Архитекторы трудной судьбы

Презентация на тему: » Архитектурное наследие В.И. Баженова в Липецкой области.» — Транскрипт:

Работы Баженова

Осуществлённые проекты

  • Михайловский замок (1792) (проект был переработан Винченцо Бренна)
  • Оформление Ходынского поля () (в связи с празднествами в честь окончания Русско-турецкой войны)
  • Ансамбль Царицыно (—) (большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек)
  • Дом Пашкова (—)(спорное авторство, приписывается Леграну)
  • Дом Юшкова (1780-е) (возможно)
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича (только предположение; строительные работы велись Фельтеном и Кваренги)
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге (приписывается, маловероятно; не сохранилось)
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах (—) (не подтверждено)
  • Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901) (совместно с Казаковым)
  • Усадьба Румянцева на Маросейке () (совместно с Казаковым)
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке (—) (достроена Бове)
  • Усадьба И. С. Гендрикова (Спасские казармы) () (совместно с Леграном)
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) ()

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц (проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги)
  • Большой Кремлёвский дворец () (строительство начато, но остановлено в в связи с угрозой для древних памятников Кремля)
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове (отклонён по причине дороговизны)
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного
  • Участвовал в проектировании Казанского собора ()

Истинно русский зодчий

Он родился в 1738 году в семье выходца из крепостных, дослужившегося до существенного канцелярского чина. Благодаря заслугам отца будущего архитектора Матвея Казакова в 1751 году приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774), построившего много зданий в эпоху царицы Елизаветы. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий. Это стало его отличительным качеством.


Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Екатерина II и Баженов: заказчик против архитектора

Строительство Царицынского ансамбля стало следствием внимания Екатерины к Москве — первопрестольной столице, чьи памятники древнерусской архитектуры воспринимались тогда как русская готика. Тогда же императрица определила и южные приоритеты: она стремилась на юг, в сторону Константинополя.

Остались весьма подробные чертежи и планы Баженова, его заметки и письма. Известно, что императрица желала покрыть все крыши желтой поливной черепицей, то есть глазурью, которая бы сверкала на солнце. Выглядеть это должно было потрясающе: красные, как Кремль, кирпичные здания, богатый белокаменный декор и поливные крыши, сверкающие наподобие кремлевских золотых куполов! Однако Баженов был против.

По замыслу архитектора, убежденного классициста, Царицыно должно было стать метафорой героического средневекового прошлого. Как отсылки к древнерусской архитектуре выглядят картуши на Виноградных воротах, кокошники в декоре корпусов. Это была совершенно оригинальная баженовская архитектура.

Одним из первых сооружений всего ансамбля стали виноградные ворота, построенные в 1777—1778 годах. Они обозначают условную границу между дворцовой и парковой частью усадьбы. За затейливые формы и декор Баженов называл их «фигурными». Современное название — «Виноградные» — появилось в середине ХХ века из-за похожего на виноградную гроздь белокаменного декора в проеме арки.

Если бы Василий Баженов смог достроить Царицыно, то это был бы выдающийся памятник. Правда, жить в нем, возможно, было бы не очень удобно — уж очень оригинальна и причудлива его архитектура.

Биография

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице

Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу

Из школы Ухтомского Баженов — по ходатайству И. И. Шувалова — перешёл в Академию художеств; там его свои способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора.

В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию.

Вслед за Ж. -Ж. Суффло, К. -Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику» и не всегда были осуществимы в реальности.

Архитектор В. И. Баженов в кругу семьи, 1770-е


По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина).

Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне.

В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка. «Форум великой империи» на Боровицком холме проектировался как грандиозный общественный центр, к которому должны были сходиться все улицы Москвы. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но по воле императрицы сооружение было отложено и потом оставлено совсем; снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым.

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского барокко конца XVII в. и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 г., работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

Литература

  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука. — М.: Издательский дом «Искусство», 2001. — (Мир художника) — 304 с.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 289. — 454 с.
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника . — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. — 372 с. — 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. — М., 1951.
  • Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка . — М.: Молодая гвардия, 1980. — 224,  с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 5 (601)). — 100 000 экз. (в пер.)
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Баженов. — М.: Искусство, 1985. — (Жизнь в искусстве).
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001. — 1224 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-8243-0240-5.
  • Сироткина И. Е. БАЖЕНОВ Василий Иванович // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 42—43. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  • Собко Н. Баженов, Василий Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799—1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. — М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. — 160 с. — 5 000 экз. (в пер., суперобл.)

Интересные факты биографии

  • Отец Баженова, Иван Федорович был обычным дьячком и за отличный бас назначен псаломщиком в церковь Иоанна Предтечи на территории московского Кремля. Маленькому Васе была уготована судьба отца, и уже в раннем детстве он пел в хоре Страстного монастыря
  • Одноклассниками Баженова по московской гимназии были издатель сатирических журналов Новиков, писатель Денис Фонвизин, известный архитектор Иван Старое, политический деятель Григорий Потемкин
  • По окончании академии в Париже Баженов получил диплом с отличием, который предполагал получение золотой медали. Но будучи иностранцем и не являясь католиком, он автоматически был лишен этой награды
  • Личность Баженова вызывает многочисленные споры у биографов и историков архитектуры. Не точны данные его места и даты рождения. Не установлено место окончательного захоронения. Практика совместной работы над проектами и потеря архивов часто делает авторство Баженова не доказуемым


Было интересно?

ДаНет

Кухонный корпус

В Царицыно сохранилось ещё одно строение Баженова — кухонный корпус, или Хлебный дом. Это квадратное здание со скруглёнными углами изначально предназначалось для кухонь, хранилищ-кладовых и жилья для прислуги. Входы в него сделаны с внутренней стороны — чтобы слуги и различные хозяйственные перемещения не попадались на глаза гостям и хозяевам усадьбы. В цокольном этаже из белого камня выложены ледники, которые прекрасно удерживают температуру. Весь фасад украшен различными символами: караваи хлеба с солонками, гирлянды бокалов, масонские линейки и пр. В настоящее время Хлебный дом используется для проведения концертов и других культурно–массовых мероприятий. Иногда в нём проходят банкеты.

Эпопея в Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль, получивший название «Царицыно» был заложен на землях, выкупленных Екатериной в 1775 году. Он должен был стать первым подобным объектом, расположенным вне Петербурга. Проект был заказан Баженову и предполагал использование того фантазийного стиля, который назывался псевдо или «русской готикой», а Баженов называл «нежной» готикой.

За реализацию этого проекта зодчий взялся со всем жаром, целых десять лет велось строительство комплекса, но заканчивать его возведение пришлось опять Казакову. Среди причин монаршего гнева, который обрушился на Баженова после посещения Екатериной Царицына, называют принадлежность архитектора к «вольным каменщикам» – императрица усматривала в масонстве силу, способную возвести на престол её сына – Павла I. Есть и другие мнения, в чем истина – узнать невозможно, но достраивал дворцы и их окружение М. Казаков. Архитектор постарался бережно отнестись к работе друга и наставника, оставив нетронутыми некоторые постройки Баженова. Загородной подмосковной резиденцией русских царей Царицыно так и не стало, но возрожденное в современном виде оно является популярным местом отдыха и одной из достопримечательностей Москвы.

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим – в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.


Архитектор-педагог

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.

Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом. В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут».

Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже — здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений.

Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года. При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц

Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города.

В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.


С этим читают