михайлович
  • Симбирцев, Василий Николаевич
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Федоровский, Фёдор Фёдорович
  • Фомин, Иван Александрович
  • Чечулин, Дмитрий Николаевич
  • Шепилевский, Модест Анатольевич
  • Щуко, Владимир Алексеевич
  • Щуко, Георгий Владимирович
  • Щусев, Алексей Викторович
  • Улинич, Борис Яковлевич

Лучшие архитекторы СССР


Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Список книг серии по названиям

  1. Яралов Ю. С. Города Армении. — М.: Изд-во и 2-я тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства, 1950. — 103 с. — (Архитектура городов СССР).
  2. Бретаницкий Л. С. Баку / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1949. — 41 с. — (Архитектура городов СССР).
  3. Фехнер М. В. Вологда. — М.: Госстройиздат, 1958. — 215 с. — (Архитектура городов СССР).
  4. Троицкий Н. В. Воронеж. — М.: Госстройиздат, 1959. — 118 с. — (Архитектура городов СССР).
  5. Агафонов С. Л. Город Горький / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1949. — 40 с. — (Архитектура городов СССР).
  6. Шабаньянц Н. Ш. Грозный. — М.: Стройиздат, 1964. — 68 с. — (Архитектура городов СССР).
  7. Васильковский С., Арефьев А. Гурьевский жилой городок / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1948. — 16,  с. — (Архитектура городов СССР).
  8. Хан-Магомедов С. О. Дербент. — М.: Госстройиздат, 1958. — 123 с. — (Архитектура городов СССР).
  9. Яралов Ю. С. Ереван / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1948. — 56 с. — (Архитектура городов СССР).
  10. Балдин В. И. Загорск. — М.: Госстройиздат, 1958. — 154 с. — (Архитектура городов СССР).
  11. Игнаткин И. А. Город Киев / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1948. — 40 с. — (Архитектура городов СССР).
  12. Фехнер М. В. Коломна. — М.: Госстройиздат, 1963. — 143 с. — (Архитектура городов СССР). Книга переиздавалась в 1966 году.
  13. Бретаницкий Л. С., Саламзаде А. Кировабад. — М.: Госстройиздат, 1960. — 136 с. — (Архитектура городов СССР).
  14. Ащепков Е. А. Город Новосибирск / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1949. — 30 с. — (Архитектура городов СССР).
  15. Бондарь Н. А., Стешин И. Н. Саратов. — М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1951. — 123 с. — (Архитектура городов СССР).
  16. Беридзе В. В., Курдиани З. А., Рчеулишвили Л. Д. Тбилиси. — М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1951. — 96 с. — (Архитектура городов СССР).
  17. Квирквелия Т. Р. Тбилиси. — М.: Госстройиздат, 1961. — 124 с. — (Архитектура городов СССР).
  18. Голенко Е. И. Ульяновск. — М.: Госстройиздат, 1956. — 102 с. — (Архитектура городов СССР).
  19. Лермонтов Н., Сахаутдинова М. Город Уфа / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд-во и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1948. — 32 с. — (Архитектура городов СССР).
  20. Касьянов А. М. Харьков / Под общ. ред. В. Веснина, Д. Аркина и И. Леонидова. — М.: Изд. и тип. Изд-ва Акад. архитектуры СССР, 1949. — 47 с. — (Архитектура городов СССР).
  21. Володин П. А. Челябинск. — М.: Изд-во и 2-я тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства, 1950. — 48 с. — (Архитектура городов СССР).

Элементы различных стилей в сталинской архитектуре

Ар-деко

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Петербургского метрополитена.

Неоклассицизм

В сталинской архитектуре неоклассика занимала центральную и лидирующую роль наряду с ар-деко. Советский неоклассицизм основывался на наследии античности и ренессанса, и развивался благодаря активной позиции еще дореволюционных мастеров. Основоположниками советского неоклассицизма стали такие выдающиеся архитекторы как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев и др. Характерная ансамблевость и целостность образа стала основой для последующего развития сталинской архитектуры, что было отражено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Одним из самых первых зданий в стиле неоклассицизма стал знаменитый дом на Моховой, построенный по проекту И. В. Жолтовского, и восходящий к стилю Палладио. Это, по выражению Виктора Веснина, был «последний гвоздь в гроб конструктивизма». В период с 1931 по 1955 год в стиле неоклассицизма были значительно перестроены такие большие транспортные магистрали, как улица Горького, Ленинский, Ленинградский и Кутузовский проспекты, Садовое кольцо и др. В послевоенной архитектуре неоклассицизм стал определяющим стилем в планировке и застройке таких восстанавливаемых городов, как Калинин, Минск, Сталинград и др. К сталинской неоклассике относятся почти все серии типовых двух- и трёхэтажек, именуемых в народе «немецкими» домами, которые, вопреки слухам, являются произведениями советских архитекторов. Уже к началу 1950-х годов неоклассицизм «переродился» в сталинский ампир, а в 1955 году, наряду со всей архитектурной традицией, неоклассицизм был практически запрещён как развивающийся стиль.

Ампир

Основная статья: Сталинский ампир

Здания в стиле ампир (так называемый «сталинский ампир») логично продолжили традиции первого этапа стиля, длившегося почти большую часть XIX века. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, ампир был развит и существенно расширен, где фигурировали в лепных украшениях героизированные люди разных профессий. Фасады подчёркнуты укрупнённым композитным ордером, и очень часто применялся в цокольных этажах руст. Главным отличительным примером сталинского ампира является портик и парадная фасадная композиция. Часто термином «сталинский ампир» огульно именуют и сталинские высотки, и ансамбли ВСХВ, и оформление станций Московского метрополитена, которые являются ампирными только отчасти, в целом же представляют собой примеры ретроспективизма с привкусом ар-деко.

Эклектика и постройки в других стилях

Сталинская архитектура, будучи интернациональным направлением в искусстве, в архитектуре выражалась не только в использовании уже существующих архитектурных форм, но и в создании новых, соответствующих каждому национальному направлению республик и областей. Наиболее ярко это движение было выражено в элементах декоративного оформления Высотных зданий, станций метрополитена, в республиканских и областных центрах и т. д. Самым главным примером подобного подхода стал ансамбль Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки, реконструированный в 1950—1954-х гг. Будучи решённым в общем стиле ар-деко, каждый павильон выставки представлял собой выражение каждого региона или отрасли, что давало архитекторам серьёзную задачу работы в нескольких архитектурных стилях одновременно. Особенно яркими работами стали павильоны по проекту Жукова, Полупанова, Кликса, Ревякина, Ашастина, Ефимова и др. авторов. К числу лучших примеров в довоенной архитектуре СССР относятся: Театра оперы и балета в Ташкенте, здания Верховного совета и ИМЭЛа в Тбилиси, застройка центральных площадей в Ереване, административные и гражданские сооружения в Баку и в др. городах.

Сталинская архитектура в городах России

  • В Москве — «сталинские высотки» (здания МГУ, МИД и Министерства транспорта, жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, гостиницы «Ленинградская» и «Украина»), Архитектурные сооружения ВДНХ. Ансамбли Тверской улицы, Кутузовского, Ленинского, Ленинградского проспектов, проспекта Мира, Краснопрудной, Русаковской, Щербаковской и других улиц, Лубянской, Суворовской и других площадей Садового кольца. Архитектура канала имени Москвы. Архитектура станций Московского метрополитена второй — пятой очередей.
  • В Санкт-Петербурге (Ленинграде) — Дом Советов, ансамбли Московского проспекта, проспекта Энгельса, проспекта Стачек, Ивановской улицы, квартал в районе Наличной улицы и Большого проспекта Васильевского острова, площади Калинина, Светлановская, Комсомольская, Заневская; станции первой очереди Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена, ансамбль привокзальной площади Колпино, вокзал в Пушкине. В Санкт-Петербурге сталинская архитектура характеризуется меньшей этажностью, нежели в Москве. Среди самых высоких домов, выполненных в этом стиле, — дом 190 по Московскому проспекту (дом со шпилем) у метро «Парк победы» и дома 46, 44 по ул. Кузнецовской. В петербургских домах высота редко превосходит 12 этажей, основной массив застройки — 5-8-этажные здания. Конструктивно здания представляют собой кирпичные, как правило, прямоугольные в плане строения с заглубленным на 1,5-2 метра фундаментом и эксплуатируемым подвалом, материал стен — кирпич или шлакоблок, оштукатуренный снаружи по стальной сетке. Материал перекрытий в домах довоенной постройки — деревянные пропитанные балки, после войны — бетонные балки с желобами. Внутри стены и перекрытия оштукатуривались по деревянной дранке, на пол, как правило, укладывалась керамическая плитка и паркет по лагам, в жилых помещениях применялась листовая сухая штукатурка и фанера, полости обычно засыпались шлаком. Дома в основном имеют металлическую двускатную или шатровую кровлю по деревянной стропильной системе с высотой чердака от метра до трех в коньке. Чердачные помещения, как правило, засыпались шлаком в целях теплоизоляции. Лестничные марши сборные; по стальным или бетонным направляющим укладывались бетонные ступени. В большинстве домов выше трех этажей предусмотрены лифты. Дверные и оконные заполнения, как правило, деревянные двустворчатые.
  • В Нижнем Новгороде (Горьком) — Дом связи, Центральный универмаг. Ансамбли площадей: Горького, Железнодорожников и Революции. Ансамбль Соцгорода Горьковского автозавода.Проспекты: Кирова и Октября.

В Волгограде (Сталинграде) — Аллея Героев, ансамбль набережной, площади Павших борцов, проспект Ленина, ансамбль по улице Рабоче-Крестьянская, дома 31, 33, 35, 37 и 39, ансамбль улицы Мира, ансамбль улицы Советской, театр Драмы, педагогический университет, планетарий, железнодорожный вокзал, Волго-Донской судоходный канал.

Особенности и задачи советской архитектуры

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития – социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю – красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

20-е годы

В 20-х гг. среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Об­щество московских художников, Общество русских скульпторов и др.


Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые живописцы. Для этого времени характерны работы С. Малютина, А. Архипова, Г. Ряжского в портретном жанре, Б. Иогансона — в бытовом, М. Грекова, И. Бродского, А. Герасимова — в истори­ко-революционном, А. Рылова, Н. Крымова, Б. Яковлева — в пейзажном и т. д. Изменяют свое отношение к окру­жающему, к задачам искусства художники, группировав­шиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», бывшие сезаннисты. П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К. Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. Сарьяна, С. Герасимова и др. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А. Дейнеки (1928 г.).

В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Ефимов, Л. Бродаты и др.). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. Кравченко, П. Павлинов и др.). Ее крупнейший мастер В. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, ка­рандашом, литографией или черной акварелью (Н. Купреянов, Н. Ульянов, Г. Верейский, М. Родионов).

Скульптура 20-х гг. продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился, больших успехов достигла портретная скульптура (А. Голубкина, В. Домогацкий, С. Лебедева).

Однако основные усилия скульпторов попрежнему на­правляются на создание памятников. В отличие от пер­вых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита. К ним относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. Щуко, В. Гельфрейх, С. Есеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Шадр) и в Петрозаводске (М. Манизер).

Образы обобщающего значения создали А. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»), В. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.


После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.). Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение обществен­ных ансамблей, промышленное строительство. А. Щусев и И. Жолтовский разрабатывают первый план реконструк­ции Москвы. Под их руководством осуществляется пла­нировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г. А. Щусев создает мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х гг. по планам советских архитек­торов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Бархина; Госбанк СССР И. Жолтовского; Центральный телеграф И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Мун-ца, Н. Гундобина и В. Покровского; Днепровская гидро­электростанция В. Веснина) и т. д.

Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

1970—1979 годы

1970 год

  • Бабаханов, Абдулла Бабаханович (1910—1992), советский узбекский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Иофан, Борис Михайлович (1891—1976), советский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Исраелян, Рафаел Саркисович (1908—1973), советский армянский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Каменский, Валентин Александрович (1907—1975), советский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Король, Владимир Адамович (1912—1980), советский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Курдиани, Арчил Григорьевич (1903—1988), советский грузинский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Орлов, Георгий Михайлович (1901—1985), советский архитектор, вице-президент Академии архитектуры СССР (1962—1963) (Указ от 20.10.1970)
  • Посохин, Михаил Васильевич (1910—1989), советский архитектор (Указ от 20.10.1970)
  • Приймак, Борис Иванович (1909—1996), советский и украинский архитектор, главный архитектор Киева (1955—1973) (Указ от 20.10.1970)
  • Усейнов, Микаэль Алескерович (1905—1992), советский и азербайджанский архитектор и историк архитектуры (Указ от 20.10.1970)

1971 год

  • Фомин, Игорь Иванович (1904—1989), советский архитектор (Указ от 03.05.1971)
  • Сперанский, Сергей Борисович (1914—1983), советский архитектор (Указ от 13.10.1971)
  • Чечулин, Дмитрий Николаевич (1901—1981), советский архитектор (Указ от 13.10.1971)

1975 год

  • Симбирцев, Василий Николаевич (1901—1982), советский архитектор (Указ от 05.06.1975)
  • Уллас, Николай Николаевич (1914—2009), советский архитектор (Указ от 20.08.1975)
  • Ловейко, Иосиф Игнатьевич (1906—1996), советский архитектор (Указ от 28.10.1975)
  • Чеканаускас, Витаутас (1930—2010), литовский архитектор (Указ от 28.10.1975)

1978 год

  • Алфёров, Николай Семёнович (1917—1982), советский хозяйственный и партийный деятель (Указ от 13.02.1978)
  • Андреев, Виктор Семёнович (1905—1988), советский архитектор (Указ от 13.02.1978)
  • Порт, Март Янович (1922—2012), эстонский архитектор (Указ от 13.02.1978)

«Бумажная» архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, М. Харитонов. Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и общественных зданий, построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.


С этим читают